Цикл материалов «Суздаль, ноябрь 2023»:
Отзыв об отеле Гостевой дом Усадьба Сурикова, Суздаль
Ноябрь, конечно, не самый благоприятный месяц для путешествий по родимым просторам, но так уж случилось, что именно в ноябре выдалась у меня пара свободных дней среди недели. В будни то бишь. А будни, как известно, штука выгодная — и цены в отелях ниже, и народу «в» и «возле» всяческих «посетить непременно» меньше. То есть неплохо бы податься именно туда, где особенно проблематично побыть не в толпе. Ну, и чтоб недалеко.
Так вот и возникла идея поехать в середине ноября в Суздаль. Небесная канцелярия, разумеется, могла путешествие изрядно подпортить, однако, от ее пакостей и в июле никто не застрахован…
Повторить Суздаль хотелось уже очень давно, но почему-то нередко попадались мне страшилки о том, что добираться туда самостоятельно и безлошадно чересчур заморочно. Теперь вот думаю, что писали это те, кто прекрасно знает, что это не так, дабы отвадить «конкурентов»)))
Нет, ну в самом деле — какие сложности?! До Владимира долетаешь на «Ласточке», пересекаешь площадь между ж-д и автовокзалом, садишься в автобус и через 40–50 минут — добро пожаловать в Суздаль! Кстати, вдруг кому-то пригодится: бодрым шагом от вагона поезда до кассы автовокзала минуты три.
А еще меня так напугали «некофмортными» ПАЗиками, которые трудятся на маршруте Владимир-Суздаль, что решила ехать на ивановском автобусе, в полной уверенности, что «дальний» будет большим и удобным. Угу… как бы не так! Мало того, что пришлось для покупки билета предъявлять паспорт (межобластной транспорт, несмотря на то, что мне в Суздаль), так просто глазам не поверила, увидав раздолбанный «микрик» вместо ожидаемого комфортабельного автобуса! А у соседнего перрона красовался чистенький, новенький, совсем не похожий на сельский кошмар времен СССР, ПАЗик до Суздаля!
То есть вообще-то я на него не успевала, еще и поэтому выбрала ивановский, но — тетенька по трансляции вещала, что «автобус на 9–00 до Суздаля отправлением задерживается». В итоге тронулся он все же раньше убогого «ивановца»… Который тоже малость выбился из графика.
Ну да ладно, еду и хорошо! Жаль, конечно, что оконца в микрике тоже микро, да еще сильно тонированные… Но, позитив ведь наше всё? «Авось все же что-то да увижу», — думала я, настраиваясь на позднеосенние красоты вдоль дороги.
И — тадаммм! Все в курсе, что Суздалю в 2024-м исполнится 1000 лет? Я была совершенно не в теме, зато прониклась сим фактом почти сразу после выезда из Владимира. Ибо аккурат под эту дату затеяли капитальный ремонт трассы «Золотое кольцо». Нет, дело, разумеется, нужное и важное, но я ТАКОГО ремонта дороги никогда в жизни не видела! Для проезда транспорта оставили узенькую ниточку, временами даже в одну полосу, с реверсивными движением, а по бокам от нее с обеих сторон бывшего шоссе простиралось нечто, напоминающее полигон, где проводили испытание чего-то сильно разрушительного. Разворочено так, что смотреть страшно! Причем на много метров вширь… Выкорчеванные деревья кое-где штабелями сложены… Пейзажи, ага…
Больше всего боялась, что встанем мы сейчас в жуткой пробке и в Суздаль я попаду хорошо за полдень…. Но — обошлось! Слава Богу, что не выходной и не праздники! И даже не так, чтобы уж совсем медленно тащились, минут на 10 дольше расписания получилось.
Без понятия, где и как проходит это самое «Золотое кольцо», но до окончания капремонта, лучше, наверное, на авто (а также на автобусах из Москвы, к примеру) по этой трассе не ездить!
Дорожный постапокалипсис где-то возле Суздаля закончился, не дошел еще сюда его вал. Микрик притормозил возле какой-то асфальтовой площадки, и: «кому до Суздаля, выходите». То есть?! Оказалось, ивановский рейс в город не сворачивает!!! Вот же я попала… Стою, озираюсь, пытаясь сообразить, что дальше делать… И тут не иначе небеса решили, что хватит уже с меня на сегодня каверз, послав доброго ангела в лице пожилого дядечки с джипом, предложившего подкинуть мало того до города, но и прямо по нужному адресу! (Нет, на фото не пункт назначения)))
Чтоб не слишком скучно было читать о дорожных подробностях, анонсом милый домик из Суздаля
До автовокзала от этой развилки, кстати, совсем недалеко, другое дело, что до центра города топать бы пришлось порядочно. Ну, или ехать на местном рейсовом автобусе, которые иной раз пропадают минут на 40.
Дядечка, кстати, — дай Бог ему здоровья и всяческого благополучия! — даже почти обиделся на мое предложение заплатить. Говорю же — ангел!
Оказавшись в уютном номере забронированного отельчика, вскоре и думать забыла о дорожных безобразиях, такая вокруг была тишина и благодать… И, конечно, хотелось скорее идти знакомиться с городом. Именно знакомиться, т. к. первая встреча с Суздалем, состоявшаяся еще аж в студенческие годы, не в счет.
Начать решила с самой дальней от отеля «точки» на туристической карте — Спасо-Евфимиева монастыря: денек был сереньким, но для ноября вполне сносным, надо пользоваться моментом. Поди знай, что небесная канцелярия завтра вытворит?..
Вот только целенаправленно шагать куда-либо по Суздалю занятие весьма сложное))) Лишь только вышла из ворот «Усадьбы Сурикова», метнулась через дорогу, к домику, окна которого являли собой почти витрины музея народного творчества! А домик следующий поманил диковинными птицами наличников…
Вернувшись на «свою» сторону улицы Ленина, не смогла пройти мимо двора с гигантской пушкой — так необычно оформлен вход в трактир «Пушкарь», являющегося частью гостиничного комплекса «Пушкарская слобода».
Это целый городок, с интересной территорией, побродила там на другой день. А вечерами здания его все в огоньках гирлянд: сияют, что тебе рождественская елка.
Дабы попасть к центру, нужно было пересечь речку Каменку. И здесь я снова «зависла»… Кто сказал, что ноябрь это грусть-тоска?! Нет, может быть, некая меланхолия в этом пейзаже и есть, но уж точно не тоска: сколько красок, несмотря на позднюю осень…
А на другом берегу так и манила дорожка к Никольской церкви и Кремлю… Но, решила в монастырь, значит в монастырь! Церковь постепенно исчезла за холмом, в конце концов осталась от нее лишь изящная главка на тонкой шейке, составляющая интересный дуэт с белоснежной колокольней.
Из-за грядущего тысячелетия, тротуары в городе кое-где перекопаны, а фонари стоят сразу по два: старый-новый.
Хозяин Усадьбы даже сокрушался, что ходить по улицам сейчас не очень удобно. Но на самом-то деле по настоящему лихие раскопки ведутся только на Торговой площади, в остальных местах, все во вполне щадящем (уж по сравнению с Москвой точно!) режиме.
Подробностями обновления покрытия возле Гостиного двора поделился со мной дядечка на джипе: оказывается, старую брусчатку вынимают, чистят, моют и кладут обратно! Выровняв, впрочем, перед этим основание. Из серии модного нынче «а что, так можно было?!«)))
Миновав готовящуюся в юбилею площадь, пытаюсь не сбиваться с пути истинного и держать курс на монастырь))) С переменным успехом: и наличники снова отвлекают, и как не сунуть нос во двор, где такая вот прелесть притаилась?
А подсолнухи в ноябре вы видели?.. Наверное, не часто, а я вообще никогда, и как снова не перебежать на другую сторону улицы, к затейливо оформленному ограждению еще одного отеля-городка «Николаевский посад»? И котики милые… Но мой любимец здесь — зайка-сибарит! На Таити его точно не заманишь)))
Наконец впереди все же показались краснокирпичные башни монастыря… И — тут же возник на пути дворик с кучей всякой «барахольной» всячины, ладно бы только на столах, но даже и на стенах! Разумеется, пока я всю эту дребедень не рассмотрела, не успокоилась))
Рядом с двориком стоит удивительный дом: такое впечатление, что его можно сложить, как матрешку! Одна часть точно повторяет другую, но чуть меньше. Двускатные крыши венчают самые что ни на есть «коньки», а трубы с флажками будто из замка какого-нибудь.
Табличка рядом гласит, что сие есть «Посадский дом — редкий памятник гражданского каменного зодчества конца 17-го — начала 18-го веков». Без всякого сомнения — редкий. Никогда ничего подобного не видела. И до чего хорош!
Напротив Посадского дома — Смоленская церковь, увенчанная изящным пятиглавием. Церковь и дом — ровесники, она тоже построена на рубеже 17-го-18-го веков.
На контрасте с почти воздушной церковью стены Спасо-Евфимиева монастыря кажутся особенно мощными…
В красивом сквере у входа в монастырь, судя идеальным газонам и новеньким дорожкам из плитки, недавно реконструированном, памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, уроженцу Суздальской земли. То, что «князь» известно всем, а вот о том, что род Пожарских являлся отдаленной ветвью Рюриковичей, я, то ли не знала, то ли запамятовала.
Место для памятника, как мне кажется, выбрано идеально, настолько органично смотрится он на фоне мощной проездной башни монастыря. Особенно, после того, как в конце 2014-го года был немного изменен постамент: его сделали чуть выше, и цвет стал почти в тон стен обители.
А вообще появился бюст князя Пожарского здесь 28 октября 1955 года, в год десятилетия победы в Великой Отечественной войне. Героев народного ополчения 1612 года всегда вспоминали в лихие годины, когда России грозила смертельная опасность. Вот и во время Великой Отечественной имя и образ князя Пожарского, среди прочих великих защитников и полководцев России, призваны были вдохновлять советских воинов на борьбу со злейшим врагом.
Монастырь в настоящее время действующим не является, его территория входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Потому и шла я сюда именно как в музей, совсем никакого трепета духовного не испытывая. Но, почти сразу за Проездной башней (где полагается купить билет), ощутила вдруг тот особый покой, который обычно нисходит на меня в монастырях, где молитва не прекращается ни днем, ни ночью.
Правда, и народу вокруг почти не было, лишь редкие одиночные посетители, никаких туристических групп, с вещающими о достопримечательностях гидами… Есть свои прелести и в ноябре, право слово… И даже почти уже погрузившаяся в долгий зимний сон природа способствовала тому, что самая мелкая деталь, вроде вдруг возникшей «клумбочки» ярких листьев, становилась заметной, памятной.
Вот, казалось бы, что в это время года делать в Аптекарском огороде? (В послушание монахов входило когда-то выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв). Аккуратные грядки почти пусты, деревья давным-давно облетели… Но как же замечательно дополняло кружево ветвей вид на одну из угловых башен монастыря, стены с галереей боевого хода и главки Смоленской церкви над ними. А под стеной — колодец, уютный такой, деревенский, с крытой дранкой крышей… И колодец у стен братского корпуса, во фруктовом саду, тоже хотелось запомнить…
Кстати, территорию слева от входной дорожки, где пока что «чисто-поле», сейчас активно обустраивают. Уже установили длинную перголу для чего-то вроде винограда, и, наверное, будет здесь вскоре еще один сад.
Ну, а я, наконец, вхожу в самую старую часть монастыря через арку надвратной Благовещенской церкви. Белокаменной, с лаконичным декором. Но какие окна — все-все разные!
В 16-м веке арка эта была главными воротами обители, а впоследствии территорию заметно расширили. Сейчас в этом храме размещается выставка «Дмитрий Пожарский — национальный герой России». Не посетила, почему-то мне на тот момент вообще ни в какие музеи не хотелось.
Нравилось просто неспешно брести по дорожкам монастырского двора, который впору назвать парком. Тихо-тихо было вокруг…
За тишину, между прочим, некогда весьма ратовал первый игумен монастыря (основан он в 1352 году, старина…) преподобный Евфимий. Братии запрещалось разговаривать между собою в церкви, предписывалось хранить молчание во время трапезы, и, молча же, полагалось расходиться по своим кельям после трапезы. Строгий устав, однако…
Но прежде всего, строг был блаженный Евфимий к себе самому. Прожил он долгую подвижническую жизнь, преставился ко Господу в возрасте 88 лет. А после кончины прославился многими чудесами и исцелениями. Когда в 1511 году восстановили после пожара Преображенский собор монастыря, один из его приделов освятили в честь преподобного Евфимия, и монастырь стал именоваться не Спасо-Преображенским, а Спасо-Евфимиевым.
Думаю, в тот день, взирая с Небес на свою обитель, первый ее настоятель мог быть доволен — никакой суеты, разговаривают немногие посетители в полголоса, и даже любителей запечатлеть себя, ненаглядных, на фоне всего подряд не наблюдалось.
И, хотя монашеская жизнь здесь пока не возродилась, с февраля 2017-го года богослужения в Спасо-Евфимиевом монастыре совершаются ежедневно, а Божественные литургии в Спасо-Преображенском соборе — по воскресным дням. 12 марта 2017 год совершен был первый в новейшей истории обители монашеский постриг. Ожидается, что в ближайшем будущем часть строений на территории обители будет возвращена Церкви для нужд монашеской жизни.
Конечно, два самых торжественных строения Спасо-Евфимиева монастыря это Собор и звонница рядом с ним.
Звонница к тому же облика не так часто встречающегося: с тремя арочными пролетами на подклете. Но прежде нее была построена девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны» (до чего люблю такие вот «уточнения» в названиях храмов!). Подобной церкви-башни я точно нигде прежде не видела! Дата ее создания 1530 год, и лишь через 80 лет к церкви пристроили первую арку, а спустя век — еще две. Удивительно красивый ансамбль получился!
Белоснежная — свечкой! — церковь и примыкающая к ней, пудрово-розовая с белым, аркада звонницы. Некогда находилось здесь 17 больших колоколов, пожертвованных боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола составлял 560 пудов (примерно 9172 кг). Всегда удивляюсь, как в прежние времена умудрялись «нагрузку» рассчитывать… Звонница выглядит до того изящной, а такой вес выдерживала!
Увы, голос монастырских колоколов услышать мне не довелось, хотя читала, что чуть ли не ежечасно проходит здесь концерт колокольных звонов. Но, видимо, не в будний день ноября. Часы на башне звонницы тоже необычные — с одной стрелкой. Неспешно когда-то люди жили, минуты им были ни к чему))). Впрочем, каждую четверть часа отбивали все же малые колокола в «часовенной палатке». Она сохранилась, но не используется, в восстановленные в 2004-м году часы установили кварцевый механизм.
Налюбовавшись звонницей, вхожу в Собор… Зная, конечно, что увижу фрески знаменитого Гурия Никитина, с которыми встречалась уже не раз и в Костроме, и в Переславле-Залесском, и в Ростове. Но «быть готовым» к ЭТОМУ невозможно… Каждый раз удивление, ликование и благодарность за возможность видеть…
Почему-то особенно запомнилось изображение в центральном куполе храма: Троица Новозаветная, называемая еще «Отечество»: Бог-Отец, восседающий на престоле, на Его коленях — Христос Эммануил, на груди Бога-Отца — голубь, символ Духа Святого. А еще впечатлили два ангела на арке в приделе Святого Евфимия и множество «медальонов» с образами различных святых, в обрамлении чудесных цветов на голубом фоне.
В храме кроме меня не было ни-ко-го… Можно было спокойно сесть на скамью у западной стены и ВНИМАТЬ… Удивляясь, как могла артель всего из десяти человек такое творить… Фрески этого собора были одной из последних работ Гурия Никитина… Ну и который раз убедилась, что великое на то и великое, что может «настигнуть» каждого. В какой-то момент вошел в храм молодой человек, явно «ради галочки»: коли приехал, как не зайти? Глянул бегло по сторонам и замер…Выражение лица его из скучающего стало изумленным, и через пару минут он уже сидел неподалеку от меня, вглядываясь в древние фрески, и шепча: «Вот это дааа…»
А я так засмотрелась на росписи, что даже не заметила, что в храме нет иконостаса! Дошло это до меня лишь совсем недавно, когда в музее имени Андрея Рублева в Москве этот самый иконостас Спасо-Преображенского собора увидела. На сайте монастыря прочитала, что все же надеются иконостас в храм вернуть, пусть даже в качестве экспоната Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Собор, мне кажется, стоит обойти со всех сторон. Очень мне понравился вид с севера на него и на Успенскую трапезную церковь.
Прелесть прелестная совсем крохотная — снова столпообразная — церковка, вплотную примыкающая к Успенской. Украшенная несмотря на миниатюрность кокошниками в три яруса и грациозной главкой. У нее и название собственное есть — Диомидовский придел.
А с восточной стороны от Собора находятся мраморный крест и мемориальная плита, отмечающие место захоронения князя Дмитрия Пожарского. Рядом — памятник-часовня, сооруженный изначально на народные средства в 1885 году и восстановленный в 2009. О том, как усыпальницу рода Пожарских в монастыре было дело «потеряли», а потом, после визита в 1850-м великих князей Михаила и Николая, сыновей императора Николая I, после предпринятых археологических изысканий вновь обрели, о том, как возвели, но в богоборческие годы разрушили мавзолей, замечательно написала в своем рассказе Елена Серафимовна. Надеюсь, больше уже никто и никогда место упокоения истинного героя России и мавзолей, его памяти посвященный, не побеспокоит…
Кстати, показалось мне, что на фоне по-ноябрьски строгой природы смотрится он интереснее, чем летом.
По дорожкам парка я бы кружила и кружила — куда ни глянь, какая-нибудь красота открывается: то снова киворий, но уже с другого ракурса, то деревянные крылечки братского корпуса, то вновь золотой и зеленые купола собора,
то — вдали — главки Смоленской церкви, которые меня прямо-таки завораживали своим изяществом.
Можно было бы и на скамеечке где-нибудь посидеть, но — не май месяц, однако… Подмерзла! Никакие блинные и т. п. по случаю отсутствия народа на территории не работали, но на счастье, догадалась я заглянуть магазинчик, расположенный в надвратной церкви.
Внутри оказалось мало того тепло, так еще и очень радостно! Продавали там всякую-всячину, выполненную в технике лоскутного шитья. Причем с порога добрая женщина сказала, что фотать у них можно.
Ну, и ясное дело, я перезнакомилась с большинством симпатичных обитателей заведения, и, разумеется, после столь радушного приема было совершенно невозможно уйти без покупки. Правда, симпатяги-ангелы и прочие домовёнки-Кузи по четыре с лишним тыщи мне никак не по карману, но кухонные прихваточки на память о Суздале в мою сумку перекочевали))).
Если выходя из Проездной башни монастыря повернуть направо, выйдешь на высокий берег Каменки, на площадку, с которой открывается великолепная панорама Покровского монастыря.
До него отсюда совсем близко, нужно лишь пройти вдоль стен Спасо-Евфимиева, и перейти реку по мостику, но Покровский монастырь решила отложить на завтра.
Кстати, почти напротив Покровского, но на этом берегу Каменки, расположен еще один монастырь — Александровский. И сейчас к нему обустраивают пешеходную дорожку. Думаю, гулять по ней над рекой будет сущая благодать… С такими-то видами!
Я же возвращаюсь на улицу Ленина и шагаю назад к центру, продолжая пополнять коллекцию наличников, диковинных заборов, уютных особняков.
А какой водосточной трубой может похвастать ресторан «Огурец»! С короной! (Огурец, как известно, местная знаменитость. Еще в 18-м веке историк Анания Фёдоров писал: «В Суздале по доброте земли и приятности воздуха лука, хрена, а наипаче огурцов преизобильно». Праздник огурца проходит в городе ежегодно уже двадцать с лишним лет).
Александровский монастырь, однако, из головы не шел: по берегу не пройти, так, может, как-то «изнутри» получится подобраться поближе? И в самом деле — увидела вскоре указатель! Свернула послушно в какую-то улочку и, узрев нечто вроде пролома в стене, нырнула туда, оказавшись в каком-то не слишком прибранном саду. Судя по проездной башенке, увенчанной главкой с крестом, владения церковные?..
Правда, от реки вроде далековато… Вскоре выяснилось, что это вовсе даже не Александровский, а Ризположенский монастырь. Который пока лишь возрождается из руин, но, однако, уже имеет красивейшие двухшатровые ворота: граждане добропорядочные именно через них и попадают на территорию, а не как некоторые — «с тылу»))).
Садик, кстати, я совершенно напрасно назвала не слишком прибранным. Конечно, вид у него неидеальный, но, если учесть, что не так давно тут и вовсе был сплошной бурьян, сделано немало, причем, поначалу лишь силами четырех сестер, переселившихся сюда из Свято-Боголюбского монастыря. Монашеская жизнь начала здесь возрождаться в 1999 году, и в первое время в здании старой трапезной палаты, приспособленной под келейный корпус, не было ни электричества, ни отопления.
Ризположенский женский монастырь принадлежит к числу древнейших в России, основан в 1207 году. Дивно красивый Собор Положения Риз Пресвятой Богородицы — на счастье уцелевший — возведен был при царе Иване Грозном.
Залюбовалась изразцами, колонками, обрамляющими окна, и даже решеткой на окне, хотя вряд ли она старинная. Но очень «в тему», мне кажется.
Прославлен монастырь иноческими подвигами преподобной Евфросинии Суздальской. Была она старшей дочерью Черниговского князя Михаила Всеволодовича, погибшего мученической смертью в Орде. В 15 лет приняла Евфросиния постриг в Ризположенском монастыре, а через 11 лет, в 1238-м, молитвами ее монастырь был спасен от разорения татарами. Преподобная Евфросиния много веков почиталась в народе, на месте ее погребения случались чудесные исцеления. В 16-м веке она была канонизирована. А в 1699-м году мощи святой Евфросинии Суздальской торжественно перенесли в Ризположенский собор и поместили в серебряную раку.
Думаю, необычное название монастырской колокольни — Преподобенская — тоже связано с Евфросинией Суздальской. Возведена она была в честь победы в Отечественной войне 1812-го года. Высота колокольни 72 метра и выше нее зданий в Суздале нет. Жаль, полюбоваться ею не удалось — в реставрационную сетку укутана. Надеюсь, что приближающийся юбилей города процесс этот ускорит. Увы, навсегда утрачен Троицкий собор монастыря, некогда считавшийся самым величественным и красивым храмом Суздаля…
Но, удивительное дело: хотя до «рая на земле» работы здесь еще непочатый край, а благодать ощущается… Уходить не хотелось… Однако, ноябрьский день короток, приходилось поторапливаться.
К счастью, несмотря на раскуроченную брусчатку Торговой площади (впрочем, часть ее уже лежит на месте; судя по внешнему виду, и в самом деле отмытая, придумают же!), нарядными Казанской и Воскресенской соборным церквями удалось полюбоваться почти без помех. Особенно Казанской. С определенного ракурса, кстати, и не поймешь, что это два храма, а не один. На первом плане, с портиком с колоннами — зимняя Казанская церковь, а колокольня с нетипичным для Суздаля завершением — не шатровым, а сферическим, с высоким шпилем — принадлежит церкви Воскресенской.
Оба храма такие яркие, радостные, будто два солнышка на площади сияют!
Не миновала я, конечно, и пару-тройку лавок Гостиного двора: магазинчики стильные, симпатичные, красивых вещиц и всяких «народных» вкусностей тьма. Цены — тихий ужас))) Бродя по лавкам, согрелась и направилась к Кремлю.
Сразу за Гостиным двором обнаружив еще две церкви. Тоже парочкой стоят — Входо-Иерусалимская и Пятницкая. И «парочкой» по той же причине: одна теплая, зимняя, вторая — летняя. Зимняя, Пятницкая, поскромнее, но какая главка у нее интересная!
С удивлением узнала, что пятиглавие Входо-Иерусалимской церкви было возвращено уже в наше время, в 1990-х. Т. к. почти сразу после постройки, в начале 18-го века четыре ее главы были снесены. Уж не знаю, кому и чем ТОГДА они могли помешать?..
Шагая по Кремлевской улице, не минуешь и церковь Успения Божией Матери на Княжьем дворе.
Пусть в Александровский монастырь и не попала, но один из его храмов увидела: в 2009 году распоряжением Епископа Владимирского и Суздальского Успенская церковь была приписана как раз к этой обители.
Возле церкви — домики ярмарки, тут же и разные кафешки-ресторанчики, стены одного из них порадовали забавными росписями, а окна — «цветочными» наличниками.
К Кремлю подошла, когда уже заметно смеркалось.
И даже подумала, что, наверное, смысла нет туда идти, но тетушки в кассе «взяли меня в оборот» (народу-то в городе раз-два обчелся, каждый «клиент» дорог), дружно уверяя, что до закрытия еще два часа и что я всё-всё успею. Уговорили! И ведь хорошо, что уговорили! И здесь тоже было тихо-тихо и почти безлюдно…
В сгущающихся сумерках стены храмов и архиерейских палат казались голубоватыми,
но в какой-то момент включилась подсветка (а я-то опасалась, что буду в потемках бродить!), и белокаменные постройки мягко засияли на фоне вечернего неба.
А от деревянной Никольской церкви, перевезенной сюда из села Глотово в 1960-м году, просто глаз было не отвести… Обошла ее со всех сторон, любуясь, а, найдя самый «вкусный» ракурс, надолго перед нею замерла, чем насторожила охранника)))
Так и стояли: я на церковь смотрю, он на меня! Пришлось сеанс любования подсократить, дабы не нервировать служивого…
В Архиерейские палаты уж не пошла, и так впечатлений за день через край, но в Богородице-Рождественский собор — обязательно. И, хотя прежде всего меня там интересовали фрески и «златые врата», первое, что изумило — Царь-фонарь! В Москве Царь-пушка и Царь-колокол, а в Суздале — такое вот диво!
Высота фонаря более двух метров и исполнен он в виде круглого храма с пятью увенчанными крестами главами. Изготовлен светильник-гигант из золоченой меди и чугуна, потому весит 160 кг! По бокам его можно увидеть так называемые «уши». Во время крестных ходов в уши вдевали шесты-оглобли, держа за которые, фонарь несли аж восемь человек! Внутрь помещали множество свечей, которые не гасли, благодаря закрывающей ажурный цилиндр от ветра слюде. Представляю, какое впечатление этот чудо-фонарь производил во времена, когда многие жили при лучине…
Ну, а сейчас, для наглядности, светятся в Царь-фонаре свечи электрические, что, конечно, совсем не то…
Пятиярусный иконостас Рождественского собора создан в конце 17-го века, фигуры святых изображены на мерцающем фоне из золоченого серебра. Очень мне запомнилась «Богородица на престоле» местного яруса. Трон или престол — богатейший, одежды и Матери и Младенца — изысканные, у Нее еще и башмачки красные! А лицо — совсем юное, почти детское… Написана икона в 1688 году мастером Артемием Катунцем. Выделялась в том же местном ряду икона Рождества — отличным от всех прочих колоритом, с обилием оттенков бирюзы. И подробности интересны — никак не пещера! Скорее чуть не царские чертоги: колонны, балдахин над ложем Богородицы.
Вообще собор украшен так обильно, что голова кругом! Растеряться можно, и потеряться даже))) Но — Златые врата в уме надо держать обязательно, чтобы ни в коем случае не пропустить. Хотя бы потому, что сохранилось таких в России всего несколько. Причем в Суздале, в Рождественском соборе сразу двое — Южные и Западные.
Уж каким чудом «выжили» — одному Богу ведомо, учитывая бурную историю Суздаля времен их создания, и то, что нынче тщательно оберегаемые, некогда они были самыми что ни на есть вратами, дверьми в собор. То есть первыми встречали всяческие напасти. Впрочем, наверное, не так-то просто умыкнуть покрытые металлом двери высотой чуть не в четыре метра.
А декор на них — за что так высоко и ценятся! — практически вечный. Выполнен он в технике огневого золочения. Медные листы основы тщательно полировали, затем колонковой кисточкой покрывали тонким слоем лака, изготовленного из скипидара, воска, живицы и гудрона. После высыхания лака, поверхность вновь полировали и … коптили. В итоге медь приобретала глубокий черный цвет.
Далее начиналась работа художников: они тонкой иглой процарапывали на поверхности рисунок, потом специальным ножом контур будущего изображения углубляли до медной основы. Показавшийся металл протравливали серной кислотой. Тем временем из листов сусального золота, растворенного в ртути, готовилась золотая амальгама, Полученную пасту выдавливали в канавки рисунка, после чего изделие медленно нагревали на древесных углях. При этом ртуть испарялась, а золото сплавлялось с медью. На веки вечные! Рисунок, выполненный в технике огневого золочения, невероятно прочен: не сотрется, не осыпется, ему не страшна коррозия. Бессмертная красота, за которую создатели ее наверняка заплатили ранней гибелью… Ведь в процессе работы дышали они крайне ядовитыми парами ртути…
Темы клейм (квадратов, на которые разбита поверхность) Западных врат посвящены евангельским событиям, Южных — сюжетам различных книг Ветхого завета. Каждый сюжет еще и подписан, буквы — которым на минуточку 900 лет! — видны прекрасно, потому врата являются еще и памятником древнерусской письменности. Валики между клеймами и умбоны (полусферы на пересечении линий) покрыты затейливым растительным орнаментом, а также фигурами зверей и птиц. А «дверное кольцо» держит в пасти лев, не так чтобы очень на льва похожий, но и не водились же львы на Руси))).
По свидетельствам тех, кто видел врата на предназначенном им месте, у входов в собор, подобны они были «гигантской золотой иконе, сиявшей в резном киоте портала».
Почти все поверхности собора расписаны, но самые старые фрески можно увидеть в южном приделе. В отличие от прочих они совсем не яркие, но до того нежные!
И совершенно изумительный здесь Деисус…
Пожалуй, этой фреской и закончу рассказ о первом дне в Суздале…