Как выяснилось, до поездки в Вологду я имела весьма смутное представление как о ее истории, так и о том, как она выглядит. Поскольку с этим городом не связаны события, освещённые в популярных исторических изданиях, в частности, в учебниках, то виделась она маленьким провинциальным городком с непременным детинцем — кремлём. Или с тем, что от него осталось… В общем, сидит дЕвица за резным палисадом, кружева плетёт либо маслице в горшочке мутовкой взбивает из густого вкусного молочка. Оказалось, что город, крупный и современный, в своё время претендовал быть столицей Русского царства, и кремль обещал быть самым большим — вдвое больше Московского.
Все эти события происходили после долгой борьбы между Москвой и Новгородом, в результате которой Новгородское княжество вместе с вологодскими землями вошло в состав Русского государства со столицей в Москве (при Иване III). К началу строительства в Вологде каменного детинца в 1566 году, однако, столицей и местом пребывания царя Ивана IV Грозного уже 12 лет была Александровская Слобода. За год до начала этого строительства Вологда была включена в состав опричных земель. Не планировал ли Иван Грозный обосноваться именно здесь? Заложенный в 1567 году детинец занимал большую площадь. Я вырезала на современной карте города границы исторической застройки Вологодского кремля.
Как можно увидеть, Архиерейское подворье, которое сейчас называют Вологодским кремлём, занимает лишь малую часть территории той самой крепости, которую хотел здесь видеть грозный царь. Однако в 1571 году, когда уже были построены 9 башен и каменная стена с юго-восточной стороны и две башни с пряслами на юго-западном углу, царь неожиданно и поспешно уехал, чтобы никогда больше сюда не вернуться. Деревянный острог, дополнивший недостроенные каменные стены, сгорел в 1612 году, а уже к 1657 году крепость уже потеряла своё оборонительное значение и потихоньку разрушилась. Последнюю Пороховую башню разобрали в 1822–23 годах.
Ансамбль Вологодского кремля (Архиерейского подворья)
Интересно, что в нижнем зале колокольни, в небольшой экспозиции, я увидела старинную гравюру, на которой напротив Соборной горки, буквально рядом с современным памятником Батюшкову, был мост на Заречную сторону, а теперь там просто пологий спуск на берег реки. Однако внимательный читатель увидит разницу в облике зданий тогда и сейчас. Не скажу. Кто первым в комментариях напишет, что не совпадает, получит приз в 50 бонусных единиц.
А мы сейчас посмотрим, что осталось от древней крепости, что появилось позднее, какие музейные экспозиции здесь можно увидеть. Прежде всего это Софийский Успенский кафедральный собор — старейшая каменная постройка города. Собор возведен на средства царя Ивана Грозного в 1568–1570 годах. Прототипом для него послужил Успенский собор Московского Кремля. Софийский собор в Вологде — уже третий из четырёх важных православных храмов, которые я видела (ещё в Великом Новгороде и Полоцке); четвёртый в Киеве — судьба его тревожит.
Софийский Успенский собор
Софийский собор был спроектирован уникально. Окна расположены таким образом, что в день летнего солнцестояния лучи освещают «царское место». Если в этот день посмотреть на «царское место» со стороны, то сидящий там человек словно окутан ореолом света. К 1570 году собор был почти закончен, но внимание Ивана Грозного оказалось отвлечено от Вологды, а последовавшая вскоре отмена опричнины изменила замыслы царя сделать город престольным. Собор стоял неосвященным еще 17 лет, не была закончена и его отделка. Народное же предание, записанное в 18 веке, гласит, что гнев царя будто бы вызвал кирпич, упавший на него из свода собора. Посмотрите на роспись свода: я бы тоже всё случившееся приняла за знак или, что ещё хуже, гнев Божий, хотя при Иване Грозном этой росписи не было. Но ведь он знал, что кирпичи на голову просто так не падают!
Собор был расписан в 1686–1688 годах знаменитым ярославским иконописцем Дмитрием Григорьевичем Плехановым с тридцатью помощниками. Фрески покрывают весь интерьер собора. Они исполнены в манере, свойственной ярославской стенописи этого времени.
Композиция «Страшный суд» вологодского Софийского собора — самая большая фреска на этот сюжет в России. Сфотографировать удалось только её фрагмент.
В соборе сохранился третий по счету иконостас, построенный вместо прежнего, обгоревшего, в 1724–1737 годах мастером Арсением Борщевским. Это монументальное пятиярусное сооружение в стиле барокко завершено Распятием с предстоящими. Иконы для нового иконостаса написаны в 1730 х годах Максимом Искрицким.
Очень красив Воскресенский собор (розовый). Чтобы возвести эту церковь, снесли угловую башню ограды Архиерейского двора. Сегодня в Воскресенской церкви располагается Вологодская областная картинная галерея.
Воскресенская церковь — постройка последней трети 18 века, и в её облике явно ощущается барокко. Парадный вход в виде четырёхколонного портика, поддерживающего треугольный фронтон, пристроили в 1824 году к визиту императора Александра I.
Ну и, конечно, высокая отдельно стоящая колокольня не может не притягивать внимания. Мало того, что она уравновешивает композицию всего ансамбля, с её высоты можно увидеть всю историческую часть города, которой предназначалось быть кремлёвской территорией, дальние окраины с современными высокими домами и даже вдалеке разглядеть башни Спасо-Прилуцкого монастыря, который древнее даже самого Вологодского кремля!
Церковь Покрова на Торгу ( в 1560-х — домовый храм при деревянном дворце Ивана Грозного, Каменное здание построено в 1778—1780 годах), розовое здание слева — Педагогический институт, видны оба моста — Октябрьский и Красный, граница древнего кремля проходила за первым — по рукотворной реке Золотухе, между мостами — пристань для прогулочных теплоходов.
Новый квартал на Заречной стороне. В правом верхнем углу фотографии — башни Спасо-Прилуцкого монастыря.
Часть Кремлёвской площади с памятником Батюшкову, церковь Александра Невского (18 век), за рекой — церковь Иоанна Златоуста (17 век).
Достопримечательность колокольни — куранты, изготовленные на фабрике братьев Бутеноп в Москве в 1871 году. Они и сегодня — главные часы города.
На площадке звона — уникальная коллекция колоколов 17–19 веков. Некоторые колокола 17 века носят интересные названия: Большой, или Праздничный (1687 г.); Водовоз, или Великопостный (1643 г.); Часовой (1627 г.); Архангельский (1689 г.); Большая Лебедь (1689 г.); Малая Лебедь (1656 г.) и другие.
И, наконец, сам Архиерейский двор, скрытый за высокими стенами с башнями — именно за это сходство с крепостью его называют кремлём. Ансамбль Архиерейского двора начали строить в 1568 году — с Софийского собора. С 16 века Архиерейский двор служил резиденцией вологодских архиепископов и епископов. До середины 17 века все постройки Двора были деревянными, и сам он был обнесен деревянным забором с несколькими воротами. Ни одна из древних деревянных построек не сохранилась.
В конце 17 века территорию Архиерейского двора стали заполнять каменные постройки. За четыре года — с 1671 по 1675 год — Архиерейский двор обнесли высокими каменными стенами. На углах ограды были башни-бойницы. Высокую стену построили по правилам фортификационного искусства 17 века — внешне она напоминала крепость. Появилось каменное здание Казенного приказа (другое название — Экономский корпус). В нем помещались казенные и казначейские кельи.
В 1670-х годах возвели Симоновский корпус — новые архиерейские палаты с одноглавой домовой церковью Рождества Христова. Сегодня в Симоновском корпусе размещаются экспозиции отдела природы и отдела истории Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Под прямым углом к Симоновскому примыкает Гаврииловский корпус, построенный в конце 17 века. Сегодня в нём располагаются коллекции музея-заповедника.
Пышные палаты — Иосифовский корпус, построенные по заказу епископа Иосифа Золотого, появились на территории Архиерейского двора в 1769 году.
Летний дом архиереев — последняя по времени и единственная сохранившаяся деревянная постройка Архиерейского дома начала 20 века. Он построен при архиепископе Никоне, управлявшем епархией в 1906–1912 годах. После реставрации 1990-х годов в здании располагается дирекция Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Посетить все музеи, расположенные в зданиях Архиерейского двора, не было никакой возможности — их очень много. Однако заинтересовали съёмки репортажа об открытии выставки изделий из кружева, выполненных современными мастерами, скорее, мастерицами, у входа в Юго-западную башню. Не путайте с Музеем кружева, где представлены классические образцы вологодского кружева. Здесь было много любителей и, прямо скажем, фанаток, с головы до ног одетых в кружевные изделия. Интересно было и в башню войти, где расположились демонстрационные залы, и выставку посмотреть. Несколько выставочных образцов здесь:
Но, конечно, для меня фаворит — Художественный отдел Вологодского музея-заповедника. Два главные раздела — вологодские иконы и народное декоративно-прикладное искусство, в том числе народный костюм, здесь на высоте. Все иконы привезены в музей из городских, деревенских или монастырских вологодских церквей. Стиль вологодской иконописи сложился в 14–16 веках. В ней преобладают холодные, высветленные, чуть блеклые тона — это связанно, скорее всего, с использованием местных пигментов. Заметно яркое золото фонов, при этом преобладающий фон личного письма — плотная золотистая охра, которая отличается по оттенку от той, что использовалась в московской и новгородской иконописи 16 столетия. Рисунок свободный, подвижный.
1. Древнейшая из сохранившихся вологодская икона «Богоматерь Умиление Подкубенская», почитаемая с 1841 года как чудотворная, датируется 14 столетием. Икона из Воскресенской церкви близ села Кубенское, Вологодский уезд . 2. Богоматерь Одигитрия Смоленская. 16 в. Икона из церкви Иоанна Предтечи в Дюдиковой пустыни. Вологда
1. Рождество Христово. Первая половина 16 в. Икона из Сретенской церкви. Вологда. 2. Покров Богоматери. Первая четверть 16 в. Икона из Иоанно-Предтеченского Дионисиево-Глушицкого Сосновецкого монастыря. Кадниковский уезд.
1. Вход в Иерусалим. Вторая половина 17 в. Икона из Спасской церкви на Болоте. Вологда.
2. Снятие с креста. 1520–1530 гг. Икона из Введенского собора Корнилиево-Комельского Введенского монастыря. Грязовецкий уезд.
1. Огненное восхождение Ильи Пророка на небо. 17 в. Икона из Богородицкой Лысогорской церкви. Кадниковский уезд. 2. Троица Ветхозаветная. 16 в. Икона из Екатерининской церкви. Вологда
Залы, посвящённые народному декоративно-прикладному искусству и быту, поразили яркостью красок и разнообразием экспонатов. Удивительно гармоничные сочетания цветов в женских праздничных нарядах с вышивкой и кружевом, плетёные пояса, головные уборы с разнообразным декором — золотным шитьём и жемчугом.
Женский головной убор представлял собой шапочку, которая в каждом уезде имела своё название: борушка, повойник, кокошник, сорока. Под шапочку тщательно убирались волосы — это связано с древними поверьями о магической силе женских волос. Поверх шапочки надевался платок таким образом, чтобы видно было только ее очелье (налобная часть, богато украшенная золотной вышивкой).
Роспись на прялках и на мебели тоже не одинаковая, колорит и рисунок в каждом уезде были свои, и названия у вологодской росписи разные: харовская, глубоковская, гаютинская, шекснинская, верховажская.
Чтобы уж завершить «кремлёвскую» тему, прогуляемся по Кремлёвскому саду и вернёмся по набережной на Кремлёвскую площадь. Кремлёвский сад — один из старейших парков Вологды, он был заложен до 1688 года как Архиерейский яблоневый сад, но в 1771 году его частично вырубили, так как яблони плохо прижились. После этого были посажены липы. В парке зелено, влажно и красиво, есть множество живописных уголков и тропинок, а также два небольших пруда, по которым можно поплавать на катамаранах.
А не запечатлеться ли нам в Сердце Вологды, хоть «вологда» здесь и написана с маленькой буквы? Зато сердце большое и горячее! Хоть и не было в годы нашей молодости моды на замочки, а 45 лет вместе — это вам не кот начихал!
Выход из сада на улицу Сергея Орлова, которая тянется вдоль реки, аккурат здесь.
На этой улице, ведущей к Кремлёвской площади, вы найдёте несколько отрадных для туриста памятников, с которыми можно сфотографироваться в буквальном смысле на память — таких больше нигде нет.
1. «Дверь в Вологду». 2. Памятник букве «О»
Скамья «Посидим, поокаем»
Пожалуй, закончим с «официальной» частью — на Кремлёвскую площадь придёт каждый турист, а вот по городу все гуляют своими тропами, пусть они даже по нескольку раз пересекаются. Расширим вологодскую географию в следующем рассказе.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия