«- А приключения — это как раз то, что хорошо кончается. Если они кончаются плохо, то их называют неприятностями».
«- А приключения — это как раз то, что хорошо кончается. Если они кончаются плохо, то их называют неприятностями».
Во время путешествия по Дальнему Востоку было много памятных моментов. Одним из самых ярких воспоминаний является прогулка на лодке по заливу Чихачёва рядом с населённым пунктом Де-Кастри.
Да и даже без неё, было просто интересно оказаться в таком редком, географическом месте, практически на краю необъятной России. Про водные приключения я расскажу во второй части, а сегодня информация про сам-Де-Кастри.
Нас было четыре человека, и всех поразила автомобильная дорога, ведущая сюда. На тот момент, она конечно была разная, но везде плохая и это длилось 300 километров!
Я уже подробно и эмоционально писал об этом в общей заметке Автомобильное путешествие по Дальнему Востоку ч.3 — Хабаровский край
Мы добирались из Комсомольска-на-Амуре весь день. Туда 9 часов, назад 12. А после возвращения, пришлось гнать машину в сервис и ремонтировать подвеску. Она не выдержала таких суровых испытаний.
Про-Де-Кастри информации в интернете немного, поэтому что нашёл. Фото все мои, пару снимков с дрона взял у Дениса.
Де-Кастри был назван по бывшему имени залива, на котором он стоит.
Сам залив был открыт Лаперузом 25 июля 1787 года и назван в честь спонсора экспедиции — морского министра, маркиза де Кастри.
Залив представляет собой удобное естественное убежище для судов, что также ценно с военной точки зрения.
Поселение было основано в 1853 году. Это произошло за пять лет до подписания Айгунского договора, по которому Россия получала эти земли, поэтому тогда ещё существовало особое правительственное распоряжение не осваивать земли южнее Амурского лимана.
Тем не менее, весной самый молодой участник экспедиции Невельского Н. К. Бошняк был послан с двумя казаками и одним тунгусом для основания поста на берегу залива-Де-Кастри.
Сначала был построен Александровский пост, к началу XX-го века упразднённый; позднее появился-Де-Кастри.
После обороны Петропавловска-Камчатского в 1854 году, во время Крымской войны, стали очевидными трудности снабжения и обороны Камчатки. Было решено перенести порт с Камчатки не дожидаясь повторного нападения.
Весной 1855 года русская эскадра с оружием и людьми под руководством контр-адмирала Завойко направилась в сторону устья Амура, который, однако, был ещё покрыт льдом.
Было решено дождаться ледохода, скрываясь в заливе-Де-Кастри от превосходящих сил французов и англичан.
Русские корабли были там обнаружены, однако успели уйти к Амуру через Татарский пролив до прибытия вражеских подкреплений.
Англичане и Французы не знали, что Сахалин является островом, и провели весь завершающий период войны в ожидании русского флота у его южного побережья.
При составлении первых планов железнодорожной сети России в 1858 году, Н. Н. Муравьёв-Амурский предлагал провести железную дорогу между селом Софийское на Амуре и Александровским постом.
Эти планы реализованы не были — железная дорога вышла к Тихому океану гораздо южнее, во Владивостоке, и в советское время в Ванино.
В 1890 году-Де-Кастри посетил А. П. Чехов.
Свои впечатления о посёлке он включил в произведение «Остров Сахалин», где Александровский пост упоминается как «несколько домиков и церковь» со священником, приезжающим из посёлка Мариинск.
Также Антоном Павловичем упоминается плохая погода (мало солнечных дней) и крупная рыба, выловленная Чеховым в заливе.
В ходе Русско-японской войны 10 июля 1905 года японцы высадили в-Де-Кастри десант.
Во время Гражданской войны, с 11 января по 27 февраля 1920 года посёлок был занят белогвардейским отрядом И. Н. Вица в составе 48 человек.
Белогвардейцы надеялись продержаться в посёлке до весны и прибытия им на помощь по морю японских войск.
После непродолжительной осады поселок был взят красными отрядами. И. Н. Виц, командир отряда, отчаявшись от потери Николаевска-на-Амуре и-Де-Кастри, застрелился в Клостеркампском маяке возле посёлка. Вот здесь всё подробно описано. Кто любит историю, прочтите.
В 1932 году вокруг-Де-Кастри были созданы укрепления для защиты от занимавших в то время юг Сахалина японцев.
104-Де-Кастринский укрепрайон был сформирован до 1941 года, в 1940 году была сформирована-Де-Кастринская военно-морская база с береговыми орудийными батареями.
Во время войны в заливе базировались и укрывались советские суда, после войны все укрепления были оставлены.
Сегодня население-Де-Кастри насчитывает около 3 тысяч человек. Так что посёлок достаточно крупный. Есть как деревянные дома, так и кирпичные.
Гуляя по городу моё внимание привлёк один из подъездов. Интересно, эта собачка злая или просто старенькая? Мне кажется хозяин собаки специально высадил траву на козырьке.
Я сразу вспомнил Исландию и особенно Фарерские о-ва, где часто можно увидеть «травяные крыши» на жилых домах.
Местная молодёжь. По дворам гуляют коровы, как в Индии.
Едем дальше. В принципе из жилого сектора больше ничего интересного не встретили.
В порту-Де-Кастри работает нефтеналивной терминал-Де-Кастри «Эксон Нефтегаз Лимитед», созданный в рамках проекта «Сахалин-1».
В марте 2006 года был смонтирован причал для швартовки танкеров-гигантов, вынесенный в море почти на 6 километров.
Таким образом, посёлок стал главной судоходной гаванью по отгрузке нефти, поступающей по 221-километровому нефтепроводу с мест добычи на шельфе соседнего Сахалина. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта Сахалин-1.
В посёлке и его окрестностях интерес представляют музей, маяк на мысе Орлова (бывший Клостер-Камп) и катакомбы времён Великой Отечественной войны.
Фортификационные сооружения вокруг залива были созданы в 1932 году для защиты порта от возможного вторжения со стороны Японии (которой тогда принадлежала южная часть соседнего Сахалина).
Подобные береговые оборонительные сооружения также имеются в районе Советской Гавани.
Смотрите, как красиво зацвёла одна из катакомб.
Возле посёлка находятся лечебные грязи лагуны Сомон, гора Казакевича (579 м) и Чёртов хребет с горой Арбат (880 м), а также памятник французскому мореплавателю графу де Лаперузу. Вот так он выглядит.
Памятник может и не очень, зато полевые цветочки, которые я фотографировал во время поиска грандиозного монумента, симпатичные.
Вот ещё одно изящное растение в окресностях Де-Кастри.
Сухопутной фауной посёлок тоже небогат. Кошки, собаки, коровы.
Единственный диковинный зверь, который встретился нам это молоденькая черно-бурая лисица.
Правда, я до сих пор так и не понял, это она в стадии линьки и приобретения постоянного пепельного окраса или какая-то разновидность? Чернобурки вроде бы рыжими не бывают.
Ладно, Де-Кастри вроде немного показал, теперь осталось поведать о самом памятном (помимо дороги) моменте в этом далёком населённом пункте. Продолжение следует…
Общие тревел обзоры из той поездки
Автомобильное путешествие по Дальнему Востоку ч.1 — Приморский край
Автомобильное путешествие по Дальнему Востоку ч.2 — Сахалинская область
Автомобильное путешествие по Дальнему Востоку ч.3 — Хабаровский край