Продолжаем наш рассказ о новгородских монастырях. В прошлый раз речь шла о Николо-Вяжищском и Покровском Зверином, сегодня же расскажем о Свято-Юрьевом монастыре.
Продолжаем наш рассказ о новгородских монастырях. В прошлый раз речь шла о Николо-Вяжищском и Покровском Зверином, сегодня же расскажем о Свято-Юрьевом монастыре.
В месте, где расположен Юрьев монастырь, имеются ещё две интересные достопримечательности: Перынский скит и Музей деревянного зодчества «Витославлицы». Обе они тем или иным образом связаны с монастырём (речь об этом пойдет ниже), и посмотреть их все можно (и даже нужно:) в один день. Для этого лучше всего начать со скита (приехав туда из Новгорода на автобусе № 7/7а), а потом уже перемещаться пешком в сторону монастыря и затем — музея.
Свято-Юрьев монастырь расположен на берегу реки Волхов в 6-ти километрах южнее Новгорода. Он стоит в очень красивом месте — возле истока Волхова из озера Ильмень. С какой-бы точки на него ни смотреть, он всегда будет возле водоёма.
Вокруг времени основания и названия монастыря есть много неясностей. Долгое время считалось, что его основателем в 1030 году был князь Ярослав Мудрый, получивший при крещении имя Георгий в честь св. Георгия Победоносца, и тем же именем назвавший монастырь. В русском языке имя Георгий трансформировалось в Юрий, поэтому со временем и монастырь стал Юрьевым.
Однако сейчас историки уже склоняются к мысли, что основателем монастыря в начале 12-го века был новгородский князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, тоже носивший христианское имя Георгий. В летописи зафиксирована закладка в 1119 году Георгиевского собора его сыном Всеволодом, и это первое письменное упоминание о монастыре. Любопытно, что обе версии основания монастыря присутствуют на находящихся в нём информационных щитах — выбор более достоверной отдан на усмотрение посетителей:).
Благодаря великокняжескому основанию и покровительству, монастырь сразу приобрел статус главной обители в Новгородской республике и именовался лаврой. Настоятели монастыря — игумены — с 13-го века стали называться архимандритами и имели право священнослужения в Софийском соборе Новгорода. Монастырь был собственником обширных земельных наделов и имел сложное и разветвлённое хозяйство, владея тысячами крестьян, рыбными промыслами, ремесленными мастерскими, солеварнями. К концу 15-го века он был одним из богатейших церковных феодалов.
За свою 900-летнюю историю монастырь пережил много исторических злоключений: оккупацию войсками Стефана Батория во время Ливонской войны, разорение шведами в Смутное время, хозяйничание испанской «Голубой дивизии», воевавшей за немцев в годы ВОВ. Советский период монастырь прошел без больших потерь, если не считать утрату всех ценностей и иконостаса Георгиевского собора. В 1991 г. монастырь возвращен РПЦ и к настоящему времени в основном восстановлен. Вместе с другими историческими памятниками Великого Новгорода он включён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Юрьев монастырь можно сравнить с жемчужиной в оправе. В качестве жемчужины выступает уникальный Геогиевский собор 12-го века, вознёсшийся к небу в самом центре обители, а оправой служат прочие храмы и постройки монастыря, по периметру вокруг него расположившиеся. Почти вся «оправа» датируется началом 19-го века, и обстоятельства её создания настолько незаурядны, что заслуживают дополнительных пояснений.
К концу 18-го века обитель приходит в запустение, потеряв значительную часть своих владений в результате реформы монастырских вотчин, проведённой Екатериной II. Плюс несколько разрушительных пожаров начала 19-го века ещё больше усугубляют плачевное состояние монастыря. Всё это продолжалось до тех пор, пока в 1822 г. его архимандритом не был назначен иеромонах Фотий (1792–1838), интереснейшая фигура российской общественной жизни той поры.
Петр Спасский (мирское имя будущего архимандрита) окончил Новгородскую семинарию и преподавал в Александро-Невском духовном училище в Петербурге. Приняв там в 1817 году постриг и став иеромонахом (монахом с саном священника), Фотий был назначен законоучителем в одно из военных училищ. Там он получил известность как резкий обличитель различных мистических обрядов и учений, широко распостраненных тогда в высшем свете. Его резкие проповеди нажили ему многих высокопоставленных врагов, но также привлекли внимание графини Анны Алексеевны Орловой, важной светской дамы, камер-фрейлины императрицы.
Анна Алексеевна Орлова (1785–1848) была единственной дочерью и наследницей графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, сподвижника Екатерины II, участника заговора по её вошествию на трон, командира эскадры, уничтожившей турецкий флот в Чесменской бухте в июне 1770 г. Рано овдовев, отец души не чаял в дочери, дав ей прекрасное образование, включавшее знание 4-х иностранных языков. Его неожиданная кончина в декабре 1808 года стала для Анны ошеломляющим ударом, в корне изменившим её жизнь. Она отказала своему жениху, которого любила, и решила посвятить свою жизнь Богу, истратив огромное отцовское наследство на благотворительность.
Услышав вдохновенные проповеди Фотия, графиня Орлова-Чесменская попросила его стать её духовником, на что он после некоторых колебаний (чуждаясь её богатства и знатного происхождения) согласился. После этого все начинания Фотия подкреплялись деньгами его духовной дочери. Так, когда в 1820 г. Фотия выгнали за его проповеди из Петербурга, назначив игуменом бедного и полуразрушенного Деревяницкого монастыря близ Новгорода, Анна Орлова пожертвовала на восстановление обители крупные средства. Также, благодаря её хлопотам и высокому положению в свете, ей удалось в начале 1822 г. вернуть Фотия в столицу и даже организовать его встречу с императором Александром I. Результатом этого визита стало назначение Фотия на место архимандрита Юрьева монастыря в августе 1822 г.
Чтобы было легче оказывать ему помощь, графиня Орлова решила последовать за Фотием в Новгород. Она купила близ монастыря большой участок земли (недалеко от села Витославлицы), построила там усадьбу и постепенно переселилась в неё из Петербурга. От усадьбы Орловой в Витославлицах до монастыря через пруд была проложена дорога-дамба, названная «Фотиевой дорогой». Сейчас на месте бывшей усадьбы Орловой находится интересный Музей деревянного зодчества «Витославлицы». Про него мы расскажем отдельно, а здесь только покажем сохранившиеся в нём остатки усадьбы княгини.
Благодаря деньгам графини Орловой, Юрьев монастырь за несколько лет (1823–1827) был фактически заново отстроен, включая братские корпуса, палаты и все церкви (кроме собора). Именно эти постройки с некоторыми изменениями и дошли до наших дней. Георгиевский собор был капитально отремонтирован, для него была закуплена серебрянная церковная утварь, в алтаре установлен новый мраморный престол, устроен новый иконостас. Иконы местного чина имели серебрянные оклады по три пуда весом каждый, украшенные драгоценными камнями. Ничего из этой роскоши до наших дней, к сожалению, не дожило.
Надо сказать, что о духовном союзе игумена и графини ходило множество сплетен, зачастую скабрезных, что неудивительно, учитывая число их недоброжелателей в свете. Не удержался от злословия и молодой Пушкин: «Благочестивая жена душою Богу предана, а грешной плотию — архимандриту Фотию».
С воцарением Николая I положение Фотия изменилось — новый император исключил его из числа близких к престолу лиц, что архимандрита сильно огорчило и привело к ряду странностей в его поведении. Прожил он недолго, скончавшись в 1838 году в возрасте 45 лет и был похоронен в церкви Похвалы Богородицы, устроенной в подвальном этаже Спасского собора. Через 10 лет, в 1848 году, там же была упокоена и благотворительница монастыря Анна Орлова-Чесменская, завещавшая ему большую денежную сумму. Ходили слухи, что незадолго до смерти она тайно приняла монашеский постриг с именем Агния. В 1930-е годы захоронения архимандрита Фотия и графини Орловой были вскрыты и их останки перезахоронены у новгородской церкви Благовещения в Аркажах в общей могиле, которая сейчас утеряна. Уже в настоящее время на церковном кладбище для них была устроена символическая могила-кенотаф.
Перейдем теперь к «жемчужине» монастыря, величественному Георгиевскому собору. Он был заложен в 1119 году по повелению великого князя Мстислава Владимировича его сыном, новгородским князем Всеволодом. Из летописи известно имя строителя собора — Пётр — и год его освещения — 1130. Столь внушительный собор (32 м в высоту, 24×26 м в основании), таким образом, был построен всего за 11 лет. Тот факт, что он до сих пор стоит, свидетельствует о высокой квалификации его строителя. По-видимому, в домонгольские времена каменных дел мастера были более искусны, чем в 14–15 веках, когда храмы часто рушились.
В 12–14 веках собор служил княжеской усыпальницей и местом захоронения настоятелей монастыря и новгородских посадников. Здесь, в частности, был похоронен брат Александра Невского, Фёдор, и их мать, княгиня Евфросиния. Другое знаменитое захоронение — князя Димитрия Шемяки, соперника князя Василия II в. борьбе за московский престол. Эта борьба была жестокой — Димитрий Шемяка ослепил своего противника, но всё равно проиграл и пытался укрыться в Новгороде. Это ему не помогло — в 1453 г. он был отравлен по приказу Василия II, который таким образом рассчитался с обидчиком. Суровые были тогда времена.
Первый раз собор был расписан фресками незадолго до окончания его строительства. В 1830-х годах в ходе фотиевской реставрации собора фрески 12-го века были практически полностью уничтожены. Их сбили со стен, использовали для выравнивания территории монастыря, частично выбросили. Собор же был полностью расписан заново (отличился архимандрит, ничего не скажешь. В те времена, правда, ценность древних фресок мало кто понимал). Нынешние фрески собора, очень хорошо сохранившиеся, были выполнены в 1900—1902 гг.
Сохранились два прекрасных древних образа из первоначального иконостаса собора: св. Георгий Победоносец и «Устюжское Благовещение» (названное «устюжским» по недоразумению). Сейчас они находятся в Третьяковской галерее в Москве.
Несколько омрачают посещение собора его перерытые полы и связанные с этим ограничения по перемещениям внутри. Причину удалось выяснить уже после визита: внутри собора ведутся раскопки, в том числе с целью обнаружить фрагменты сбитых фресок 12-го века. Пол предполагается опустить на уровень 12-го века.
Примерно в 2 километрах от Юрьева монастыря, если идти по тропинке вдоль реки в сторону озера Ильмень, находится Перынский скит. Он расположен на полустрове (а раньше — на острове), где в дохристианские времена было капище Перуна, языческого бога-громовержца. Любопытно, что идола Перуна воздвигли на острове в 980 г. по распоряжению того самого князя Владимира, который позже крестил Русь. После крещения деревянного идола Перуна сбросили в реку, однако его имя закрепилось за этим местом.
Позже здесь был устроен Перынский монастырь, впервые упомянутый в летописи в 1386 году. Вероятно, в том монастыре и была построена сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Богородицы, датируемая примерно 1230 годом. Она является одним из немногих архитектурных памятников 13-го века в России. Удивительно красивый храм, гармоничный, пропорциональный и стройный.
В 1764 году по церковной реформе Екатерины II монастырь был упразднен, а церковь стала приходской. По ходатайству архимандрита Фотия в 1828 году церковь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю и при ней основан скит со строгим палестинским уставом. С 1991 г. обитель возрождается тоже как скит Свято-Юрьева монастыря.
Последний рассказ из этой серии будет про Варлаамо-Хутынский монастырь.