Давным-давно в Прилепском королевстве жил да был король Волкашин. И был у него сын по имени Марко, очень сильный и добрый. От его шагов тряслась земля и волновалось море. Он запросто отламывал кусок скалы и бросал на расстояние пяти дней хода. Одним махом расправлялся с тысячами злодеев, обижающих невинных людей. Пришло время, стал Марко королем. Понадобились ему богатырский конь, волшебная сабля и красавица-жена. Взял Марко жеребенка от отцовской кобылы, вырастил его и назвал Шарецом. Превратился Шарец в настоящего богатырского коня: он перепрыгивал горы, из ноздрей его вырывалось пламя, изо рта летела пена. Ну, и, само собой, Шарец умел разговаривать.
После этого заказал Марко себе саблю у стамбульского мастера Гюро. Работал Гюро шесть месяцев, не покладая рук, и сделал волшебную саблю, которая горы рубила. «Сможешь сделать еще одну такую же?» — спросил Королевич. Мастер кивнул. Марко вынул золотые монеты, но, когда Гюро потянулся за ними, взмахнул саблей и отсек ему руки. Чтобы в будущем оружие массового поражения не попало к плохим парням. Нечто подобное бывало и в русской, и в балканской истории. Работая на власти предержащие, следует быть осторожным. Решил Марко подковать своего коня и отправился в город Салоники, к кузнецу Яно, который в ту пору справлял свадьбу дочки Ангелины. Наверное, выходила она замуж не по своей воле, потому что при виде Марко принялась кокетничать и подмигивать. Получив от Королевича подарки, подошла, чтобы поцеловать ему руку. Тут Марко — хвать ее, перекинул через седло и был таков! Жених пустился в погоню, но куда там! Марко валил за собой деревья и швырял огромные камни. Привез он красавицу Ангелину в Прилеп, справил свадебку и стали они жить-поживать и добра наживать.
В Македонии и Сербии народ издавна рассказывает легенды про Королевича Марко. Однажды македонские друзья свозили нас в Марков монастырь и там мы впервые услышали народный эпос. А я потом написала об этом рассказ. Но истории про балканского богатыря не выходили из головы. Мы с мужем решили отправиться в Прилеп — стольный град Королевича Марко.
Прилеп расположен в ста с небольшим километрах к юго-западу от Скопья. Город возник в раннем средневековье. Сначала он входил в Самуилово царство. В 1014 году здесь укрывался царь Самуил, потерпевший сокрушительное поражение от византийцев в битве при Беласнице. Враги взяли в плен и ослепили 14000 его солдат. Узнав об этом, Самуил скончался от инфаркта. Прилеп перешел к Византии. Потом он принадлежал Болгарии, Эпиру, снова Болгарии, опять Византии, после — Сербии… В 1365 году город становится столицей Прилепского королевства под управлением сначала короля Волкашина (сербы называют его Вукашин), а после — его сына Марко. Маленькая страна не могла сдержать натиск могущественных османов и попала в вассальную зависимость. В 1395 году Марко погиб в битве при Ровине, сражаясь на стороне турок против влахов. Прилепское королевство вошло в состав Османской империи. Говорят, перед боем Марко сказал: «Молю Бога, чтобы он помог христианам, а я первый погибну в этой битве».
Как получилось, что не особо удачливый король крошечной страны стал героем легенд? Вероятно, дело в том, что Марко был последним христианским правителем перед пятью веками османского владычества. Однако историки отмечают и то, что двадцать лет его правления были для Прилепа мирным и спокойным временем. Передышкой между феодальными междоусобицами и жестокой властью османов.
Рассказывают, что как-то раз венгерский правитель Филипп Маджарин задумал захватить Прилепское королевство. Вы думаете Марко собрал армию и пошел на него войной? А вот и нет. Королевич оседлал коня, взял булаву и лично поехал в Венгрию. Сошлись два богатыря в поединке. Принялись махать булавами и бить друг дружке морды. В конце концов Королевич отрубил Филиппу голову. Вот так, не напрягая народ, Марко устранил военную угрозу. Могут же правители, когда захотят, сами решать свои конфликты!
Ну, пожалуй, я заболталась. Пора заканчивать с байками и рассказать чистую правду про нашу поездку в Прилеп. Мы выбрали теплый и солнечный февральский день. Путь из Скопья на рейсовом автобусе занял порядка двух часов. От автостанции мы, не теряя времени, направились в сторону скалистого холма с развалинами на вершине. Руины называются «Маркови Кули». То есть «Марковы Башни». Это, действительно, остатки крепости легендарного Королевича.
Наш путь шел по тихому району, застроенному частными домами. Меньше, чем за час, дошли до подножья горы.
Она сложена из гранитов и гнейсов весьма почтенного возраста: 300–700 млн. лет. Многие камни имеют причудливые формы — столбы, шары, грибы, плиты… В начале подъема нас встретила восьмиметровая скала под названим «Слон».
Рядом найдены остатки захоронений и росписи. Есть мнение, что здесь проводились религиозные обряды. Мы повертели головами, но никаких сакральных мест не увидели. Да и сам камень не очень напоминал слона. Чем ближе мы подходили, тем меньше было сходство. Слон превратился то ли в динозавра, то ли в уродливого гнома.
Секрет кроется в правильном ракурсе и в нужном освещении. Когда через два часа мы вернулись к скале, солнце сдвинулось и Слон предстал перед нами во всей красе. Был он похож на большую, унылую птицу…
Вверх уходила широкая дорога. Такие пути балканские поэты зовут «бели друмови» (белые дороги). В России не встретишь подобных эпитетов. Наши дороги — мокрые, грязные и потому не белые, а черно-коричневые. Зато в засушливой Македонии не поймут наше выражение «мать сыра земля».
Подъем меня беспокоил. По высоте предстояло набрать немного, около 200 метров. Но мы с мужем недавно болели и наша физподготовка оставляла желать лучшего.
Рассказывают, что Королевича Марко совсем замучили коллеги-богатыри. Куда бы он ни приехал, везде его вызывали на поединки. Ни сна, ни покоя. Раз собрался Марко провести отпуск в Стамбуле. А чтобы никто не мешал отдыхать, притворился больным. Но местный богатырь Алил-Ага оказался на редкость приставучим. Испортил Королевичу весь отдых. Пришлось драться. Марко хорошенько отделал Алил-Агу и стали они друзьями не разлей вода.
Вот и мы, собрав в кулак волю и остатки здоровья, тронулись в путь. Скоро стало понятно, что я зря беспокоилась. Дорога закладывала большие петли.
Подъем был пологим и занял всего час.
Марковы Башни — красивое и очень занятное место. Огромные валуны встроены в древние стены. Есть и пещера, приспособленная под дозорную вышку. Постройки XIV века хорошо сохранились и позволяют судить об устройстве крепости.
На севере находились двойные ворота и сторожевая башня.
В центре был королевский дворец и еще три башни — на юге. С юго-западной стороны, под крепостными стенами, была неукрепленная часть города. После гибели Марко крепость досталась османам, но, за ненадобностью, быстро пришла в упадок.
От Марковых Башен открываются прекрасные виды на Прилеп.
Лучше всего подняться по каменной лестнице на самую вершину горы. Так же, как и в Скопье, здесь установлен большой железный крест. Но, в отличие от столицы, Прилеп — почти исключительно христианский город. Крест — констатация этого факта, а не козья морда для иноверцев.
К нижней части креста приделали знамя. Это так называемая «Звезда Кутлеша» — бывший государственный флаг страны, ныне строго запрещенный по требованию Евросоюза, в первую очередь — Греции. Одно время планировалось, что по Северной Македонии будут ездить специальные комиссии и убирать нежелательную символику. Еврочиновники так и не добрались до Марковых Башен. Вероятно, их физподготовка еще хуже, чем наша с мужем.
Мы насладились солнечным днем, видами города и причудливыми скалами. Местные жители верят, что камни приобрели свою странную форму, когда их топтал и швырял Королевич Марко, а дырки в камнях — следы копыт богатырского коня Шареца.
Рассказывают, что однажды Королевич Марко возгордился и решил померяться силами с Богом. Узнал об этом Господь и превратился в бедно одетого старичка. Взял ветхую торбу, насыпал туда горстку земли и сел возле дороги. А тут как раз Марко едет. «Помоги мне, добрый молодец, поднять мою ношу» — попросил старичок. Подцепил Королевич торбу копьем — копье сломалось. Нагнулся Марко и потянул торбу — ноги коня ушли в землю, а сумка ни с места. Спешился тогда Королевич, ухватился за торбу и дернул изо всех сил. Груз чуточку сдвинулся, а в сердце у Марко что-то ёкнуло. «Да что же это такое?!« — воскликнул Королевич. В ответ Господь сказал, что только что Марко сдвинул Землю, но потерял при этом часть своей силы. Больше он не будет самым великим богатырем на свете, а побеждать станет с помощью хитрости.
На остаток дня у нас были большие планы. Мы двинулись в сторону центра Прилепа.
В разных частях света под словом «центр» понимают разное. В Латинской Америке, например, центр города почти всегда представляет из себя площадь «Плаза дель Что-то» с кафедральным собором и памятником условному Дону Педре. На Балканах старый центр — это, как правило, Чаршия. То есть торговый район турецкого типа с узкими улицами, обилием лавок и, конечно, мечетью. Прилепская мечеть Чарши была построена в 1475 году, имела минарет высотой 25 м. и два балкона. Увы, здание было подожжено во время межнациональных конфликтов 2001 года и сегодня лежит в руинах.
Другой непременный атрибут старого центра — Саат Кула, то есть Часовая Башня. Прилепская Саат Кула высотой 55 м. украшает город с 1826 года. Арабская надпись над входом гласит: «Тиканье часов не всегда отсчитывает время. Часы плачут и тоскуют об уходящей жизни и утекающих минутах. Ах…». Красиво, черт возьми! Да и сама башня с оригинальной конусовидной крышей смотрится отлично. Жаль только, что она покосилась. Отклонение верхней части от вертикали составило более метра. Местные журналисты провели в 2006 году опрос и выяснили, что прилепчане — оптимисты. Большиство верило, что Саат Кула еще нас всех переживет. И что она упадет не раньше, чем ее сестра — Пизанская башня. Но городские власти оптимизма не разделяли. В 2012 году начались реставрационные работы. Мы с мужем долго задирали головы, смотрели и так, и эдак, однако наклона не заметили. Может, башню уже отремонтировали? Или мы плохо смотрели? С другой стороны, задирать голову и разевать рот бывает небезопасно.
Рассказывают, что был в услужении у султана албанский богатырь Муса Кеседжия. То ли владетель ему мало платил, то ли они повздорили… Но Кеседжия сбежал из Стамбула и принялся грабить султанские караваны. Нарушил всю логистику в Османской империи. Пришлось звать на помощь Королевича Марко. Сошлись два богатыря в поединке. Сначала бились копьями, потом — саблями и, наконец, стали бороться голыми руками. Марко, как мы помним, лишился к тому времени части силы и Муса положил его на обе лопатки. Принялся Королевич кричать и звать на помощь свою молочную сестру. А его сестра была (на минуточку!) лесной феей. Прилетела она на зов и принялась порхать возле богатырей. Муса Кеседжия от удивления задрал голову и рот разинул. Тут Марко и пырнул его кинжалом, который предусмотрительно перед боем за пояс спрятал.
Назидательная история. Особенно когда стоишь посреди прилепской Чаршии, известной своими хитрецами. Памятник одному из них установили в 2008 году возле источника воды.
Зовут персонажа Итар Пейо и, говорят, он жил в селе Градешница недалеко от Прилепа. А вот болгары называют его Хитър Петър и считают, что он из Габрово, Добруджи или Хасково. Не буду разбираться, кто прав. Назову героя по-русски — Хитрым Петром. Тем более, что балканский плут скорее всего не имел реального прототипа. Это собирательный образ находчивого и мудрого крестьянина. С помощью хитрости и шуток он борется с жестоким начальством, глупыми чиновниками и жадными попами. Сразу вспоминается несравненный Ходжа Насреддин.
Сказки про Петра и Ходжу иногда удивительно похожи. Помните, как Насреддин расплатился звоном монет за аромат от плова? Хитрый Пётр однажды подержал кусок хлеба над мангалом, чтобы тот пропитался мясным запахом. Монет у Петра не было и звенеть было нечем. Поэтому он указал трактирщику на свою тень и предложил побить ее палкой за неуплату.
На Балканах времен османского ига герой турецких сказок Насреддин считался отрицательным персонажем. Хитрый Пётр всегда одерживал над ним верх. Рассказывают, что как-то раз стали Хитрый Пётр и Ходжа Насреддин соревноваться в плутовстве. Пётр попросил Ходжу подождать, пока он сходит домой и принесет мешок вранья. Насреддин ждал под дверью целый день. Замерз, проголодался. Решил, что, должно быть, мешок вранья очень тяжелый. А, раз так, то Хитрый Пётр — победитель.
Мы принялись блуждать по узким улицам Старой Чаршии.
В начале османского владычества Прилеп был маленьким провинциальным городом, который жил сельским хозяйством и производством табака. XIX век ознаменовался развитием торговли и ремесел.
Прилеп прославился благодаря огромной ярмарке, куда съезжались не только македонские торговцы, но и купцы из Салоник, Ниша и Софии. На базаре продавали зерно, скот, овощи и фрукты. Многочисленные лавки торговали мукой, сахаром, солью, маслом… Кузнецы, ювелиры, жестянщики, бондари, портные, обувщики и прочие умельцы открыли в прилепской Чаршие свои мастерские. Этот район сохранил с конца XIX века до наших дней свой аутентичный облик. Кажется, навстречу тебе вот-вот выйдет Хитрый Пётр.
Рассказывают, что как-то раз гулял Хитрый Пётр по Чаршие. Встретил турка, а тот вдруг — хрясь! — и залепил Петру оплеуху. А потом объяснил, что хотел бы ударить судью, но не может и поэтому вместо него ударил Петра. Началась перепалка, переросшая в драку. В результате обоих скрутили и доставили прямо к судье. Тот вынес вердикт: за намерение стукнуть должностное лицо турок должен заплатить судье одну серебряную монету. Пётр возмутился: все в выигрыше кроме него. Турок получил удовольствие, а судья получил деньги. Надо передать турецкую пощечину по назначению. Размахнулся и залепил судье здо-о-оровую затрещину. Круг замкнулся. Справедливость восторжествовала.
Увы, не все исторические постройки в Чаршие дожили до наших дней. Сто лет назад здесь было очень много гостиниц для приезжих торговцев. Особенно славилась одна из них, под названием «Шар Планина». Ее владелец Ицко Стеванджия потратил на ремонт каменного дома 30 кг. золота. Но результат того стоил. Здание площадью почти 1500 кв.метров вмещало гостиницу на 200 человек, стоянку для 60 повозок, 16 магазинов, ресторан и различные мастерские. Хозяин работал вместе с женой и четырьмя сыновьями. После победы социализма в Югославии гостиницу конфисковали. Ицко не перенес потерю дела всей жизни и умер. Здание быстро пришло в упадок. Знакомая история. Почти такая же случилась в 30-е годы в Москве с моим родственником. С той лишь разницей, что македонский хотельер умер своей смертью, а русского расстреляли. В 70-е годы то, что осталось от «Шар Планины», подожгли во время учений гражданской обороны. Имитировали нападение врага. Думаю, вы догадались, что врагом в те времена считался Советский Союз.
Из узких улочек Чаршии мы вышли на центральную площадь. В Югославии любят скульптуры, а в Северной Македонии — особенно. Про Скопье я вообще молчу. Но и в Прилепе нет недостатка в статуях. Мы, конечно, сразу увидели Королевича Марко верхом на Шареце. Богатырь с булавой выглядит грозно.
Но есть и более мирные скульптуры. Например, памятник народному герою Югославии Кузману Йосифоски Питу, памятник македонскому танцору, музыканту и собирателю народных песен Пеце Атанасовски или памятник поэту, писателю и филологу Блаже Конески.
Кузману Йосифоски Питу (1915-1944)
Есть на площади и большой монумент уроженцу Прилепа, эстрадному певцу Тоше Проески (1981–2007), нелепо погибшему в автомобильной катастрофе.
Югославское искусство XX века нельзя представить себе без абстрактной скульптуры. Иногда произведения выглядят довольно причудливо. Взять хотя бы эту статую. Кажется, нижнюю часть каменной женщины повернули на 180 градусов относительно верха.
За прогулками по центру мы чуть не забыли посмотреть прилепские храмы. Снова зашли в Чаршию и двинулись в направлении реки. Откуда-то потянуло ароматом жареной рыбы. На Балканах еще можно встретить маленькие лавочки-«рибарници». Там могут просто продать тебе свежую рыбу, а могут на заказ почистить ее, разделать и запечь. И это будет потрясающе вкусно.
Рассказывают, что как-то раз Королевич Марко созвал к себе в Прилеп царей-королей, генералов, священников и устроил всем пир горой. Гости ели, да пальчики облизывали. Лишь один старый монах ничего не ел. Все просил подать ему рыбу из Охридского озера. А вот ее-то на столе и не было. Оседлал тогда Марко своего коня и поехал за рыбой. А саблю брать не стал. Зачем она на рыбалке? Как назло, встретился ему Гемо Бргянин, брат убиенного Мусы Кеседжии. Связал он безоружного Марко и повез в Охрид, чтобы там повесить перед всем народом. Жители Охрида, опасаясь мести прилепчан, стали категорически возражать. Дали Гемо много денег, лишь бы только он не вешал Королевича в их городе. Делать нечего — поехал Гемо в город Звечан. Но и там было то же самое. И в Вучитрне тоже. Так и таскал Гемо повсюду связанного Марко и не мог найти место для повешения. Остановился отдохнуть в одном трактире. А там за стойкой — красотка Яна. Подсыпала она снотворное в вино для Гемо и освободила Марко. Обрадовался Королевич и повесил Гемо. Наловил рыбы в Охридском озере и вернулся в Прилеп, не забыв по пути отдать жителям Охрида, Звечана и Вучитрна их деньги. А в Прилепе никто ничего не заметил. Пир горой все продолжался. Только старый монах совсем проголодался без охридской рыбки.
Ох, как я понимаю монаха! Вдыхать рыбные ароматы на голодный желудок было тяжело. Написанные крупными цифрами цены были вполне разумными (соотношение рубля к денару на тот момент было 1,3: 1).
Но солнце садилось. И мы заторопились в сторону реки, на другом берегу которой стояли рядом два храма. Церковь Св. Преображения с ее высокой красивой колокольней сразу же бросается в глаза. В 1871 году ее построили жившие в Прилепе влахи.
Храм Святого Благовещения — более старый. Он возведен в 1838 году. Здание приземистое, а невысокая колокольня стоит рядом. Согласно османским порядкам тех лет, христианский храм не должен был выделяться среди городских построек. Местные жители с трудом смогли получить у султана разрешение на строительство — фирман. Как всегда, все решили деньги и связи. В Прилепе были богатые гильдии промышленников и торговцев. Особенно много денег имела табачная гильдия. Кстати, Прилеп и сегодня — крупный центр табачного производства. Табачный магнат Аджи Христо Дамянович был знаком с Рушид Пашой из Стамбула, а тот, в свою очередь, — с личным секретарем султана. Вот таким путем удалось передать правителю прошение прилепчан. И не спрашивайте меня, сколько это стоило. Через несколько месяцев разрешение было получено. Радости горожан не было предела. Баба Мита отдала для строительства свой участок земли. Гильдии подарили необходимые стройматериалы. Несмотря на скромный внешний вид, храм Святого Благовещения внутри богато украшен. Резной иконостас длиной 16 м. и высотой 6 м. объявлен памятником культуры. Когда мы подошли к церкви, там шла служба. Зал был полон прихожан и мы постеснялись фотографировать. К тому же надо было спешить на автовокзал. Мы рисковали не успеть на обратный автобус в Скопье.
Снова прошли через Чаршию на главную площадь. Кстати, я забыла упомянуть одну важную скульптуру. Прямо напротив Королевича Марко стоит еще один народный герой — Александр Великий. Стоит себе и потрясает копьем. На щите у него — запрещенная Звезда Кутлеша. На постаменте написано «Александр Македонский». А вовсе не «Человек с копьем», по примеру столицы, где царя переименовали во «Всадника на коне». Греческая комиссия, со всей очевидностью, вообще не доехала до Прилепа. А прилепчане тихо показали кукиш еврочиновникам.
Все же Прилеп — свободолюбивый город. Неслучайно родина Королевича Марко и Хитрого Петра стала одним из центров антиосманского Илинденского восстания 1903 года. Во время Второй мировой прилепчане активно участвовали в борьбе с фашизмом. Прилеп — родина многих народных героев и он заслуженно получил звание «Город-герой».
Наша короткая экскурсия закончилась. В окрестностях Прилепа есть еще храмы и монастыри X–XIII веков. Есть остатки античного города Стибера. Но все это невозможно посмотреть в рамках однодневной пешей экскурсии. Однако увиденного оказалось достаточно, чтобы понять: мне понравился веселый и колоритный Прилеп.
Говорят, как-то раз местный начальник, известный своим тщеславием, созвал сход и стал толкать речь. Пришел туда и Хитрый Пётр, который недавно купил себе новую шапку. Начальник не любил Петра за то, что тот «шибко умный» и решил его унизить. Сбил с него шапку, да еще по ней потоптался. Хитрый Пётр поднял свою обновку и, не глядя на обидчика, рассказал односельчанам историю.
Однажды мудрый царь Соломон, который понимал язык животных, решил послушать, что они ему расскажут. Созвал он в свой дворец всех зверей и птиц. Пришли и конь с ослом. «Дорогой родственник, ты уж помолчи, пожалуйста, не позорь наше племя» — попросил конь ишака. Вот доходит до них очередь. Тут осел разинул пасть и давай реветь во всю мочь, так что все звери попадали, а премудрый царь Соломон заткнул себе уши. «Что ты творишь?!« — возмутился конь. «А где еще, как не на этой высокой трибуне, могу я всем показать свое ослоумие?» — ответил ишак.