Хорошо иметь увлечения. Они наполняют жизнь радостью. Они сближают людей. Вот, например, у меня и моей македонской подруги Елены есть общие хобби — кулинария и путешествия. Новогодние праздники мы посвятили кулинарии: готовили баклаву и кадаиф, пекли пастрмайлию. Праздники закончились. Пора было переходить к путешествиям. Правда, январский день короток, а обледеневшие дороги небезопасны. Елена предложила не ездить далеко, а посмотреть интересные места в окрестностях Скопья. Например, античную деревню Тауресиум, родину византийского императора Юстиниана, и монастырь XIV века, построенный легендарным королем Марко. Оба объекта находятся недалеко друг от друга, примерно в двадцати километрах к юго-востоку от столицы. К экскурсии решил присоединиться еще один наш македонский друг, юрист по профессии, а в свободное время — историк-любитель и краевед.
Воскресный день выдался прохладным (по нашим представлениям) и просто-таки морозным по мнению македонцев. Быстро добрались на машине до поселка Ржаничино, свернули с трассы и поехали вдоль канала. Друзья рассказали, что мы находимся в котловине, где раньше было большое болото. При социализме прорыли водоотводные каналы, поставили насосы и откачали болотную воду в реку Вардар. Теперь здесь сельхозугодья.
Мы припарковались возле свежепостроенного храма Святого Ильи. Я читала, что с конца XIX века на месте родной деревни императора Юстиниана работают археологи. Они нашли монеты, оружие, украшения и домашнюю утварь. Откопали остатки зданий V века. Мы огляделись, но ничего похожего на раскопки не увидели. Все полезли за смартфонами. На моей офлайн-карте maps.me никакого Тауресиума не значилось. Зато он был на онлайн-карте Google maps в смартфоне подруги и она быстро проложила маршрут. Наш друг поступил проще: позвонил своему дяде, прожившему в этих местах много лет. Поначалу советы дяди и Гугла совпадали. Мы пошли вверх по заснеженной дороге. Открылся красивый вид на Скопскую котловину. Вдали виднелись какие-то трубы. Друзья объяснили, что это нефтеперегонный завод, один из крупнейших в СФРЮ и построенный при помощи СССР. По их словам, в этих местах жили и работали несколько тысяч советских специалистов.
Дошли почти до вершины холма, снова полюбовались видами. Прекрасно, но где же раскопки? Гугл призывал идти налево, голос дяди в телефонной трубке — направо. Послушались дядю и правильно сделали. Скоро мы стояли на заснеженной дорожке перед указателем с надписью «Тауресиум».
Чуть дальше обнаружился запертый домик, а над ним — древние развалины. Ученые утверждают, что в V векеТауресиум был окружен крепостной стеной с четырьмя башнями. Внутри стен находились десять зданий: два больших, с колоннами и атриумом и восемь домов поменьше.
Что и говорить, от античной деревни мало что осталось: фундаменты строений и пара кусков колонн.
Зато можно было созерцать окрестные горы — те же, что созерцал Юстиниан, родившийся здесь в 483 году.
Известно, что он происходил из простой семьи. А вот национальная принадлежность до сих пор вызывает споры: римлянин, иллириец, фракиец? Одно время даже была теория его славянского происхождения. Якобы отца будущего императора звали Истокус, а настоящее имя Юстиниана было Управда. Прокопий Кесарийский и вовсе утверждал, что отцом славного царя был демон. Так что, оставим эти споры. Главное, что Юстиниан Первый вошел в историю как великий император, завоеватель, строитель и реформатор. Свод законов Юстиниана лег в основу современной системы европейского права.
Памятник императору Юстиниану в Скопье
Наш друг-юрист принял картинную позу и толкнул речь. Смысл ее сводился к тому, что благодаря Юстиниану, сложилось современное законодательство, наш друг получил хорошую работу и теперь продолжает дело императора. Мы зааплодировали.
Собственно, все. Тауресиум мы посмотрели и пошли обратно к автомобилю. Похоже, здесь еще осталась работа для археологов. Эта земля хранит много древностей. Тут и там из травы торчали камни, очень похожие на античные стены.
Ниже по склону мы наткнулись на старинные каменные гробницы, поросшие мхом. Могилам по виду было не меньше двухсот лет.
Однако, задерживаться не стали. На остаток дня у нас были большие планы.
Теперь наш путь лежал в село Маркова Сушица, в монастырь, построенный легендарным королем Марко. «Кто такой король Марко?» — спросили мы друзей. Те заулыбались, но ответили не сразу. А как бы вы объяснили иностранцу, кто такие Илья Муромец, Иван-дурак и Ходжа Насреддин? Герой балканских сказок Королевич Марко объединяет в себе всех этих персонажей. Он невероятно сильный, смелый, честный и, при этом, простодушно-хитроватый.
Рассказывают, что в детстве Марко был очень хилым ребенком. Как-то раз он пошел гулять в лес и увидел на поляне спящую маленькую девочку, а возле нее — змею. Королевич убил змею. Тут из чащи появилась лесная фея и воскликнула: «Марко, ты спас мою дочку! Проси, чего пожелаешь!». Он попросил богатырскую силу и желание было исполнено. Мальчик вырос в огромного могучего богатыря. Он носил тулуп, сшитый из тридцати медвежьих шкур и шапку, сшитую из шкур двенадцати волков. Он вырывал с корнем деревья, саблей прорубал ущелья в горах, а однажды даже сдвинул с места всю землю.
Дело стало за богатырским конем. Королевич принялся хватать за хвост и подбрасывать встречных лошадей. Все казались ему слишком легкими и лишь одного плешивого жеребенка Марко не смог сдвинуть с места. Королевич забрал его себе, вырастил и назвал Шарецом. Шарец легко прыгал с одной горы на другую, из нодрей его вырывалось пламя, изо рта шла пена, а из-под копыт летел град камней. А еще Шарец умел разговаривать.
Каждый сказочный богатырь имеет ужасного врага. У Ильи Муромца это был Соловей-разбойник. А у Королевича Марко — Черная Арапина. Или даже ЧернЫЕ АрапИНЫ (порой их бывало много). Моя подруга объяснила, что Арапина — это собирательный образ всех поработителей, угнетателей и разбойников. Вобщем, Вселенское Зло.
Рассказывают, что как-то раз Королевич Марко ехал в гости к другу и встретил Черных Арапин. Они вели закованных в цепи пленников. Королевич потребовал всех отпустить, но Арапины лишь посмеялись и обещали заковать в кандалы самого Марко. Богатырь рассерчал, взмахнул своей волшебной саблей и одним махом обезглавил всех врагов. А потом освободил пленников и подарил каждому по золотой монете. Вот такой он был, Королевич Марко.
А еще рассказывают, что как-то раз Марко получил письмо от немецкой королевы. Она писала, что в Германии не стало житья от Черных Арапин. Обирают они простых немцев и обижают немецких девушек. Богатырь пришел на помощь и скоро в Германии не осталось ни одной Арапины. Не подумайте чего плохого. Мы с мужем, как настоящие советские люди, не страдаем национализмом. Но ведь из песни слова не выкинешь, не правда ли?
Вот так, за байками и беседами, добрались мы до Маркова монастыря. Я было собралась сфотографировать вход в обитель, как — Оопс!- заметила, что перед воротами стоит легковушка. Да еще и накрытая ярким красным одеялом. Автомобиль очень портил кадр. Вот был бы мой муж Королевичем Марко — взял бы этот драндулет и зашвырнул куда подальше!
Впрочем, не стоит завидовать жене Королевича. Рассказывают, что как-то раз она недолила вина в чашу супруга. Марко так обиделся, что уехал в город Солун, который нынче зовется Салоники. Сидел там три года и дулся. А когда вернулся домой, то устроил грандиозную драку.
Вход я, все же, сфотографировала. После чего мы вошли в ворота и оказались на монастырской территории. Первое, что бросилось в глаза — нарядный и красивый храм Святого Димитрия.
Церковь начали строить в 1345 году при короле Вукашине, а закончили — в 1377 при его сыне, короле Марко. Сказочный Королевич Марко сильно отличается от своего реального прототипа. В начале XIV века Западная Македония входила в состав Сербского королевства. Ее правитель, король Вукашин, считался соправителем сербского короля Уроша. А сын Вукашина, Марко, соответственно, — наследником сербского престола. Однако после смерти Вукашина и Уроша сербские феодалы не признали Марко своим королем и оставили под его управлением лишь небольшую территорию возле города Прилеп. Марко пришлось стать турецким вассалом. Он погиб в 1395 году, воюя на стороне османов против влахов.
Притвор перед входом в храм был построен в начале XIX века по приказу Хамзи-Паши из Скопья.
Над дверьми изображен святой Димитрий на коне.
Зайдя в храм, сразу чувствуешь, насколько он древний.
Внимание привлекает каменный резной иконостас. Некоторые иконы — старинные, другие — написаны в XIX веке. Десять лет назад здесь случилось чудо: иконы начали сами собой обновляться. Сначала засияли золотом нимбы святых, потом краски сделались ярче. Как будто кто-то невидимый чистил образа, двигаясь сверху вниз. Разумеется, приехало церковное начальство. Прибыл и премьер-министр. Все покачали головами, поцокали языками и ничего не сказали. А что тут скажешь?
В южной части храма, над запертой дверью, можно увидеть каменную табличку. На ней написаны имена основателей монастыря — короля Вукашина, его жены и детей. Эти же имена написаны и на люстре. Так утверждают ученые. Обычный турист едва ли сможет разобрать древние надписи.
Как получилось, что неудачливый король превратился в героя легенд? Вероятно, дело в том, что Марко был последним христианским правителем этих земель. После него Македония на пятьсот лет попала под власть Османской империи. Народу нужен был образ защитника. Сильного, смелого и честного.
Рассказывают, что после смерти царя Душана за сербский трон боролись четверо: деспот Углеша, воевода Гойко, сын покойного царя принц Урош и король Вукашин. Спорили-спорили и ничего не решили. Пошли за советом к попу Неделко. Но и тот не смог их рассудить. Посоветовал обратиться к Королевичу Марко, который-де знал волю покойного. Вукашин обрадовался. Ведь Марко — его сын и должен присудить ему победу. Но честный Королевич объявил наследником принца Уроша. Рассерженный Вукашин выхватил саблю и принялся гоняться за Марко, пока тот не укрылся в церкви. Вукашин стал рубить двери храма саблей и из-под них потекла кровь. Но это не была кровь Королевича. Голос с неба сказал Вукашину, что тот ранил ангела и будет за это наказан.
Мы зашли в церковную лавку. Рядом с ней обнаружился маленький музей. На витринах были представлены античные сосуды, фрагменты фресок и церковная утварь.
А еще — старинные книги, которые напоминали о золотом времени в истории обители. В начале XIX века игуменом монастыря стал Кирилл Пейчинович — монах и просветитель. Он был одним из первых религиозных писателей, писавших на народном македонском языке. Игумен Кирилл обновил и отремонтировал обитель, привел в порядок большую библиотеку. В Марковом монастыре он написал свою книгу «Огледало» (т. е. «Зеркало») и основал школу. После отъезда отца Кирилла в Афон для монастыря наступили тяжелые времена. Обитель была разграблена, уникальные фрески закрашены, библиотека исчезла. Сегодня книги из Маркова монастыря можно найти в Австрии, Болгарии, Сербии и Хорватии. Есть они и в Москве, в Историческом музее, в составе «Хлудовской библиотеки».
После музея мы еще раз обошли церковь Святого Димитрия и хорошенько рассмотрели ее со всех сторон.
На южной стене увидели неплохо сохранившиеся фрески с изображениями королевича Марко и его отца, короля Вукашина.
Рассказывают, что в ночь рождения Марко его отец Вукашин услышал пророчество: дескать, вырастет Королевич и переломает папе кости. Вукашин, недолго думая, положил ребенка в корзину и пустил ее по реке Вардар. Прямо как это было с пророком Моисеем. Только в этой истории корзину поймала не принцесса, а простой пастух. Он усыновил Марко. Ребенок рос необыкновенно сильным и бил всех детей в деревне. Рассерженный отчим отправил его в горы пасти скот. Телята не слушались и Марко крепко поколотил их в воспитательных целях. Несколько телят сдохли. Отчиму пришлось платить соседям неустойку. После чего молодого богатыря выгнали из дома. Марко не печалился. Ходил по горам-долам, лупил непослушных зверей и однажды набрел на свадебную процессию. А в процессии этой был кумом его отец Вукашин, который, конечно, не узнал сына. И вот тут на них на всех напала злая Черная Арапина. Сваты вместе с Вукашином в страхе убежали, а Королевич Марко вступил в бой с разбойником. И, естественно, победил. После чего доставил невесту в дом жениха в целости и сохранности. Нашел кума Вукашина и переломал ему кости за проявленную трусость. Вот тут-то папаша и признал своего сыночка. Поцеловал его в лоб. А Марко поцеловал папе ручку. Оба обнялись, прослезились и принялись вместе пить-гулять.
Монастырский комплекс пятьдесят лет назад был отреставрирован. Его двор сам по себе заслуживает внимания. Кельи и трапезная построены в традиционном балканском стиле. Я прочитала в интернете, что на стене в трапезной есть мраморная плита. На ней, якобы написано, что здесь похоронен король Марко. Мы спросили у монахини, так ли это. Оказалось, интернет в очередной раз наврал: никакой могилы в монастыре нет.
Напротив церкви — мельница, к сожалению, закрытая на замок. Кроме этого во дворе есть колодец, резервуар для воды, печь для выпечки хлеба и даже самогонный аппарат. Все это, конечно, декоративное, но создает необходимый антураж монастырской жизни столетней давности.
Рассказывают, что в старые времена даже короли не гнушались крестьянского труда. Как-то раз мать сказала Королевичу Марко: «Что ты сынок все воюешь, да воюешь…лучше бы пахал». Королевич взял плуг и стал распахивать дороги, по которым султанские янычары ездили и собирали налоги. Янычары увидели такое дело и стали ругаться. А Марко им: «Прочь с дороги! Вы топчете мне пашню!». Янычары схватились за ятаганы. А Королевич поднял свой плуг и замахнулся им на сборщиков налогов. Надо ли говорить, кто победил?
Настала пора заканчивать нашу экскурсию. Мы все проголодались, а македонские друзья еще и замерзли. Недалеко от обители находится этно-ресторан, который тоже называется «Марков монастырь». Туда и направились.
В Северной Македонии вход в кафе и рестораны возможен только по «кур-коду», которого у нас не было. Но никто его и не спрашивал. В оформленном под старину зале веселились люди. Уютно потрескивал камин.
Когда к нашему столику подошли музыканты, я немного насторожилась. Решила, что они увидели иностранцев и теперь будут нас «окучивать». Оказалось — нет. Скрипач, баянист и гитарист подходили по очереди к каждому столику и под заказ за скромную сумму исполняли пару песен. Оценив возраст нашей компании, музыканты сыграли югославскую эстрадную песню для наших друзей, а для нас, разумеется, — «Македонско девойче», музыкальную визитную карточку страны.
Рассказывают, что Королевич Марко очень любил есть, пить, гулять и красиво одеваться. Когда турецкий султан запретил христианам носить одежду зеленого цвета, а мусульманам — пить вино, Королевич не послушался. Из вредности сшил себе зеленый кафтан и принялся угощать мусульман вином. Прослышал об этом султан. Разозлился и приказал своему слуге Черной Арапине найти Марко и убить его. Черная Арапина искал-искал Королевича, да не нашел. Устал, проголодался и зашел в стамбульскую харчевню. А там как раз сидит Марко, ест, пьет и веселится. Арапина не узнал Королевича, сел рядом и принялся жаловаться на жизнь: «Никак мне не удается поймать и убить Марко!». Вы думаете, что богатырь вызвал Арапину на поединок? А вот и нет. Королевич Марко представляться не стал. Сразу выхватил саблю и отрубил Арапине голову. И поделом султану. Будет знать, как отдавать дурацкие приказы и посылать дураков следить за их исполнением.
Вскоре принесли еду: холодец, который македонцы называют «пача», печеные телячьи ребрышки, шашлык и мясные рулетики с сырной начинкой. На гарнир — только что испеченные в печке лепешки, тарелку с зеленью, тарелку с маринованными овощами и, конечно же, острые маринованные перчики — неизменный атрибут македонского застолья.
Мы все дружно посетовали, что острое вредит здоровью. После чего быстро очистили блюдо с перцами. Приняли по стопочке «мастики» — местной анисовой водки. После обеда, по нашей с мужем просьбе, заказали кофе. Ну никак мы, русские, не можем без горячих напитков после обеда! Если нет чая (а он на Балканах непопулярен), то сойдет и кофе. Застолье на четверых обошлось в 1500 денаров (менее 25 евро). Причем официант отказался брать чаевые, хотя мы настойчиво ему предлагали.
Приобщились к истории и культуре. Нагулялись на свежем горном воздухе. Наелись. Теперь можно было отправляться домой в прекрасном настроении.
Рассказывают, что как-то раз Королевич Марко выпил живой воды и стал бессмертным. Нашел он в горах пещеру, поставил возле нее торбу с зерном для Шареца, воткнул свою волшебную саблю в камень, а сам завалился спать. Королевич спит и по сей день, конь жует пшеницу, а сабля потихоньку выдвигается из камня. Говорят, когда сабля полностью выйдет наружу, а конь доест свой корм, Королевич Марко проснется и придет на помощь людям. Сдается мне, что в торбе у Шареца осталось совсем мало зерен.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Паломнические туры, Культурно-познавательный туризм