Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была 19 ноября 16:16
Как интересно изучать собственное Отечество!

Памяти покинутых хуторов

Псков — Россия Сентябрь 2023
45 50

Путешествие в деревню Сигово, что находится в шестнадцати километрах от Печор, было не только запланировано мною, но и мысленно отмечено, как «обязательное».

Почему так стремилась моя душа в это местечко? Много лет назад я изучала эстонские руны, а народность сето — это почти эстонцы. Однако «почти» не значит «всецело». Именно «лица необщим выраженьем» культура Сето всегда и привлекала внимание, как исследователей, так и рядовых туристов, желающих прикоснуться к чему-то самобытному.

В интернете достаточно ссылок на краткие, но содержательные отзывы об этом музее-усадьбе. Я попробую рассказать вам обо всем, что увидела (без утайки) и по ходу поразмышлять о культуре, о фольклоре, о страницах истории и народной памяти. Поскольку с сето я уже не раз встретилась на Псковщине, эта публикация — не «отзыв о месте» — об усадьбе (даже двух разных усадьбах-музеях), хотя именно здесь я получила больше всего информации. В этом рассказе я готова вспомнить и о деревне Малы, о кладбище сето, что далеко от Сигово, о двух экспозициях — одна встретилась в музее Изборска, другая в Печорах. То есть я хотела бы поразмышлять о жизни и судьбе древней народности, что, конечно же, интересно! Итак, это результаты «бродилок» по Псковщине.

3
Памяти покинутых хуторов

Племена сето на данной земле древние и можно сказать «коренные». В отличие от рыболовов и охотников — других финно-угорцев, испокон живших на Северо-Западе, Сето являются земледельцами.

Русская культура изначально тоже земледельческая, а поскольку родная душа к родной душе тянется, сето естественно «вжились» в русскую общность, не потеряв при этом своей индивидуальности.

3
Памяти покинутых хуторов

Большое значение для истории народности сето было событие, связанное с Преподобномучеником Корнилием, который был избран настоятелем Псково-Печерского монастыря в 1529 году.

2
Памяти покинутых хуторов

Будучи великим подвижником, он донес Свет Христовой Истины до языческих племен сето, что жили вокруг монастыря. На великий праздник Успения Пресвятой Богородицы, сето приняли святое крещение в обители и это событие до нашего времени, хранится в коллективной памяти, как главное в истории народности.

Впоследствии, во время Великой Отечественной войны, эти земли были оккупированы. Народ сето всячески и насильственно пытались обратить к лютеранской вере, но они не сгибались и твердо стояли на вере своих отцов. Так получилось, что православие для сето — это было первым и, как оказалось, единственным шагом в объединении разрозненных этнических сообществ.

И сегодня у сето принято праздновать Праздник Успения, как главный (почти, как государственный) праздник. Со всех концов земли Российской, Эстонской, да и всего мира, собираются люди сето, чтобы пройти Крестным ходом к монастырю, побывать на службе, причаститься.

4
Памяти покинутых хуторов

А уж потом дать волю народным песням, пляскам, доброму общению со всеми, приехавшими на их «родовой» Праздник.

Мне понравилась мысль, мелькнувшая в интернете. Я готова ее немножко поправить и воспроизвести:

У народа сето есть собственный Король, но нет Королевства. Есть языческие боги, которых они до сих пор не забывают, но они чувствуют себя Православными и почитают Единого Бога. У них есть язык, но нет письменности.

2
Памяти покинутых хуторов

Такая вот архаика в наше время — письменности нет! Это уникальное явление, ведь это обстоятельство влияет на способы передачи традиций и получается, что передача осуществляется только устно, что и свойственно именно фольклору. А не его вторичным формам, которые десятилетия назад, в научной литературе стали называть фольклоризмом, и образцы которого сегодня принимают за фольклор.

Говорят, что сето каждый год выбирают себе своего Короля. Видимо это что-то типа «Старшего по деревне», а в данном случае Старшего по маленькому народу (народности).

В этой иерархии и традициях, конечно можно разобраться только «изнутри» — пожить с этими людьми.

Именно так и жил когда-то наш Сектор фольклора — Научно-исследовательский отдел знаменитого Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии. 70–80 годы прошлого века. Научное отделение института как в свое время обосновалось по адресу Исаакиевская 5, так и ныне там обитает, хотя теперь именуется Российским институтом истории искусств АН.

Здесь на секторе фольклора собирались молодые ученые со всего СССР. Сколько друзей из разных республик у меня было! И все они начинали свой научный путь именно с экспедиций. Наверное тогда это было для меня своеобразное объединение «Туристер». Только путешествовали мы не ради новых впечатлений и фоток, а во славу науки.

Разве не впечатляет тот факт, что когда задумали составить и опубликовать словарь языка Удэ, долго искали специалистов и нашли! Русского человека — Юру Шейкина, который когда-то изучил язык в совершенстве.

Вообще ходили веселые слухи о том, как впоследствии уважаемый профессор Шейкин, а тогда просто Юра, улетел к Удэ (лукаво зафрахтовав самолет). Изучал культуру Удэ, язык, жил бок о бок с шаманом продолжительное время. Об этом можно написать роман!

А в тайгу одна, с ружьем уходила другая аспирантка… Тоже изучала ритуалы северных народов (защитила докторскую по этой теме, впоследствии). Вот такая была научная работа — без экспедиций, без изучения народной культуры «изнутри» не обойтись!

Впрочем, в памяти теснятся и другие воспоминания. Как забыть о белых ночах Петербурга, когда приехавшие из Азербайджана народные исполнители, на квартире одной нашей аспирантки играли нам свои мугамы… Да мало ли что можно вспомнить. Любовь к народным традициям разных народов, и разных культур, нас всех тогда объединяла и была крепка как сталь! Все звали в гости. Вот тогда бы и путешествовать…

Но вернемся к сето.

3
Памяти покинутых хуторов

Язык сето очень похож на эстонский. Здесь можно говорить о диалекте, но филология не моя область.

В этот раз я ехала в Сигово как туристка — посмотреть-познакомиться.

2
Памяти покинутых хуторов

Замечу, что все приглашения в Музей-усадьбу народа сето, размещенные в интернете, непременно напоминают, что о прибытии туристов нужно заранее информировать и договариваться о встрече. Это правильно. Но мы, почему-то попробовали другой путь и явились без предварительной договоренности.

Смотрительница музея и экскурсовод по имени Малле в это время угощала чаем с домашним, ею испеченным пирогом, группу туристов, у которых экскурсия уже заканчивалась. Поэтому нам предложили вначале посетить другой музей, который находится через дорогу и так дождаться приезда следующей группы, чтобы получить экскурсию. Про второй музей я тоже знала, даже знала имя его хозяйки — Татьяна Николаевна. В моих планах было его посещение, поэтому радостно согласилась с предложенным планом действий.

Татьяну Николаевну пришлось покричать, как это обычно бывает в деревне. Она вышла и повела нас в старый огромный амбар, который и является частным (авторским) музеем. Название его озвучено печалью — «памяти покинутых хуторов». Впрочем, на вывеске эта надпись не отображена, а передается устно (фольклорно). Ну, а когда что-то передается устно, возможны вариации, потому что вариативность — это способ существования фольклора.

4
Памяти покинутых хуторов

Когда-то в деревне Сигово жили только люди сето. Деревня была большая до 150 человек. Почти всем, как встарь жители деревни обеспечивали себя сами, так что и магазины были не нужны, хотя на ярмарки ездили, и это было событием важным для общения. Сами сето даже дома свои ставили в отдалении друг от друга. Такая охрана личного пространства вообще свойственна и финнам, и эстонцам. Одно слово — хуторяне!

Исход сето в Эстонию начался с 1950х годов. Коллективизация была для них, живших родовым строем, неприемлема и непонятна.

Еще не зажили раны и насильственного переселения в Сибирь. Хотя события эти были трагические, но трудолюбивые люди сето — те, кто выжил, и там не потерялись. Сейчас в Сибири живут свои, уже «сибирские сето». Раньше любили приезжать на родную землю Сетумаа, на любимый праздник — Успения Пресвятой Богородицы и в свой, как они почитают Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сейчас приезжают реже, на что есть причины.

Заметно разобщила сето и Российско-Эстонская граница. Так что сейчас в деревне Сигово не живут сето. И даже Малле — смотрительница, уже государственного музея (филиала Изборского) приезжает на работу из другой деревни. Как знакома мне эта заросшая бурьяном умирающая та же русская деревня, и вот — сетусская. Что ж! Это жизнь. Цивилизация не любит деревню, потому что, для того же фольклора, среда обитания — это патриархальный быт. И кого сегодня заставишь так жить!

Существуют, конечно, «этнографические деревни» в разных странах. Но это ведь игра в старину, для развлечения туристов.

Когда Эстония поманила сето к себе — дали хорошие подъемные и возможность жить хуторами, люди потянулись в Эстонию. Уехали в первую очередь молодые и работоспособные, а остались, в основном, старики доживать свой век с могилами предков и седой памятью.

Это кладбище сето совсем в другом конце Псковщины, рядом с сетусской деревней Малы.

По обозначенным на могильных камнях датам видно, что больше всего людей здесь похоронили в лихолетье войны.

1
Памяти покинутых хуторов

Деревня Малы сейчас вряд ли можно назвать сетусской, хотя есть своя церквушка, маленькая, но есть.

3
Памяти покинутых хуторов

Как это случается повсеместно, деревня давно стала прибежищем москвичей, петербуржцев — дачников, что приезжают в эти места на летний период. Потому что места знаменитой Мальской долины заповедные и красота тут необыкновенная!

9
Памяти покинутых хуторов

Но вернемся в Сигово и заглянем в частный музей сето.

2
Памяти покинутых хуторов

Татьяна Николакевна Огарева — истинная петербурженка, из тех интеллигентов, что и существует как явление, только в России (на Западе популярно другое слово — элита, то есть лучший, а у нас совсем другая природа явления, связанная с духовным устройством личности). Но это иной большой разговор.

Татьяна Николаевна приехала в Сигово в 1987 году и было ей всего 47 лет. Приехала с маленькими сыновьями погостить у знакомой, да так понравилось здесь, в этих краях, что и осталась.

3
Памяти покинутых хуторов
5
Памяти покинутых хуторов

Сложный период в личной жизни тоже, видимо, стал причиной, хотя более того поманило умиротворение этого места. Купила дом старый и дешевый, на что только денег хватило, и зажила среди людей, которые и по-русски не разговаривали.

Я не случайно ранее обмолвилась об изучении фольклора «изнутри», вот и Татьяна Николаевна заинтересовалась бытом, культурой сето, постепенно выучила язык бытового общения и снискала уважение, любовь односельчан.

3
Памяти покинутых хуторов

А люди сето продолжали переселяться в Эстонию. Старики тоже стали тянуться к родственникам, к детям. Здесь приходилось бросать то, что в семьях хранили от дальних времен — через границу весь хутор с утварью не перевезешь. Постепенно возникла идея музея. Возникла она у главного агронома тогдашнего колхоза Ника Тапера. Выпускник Тартусского университета и Сельскохозяйственной академии, он тоже понимал, что старые вещи, которые просто не вывезти на новое необжитое место, это артефакты народной культуры.

Татьяна Николаевна не была чужда музейной работе — много лет работала экскурсоводом в Петергофе. Кроме того ее любовь к сето, понимание важности создания музея, не вызывали сомнений. И люди стали нести и везти старые вещи, семейные реликвии. Кто-то оставлял телегу, кто-то «Боговы полотнища», которые было принято ткать из льна и вешать на иконы.

6
Памяти покинутых хуторов

Изучение разнообразных орнаментов этих полотенц — несомненно тема научной работы.

6
Памяти покинутых хуторов

Не знаю, занимается ли кто-то этой интересной областью сетусской культуры!

8
Памяти покинутых хуторов

Амбар, в котором стали размещать старые вещи — музейные артефакты, огромный, но… стареет, как и его верная хранительница.

3
Памяти покинутых хуторов
5
Памяти покинутых хуторов

Изборский музей пока не стремится этот частный музей прикрыть своей заботой — зачем два музея! Напротив, на той же улице, уже устроен другой музей — аккуратный, прибранный, с подстриженной травкой на усадьбе (так говорят на Псковщине). Этот музей тоже уютный, с Малле, которая и песню споет на языке сето, и пирогом угостит, по древнему рецепту. Так что судьба частного музея, который так долго и верно хранила Татьяна Николаевна по заветам уехавших односельчан, пока непонятна.

4
Памяти покинутых хуторов
5
Памяти покинутых хуторов

Фотографий было сделано мною много и разговор наш был неспешный, так что еле успела к назначенному времени во второй музей, к Малле.

3
Памяти покинутых хуторов

Другая заявленная группа, которую ждали, оказалась просто одним семейством. К этому небольшому сообществу мы и примкнули за входную плату в 500 рублей с человека, впрочем, как пенсионеры — категория льготная, заплатили лишь по 300.

3
Памяти покинутых хуторов

Экскурсия с Малле была тоже неспешной, хотя и регламентированной. В перерыве между экскурсиями хозяйка успела испечь пирог, а угощение травяным чаем с пирогом — это непременное завершение каждой экскурсии, поэтому нельзя сказать, что мы счастливые «часов не наблюдали» — время бежало, и нас, кажется, никто не торопил, но пирог остывал и заставлял ценить время.

4
Памяти покинутых хуторов

Понятно, что хозяйка рассказывала нам о традициях сето. И хотя многие традиции патриархального быта у разных этносов схожи, все-таки, каждый народ считает, что он особенный и традиции его неповторимые, только ему присущие. В деревнях раньше можно было постоянно слышать такое слово, как «правильно».

 — У нас правильно кружева плетут, а у них — смотреть смешно! Совсем неправильно! — так говорили жители той или иной деревни о себе и о своих соседях, хотя другая деревня, могла находиться в километре-двух и в ней нередко обитало много родственников.

Это и понятно! Если бы люди не ценили «правильность» передаваемых из поколения в поколение «своих» традиций, они не хранились бы так долго — веками.

4
Памяти покинутых хуторов

Сето, с их мышлением обособленных хуторян, тем более были уверены, в своей особенности и неповторимости.

Так серебряные фибулы на груди сегодня предлагаются вниманию как что-то очень своеобычное. Однако рассказчикам невдомек, что подобные украшения очень характерны и для марийских женщин, и удмуртских… Одно племя — угро-финны…

5
Памяти покинутых хуторов

И везде эти серебряные фибулы играли роль оберегов. Серебро — металл очищающий, монеты, расположенные вместе с главным украшением звенят — злых духов отгоняют.

Носить фибулы могли только замужние женщины и до того времени, пока не вышли из детородного возраста.

Вообще о символике народного костюма написано множество книг, но, несомненно, что-то в рассказе носительницы фольклора вам всегда и непременно покажется необычным, оригинальным.

Мне, к примеру, раньше не попадались печи с встроенным котлом — всегда в доме горячая вода!

4
Памяти покинутых хуторов

Не попадались и такие устройства, которые помогали бы «крутить люльку» с младенцем вокруг печи. Ведь именно рядом с печью, находится место главного пребывания хозяйки в течение дня. А если ребенок плачет, не спит… Удобно укачивать не отходя от печи и от дела.

3
Памяти покинутых хуторов

Спела Малле и коротенькую руну, рассказала о символике орнамента, об особенностях быта. Ну, как догадаться, что если к кровати одной из дочерей семейства прикреплено такое кружевное сердечко, значит она просватана…

5
Памяти покинутых хуторов

В каждой избе непременно был ткацкий станок и темными зимними вечерами… Жизнь женщины в прошлые времена, в любой культуре была очень непростой. Столько умений требовалось! Сколько работы по дому и не только по дому!

3
Памяти покинутых хуторов
6
Памяти покинутых хуторов

Вообще для того, чтобы быть «своей» в традиционном сообществе, нужно знать каждую мелочь, жить этим. Мы, конечно же, с вниманием слушали, но многое не застревало в памяти. Так уж устроен разум современного человека, он цепляется за то, что или полезно знать, или поразило эмоционально. Поверхностный наш ум — человека информационного общества — стремительно переключающийся, привыкший к мельканию «картинок» — наше современное состояние. Кстати различие в мироощущении разных поколений — это тоже причина угасания фольклорных традиций в наше время.

У сето не было часов, не было и радио. О начале войны они (как сами рассказывали Татьяне Николаевне) узнали, когда мужчины, рубившие лес, увидели мимо проезжавших мотоциклистов в непонятной, чужой форме…

Детей воспитывали, я бы сказала, довольно оригинально. Далекие от жестоких методов воспитания во многих культурах, Сето воспитывали мягче — трудом, хотя и не было методической смычки с педагогом Макаренко).

2
Памяти покинутых хуторов

Как рассказывала Малле, на ребенка никто никогда не повышал голос и если уж тот сильно провинился, то отец посылал его выбрать самому хворостину для наказания.

Неторопливый — весь в отца, ребенок мог ходить за хваростиной и час, и два, куда спешить! За это время отец и остывал в гневе, да и просто забывал. А непослушник еще раз вспоминал проступок, соизмерял его с соделанным и длиной хворостины. При этом то ли оправдывал себя, то ли каялся… Это был процесс анализа, неторопливого вглядывания в себя.

У сето каждый ребенок с детства приучался к делу, и, несомненно, труд, желание подражать взрослым, были главными воспитателями.

Поскольку, как я уже упомянула, каждая семья сету сама обеспечивала себя всем или почти всем, поэтому продолжение экскурсии было уже «на усадьбе», где в сараях и специальных помещениях находились предметы сельского быта, рассказывающие о ремеслах.

3
Памяти покинутых хуторов
3
Памяти покинутых хуторов
3
Памяти покинутых хуторов

Археологические раскопки на Псковщине где только ни ведутся — древняя земля! Но сето — это же «ожившая археология». Именно поэтому мы дважды оказывались в музеях (Изборск и Печоры), где нашему вниманию предлагались экспозиции, рассказывающие о культуре древней народности.

В Изборске экспозиция была совсем скромная — скорее «дань уважения».

2
Памяти покинутых хуторов

А вот в Печорском музее экспозиция под названием «Звон серебра как песня народа сето» оказалась достаточно вразумительной, с фильмом, с интересными экспонатами.

5
Памяти покинутых хуторов
7
Памяти покинутых хуторов

Особенно интересными мне представились старые фотографии, хотя акцент должен был сосредоточить внимание посетителей на серебряных украшениях.

Конечно, этих серебряных украшений, которые, как правило, носили ритуальный характер (вспомним фибулу у женщин) на земле Сетумаа осталось немало: через границу не пропускали с большим количеством таких украшений. Ведь и металл полудрагоценный и исполнение — художественная работа, произведения искусства!

1
Памяти покинутых хуторов

Так что хорошо, что подобные выставки проводятся и красивые вещи древней культуры не томятся «взаперти», в запасниках, а демонстрируются.

После экскурсии Малле угостила пирогом, который мне напомнил замечательный пирог в кафе «У майорши» в финской Лаппеэнранте. Видимо тоже национальные традиции кулинарных рецептов, несомненная перекличка.

Ну, а нам что же! Весело и вкусно, интересно и занимательно.

5
Памяти покинутых хуторов
4
Памяти покинутых хуторов

Послесловие.

Вы можете задаться вопросом — сохранится ли культура сето в Эстонии? «Ходят слухи», что там тоже организован музей. Также «ходят слухи», что у сето «даже» появился свой флаг. Но флаг-то они обрели еще на Псковщине, и он непременно полощется рядом и с одним, и с другим музеями.

Вообще словосочетание «ходят слухи» — это из области фольклора.

Но если серьезно, то в Эстонии культура сето скорее перейдет в стадию неживого, музейного экспоната, хотя «засшунный гербарий» будет храниться со тщательностью и внимательностью.

В России сето тоже стали бы и становятся «музейным экспонатом» — цивилизация наступает. Культура, не имевшая письменности, была жива только при помощи языка, а в Эстонии сейчас любят щеголять английским, как в прошлые века немецким.

Мне рассказывали сами эстонцы, что в 19 веке и раньше, в Эстонии было неприлично говорить на эстонском языке ибо в «приличном» обществе — это свидетельствовало о «простонародном» происхождении говорящего. Кстати и замечательная хоровая культура эстонцев и других прибалтов, пришла с Запада. Эстонцы же имели свою исконную культуру — древние руны. Однако когда замечательный композитор Вельо Тормис написал свои потрясающие хоровые обработки эстонских рун и показал в Союзе Композиторов Эстонии, некоторые коллеги с возмущением вышли, хлопнув дверью, объявив, это «деревенской чепухой». К слову сказать, через пару лет, на Съезде композиторов в Москве, эти произведения тоже прозвучали и собравшиеся несколько минут аплодировали стоя. В Советском Союзе в 60-е годы и позднее уделяли большое внимание продвижению национальных традиций. Это факт.

Однако, и это тоже факт, гибель фольклора была предсказана в те же годы. В научной литературе это называли «естественной смертью» — больно, но неизбежно. Нет среды, в которой фольклор традиционно существовал бы и иссыхает родник.

Наверное, поэтому название музея: «Памяти покинутых хуторов» отзывается в моем сердце такой тихой печалью.

Живое, теплое, застывает на старых фотографиях, пробуждая пока еще живую память.

3
Памяти покинутых хуторов

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Пскове
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии