Мое глубокое погружение в историю династии Демидовых началось в мае 2022-го года во время посещения Урала и именно уральской вотчины промышленников Невьянска. Вернувшись домой, я с огромным вниманием и удовольствием прослушала роман-трилогию Евгения Александровича Федорова «Каменный Пояс». В невероятно интересном эпическом произведении охвачен период от конца 17 века до 70-х годов 19 века и основой повествования служит удивительная история рода уральских горнозаводчиков Демидовых. Талантливый кузнец-оружейник Никита Демидович Антуфьев, проживающий в Кузнецкой слободе города Тулы, благодаря случаю обратил на себя внимание Петра I. А затем, получив высочайшее благословение и пользуясь царским покровительством, начал освоение уральских запасов и строительство горных заводов далеко от своей родины. Будучи предприимчивыми, целеустремленными, хваткими, сметливыми, а также благодаря покупке практически за бесценок обширных уральских земель, нещадно эксплуатируя талантливых, трудолюбивых, терпеливых мастеровых, основатель рода Демидовых — Никита Демидович и его сыновья вскоре становятся полноправными хозяевами Каменного Пояса.
Когда при планировании январского путешествия в поле моего зрения попала Тула, я даже не стала искать другие варианты, ведь помимо всего прочего, что мне было интересно увидеть в этом городе, следовало закрыть и Демидовскую страничку.
В далеком 1595-м году тридцати тульским кузнецам, изготавлявшим оружие и называвшимся в то время самопальниками, по указу царя Федора Иоанновича была дарована земля за рекой Упой, в Заречье. Кстати, официальное название «оружейник» самопальники получили лишь с 1820 года.
В 1625 году в Кузнецкой слободе, в разное время называющейся Оружейной или Казенной, уже существовали две деревянные церкви, имевшие общий приход — летняя Никольская и зимняя, теплая во имя Рождества Христова. В числе прихожан этих церквей была и семья кузнеца Демида Клементьевича Антюфеева, приехавшая в слободу из села Павшина (Дубинский район Тульской области). Когда в 1664-м году кузнечных дел мастер Демид Антюфеев умер, его старшему сыну Никите было всего 8 лет. Но уже в 1690-е Никита Антюфеев был владельцем железоделательного завода и вполне успешно торговал железом. Это делало его положение совершенно исключительным, потому как другие немногочисленные заводы на Руси в те времена принадлежали в основном иностранцам и членам правящей элиты.
Никите Антюфееву во всем помогал старший сын — Акинфий Никитич и именно он отправился с отцом покорять Урал.
В 1725-м году, основатель ставшего знаменитым и богатейшим родом Демидовых,
Названный так с легкой руки Петра I, Никита Антуфьевич Демидов скончался и был похоронен на тульском церковном кладбище в Заречье. Это внешний некрополь рода, сейчас на месте предполагаемого захоронения Никиты Демидовича стоит крест.
В 1730-м году по распоряжению наследника, владельца тульских оружейных и уральских металлургических заводов Акинфия Никитича Демидова и на его средства на месте двух деревянных, сильно обветшалых к тому времени церквей, начинается строительство двухэтажного каменного храма и колокольни.
Акинфий также продолжил начатую еще его отцом Никитой капитальную реконструкцию родовой усадьбы Демидовых в Кузнецкой слободе. Комплекс построек городской усадьбы существует и поныне, он находится на следующем квартале от церкви, на улице Сакко и Ванцетти, 2. Мы с Оксаной ходили рядом, но о ее существовании не знали, увы!
3 октября 1730 года, новенькая колокольня обрушилась, лишив жизни пятнадцати человек и девять искалечив.
Строительство прямоугольного Николо-Зарецкого храма, по архитектурной композиции имеющего скорее дворцовый, чем культовый характер, по своему декоративному убранству относящегося к стилю петербургского барокко, было окончено в 1734-м году.
В нижнем, тёплом этаже находились престолы во имя святителя Николая Чудотворца и апостола Андрея Первозванного, в верхнем, не отапливаемом — в честь Рождества Христова.
В 1734 году на первом этаже храма появилась усыпальница владельцев уральских заводов Демидовых.
Колокольню, вместо обрушившейся, отличающуюся по стилю от храма, решили построить отдельно.
До наших дней она сохранила типичную для ярославских и суздальских звонниц 17 века схему высокого столпообразного восьмерика на четверике основания. Завершением колькольни является ступенчато убывающие восьмерики вместо привычного в то время шатра.
Изначально колокольню и второй этаж храма соединяла металлическая галерея с ажурной решёткой.
В 70-80-е годы 18 века в храме происходил ремонт и перестройки.
Практически сразу же по окончании работ, в мае 1779 года в Заречье случился большой пожар и Николо-Зарецкая церковь сильно пострадала, особенно её кровля, верхний храм и к огромному сожалению галерея. От пожара пострадали и дома многих прихожан, поэтому восстановление храма продвигалось медленно и галерею решили заново не строить.
Можно только представить, как красиво она смотрелась, очень жаль, что не сохранилась.
В числе благотворителей храма были представители многих известных тульский родов и к 1803 году все стены внутри храма были расписаны. В 1862 году в верхнем храме взамен прежнего, пришедшего в ветхость иконостаса, был устроен новый.
В то время на звоннице находилось 13 колоколов, самый большой из которых весил более четырёх тонн.
В разные периоды при храме имелись богодельня и церковно-приходская школа.
А потом наступил 20-й век, свершилась революция и все, что ранее было особо ценно, в это новое время с радостью низвергнуто, разрушено, истерзано. Новые власти с особым рвением взялись за антицерковную кампанию, началась национализация монастырских и церковных угодий, террор против священнослужителей и сносы храмов приобрели массовый размах. Николо-Зарецкому храму вначале даже повезло: в 1924 году он был внесён в список охраняемых памятников церковного искусства и старины Тульской губернии. Но после принятого постановления «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» началась новая антицерковная волна и в 1934-м году храм все же был закрыт. Мгновенно началось открытое разграбление храма, которое удалось остановить при вмешательстве милиции и лишь немногие оставшиеся ценности удалось передать в краеведческий музей. Храм был отдан арендаторам, которые вместе с городскими властями произвели вскрытие и обследование демидовского склепа. «По окончании работ все громоздкие предметы, как гробницы, плиты, кости, гробы и прочее без строгого порядка были вновь погружены в образовавшиеся ямы», а в самом склепе установили камеру парового отопления!
В храме в разное время размещались самые разнообразные службы, типа зернохранилища и склада столовых, что привело к утрате многих ценных элементов декора и убранства, в том числе росписей. Проект храма не сохранился, поэтому, когда в середине 90-х началось его восстановление и реставрация, разработчиками проекта использовались старинные фотографии.
К весне 2004 года был отреставрирован нижний храм с тремя алтарями. Для украшения главного алтаря нашелся меценат, проживающий в Екатеринбурге и подаривший храму роскошный фарфоровый иконостас освященный во имя святителя Николая Чудотворца.
Но чтобы храм выглядел завершенным, позднее он же подарил еще два фарфоровых иконостаса.
Впервые я увидела аналогичные фарфоровые иконостасы на Урале и какова же была радость увидеть такую невероятную, воздушную красоту вновь.
Рядом с Николо-Зарецким храмом, на территории церковного сада в одноэтажном бывшем жилом доме, построенном в конце 1920-х годов, в 1996-м году был открыт историко-мемориальный музей «Некрополь Демидовых».
Открытие приурочено к 340-летию со дня рождения основателя одной из самых известных фамилий металлозаводчиков России Никиты Демидовича Антюфеева-Демидова.
Музей посвящён династии Демидовых, русских предпринимателей-горнозаводчиков, крупных промышленников.
Он включает в себя небольшой зал с экспозицией «Демидовы и Тульский край»
и родовую усыпальницу Демидовых в Николо-Зарецком храме. Усыпальница является единственным сохранившемся в России внутрицерковным захоронением представителей первых поколений Демидовых.
Надо ли пояснять, что я непременно хотела посетить и сам музей и конечно же усыпальницу. И если в музей можно было попасть практически свободно, то в усыпальницу следовало записаться по телефону. Я заранее взяла в кассе музея телефон, вечером из отеля позвонила и записалась на последний день пребывания в Туле на совершенно не удобное для меня время, но единственное свободное — 14 часов. К 12 дня проводила Оксану, выписалась из отеля, оставила там багаж и вышла на мороз-что же делать? И на всякий случай решила пройти к музею, а вдруг случится какая-то оказия! И предчувствия меня не подвели, только я зашла внутрь музея, как сотрудница сообщила, чтобы я побыстрее шагала к усыпальнице, куда только что прошла группа! Счастливый случай, не иначе как! Внутренний некрополь не то чтобы разочаровал, но удивил: маленькая,
с одним установленным на верху надгробием, где указано, что под ним находятся захоронения Акинфия Никитича Демидова и его жены, Ефимии Ивановны. А еще глубже захоронены его сын Григорий с семьей.
Рассказ экскурсовода длился минуты 3–4, не более, а цена вопроса, когда я заказывала билет в усыпальницу именно по телефону в районе 700 рублей! Но когда я вошла в сам музей и хотела заплатить, то кассир взяла с меня гораздо меньше, при чем включая и осмотр экспозиции.
Небольшое экспозиционное помещение буквально напичкано самыми разнообразными экспонатами, нет ни одного сантиметра свободного пространства.
Попыталась детально все рассмотреть и сетуя на извечных «помощников» — блики еще и сделать фотографии.
В экспозиции представлены подлинные образцы тульского оружейного производства 16–17 веков, поставляемого в армию России во времена Северной войны, с чего и начиналось кузнечное поприще основателя династии, медная посуда работы уральских мастеров
и предметы замочно-скобяного производства 18–19 веков. Есть здесь уникальные предметы из археологических раскопок усыпальницы Демидовых и старинные предметы дворянского быта: утюг, миниатюрные фигурные замки и многое другое.
Закончив осмотр экспонатов, размещенных по периметру зала, я обратила все свое внимание на экспозицию, расположенную по центу, на которой в виде фотографий представлены потомки Никиты Демидова, оставившие не всегда достойный, но все же след в истории.
Фотографии всегда интересно рассматривать, наблюдая за постепенным изменением внешнего вида, нарядов и причесок потомков.
Тем более, глядя на раскинувшееся во все стороны длинными ветвями гениалогическое древо династии Демидовых.
Что особенно ценно, на стендах этой экспозиции представлены редкие изображения представителей династии Демидовых, в том числе современных потомков.
Отдельный стенд рассказывает об итальянских Демидовых, князьях San Donato Demidoff.
Этот титул был дарован сыну Никиты Никитича — Анатолию в 1840 году тосканским герцогом Леопольдом II. Причиной было не сказочное богатство, меценатство и благотворительность Анатолия Никитича, а его желание жениться на принцессе Матильде Бонапарт — племяннице Наполеона I. Но что бы сие не выглядело моветоном, а особенно не ущемляло статус невесты и потребовался равноценный титул.
Кстати, во Флоренции на главном фасаде великолепного кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре, среди множества гербов меценатов есть плитка с фамильным гербом известной русской фамилии-Демидовы.
В музее представлена и еще одна удивительная страничка из жизни Демидовых, это новый выставочный проект «Знаменитые жены Демидовых».
Про одну из них-Матильду Бонапарт я уже рассказала выше, но была шведская баронесса Ева Аврора Шарлотта Шернваль, жена Павла Николаевича Демидова, баронесса Елизавета Александровна Строганова, жена Николая Никитича Демидова, княгиня Екатерина Петровна Лопухина, жена Григория Александровича Демидова.
Были и другие известные светские дамы, связавшие свои судьбы с Демидовыми. Многие из них, собственно также как и мужья, никогда не бывали за Уралом, в местах, благодаря которым стали обладателями несметных богатств.
Перед Николо-Зарецким храмом на территории бывшей Оружейной слободы в 1996-м году был установлен памятник Никите Антюфьеву-Демидову работы скульптора А. И. Чернопятова. На этот год пришлось две знаменательные даты: 340-летие со дня рождения промышленника и 300-летие со дня основания металлургического завода Демидовых.
На торжественной церемонии открытия памятника присутствовала ответственный секретарь Международного Демидовского фонда Нина Григорьевна Демидова — потомок Никиты Демидова.
На постаменте тульский кузнец, мускулистый, прикрытый лишь фартуком, с молотом в руке излучает уверенность в своем мастерстве. Никита Демидов показан в том своем виде, когда еще стоял у наковальни и творил чудеса кузнечного искусства. Но обнажённый торс кузнеца вызывал у меня сожаление и желание накинуть ему на плечи что-нибудь теплое. Особенно оно возникло, когда стрелка термометра упала ниже — 20 градусов, а кузнец стоял гордо, обдуваемый ветрами!
Мне очень хотелось показать еще один объект, расположенный на улице Революции 2а, как я изначально полагала относящийся к роду Демидовых. А как не доверять информационной табличке, прибитой к стене здания?
Но начав искать материал, достоверность и прочее, наткнулась на совершенно иную информацию: этот двухэтажный некогда особняк и роскошные въездные ворота в стиле позднего барокко были построены в 1750–1760-х годах и принадлежали купцам Ливенцевым.
Позже усадьба перешла во владение купцам Ломовым, поэтому и переулок, и ворота часто называют Ломовскими. Уже давно эти два объекта, расположенные в шаговой доступности от Кремля и туристических объектов, буквально взывают о помощи. Но придет ли она?
Сожалею, что пришлось заканчивать свой материал на грустной ноте. Но это жизнь и ни одну страничку из нее не выбросишь, не сотрешь…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия