Пестум, чьи руины являются одним из наиболее важных археологических объектов Италии и включены в число памятников Всемирного наследия Юнеско, имеет долгую и интересную историю. Началось всё с греческой колонизации побережья южной Италии и Сицилии в 8-м веке до н.э., когда там возникла так называемая Великая Греция (Magna Graecia). В числе прочих колоний на "подошве" итальянского сапога был основан город Сибарис. Он быстро разбогател, а имя его жителей - сибаритов - стало нарицательным, подразумевая человека, живущего в роскоши и праздности.
Археологическая зона Пестума - вид сверху. Фото из интернета.
Примерно в 600 г. до н.э. жители Сибариса основали собственную колонию на Тирренском море, в 35 км южнее Неаполя, и назвали её Посейдонией в честь бога-повелителя морей. Этот город также преуспел, и в течение 150 лет после основания (530-450 гг.до н.э) его жители смогли возвести там три прекрасных дорических храма, сохранившихся по сей день. В 273 г. до н.э город захватили римляне, которые латинизировали его имя до Пестума (Paestum), окружили его стенами и построили форум, бани и амфитеатр. Греческих храмов римляне не тронули, просто переназвав их на свой манер (например, Афина стала Минервой, Гера - Юноной и т.д.). Римляне вообще старались, на всякий случай, не раздражать чужих богов - мало ли что?
Реконструкция Пестума в римские времена. Обозначения: 1 - храм Цереры/Афины; 2 - Храм Нептуна; 3 - храм Геры; 4 - римский форум; 5 - амфитеатр.
Во времена поздней Империи город постепенно пришёл в упадок и был окончательно оставлен жителями в 8-9 веке н.э. из-за заболачивания местности и рапространения малярии. Сыграли роль и постоянные набеги арабов (сарацинов), периодически грабивших город. Население поднялось выше в горы и основало там новый город под названием Капаччио, существующий до сих пор, а Пестум постепенно покрылся густой растительностью, скрылся из глаз и был забыт.
Джованни Пиранези. Рисунок Пестума в 1777 г.
Пестум «обнаружили» лишь в 18-м веке при прокладке через те места дороги, что произвело большой фурор: расчищенный античный город стал неотъемлимой частью "гран-тура", обязательных поездок, которые совершали в образовательных целях молодые европейские аристократы.
Ближайший ко входу греческий храм Цереры (Афины).
Первое, что видит посетитель, войдя на территорию археологической зоны Пестума - один из трёх сохранившися греческих храмов. С их названиями дело обстоит непросто: в 18-м веке их нарекли достаточно произвольно и их имена, установленные современной археологией, отличаются от исторических. Ближайший к входу храм был посвящён Афине, но его историческое название - храм Цереры, древнеримской богини плодородия.
Храм Цереры (Афины) крупным планом.
Храм Афины/Цереры датируется примерно 500 г. до н.э. и построен из местного известняка с ориентацией с востока на запад, навстречу восходящему солнцу. Когда-то храм был раскрашен в белый, черный и красный цвета. Его целла (внутреннее помещение) не сохранилась; окружающая храм колоннада (перистиль) имеет дорические (самые простые) капители. В раннем средневековье храм использовали как христианскую церковь, при этом промежутки между колоннами были заложены кирпичом. С подобной практикой мы сталкивались также на Сицилии: в Агридженто подобная трансформация позволила лучше сохранить храмы, а в Сиракузах собор по-прежнему является оболочкой греческого храма.
Виды храма Цереры (Афины) с разных ракурсов.
Отсутствие отдельных элементов храма связано не только с воздействием времени. Норманны, захватив к середине 11-го века южную Италию, использовали греческие и римские постройки как каменоломни для строительства своих соборов. В частности, много камней из храмов Пестума было обнаружено в соборе Св. Андрея в Амальфи.
Западная сторона храма (обращенная к морю) сохранилась лучше восточной.
Неподалёку от храма Цереры находятся ещё два археологических объекта, сохранившихся от греческой Посейдонии. Первый - странного вида огороженное и полузасыпанное строение с двускатной крышей, похожее на гробницу, назначение которого археологи долго не могли определить. Сейчас считается, что это святилище (кенотаф) в честь высоко почитаемого неизвестного героя, возможно, основателя города. Внутри святилища нашли восемь бронзовых и одну керамическую вазу с росписями на тему апофеоза Геракла (сейчас в музее, о котором - ниже).
Подземное святилище, посвященное неизвестному герою (Heroon). Датируется 510-520 г. до н.э.
Второй объект называется Ekklesiasterion, от греческого слова Ekklesia - собрание. Это место, где собиралось взрослое мужское население города для обсуждения различных аспектов общественной жизни и для голосования. (Любопытно, что из этого греческого термина образовалось слово «церковь» в некоторых латинских языках: «La iglesia» - исп., «L'église» - фр.). Место для заседаний похоже на притопленный амфитеатр, благодаря своей форме обладавший хорошей акустикой. Концентрические разноуровневые сиденья когда-то были покрыты камнем и вмещали около 1500 человек. Римляне, в силу каких-то им одним известных причин, решили «греческим залом» не пользоваться, а построить свой собственный «зал заседаний» (комиций). В этой связи греческую постройку просто засыпали, сохранив её таким образом для потомков.
Ekklesiasterion, около 480 г. до н.э.
Храм Нептуна, расположенный в южной части Пестума, является самым «молодым» из трёх греческих храмов в городе и датируется примерно 450 г. до н.э. Он прекрасно выглядит и считается одним из наиболее хорошо сохранившихся греческих храмов, наряду с храмом Согласия (в Агридженто на Сицилии) и храмом Гефеста в Афинах. Его название условно - на самом деле до сих пор неизвестно, какому божеству он был посвящён. Логика у названия была такая: раз храм являлся самым большим и важным в Посейдонии, то посвящён он должен был быть морскому богу Посейдону, в римском варианте - Нептуну.
Виды на храм Нептуна с юга и севера.
Дорическая колоннада храма Нептуна является образцовой для данного архитектурного стиля. Некоторые считают, что при постройке Парфенона 30 годами позже афиняне взяли за образец именно этот храм в тогдашней Посейдонии. С размерами 24х60 метров, у храма имеется по 6 колонн с торцов и 14 - по бокам, всего 36. Высота колонн - 9 метров, их диаметр в основании - 2,7 м, наверху - 1,5 м.
Внутри перестиля (внешней колоннады) прекрасно сохранилась целла - внутреннее святилище, посвящённое храмовому божеству. Двумя рядами двухярусных колонн целла была разделена на три нефа, в центральном из которых находилась статуя бога. Колонны целлы имели и функциональное назначение - они поддерживали крышу храма, которая, скорее всего, была каменной.
Виды внутри храма Нептуна.
В 50 метрах от храма Нептуна находится третий пестумский храм греческого происхождения, условно называемый храмом Геры (а иногда также «Базиликой», поскольку первоначально он считался не храмом, а гражданским сооружением). Это самый старый из всех трёх, датируемый примерно 550 г. до н.э. и выстроенный в архаичном дорическом стиле.
Храмы Нептуна и Геры находятся рядом и образуют единый ансамбль.
«Архаичность» этого храма проявляется в нескольких его чертах: утолщениях в середине колонн, их меньшей высоте, а также более частом их расположении по сравнению с классическим стилем. Классический храм Нептуна имеет большую длину (60 м), чем храм Геры (54 м), однако поддерживается с боков меньшим числом колонн (14), чем у «Геры» (18). Создается впечатление, ранние греческие строители боялись делать большие промежутки между колоннами, опасаясь за устойчивость всей конструкции.
Храм Геры с частыми колоннами.
Храм Геры - вид со стороны Via Sacra.
Другая «архаичная» черта храма Геры - нечётное число колонн на фасаде (9). В этом случае целла внутри храма делалась двухнефной, и внутренняя колоннада для поддержки крыши проходила ровно посередине, на уровне центральной колонны фасада. В храме Геры сохранились три из семи внутренних колонн.
Храм Геры - вид с торца с нечётным числом колонн (9).
Внутри храма Геры. Видны три сохранившиеся внутренние колонны.
А теперь от греческой Посейдонии перейдём к римскому Пестуму. От него мало что осталось, в основном фундаменты, хотя это был полноценный город с форумом, банями и амфитеатром. После Помпей и Геркуланума римский Пестум смотрится бледно, тем не менее, кое-что всё-таки можно показать.
Как известно, в каждом римском городе были расположенные перпендикулярно две главные дороги. По оси восток-запад проходила Decumanus Maximus, а с севера на юг шла Cardo Maximus. На их пересечении обычно располагался форум. Эти дороги (в замощённом ещё в римскую эпоху виде) сохранились и в Пестуме.
Cardo Maximus Пестума ведёт к морскому порту.
Decumanus Maximus сейчас называется Via Sacra («Священная дорога») и соединяет между собой все три греческих храма Посейдонии/Пестума.
А это - перекрёсток главных дорог и именно здесь расположен...
...форум Пестума. Сейчас, правда, он больше похож на футбольное поле, но когда-то здесь был центр городской жизни - площадь, окруженная портиком, вдоль которой располагались торговые лавки (tabernae), а также большой крытый рынок, храм, общественное здание (базилика), термы. Здесь же проходили выборы магистратов (римских администраторов разного уровня).
Сохранившийся мраморный бассейн для сбора дождевой воды (impluvium) в одном из частных домов рядом с форумом.
Комиций (Comitium) - место заседаний и выборов магистратов. Русское слово «комитет» происходит от этого латинского термина. Любопытно, что аналогичная по функциям греческая постройка (экклесиастерион) сохранилась лучше римской.
Руины амфитеатра Пестума. Откопана только его одна половина - другая находится под современной дорогой и частными землевладениями.
Рядом с археологической зоной расположен интересный музей, большая часть экспонатов которого была найдена во время раскопок Пестума. Некоторые из наиболее ценных его экспонатов греческого периода показаны ниже.
Жёлоб из раскрашенной терракоты со сливами в виде львиных голов с крыши храма Геры.
Реконструкция первоначального вида жёлоба с львиными головами.
Метопы (элементы фриза дорического ордера в виде квадратных каменных плит с резьбой). На верхней изображен сражающийся воин (гоплит).
Вазы из Святилища героя (Героона): четыре бронзовые и одна керамическая с изображением восхождения Геракла на Олимп.
Пестумская серебрянная монета с изображением бога морей Посейдона, в честь которого первоначально был назван город. 530-500 гг. до н.э.
Витрина с греческими вазами.
Две вазы, объединённые сюжетом «Развлечения Зевса». На левой вазе - рождение (из яйца) Прекрасной Елены, продукта любви Зевса (в виде лебедя) и спартанской царицы Леды. Справа - Зевс в виде золотого дождя проникает в спальню принцессы Данаи, в результате чего родился знаменитый Персей, победитель страшной Медузы Горгоны.
Поскольку в окрестностях Пестума обнаружили порядка тысячи античных захоронений, в музее представлена богатая коллекция погребального искусства, в частности, росписи саркофагов. Наиболее важным среди них является так называемая «Гробница ныряльщика», которая считается чуть ли ни главным экспонатом музея в целом. Столь древние греческие фрески (480 г. до н.э.) и в столь хорошем состоянии мало где сохранились. На пяти фресках изображено погребальное пиршество, на котором участники, судя по всему, неплохо проводят время и не особенно грустят по усопшему.
Фрески на торцах саркофага: стоящий на столе большой сосуд (кратер) использовался для смешения вина с водой. Пить неразбавленное вино греки находили дикостью и считали признаком алкоголизма. Справа музыканты и танцоры развлекают гостей, собравшихся на поминки.
Фрески по бокам саркофага: гости возлежат на своих диванах-клиниях и протягивают свои килики (плоские вазы для вина) для получения новой дозы. Некоторые из них, правда, больше увлечены друг другом, нежели употреблением спиртного.
Эта парочка, похоже, больше увлечена питиём...
...а вот эта - совсем другим:)
Фреска на крышке саркофага, давшая название всему захоронению. Некоторые комментаторы считают эту картинку необычной аллегорией смерти: прыжок из смертного мира в неизвестное...
Более поздние саркофаги, представленные в музее, уже не столь рафинированы и изящны, как «Гробница ныряльщика», поскольку относятся к периоду, когда Пестум был захвачен италийским племенем луканов. Они пытались воспроизводить греческий стиль, но по сравнению с греками получалось у них грубовато. Тем не менее, и эти саркофаги дают интересный экскурс в жизнь античного Пестума.
Большая расписанная похоронная комната, главная сцена которой изображает молодого человека (усопший), которого в потустороннем мире встречает его предок (пожилой мужчина) и пожимает ему руку (см укрупнённое фото ниже). За обоими персонажами изображены процессии на боковых стенах.
Данное захоронение датируется началом 3-го века до н.э., когда на смену луканам в Пестум пришли римляне. Любопытно, что в музее этот экспонат числится как «гробница, захваченная финансовой полицией». Злоумышленники действительно умудрились похитить травертиновые блоки с фресками в 1976 г., но были перехвачены финансовой полицией (Guardia di Finanza) в порту Таранто. После тщательной реставрации гробница была передана в пестумский музей.
В этом захоронении, датируемым 320 г. до н.э., интересны боковые панели саркофага, на которых изображена крылатая богиня победы, управляющая колесницей, запряженной двумя лошадьми (ниже - крупным планом).
В торцах саркофага, вероятно, изображены сцены из жизни усопшего: возвращение с войны (справа) и занятие сельским хозяйством (слева).
В заключение, бронзовая голова бородатого мужчины, возможно, фрагмент статуи в натуральную величину. Оценки возраста этой головы разнятся от 4 века до н.э. до 3 века н.э.