Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 9:22
Снова в строю:)

Пестум - итальянское окно в Великую Грецию

Пестум — Италия Октябрь 2023
50 55

Пестум, чьи руины являются одним из наиболее важных археологических объектов Италии и включены в число памятников Всемирного наследия Юнеско, имеет долгую и интересную историю. Началось всё с греческой колонизации побережья южной Италии и Сицилии в 8-м веке до н.э., когда там возникла так называемая Великая Греция (Magna Graecia). В числе прочих колоний на "подошве" итальянского сапога был основан город Сибарис. Он быстро разбогател, а имя его жителей - сибаритов - стало нарицательным, подразумевая человека, живущего в роскоши и праздности.

2
Археологическая зона Пестума - вид сверху. Фото из интернета.
Археологическая зона Пестума - вид сверху. Фото из интернета.

Примерно в 600 г. до н.э. жители Сибариса основали собственную колонию на Тирренском море, в 35 км южнее Неаполя, и назвали её Посейдонией в честь бога-повелителя морей. Этот город также преуспел, и в течение 150 лет после основания (530-450 гг.до н.э) его жители смогли возвести там три прекрасных дорических храма, сохранившихся по сей день. В 273 г. до н.э город захватили римляне, которые латинизировали его имя до Пестума (Paestum), окружили его стенами и построили форум, бани и амфитеатр. Греческих храмов римляне не тронули, просто переназвав их на свой манер (например, Афина стала Минервой, Гера - Юноной и т.д.). Римляне вообще старались, на всякий случай, не раздражать чужих богов - мало ли что?

3
Реконструкция Пестума в римские времена. Обозначения: 1 - храм Цереры/Афины; 2 - Храм Нептуна; 3 - храм Геры; 4 - римский форум; 5 - амфитеатр.
Реконструкция Пестума в римские времена. Обозначения: 1 - храм Цереры/Афины; 2 - Храм Нептуна; 3 - храм Геры; 4 - римский форум; 5 - амфитеатр.

Во времена поздней Империи город постепенно пришёл в упадок и был окончательно оставлен жителями в 8-9 веке н.э. из-за заболачивания местности и рапространения малярии. Сыграли роль и постоянные набеги арабов (сарацинов), периодически грабивших город. Население поднялось выше в горы и основало там новый город под названием Капаччио, существующий до сих пор, а Пестум постепенно покрылся густой растительностью, скрылся из глаз и был забыт.

3
Джованни Пиранези. Рисунок Пестума в 1777 г.
Джованни Пиранези. Рисунок Пестума в 1777 г.

Пестум «обнаружили» лишь в 18-м веке при прокладке через те места дороги, что произвело большой фурор: расчищенный античный город стал неотъемлимой частью "гран-тура", обязательных поездок, которые совершали в образовательных целях молодые европейские аристократы.

13
Ближайший ко входу греческий храм Цереры (Афины).
Ближайший ко входу греческий храм Цереры (Афины).

Первое, что видит посетитель, войдя на территорию археологической зоны Пестума - один из трёх сохранившися греческих храмов. С их названиями дело обстоит непросто: в 18-м веке их нарекли достаточно произвольно и их имена, установленные современной археологией, отличаются от исторических. Ближайший к входу храм был посвящён Афине, но его историческое название - храм Цереры, древнеримской богини плодородия.

10
Храм Цереры (Афины) крупным планом.
Храм Цереры (Афины) крупным планом.

Храм Афины/Цереры датируется примерно 500 г. до н.э. и построен из местного известняка с ориентацией с востока на запад, навстречу восходящему солнцу. Когда-то храм был раскрашен в белый, черный и красный цвета. Его целла (внутреннее помещение) не сохранилась; окружающая храм колоннада (перистиль) имеет дорические (самые простые) капители. В раннем средневековье храм использовали как христианскую церковь, при этом промежутки между колоннами были заложены кирпичом. С подобной практикой мы сталкивались также на Сицилии: в Агридженто подобная трансформация позволила лучше сохранить храмы, а в Сиракузах собор по-прежнему является оболочкой греческого храма.

1 из 3
Виды храма Цереры (Афины) с разных ракурсов.

Отсутствие отдельных элементов храма связано не только с воздействием времени. Норманны, захватив к середине 11-го века южную Италию, использовали греческие и римские постройки как каменоломни для строительства своих соборов. В частности, много камней из храмов Пестума было обнаружено в соборе Св. Андрея в Амальфи.

11
Западная сторона храма (обращенная к морю) сохранилась лучше восточной.
Западная сторона храма (обращенная к морю) сохранилась лучше восточной.

Неподалёку от храма Цереры находятся ещё два археологических объекта, сохранившихся от греческой Посейдонии. Первый - странного вида огороженное и полузасыпанное строение с двускатной крышей, похожее на гробницу, назначение которого археологи долго не могли определить. Сейчас считается, что это святилище (кенотаф) в честь высоко почитаемого неизвестного героя, возможно, основателя города. Внутри святилища нашли восемь бронзовых и одну керамическую вазу с росписями на тему апофеоза Геракла (сейчас в музее, о котором - ниже).

3
Подземное святилище, посвященное неизвестному герою (Heroon). Датируется 510-520 г. до н.э.
Подземное святилище, посвященное неизвестному герою (Heroon). Датируется 510-520 г. до н.э.

Второй объект называется Ekklesiasterion, от греческого слова Ekklesia - собрание. Это место, где собиралось взрослое мужское население города для обсуждения различных аспектов общественной жизни и для голосования. (Любопытно, что из этого греческого термина образовалось слово «церковь» в некоторых латинских языках: «La iglesia» - исп., «L'église» - фр.). Место для заседаний похоже на притопленный амфитеатр, благодаря своей форме обладавший хорошей акустикой. Концентрические разноуровневые сиденья когда-то были покрыты камнем и вмещали около 1500 человек. Римляне, в силу каких-то им одним известных причин, решили «греческим залом» не пользоваться, а построить свой собственный «зал заседаний» (комиций). В этой связи греческую постройку просто засыпали, сохранив её таким образом для потомков.

8
 Ekklesiasterion, около 480 г. до н.э.
Ekklesiasterion, около 480 г. до н.э.

Храм Нептуна, расположенный в южной части Пестума, является самым «молодым» из трёх греческих храмов в городе и датируется примерно 450 г. до н.э. Он прекрасно выглядит и считается одним из наиболее хорошо сохранившихся греческих храмов, наряду с храмом Согласия (в Агридженто на Сицилии) и храмом Гефеста в Афинах. Его название условно - на самом деле до сих пор неизвестно, какому божеству он был посвящён. Логика у названия была такая: раз храм являлся самым большим и важным в Посейдонии, то посвящён он должен был быть морскому богу Посейдону, в римском варианте - Нептуну.

13
Храм Нептуна.
Храм Нептуна.

1 из 2
Виды на храм Нептуна с юга и севера.
10
Виды на храм Нептуна с юга и севера.

Дорическая колоннада храма Нептуна является образцовой для данного архитектурного стиля. Некоторые считают, что при постройке Парфенона 30 годами позже афиняне взяли за образец именно этот храм в тогдашней Посейдонии. С размерами 24х60 метров, у храма имеется по 6 колонн с торцов и 14 - по бокам, всего 36. Высота колонн - 9 метров, их диаметр в основании - 2,7 м, наверху - 1,5 м.

1 из 2
Фронтоны храма.

Внутри перестиля (внешней колоннады) прекрасно сохранилась целла - внутреннее святилище, посвящённое храмовому божеству. Двумя рядами двухярусных колонн целла была разделена на три нефа, в центральном из которых находилась статуя бога. Колонны целлы имели и функциональное назначение - они поддерживали крышу храма, которая, скорее всего, была каменной.

10
Центральный неф целлы.
Центральный неф целлы.

1 из 4
Виды внутри храма Нептуна.

В 50 метрах от храма Нептуна находится третий пестумский храм греческого происхождения, условно называемый храмом Геры (а иногда также «Базиликой», поскольку первоначально он считался не храмом, а гражданским сооружением). Это самый старый из всех трёх, датируемый примерно 550 г. до н.э. и выстроенный в архаичном дорическом стиле.

9
Храмы Нептуна и Геры находятся рядом и образуют единый ансамбль.
Храмы Нептуна и Геры находятся рядом и образуют единый ансамбль.

«Архаичность» этого храма проявляется в нескольких его чертах: утолщениях в середине колонн, их меньшей высоте, а также более частом их расположении по сравнению с классическим стилем. Классический храм Нептуна имеет большую длину (60 м), чем храм Геры (54 м), однако поддерживается с боков меньшим числом колонн (14), чем у «Геры» (18). Создается впечатление, ранние греческие строители боялись делать большие промежутки между колоннами, опасаясь за устойчивость всей конструкции.

9
Храм Геры с частыми колоннами.
Храм Геры с частыми колоннами.

6
Храм Геры - вид со стороны Via Sacra.
Храм Геры - вид со стороны Via Sacra.

Другая «архаичная» черта храма Геры - нечётное число колонн на фасаде (9). В этом случае целла внутри храма делалась двухнефной, и внутренняя колоннада для поддержки крыши проходила ровно посередине, на уровне центральной колонны фасада. В храме Геры сохранились три из семи внутренних колонн.

8
Храм Геры - вид с торца с нечётным числом колонн (9).
Храм Геры - вид с торца с нечётным числом колонн (9).

1 из 3
Внутри храма Геры. Видны три сохранившиеся внутренние колонны.

А теперь от греческой Посейдонии перейдём к римскому Пестуму. От него мало что осталось, в основном фундаменты, хотя это был полноценный город с форумом, банями и амфитеатром. После Помпей и Геркуланума римский Пестум смотрится бледно, тем не менее, кое-что всё-таки можно показать.

4
Руины римского Пестума.
Руины римского Пестума.

Как известно, в каждом римском городе были расположенные перпендикулярно две главные дороги. По оси восток-запад проходила Decumanus Maximus, а с севера на юг шла Cardo Maximus. На их пересечении обычно располагался форум. Эти дороги (в замощённом ещё в римскую эпоху виде) сохранились и в Пестуме.

3
Cardo Maximus Пестума ведёт к морскому порту.
Cardo Maximus Пестума ведёт к морскому порту.

3
Decumanus Maximus сейчас называется Via Sacra («Священная дорога») и соединяет между собой все три греческих храма Посейдонии/Пестума.
Decumanus Maximus сейчас называется Via Sacra («Священная дорога») и соединяет между собой все три греческих храма Посейдонии/Пестума.

3
А это - перекрёсток главных дорог и именно здесь расположен...
А это - перекрёсток главных дорог и именно здесь расположен...

2
...форум Пестума. Сейчас, правда, он больше похож на футбольное поле, но когда-то здесь был центр городской жизни - площадь, окруженная портиком, вдоль которой располагались торговые лавки (tabernae), а также большой крытый рынок, храм, общественное здание (базилика), термы. Здесь же проходили выборы магистратов (римских администраторов разного уровня).
...форум Пестума. Сейчас, правда, он больше похож на футбольное поле, но когда-то здесь был центр городской жизни - площадь, окруженная портиком, вдоль которой располагались торговые лавки (tabernae), а также большой крытый рынок, храм, общественное здание (базилика), термы. Здесь же проходили выборы магистратов (римских администраторов разного уровня).

2
Сохранившийся мраморный бассейн для сбора дождевой воды (impluvium) в одном из частных домов рядом с форумом.
Сохранившийся мраморный бассейн для сбора дождевой воды (impluvium) в одном из частных домов рядом с форумом.

3
Комиций (Comitium) - место заседаний и выборов магистратов. Русское слово «комитет» происходит от этого латинского термина. Любопытно, что аналогичная по функциям греческая постройка (экклесиастерион) сохранилась лучше римской.
Комиций (Comitium) - место заседаний и выборов магистратов. Русское слово «комитет» происходит от этого латинского термина. Любопытно, что аналогичная по функциям греческая постройка (экклесиастерион) сохранилась лучше римской.

2
Руины амфитеатра Пестума. Откопана только его одна половина - другая находится под современной дорогой и частными землевладениями.
Руины амфитеатра Пестума. Откопана только его одна половина - другая находится под современной дорогой и частными землевладениями.

Рядом с археологической зоной расположен интересный музей, большая часть экспонатов которого была найдена во время раскопок Пестума. Некоторые из наиболее ценных его экспонатов греческого периода показаны ниже.

7
Жёлоб из раскрашенной терракоты со сливами в виде львиных голов с крыши храма Геры.
Жёлоб из раскрашенной терракоты со сливами в виде львиных голов с крыши храма Геры.

8
Реконструкция первоначального вида жёлоба с львиными головами.
Реконструкция первоначального вида жёлоба с львиными головами.

1 из 3
Метопы (элементы фриза дорического ордера в виде квадратных каменных плит с резьбой). На верхней изображен сражающийся воин (гоплит).

7
Вазы из Святилища героя (Героона): четыре бронзовые и одна керамическая с изображением восхождения Геракла на Олимп.
Вазы из Святилища героя (Героона): четыре бронзовые и одна керамическая с изображением восхождения Геракла на Олимп.

3
Пестумская серебрянная монета с изображением бога морей Посейдона, в честь которого первоначально был назван город. 530-500 гг. до н.э.
Пестумская серебрянная монета с изображением бога морей Посейдона, в честь которого первоначально был назван город. 530-500 гг. до н.э.

6
Витрина с греческими вазами.
Витрина с греческими вазами.

9
Две вазы, объединённые сюжетом «Развлечения Зевса». На левой вазе - рождение (из яйца) Прекрасной Елены, продукта любви Зевса (в виде лебедя) и спартанской царицы Леды. Справа - Зевс в виде золотого дождя проникает в спальню принцессы Данаи, в результате чего родился знаменитый Персей, победитель страшной Медузы Горгоны.
Две вазы, объединённые сюжетом «Развлечения Зевса». На левой вазе - рождение (из яйца) Прекрасной Елены, продукта любви Зевса (в виде лебедя) и спартанской царицы Леды. Справа - Зевс в виде золотого дождя проникает в спальню принцессы Данаи, в результате чего родился знаменитый Персей, победитель страшной Медузы Горгоны.

Поскольку в окрестностях Пестума обнаружили порядка тысячи античных захоронений, в музее представлена богатая коллекция погребального искусства, в частности, росписи саркофагов. Наиболее важным среди них является так называемая «Гробница ныряльщика», которая считается чуть ли ни главным экспонатом музея в целом. Столь древние греческие фрески (480 г. до н.э.) и в столь хорошем состоянии мало где сохранились. На пяти фресках изображено погребальное пиршество, на котором участники, судя по всему, неплохо проводят время и не особенно грустят по усопшему.

3
Фрески на торцах саркофага: стоящий на столе большой сосуд (кратер) использовался для смешения вина с водой. Пить неразбавленное вино греки находили дикостью и считали признаком алкоголизма. Справа музыканты и танцоры развлекают гостей, собравшихся на поминки.
Фрески на торцах саркофага: стоящий на столе большой сосуд (кратер) использовался для смешения вина с водой. Пить неразбавленное вино греки находили дикостью и считали признаком алкоголизма. Справа музыканты и танцоры развлекают гостей, собравшихся на поминки.

3
Пестум - итальянское окно в Великую Грецию

5
Фрески по бокам саркофага: гости возлежат на своих диванах-клиниях и протягивают свои килики (плоские вазы для вина) для получения новой дозы. Некоторые из них, правда, больше увлечены друг другом, нежели употреблением спиртного.
Фрески по бокам саркофага: гости возлежат на своих диванах-клиниях и протягивают свои килики (плоские вазы для вина) для получения новой дозы. Некоторые из них, правда, больше увлечены друг другом, нежели употреблением спиртного.

6
Эта парочка, похоже, больше увлечена питиём...
Эта парочка, похоже, больше увлечена питиём...

5
...а вот эта - совсем другим:)
...а вот эта - совсем другим:)

6
Фреска на крышке саркофага, давшая название всему захоронению. Некоторые комментаторы считают эту картинку необычной аллегорией смерти: прыжок из смертного мира в неизвестное...
Фреска на крышке саркофага, давшая название всему захоронению. Некоторые комментаторы считают эту картинку необычной аллегорией смерти: прыжок из смертного мира в неизвестное...

Более поздние саркофаги, представленные в музее, уже не столь рафинированы и изящны, как «Гробница ныряльщика», поскольку относятся к периоду, когда Пестум был захвачен италийским племенем луканов. Они пытались воспроизводить греческий стиль, но по сравнению с греками получалось у них грубовато. Тем не менее, и эти саркофаги дают интересный экскурс в жизнь античного Пестума.

5
Большая расписанная похоронная комната, главная сцена которой изображает молодого человека (усопший), которого в потустороннем мире встречает его предок (пожилой мужчина) и пожимает ему руку (см укрупнённое фото ниже). За обоими персонажами изображены процессии на боковых стенах.
Большая расписанная похоронная комната, главная сцена которой изображает молодого человека (усопший), которого в потустороннем мире встречает его предок (пожилой мужчина) и пожимает ему руку (см укрупнённое фото ниже). За обоими персонажами изображены процессии на боковых стенах.

1 из 3
Данное захоронение датируется началом 3-го века до н.э., когда на смену луканам в Пестум пришли римляне. Любопытно, что в музее этот экспонат числится как «гробница, захваченная финансовой полицией». Злоумышленники действительно умудрились похитить травертиновые блоки с фресками в 1976 г., но были перехвачены финансовой полицией (Guardia di Finanza) в порту Таранто. После тщательной реставрации гробница была передана в пестумский музей.

7
В этом захоронении, датируемым 320 г. до н.э., интересны боковые панели саркофага, на которых изображена крылатая богиня победы, управляющая колесницей, запряженной двумя лошадьми (ниже - крупным планом).
В этом захоронении, датируемым 320 г. до н.э., интересны боковые панели саркофага, на которых изображена крылатая богиня победы, управляющая колесницей, запряженной двумя лошадьми (ниже - крупным планом).

5
Пестум - итальянское окно в Великую Грецию

6
В торцах саркофага, вероятно, изображены сцены из жизни усопшего: возвращение с войны (справа) и занятие сельским хозяйством (слева).
В торцах саркофага, вероятно, изображены сцены из жизни усопшего: возвращение с войны (справа) и занятие сельским хозяйством (слева).

8
В заключение, бронзовая голова бородатого мужчины, возможно, фрагмент статуи в натуральную величину. Оценки возраста этой головы разнятся от 4 века до н.э. до 3 века н.э.
В заключение, бронзовая голова бородатого мужчины, возможно, фрагмент статуи в натуральную величину. Оценки возраста этой головы разнятся от 4 века до н.э. до 3 века н.э.

 

Цикл материалов "Южная Италия"

  1. Южная Италия: обзор поездки
  2. Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита
  3. Неаполь: страсти по Януарию
  4. Неаполь: музей Каподимонте
  5. Неаполь: рождественская традиция презепе
  6. Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи
  7. Прогулки по Неаполю: Базилика Сан-Доменико-Маджоре. Капелла-музей Сан-Северо.
  8. Неаполь: церковь-музей Санта Анна деи Ломбарди
  9. Неаполь: Сан-Джованни-а-Карбонара
  10. Неаполь: Музейный комплекс Доннареджина
  11. Дворцово-парковый комплекс Казерта: неаполитанский ответ Версалю. Часть 1 — дворец
  12. Дворцово-парковый комплекс Казерта. Часть 2 — парк
  13. Амальфи
  14. Амальфи: Монументальный комплекс собора Святого Андрея
  15. Амальфи: Тропа богов
  16. Равелло: Вилла Руфоло. Дуомо.
  17. Равелло: Вилла Чимброне
  18. Салерно
  19. Пестум - итальянское окно в Великую Грецию
  20. Загадочный Кастель-дель-Монте
  21. Матера
  22. Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
  23. Отранто, курорт с историей
  24. Белые города южной Италии: Локоротондо
  25. Белые города южной Италии: Альберобелло

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии