Из Гаспры, где мы отдыхали, в Алупку можно доехать не только на такси, но и на общественном транспорте. По этому маршруту курсируют два автобуса № 102 и 132, которые и довезли нас до Воронцовского дворца (остановка так и называется и она конечная). Автобусы ходят каждые полчаса.
Встали с утречка пораньше и пошли на остановку (оно недалеко от нашего отеля «Марат»). Ехали с комфортом (с утра), сидели, позже автобусы заполняются. Ехать остановок 6–7.
Вход в парк бесплатный, ходи и смотри эту красоту хоть каждый день.
А создал ее немецкий садовник Карл Кебах по указанию графа Воронцова Михаила Семеновича, на которого Александр Сергеевич Пушкин написал в 1824 году колкую эпиграмму:
«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец».
А еще Пушкин А.С. был влюблен в его жену Екатерину Ксаверьевну.
На входе схема и указатели, из которых можно узнать минимальную информацию о месте, куда вы приехали.
До самого дворца идем по просторной дороге и смотрим на вековые деревья, посаженным Кебахом.
Карла Антоновича Кебаха называли главным садовником южного побережья Крыма. Члены его семьи в течение трех столетий служили садовниками в Германии. В конце лета 1824 года Карл в сопровождении отца прибыл в Крым. Информацию о семье почерпнула в статье Анны Галиченко из сборника «Материалы Международной научной конференции, посвященной 200-летию переселения немцев в Крым». С интересом прочитала эту статью автора, которая работала в Алупкинском музее-заповеднике более четверти века и поделюсь интересными фактами с любознательными туристами.
Пушкин и Кербах были ровесниками и одновременно в 1824 году отправились в путь. Один из Германии — в неведомую Алупку, а другой из Одессы — в ссылку в имение Михайловское.
Для Кебаха Алупка стала второй родиной. Пушкин был здесь только проездом в сентябре 1820 года, но она соединила их, так как оба боготворили одну женщину — Екатерину Воронцову и каждый увековечил ее в своем творчестве. Один — в поэзии, другой — в садовом искусстве.
Эти садовые лианы посадил, конечно, не Карл Кебах, но мы их созерцали на всем длинном пути в усадьбу Воронцовых.
На пути встречались незнакомцы (незнакомые мне деревья, но может быть кто-то знает их названия).
Около некоторых деревьев были информационные таблички, но это обошли стороной: не написали как называется.
Впереди показался Воронцовский дворец.
В кассу народу никого (даже странно), взяли билеты на 11–00 (экскурсии по сеансам), придется подождать, но время пролетело незаметно.
Итак, начинается наше путешествие по Парадным покоям с коридора.
На стенах — гравюры, на которых можно увидеть усадьбу в то далекое пушкинское время, а также портрет Эдуарда Блора (1787–1879), представителя британской архитектуры, который достраивал Букингемский дворец и Воронцовский дворец — его творения.
В дубовых шкафах хранились наряды прекрасной полячки Екатерины Ксаверьевны. Почему полячки? Ее отец Ксаверий Браницкий (В России его звали Ксаверием Петровичем) был гетманом Речи Посполитой, кавалером ордена Белого Орла и ордена Андрея Первозванного. Кто-то очень любопытный из нашей небольшой экскурсионной группы заглянул в шкаф (они были пусты).
Во дворце пять корпусов: все строились в разное время.
1834 год — столовый корпус, 1837 — центральный, в 1844 году завершили строительство хозяйственных служб и Шуваловский флигель (для семьи дочери Софьи). В 1846 году был построен библиотечный корпус.
Из коридора мы проходим в кабинет хозяина дома Михаила Воронцова.
Парадный кабинет с деревянными панелями, камином напоминает традиционный английский интерьер с портретом хозяина и его мы видим.
Книжный шкаф из черного дерева выполнен в стиле «буль» (по имени француза Андре-Шарля Буля).
Часы «Минин и Пожарский», портреты героев Войны 1812 года, участником которой был Михаил Семенович.
С начала войны он был в армии Багратиона и участвовал в битве под Смоленском. В Битве под Бородино ему было 30 лет.
Когда ему был 21 год он отправился на Кавказ волонтером. Представитель старинного дворянского рода он участвовал в боях против горцев-лезгин и чуть не погиб.
В 1894 году (ему 22 года) участвует в войне с Персией. При штурме крепости Гянджа вынес раненого офицера, которым оказался Котляревский П.С. (будущий генерал, памятник которому установлен на набережной в Феодосии, это так, к слову о Котляревском).
О графе Воронцове прочитала много интересного: он участвовал не только в баталиях, но и вел дипломатическую работу: убедил имеретинского царя Соломона принять подданство России.
После всего, что о нем узнала, едкая эпиграмма Пушкина А.С. стала для меня несправедливой и вызванной чувством ревности и зависти. Влюбленный в Екатерину Воронцову, поэт хотел досадить мужу, за что и поплатился — его направили в ссылку. Может и правильно? Нечего порочить честь и достоинство человека, сражавшегося за родину.
За кабинетом хозяина следует красивый Китайский кабинет. А за окном тоже красота, не могу не заглянуть, проходя мимо.
Елизавета Ксаверьевна родилась в богатом родительском имении Белая церковь и прожила долгую жизнь (87 лет). Умерла в 1880 году в Одессе.
На портрете она молода и красива.
До 27 лет она жила в деревне и ее воспитвали строго.
В 1819 году она отправилась в первое заграничное путешествие, познакомилась с графом Воронцовым и вышла за него замуж.
А еще, как известно, она былав музой Пушкина А.С. и в его рукописях с 1823 по 1829 год найдено до 30 ее портретов. А еще существует такая версия: дочь Софья — это дочь Пушкина. Хотя в этой версии не все так просто: в Воронцову был влюблен также Александр Раевский, которому также приписывают отцовство. Каковы были отношения поэта и хозяйки дома: платонические или другие — спорят до сих пор.
Есть еще одна версия, что Воронцова использовала Пушкина, скрывая свои отношения с Раевским, который ей приходился родственником.
Красавчик Раевский был сыном генерала Раевского и внучки Ломоносова. П.Капнист писал в своих мемуарах:«Прикрытием Раевскому служил Пушкин. На него-то и направился с подозрением взгляд графа». Что из этого вышло, мы уже знаем.
Но продолжим осмотр Китайского кабинета, которые были модны в то время.
Даже потолок украшен замысловатыми рисунками.
Стены украшены циновками из рисовой муки, расшиты шелком и бисером.
Во время Ялтинской конференции в 1943 году в этом дворце жил Уинстон Черчилль (его фотографию можно увидеть в Китайском кабинете).
Из Китайского кабинета следуем в Ситцевую комнату, стены которой обиты английским ситцем, сохранившемся с первой половины 19 века.
В этом небольшом помещении с почти современной люстрой можно увидеть картины художника Чернецова Никанора, который был моден в то время. Его картина «Дарьяльское ущелье» висела в кабинете Пушкина.
Очень понравилась эта уютная комнатка с картиной Сильвестра Щедрина " Малая гавань в Соренто» (Щедрин пишет Италию как рай земной, но Крым, написанный Архипом Куинджи — не хуже).
В отличие от маленькой Ситцевой комнатки Парадный вестибюль — это огромный зал, в котором можно изучать род Браницких (хозяйки дома) и Воронцовых (хозяина).
Портрет Александры Васильевны Браницкой (1754–1838) — урожденной Энгельгардт, которую называли самой загадочной фавориткой при дворе Екатерины Великой, написан английским художником, работавшим при дворе императрицы. Некоторые историки даже предполагают, что Александра — внебрачная дочь Екатерины и Сергея Салтыкова, которую отдали на воспитание в семью Энгельгардтов.
На видном месте портрет Григория Потемкина, племянницей которому приходилась Александра, которая вышла замуж за гетмана Речи Посполитой Ксаверия Браницкого, от брака с которым и родилась Екатерина.
Без портрета Екатерины Великой обойтись нельзя. Ее портрет написан Федором Рокотовым, он понравился императрице и принес ему славу первого придворного живописца.
Художник ухватил суть характера Софьи Августы Фредерики — ум, энергию и железную волю.
Бюсты Екатерины и Михаила Воронцовых выполнены Дени Фуатье (1783–1863), работы которого находятся в Лувре («Сиеста», «Спартак»).
У Дмитрия Мережковкого прочитала следующую историю, связанную с Елизаветой Ксаверьевной: в 1879 году его отец — тайный советник Сергей Иванович Мережковский привел своего 14-летнего сына к хозяйке дома в Алупке. Позднее Дмитрий Мережковский вспоминал, что он и не знал, что целовал руку той, которой Пушкин посвятил свое стихотворение «Талисман», кусочек которого приведу.
«…Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.
И. ласкаясь говорила:
«Сохрани мой талисман:
В нем таинственная сила!
Он тебе любовью дан».
Парадный вестибюль поразил не только живописью известных художников (есть здесь и Кипренский), но и декором: разноцветной люстрой, подсвечниками и другими красивыми предметами.
Парадный вестибюль приводит в светлую и нарядную голубую Гостиную, красоту которой придает растительный орнамент на стенах и потолке, в тон подобраны голубые вазы.
С отделкой стен красиво сочетается камин из керрарского мрамора и тоже с растительным орнаментом.
На белом рояле когда-то играл Сергей Рахманинов. Для Воронцовых пел Федор Шаляпин.
Из Гостиной можно выйти в Зимний сад — скромный и без пышного цветения.
Следующий Парадный зал столовой не оставил равнодушным никого.
Ежегодно 5 сентября в честь рождения хозяйки дома собирали садовников и виноделов Крыма. Зал украшали виноградными лозами с гроздьями винограда. Как вспоминали современники, из виноградных украшений можно было выдавить бочку вина.
На северной стороне зала вместо окон вмонтированы живописные панно французского художника Гюбера Робера.
На них изображены руины двух римских дворцов эпохи Возрождения и два знаменитых парка Франции Меревилль и Эрменонвилль.
В центре устроены небольшие хоры — свидетельство былых праздников в усадьбе.
Парадная столовая — самое большое помещение во дворце, которое украшают огромные хрустальные вазы на бронзовых подставках.
Из южного окна открывается вид на море.
И последнее помещение в Парадных покоях — бильярдная, из окон которой также открывается морской вид, а на стенах множество полотен западно-европейских художников.
Экскурсия закончилась, впереди у нас еще самостоятельная прогулка по парку, но лимит фото закончился. Поэтому пришлось закруглиться.