Приближается Новый год, а это — лучшее время для посещения Африканского континента. В январе 2023 года мы с семьей поехали в большую поездку по Южной Африке, захватив такие страны, Как ЮАР, Мозамбик, Эсватини, Замбия, Зимбабве, ну и Намибию с Ботсваной можно тоже засчитать, хотя мы и были там буквально одной ногой).
В предыдущем материале я рассказал о совершенно безумном опыте купания в так называемом Бассейне (или купели) дьявола в самой высокой части водопада Виктория в сезон высокой воды (брр, страшно даже вспоминать об этом сейчас). Кто еще не читал — обязательно посмотрите, опыт любопытный, возможно, кто-то захочет повторить.
Водопад Виктория — безусловно, топовая и самая популярная достопримечательность Зимбабве, однако впечатление о стране будет неполным, если просто взять, прилететь на водопад и сразу уехать из Зимбабве.
Мы решили погрузиться в культуру и быт жителей Зимбабве, посетив ее столицу (город Хараре), в окрестностях которой находится необычный парк балансирующих камней (а это в принципе одна из фишек Зимбабве). Кроме того, в 3,5–4 часах езды от Хараре располагаются руины столицы так называемого Великого Зимбабве, которые также вызвали наш интерес. Ну и из Хараре нашелся удобный рейс для эвакуации из Африки в цивилизацию, по которой мы соскучились после полутора недель погружения в африканскую специфику.
Карта путешествия по Зимбабве
https://www.google.com/maps/d/u/0/edit?mid=1E5nm_3Vf7TUQmp0-yEUJBpbxaO_WVpc&usp=sharing
Маршрут путешествия по Зимбабве по дням
День 1. Прилет в аэропорт Ливингстон (Замбия), посещение музея Ливингстона, купание в Бассейне дьявола, переезд на зимбабвийскую сторону, ужин и ночевка в лодже (так почему-то по традиции называют отели в Африке).
День 2. Раннее утро. в 6:00 прогулка по парку водопада Виктория — совершенно фантастический опыт, рекомендую идти в этот парк именно на рассвете, когда он практически пустой, а восходящее солнце окрашивает все в удивительные цвета.
Про эти два пункта я подробно рассказываю в предыдущем материале, о котором уже упоминал, так что подробно останавливаться на них сейчас не буду.
День 2. После завтрака Поездка в интересное место Казунгула, где сходятся границы сразу четырех африканских стран, и у вас есть возможность побывать за один день сразу в четырех странах — Зимбабве, Замбии, Ботсване и Намибии. К слову, это единственное место на Земле, где пересекаются границы сразу четырех государств.
Мы не могли упустить такую возможность и решили скататься туда, хотя у нас и был днем запланирован вылет в Хараре, так что времени было в обрез.
Погранпереходы выглядят примерно так. На них надо закладывать примерно по 30 минут (на переход в одну сторону):
По дороге к Казунгулу увидите полным-полно зверья — нас порадовали жирафы:
А в Ботсване на границе нас встретила семья африканских кабанчиков:
Если не торопиться, то можно съездить в национальный парк Чобе (поездка туда рассчитана на полный день). Однако мы к тому моменту уже насмотрелись на зверушек в разных ипостасях, поэтому очередное 100500-ое сафари нас не впечатлило, и мы сразу решили, что не будем тратить на это время.
В целом что Ботсвана, что Намибия (в районе Казунгулы, конечно) — одни яйца в разный профиль. В Намибии мы посетили островок Импалила, по пути на который едва разминулись с бегемотами (так близко до этого их раньше не встречали).
В районе 14–00 у нас был запланирован вылет в Хараре из аэропорта Виктория-Фоллс. Аэропорт, кстати, вполне себе ничего — был даже бизнес-зал, в котором мы дождались вылета. Перелет занял около часа, проходил на примерно таком вот маленьком, но вполне удобном самолете:
Важный нюанс: теоретически от Виктория-Фоллс можно доехать до Хараре на машине, так как по дороге есть еще интересная пещера для осмотра с древней наскальной живописью, однако, взвесив все, мы все же решили пожертвовать пещерой и долететь до Хараре на самолете. Решили, что не хотим связываться с местными гидами, да и не хотелось провести в пути весь день.
День 2. Перед закатом — посещение парка Эпворт по дороге из аэропорта Хараре к нашему отелю.
Парк Эпворт определенно заслуживает внимания и является довольно необычным. Здесь можно познакомиться с одной из туристических фишек Зимбабве — балансирующими камнями.
Происхождение этих камней непонятно — как всегда, есть две версии. Первая — естественное происхождение (мол, нюансы особого выветривания). Вторая — связывающая эти структуры с остатками некоей цивилизации древности.
Подобного рода камни встречаются на территории всего Зимбабве, а не только в этом парке. С другой стороны, я ни в одной другой стране мира не встречал ничего похожего, поэтому в версию про естественное происхождение я не очень верю.
В знак того, что эти камни действительно являются одним из символов Зимбабве, они даже размещены на новом варианте местной валюты:
На посещение парка закладывайте около часа — этого хватит с лихвой. Вдоль основных камней можно проехать на машине, если вдруг вы не любите ходить пешком.
Конечно, особенно красиво все это смотрится на закате:
Погуляв по парку, мы поехали к нашему отелю в центре города. С отелями в Хараре беда. У нас был лучший, при этом в целом это еле-еле троечка в нашем привычном понимании. И Хараре оказался чуть ли не первым городом, где я не рискнул вечером отдаляться от отеля (а я люблю гулять по вечерам). Просто стало страшно — на полном серьезе. Испугался, что кто-то даст по голове, отберет фотокамеру и деньги с телефоном.
На фото — нынешний президент Зимбабве по прозвищу «Крокодил» (это какая-то старая их внутрипартийная история):
День 3. Поездка к руинам Великого Зимбабве.
Собственно, основной целью нашего визита в Хараре была возможность доехать до Руин Великого Зимбабве — остатков древней столицы Зимбабве. Место выглядело интересно на фото, да и в целом мы любим такие остатки цивилизаций древности, поэтому решили туда добраться.
Дорога занимала примерно 3,5–4 часа в каждую сторону. Проезжали и городки, и деревни, и рынки — все было довольно колоритно.
Заехали в местный супермаркет, где приспичило посетить местный туалет. Чтобы туда попасть, надо было пройти через такую вот решетку, которую специально обученный человек отпирал для каждой группы страждующих. Выглядело забавно:
А вот это уже довольно крупный город-миллионник, примерно в получасе езды до Руин:
Это — традиционная зимбабвийская деревня. Они в изобилии встречаются вдоль шоссе. Люди до сих пор массово живут в таких традиционных хижинах:
Как я и писал выше, также вы увидите множество балансирующих камней, которые как будто «рассыпаны» по территории страны:
Между городами местные передвигаются на таких вот автобусах. Как и везде в Африке, крыша активно используется для перевозки багажа:
Наконец, мы добрались до Руин Великого Зимбабве, где оказались чуть ли не единственными туристами — полагаю, все же неудобная логистика отпугивает очень многих.
Великий, или Большой Зимбабве — главная святыня и культовый центр предков народа шона, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это единственная древняя группа каменных сооружений во всей Африке южнее Сахары. При этом до сих пор археологи спорят, кто построил этот город и не могут прийти к общему мнению.
Мы, как любители загадочных мегалитических конструкций, ехали сюда, надеясь встретить что-то похожее на мегалиты Перу (например, Саксайуман, явно не имеющий ничего общего с примитивными технологиями индейцев-инков), однако Великий Зимбабве ничем похожим не поразил. Обычная каменная кладка. Да, высокие стены, да, красиво, но уж точно ничего сверхъестественного.
Зимбабве — это измененное на английский лад африканское слово, означающее «каменные дома». Крепость была сложена из камня — непривычного для Африки строительного материала. Комплекс Большого Зимбабве разбросан на территории в 24 га в верхней части долины. Главное его сооружение — Большое городище, обнесенное по эллипсу внешней стеной длиной в 250 м.
Происхождение Великого Зимбабве окутано мифами и загадками. Согласно археологическим исследованиям, строительство комплекса началось в XI веке и продолжалось вплоть до XV века. Эти руины — свидетельство мастерства древних строителей, возводивших стены без использования раствора, которые стоят до сих пор, вызывая восхищение своей прочностью и изяществом.
Историки считают, что Великий Зимбабве был столицей могущественного Королевства Зимбабве, которое доминировало в регионе между XIII и XV веками. Это был центр торговли и культуры, где пересекались торговые пути, соединяющие внутреннюю часть Африки с побережьем Индийского океана. Богатство королевства основывалось на торговле золотом, слоновой костью и другими ценными товарами.
Самые известные сооружения комплекса — это Великая Окружная Стена и Великий Дворец. Великая Окружная Стена, достигающая в высоту более пяти метров и сделанная из каменных блоков без использования раствора, является ярким примером древнего строительного искусства.
Великий Дворец, известный также как Акрополь, возвышается на холме и состоит из множества сложных и художественно оформленных стен и пассажей — правда, в руинированном состоянии:
Со временем, по неизвестным причинам, Великий Зимбабве был оставлен своими жителями. Постепенно, он превратился в руины, окутанные легендами и преданиями местного населения.
Сегодня эти руины — не только археологический памятник мирового значения, но и символ национальной гордости и идентичности Зимбабве. Именно здесь были найдены статуи птиц, которые сейчас находятся на гербе этой страны. Их демонстрируют в специальном зале местного музея, но как раз во время нашего визита выключили электричество, поэтому пришлось снимать на долгой выдержке:
В целом, место кажется интересным. Для осмотра не торопясь заложите пару часов, и точно все успеете обойти и посмотреть. Лучше взять с собой еды и воды — по-моему, единственная кафешка в парке не работала.
8-часовая дорога из Хараре выматывает, но по пути можно увидеть, чем живет страна, и лучше познакомиться с ее бытом.
Поздним вечером этого дня у нас был запланирован вылет на Сейшельские острова, где мы решили немного отдохнуть после интенсивной африканской поездки. Аэропорт Хараре — полное дно, постарайтесь минимизировать время пребывания в нем. Бизнес-зал этого аэропорта один из самых отвратительных, которые я когда-либо видел. Так что прощание с Зимбабве оказалось немного смазанным, но все равно эта страна оставила много ярких воспоминаний. Только перелет бизнес-классом от Эфиопских авиалиний немного скрасил все происходящее. Положа руку на сердце, вряд ли я когда-либо захочу вернуться сюда еще раз.
Важные бытовые нюансы и интересные факты о стране
Важный момент касается виз. Удобнее всего купить объединенную визу KAZA visa, которая позволяет туристам многократно въезжать и выезжать в Замбию и Зимбабве. Стоимость 50 $, но условия постоянно меняются — обязательно перед поездкой уточните. Мы отдельно платили за въезд в Ботсвану, так как наша виза не позволяла туда въехать. В общем, это важный нюанс — держите его в голове. На месте всегда можно решить за деньги, конечно же. Здесь есть информация об этой визе.
Замбия и Зимбабве хоть и граничат, но Замбия гораздо более развитая. В отличие от Зимбабве, здесь у нас работали российские сим-карты.
Роуминга в Зимбабве у российских операторов на январь 2023 года не было в принципе (то есть не то что он был бы дорогой — телефон просто отказывался видеть какую-либо сеть. Вам не будут доходить никакие звонки и не будут приходить СМСки — это может быть важно для банковских приложений). Поэтому постарайтесь при первой возможности купить местную сим-карту, чтобы раздавать себе интернет. Мы это смогли сделать по прилету в аэропорт Хараре — там есть киоск сотовой связи, где немногочисленные туристы как раз и покупают себе симки.
По прилету в Ливингстон (Замбия) нас встречал местный гид, которого мы подрядили на то, чтобы он провез нас по окрестностям водопада Виктория, свозил в Казунгулу, а потом довез до аэропорта. Также заранее мы нашли и водителя для поездки к руинам Великого Зимбабве.
Как я уже многократно писал, в Африке все, что связано с туристами, очень и очень дорого — на порядок дороже, чем в цивилизованных странах, не говоря уже про страны Азии. Полагаю, причина ситуации — то, что в эти страны Африки едут в основном прослойка богатых пенсионеров из Европы или США, которые боятся всего и этим сильно балуют местных гидов (надо сказать, весьма немногочисленных).
Для понимания уровня цен — часовой перелет из Виктория-Фоллс в Хараре на момент написания данной статьи стоит 18 000 рублей (в один конец, на человека, разумеется, эконом), а аренда микроавтобуса с водителем для поездки к руинам Великого Зимбабве (примерно 8 часов в пути и 2–3 часа там) стоила 550 $, причем я еще устроил тендер между местными агентствами. И если вы думаете, что за эти деньги столики в микроавтобусе ломились от икры и шампанского, вы ошибаетесь -).
С валютой в Зимбабве полная чехарда. Вы наверняка слышали историю про гиперинфляцию и местные купюры в миллиарды местных долларов. Все действительно так, но сейчас у них новая валюта (та самая, с камнями из парка Эпворт), а старые «миллиардные» купюры можно легко купить у уличных продавцов сувениров.
Загадывая желание стать долларовым миллиардером, будьте аккуратнее в формулировках -):
При этом для обозначения своей валюты они используют знак доллара. Держите себя в руках, увидев такой вот чек в супермаркете:
Путешествуя по Зимбабве, имейте в виду, что более-менее нормально поесть вы сможете только в туристических лоджах (отелях). И поверьте, что я не избалован ресторанами высокой кухни и, например, в Азии с удовольствием ем в местных забегаловках. Для примера: в крупном городе-миллионнике по пути из Великого Зимбабве в Хараре не было ни одного кафе, кроме пары отвратительных куриных фаст-фудов. Мы зашли в один, но там была настолько мерзкая на вид еда, что мы сразу развернулись. Я уж не говорю о том, что мы чувствовали себя примерно как в известной сцене из фильма Брат-2, где герой Сергея Бодрова заходит в бар в черном квартале.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия