Перенесемся вновь в точку отсчета.
Трогательное прощание и расставание с Настеной, пожелания удачи друг другу, объятия, такси, и вот мы уже на месте. Нам предстояло подсесть к основной группе из Томска возле ТЦ Лента в час ночи. Немного было тревожно и волнительно, ведь спать в автобусе я не умею, а после переезда предстоял активный день.
Автобус приехал вовремя, в темноте было сложно разглядеть лица людей в группе, с кем предстояло шагать нога в ногу несколько дней, расселись по местам и тронулись в путь. Кто-то спал, кто-то болтал, любимая музыка бачаты в наушниках помогла от всего абстрагироваться и погрузиться в дремоту. Так пролетела ночь.
Не считая технических остановок, первая была в Сростках, где были анонсированы чебуреки, но, увы, в столь раннее время их не успели приготовить. Я правда не сильно расстроилась, мне и без них было хорошо. Торговля еще не началась, мы прошлись вдоль прилавков, присматривая, что же можно купить на обратном пути. Меня еда не сильно привлекает, да и места для крупных подарков не было совсем в чемодане, но вот что я давно хотела попробовать — так это шишки в сиропе. А еще заприметила магазин с одеждой, а вдруг там что-то меня ждет и грустит на вешалке.
После утреннего кофе группа проснулась, и наш гид Александр начал знакомить нас с историей и легендами края. Размять мышцы нам удалось на 659 километре Чуйского тракта на перевале Чике-Таман в Онгудайском районе при подъеме на смотровую площадку. Расположен он между селами Купчегень и Хабаровки, и условно имеет границу между двух рек — Большим и Малым Ильгуменем.
У подножья так называемой тропы установлена скульптурная композиция, посвященная строителям Чуйского тракта. За спиной рабочего на фото-ленте представлены фрагменты строительства дороги на разных этапах.
Вдоль дороги организована бойкая торговля сувенирами, изделиями местного производства, а также товаров из соседнего государства — Монголии. По пути можно купить изделия из кожи и шерсти, деревянные поделки, подставки из можжевельника, попробовать Алтайские сорта меда, конфеты, халву, запастись на зиму сборными травами, сиропами… Но нам сегодня это не надо.
С обзорной площадки Чике-Таман открывается вид на пологие гряды гор, извилистые реки, серпантины дорог, леса и луга. Наивысшая точка перевала составляет 1295 метров.
Название «Чике-Таман» дословно переводится как «прямая подошва», на тюркском звучит как «Чике-Аман» и означает «Здравствуй, гора», а на монгольском «Чике-Даван» — «прямой перевал». Языки такие разные, но объединяет их некий «Чике». Быть может это снежный человек? Нет-нет, я не сошла с ума, согласно легендам, в заснеженных густых лесах не раз его встречали.
Сейчас строят лестницу к новой смотровой, но официальный проход для туристов пока закрыт. Правда особо шустрые члены нашей группы успели и туда пробраться.
Впереди была встреча с нашей первой турбазой Кордон «Кур-Кечу». Мы не привыкли к условиям минимализма и сильно переживали перед неизвестностью. Выгрузившись из автобуса, окружили Александра и слушали план расселения. Нам достался пятиместный аил.
Наша великолепная пятерка быстро поделила спальне места, немного разложилась перед обедом, застелила кровати и осмотрелась. Аил достаточно просторный, в наличии обеденный стол, чайник, достаточное количество розеток, печка. Жить можно, выдохнем. Все удобства снаружи: налево пойдешь уборные найдешь, направо пойдешь к умывальникам придешь. Воду питьевую можно накачать из колодца. Кстати, к вечеру выяснилось, что за 100 рублей можно принять душ с горячей водой, но, увы, утром к времени нашего отъезда нагреть бак не успевали.
Нам же не терпелось увидеть природные красоты. В нескольких метрах от нашего домика протекает река Катунь, оборудованы скамеечки и мангальные зоны. Представьте, как круто было бы под звездным небом развести костер и петь песни под гитару.
Как я писала в обзорном отчете, кормили нас тут явно на убой: на фото наш обед (половина порции) и завтрак. Плотно, сытно и вкусно. Лично я с обеда до ужина проголодаться не успела.
Сон после плотного обеда для слабаков, направляемся к месту слияния рек Катунь и Большой Ильгумень.
Поистине, место притяжения, вся наша группа разбрелась по берегу стремительного течения рек,
прыгая с камушка на камушек, делая сотое фото,
выкладывая сердечки, приветствия, послания друзьям и родным,
строя свои пирамидки желаний, ведь Алтай — это место силы и магии.
Здесь расположен порог Ильгумень, которому присвоена 4–5 категория сложности. Не зря Катунь притягивает любителей пощекотать нервы. Глядя на водовороты и волны, не представляю, как можно порог проскочить. Дело профессионалов. С 2000 года ежегодно проводится фестиваль по рафтингу «Ак Талай Маргаан».
Но расслабиться нам Александр не дал, махнул рукой и сказал: «Ласточки мои, взмываем вверх к смотровой площадке».
И мы полетели за ним, не зная, что за путь нас ждет, а тропу легкой назвать нельзя. Но все шли мужественно,
правда с многочисленными фото-стопами.
В начале путешествия хотелось запечатлеть каждый редкий цветочек, что дотянул до золотой осени.
А пока мы преодолеваем препятствия в виде зарослей можжевельника, барбариса, и прочих кустарников,
карабкаемся по глыбам и камням,
предлагаю немного узнать, что же означает Кордон Кур-Кечу.
С древних времен чуть ниже порога Ильгумень промышляли браконьеры, которые наносили вред не только речному хозяйству, но и лесному, устраивая частые пожары, поэтому было решено построить кордон (пост лесной стражи) на территории Онгудайского лесничества.
Но это официальная версия, мне же больше нравится байка для туристов.
В переводе с алтайского по отдельности «кур» означает «мост», а «кечу» — «переправа», а в словосочетании «висячая или мостовая переправа». Тут и правда когда-то был мост, по обе стороны берегов мы обнаружили основания и остатки тросов.
Но Алтай был бы не Алтай, если бы вокруг него не было мистики и тайн. Говорят, что в старые времена здесь была переправа через Катунь, тот у кого не хватало сил переплыть реку, попадали в смертельные водовороты Ильгуменьского порога. Так «Кур-Кечу» стали переводить как «гибельная переправа».
Но поднявшись на самый верх, думать о чем-то неприятном не хотелось. Мы с удовольствием созерцали природные красоты, фотографировались, лежали на камушках, некоторые девушки облачились в легкие платья и устроили профессиональную фотосессию.
На обратном пути у нас произошло ЧП: одна девушка оступилась и подвернула ногу. Наша внимательная и милосердная Мариша пришла ей на помощь: правильными словами подбадривала и мотивировала, уверенно поддерживала и подсказывала куда ставить ногу. Вместе с мужской поддержкой Александра бедняжку спустили вниз. Увы, на этом путешествие девушки завершилось, ее отвезли в травмпункт, а затем на такси отправили в Барнаул к родственникам.
После этого рекомендации «внимательно смотрите под ноги» приобрели особенно глубокий смысл.
До ужина у нас оставалось несколько часов. Мы вернулись к месту слияния рек Катунь и Большой Ильгумень, где устроили пикничок. За душевными разговорами время пролетело незаметно.
И вроде бы уже снято было много фото и видео, но тут внезапно распогодилось, солнышко выглянуло из-за туч, и воды Катуни заиграли всеми цветами бирюзы.
Согласитесь, смирно усидеть и просто любоваться сложно, фото маньяки достали свои смартфоны и принялись переснимать каждый ракурс, снятый ранее,
Ну и про себя любимых не забыли.
«Я на камушке лежу,
И ногами шевелю,
Все лежу, и лежу,
На Маришу и Наташеньку гляжу…»
С каждым мгновением любовь к Алтаю становилась все крепче и крепче, даже камушки романтичным натурам напоминали сердечки.
Вокруг сплошная идиллия и тишина. Кстати, мобильная связь здесь не ловит, только возле столовой некоторые телефоны могли поймать сигнал МТС, и то не у всех. И пусть весь мир подождет.
После ужина мы разжились охапкой дров, попытались самостоятельно разжечь огонь, но не вышло, пришлось призывать Александра в помощь. Он от души закинул поленья в печь, чтобы тепла хватило до утра.
Ну и немного мистики. Поговаривают, что в первую ночь на базе Кордон Кур-Кечу многим туристам снятся страшные сны: в них оживают герои древних легенд Алтая, спящие участвуют в ритуалах, сражаются на поле боя, становятся участниками давно минувших событий.
Так или иначе, ночка у нас была тревожной. С вечера девочки утеплились в термобелье, а уже ночью стали раздеваться. Мне кажется, температура в нашем аиле была близкой к сауне, дышать стало сложно, уснуть невозможно, мы стали по очереди ходить проветриваться на улицу. А там… звездное небо прям над твоей головой. И звезды так близко, что казалось до них можно дотянуться руками.
В конце концов мы оставили дверь открытой, авось пятерых красоток не украдут. Постепенно температура снизилась и свежий воздух проник в наше гнездышко. Все погрузились в сон, но ненадолго. Так как следом раздался страшный звук из пакета, кто-то в него залез и выбраться не мог. Мысленно мы молились, чтобы это была не змея. Мы с Наташей направили фонарики на пакет и с ужасом ждали продолжения. Уфф, это была полевая мышка. Она выпрыгнула из капкана и остаток времени не давала нам спать, скребя то в одном углу, то в другом, то под кроватью. Но усталость дала о себе знать, мы провалились сон до раннего утра.
Утром рассказали нашу историю остальным членам команды, оказалась мышки в эту ночь многих туристов навестили. Но Александр умеет подбадривать, сказал, что в прошлом году медведи приходили в гости. Так что нам еще повезло.
Животных много на Алтае, гораздо приятнее наблюдать за коровами. Вот такая стесняшка в смущении скрестила ножки и кокетливо отвела голову в сторону.
Новый день — новые эмоции. После завтрака мы отправились к кургану. По плану он был запланирован на вчерашний вечер, но из-за непредсказуемой ситуации с травмой ноги, перенесен на утро.
Ехать далеко не пришлось — археологический комплекс Кур-Кечу совсем близко.
В урочище были обнаружены древние курганы, наскальные рисунки, менгиры, каменные воины.
Я с осторожностью отношусь к тому, в чем не смыслю и не разбираюсь, поэтому стараюсь держаться подальше от ритуальных объектов, погребальных мест и не тревожить души умерших, лучше переключить свое внимание на живое и прекрасное.
Природа в культуре коренных жителей Алтая тесно связана с понятием «сакральное» и «божественное», стоит с уважением относиться к обычаям и природным ценностям.
Возле многих объектов установлены информационные щиты, где прописаны правила поведения. Вроде бы все ясно и просто, но для многих нужно объяснять. Приведу несколько простых истин в цитатах со стенда:
»Алтай — это храм под открытым небом; местами совершения обрядов (Байлу jep) выступают, в частности, перевалы гор (Боочи), святые водные источники (Аржан суу), берега рек и озер. Байлу jep требуют строго соблюдения тишины, чистоты, запрета на употребление алкоголя.
При первом посещении перевала местные жители повязывают чистые белые ленты ситцевой ткани определенного размера (Кыйра) на березу или лиственницу. Это символ дани природным покровителям (всему Алтаю и хозяину горы ЭэЗи) и просьба о благосклонности духов к себе и своим близким. Поэтому не стоит бездумно вешать на деревья различные тряпочки, салфетки и прочий мусор».
И вроде бы все логично, но до сих пор грустно смотреть на увитые ветви деревьев масками, салфетками, эх…
»Водная стихия у алтайцев есть «граница миров»: по берегам течет земная жизнь, а по дну пролегает запретный для живых путь в иной мир. Начало реки соприкасается с сакральным центром, недоступным и непостижимым для обычного человека. Находясь у водных объектов, не допускается плевать и испражняться в воду, осквернять культовые сооружения, возведенные в честь священных источников».
Собственно для этих целей в туристических местах установили такие замечательные «кабинки»…словно временной портал: заходишь и оказываешься совсем в другом измерении и веке))).
С Катунских террас открывается один из живописнейших видов: меандр реки Катунь. Удивительно, как извивается русло реки вокруг грозной горы.
Неподалеку расположено село Малый Яломан, основанное в 1626 году. Ранее оно называлось Кынырар, в переводе «звенящий». А почему же? В совсем далекие времена здесь не было дорог, не был проложен Чуйский тракт, а лишь протоптана конная тропа. Когда к селу приближались путники, то звук стремян разносился ветром на несколько километров, предупреждая о гостях.
Позднее село было переименовано в Малый Яломан. «Jалама» в переводе с алтайского означает «из гривы» или «грива коня». Как мы уже знаем путник на перевале или возле источника, дабы задобрить духов, должен привязать ситцевую ленточку (кайру), но если вдруг ее не оказывалось, то можно было использовать пучок гривы своего коня.
В 60х годах XX века выяснилось, что здешние места обладают уникальным микроклиматом, благоприятным для основания экспериментальной базы горного садоводства. Так Яломанский сад прославился своими яблочками. Увы, сейчас сады постепенно приходят в запустение.
А мы двигаемся дальше по прекрасной дороге и по новому мосту пересекаем реку Катунь. За окнами взгляд цепляет вид на старинный мост. Ныне мост закрыт, а ранее через него пролегал Чуйский тракт.
Ининский висячий двухкабельный мост построен по проекту выдающегося инженера Сергея Афанасьевича Цаплина и открыт 1 мая 1936 года. В строительстве принимали участие местные жители, а также заключенные 7-го отделения Сиблага НКВД. Мост Цаплина признан памятником истории Республики Алтай.
Следующая остановка — место слияния рек Катунь и Чуя. Нам повезло увидеть бирюзовые оттенки рек и четкую границу их встречи. Говорят, это место обладает особым биополем, здесь вас покидают усталость, тревожность и беспокойство. Даже течение самой реки Катунь здесь замедляется и успокаивается, шум воды еле слышен, а путник обретает покой и умиротворение.
А чтобы лучше словить дзен, можно задержаться с ночевкой, благо на берегу построено много туристических баз.
А мы всё ходим вдоль да около реки Катунь, а я даже не рассказала ничего о ней, а ведь ее называют хозяйкой Алтая (или на алтайском «Кадын»). Питается река талыми водами ледника Геблера с южного склона горы Белуха, и проносит свой поток с юга на север через весь Алтай на протяжении 688 километров, вбирая воды 6 799 притоков (!). Недалеко от Бийска Катунь встречается с другой важной рекой края — Бией, их слияние образует великую и могучую Сибирскую реку Обь.
Так как Катунь берет начало и питается водами ледникового происхождения, то температура в ней круглый год холодная 10–15 °С. У нас искупаться и в мыслях не было, но знаю одного туриста с нашего сайта, который бы точно освежился в бодрящей воде, верно Галина?
Тут наши пути дорожки с Катунью разошлись, она вместе с водами Чуи понеслась на встречу Оби, а мы направились своим путем за новыми приключениями.
Теги:
Автобусные туры, Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм