«… Ведь там сплошные лагеря,
А в них убийцы, одни убийцы!
Ответит он — не верь молве…»
В. С. Высоцкий
Признаюсь, что предложив на весенней встрече поездку на север Пермского края, я исходил из корыстных побуждений. Шесть лет назад уже исследовал Пермь Великую, казалось бы, досконально. Только вот Ныроб остался простой «галочкой», не удалось попасть внутрь нескольких значимых в истории края объектов. Желание повторного визита в те края нисколько не угасало, и как я был рад, что наши девушки-непоседы на «ура» приняли этот маршрут. Кое-о чем они уже успели рассказать, я же поделюсь впечатлениями о самой северной точке нашей поездки.
Не зря эпиграфом взял строки из песни Высоцкого. Пусть она про Магадан, эту строфу можно «примерить» и на Ныроб. С 17 века здесь ссылка, лагеря для заключенных.
В 1472 году Пермь Великая окончательно вошла в состав Московского государства. Спустя 100 лет через Чердынь из Камы по Вишере проходила главная дорога в Сибирь, отсюда шел путь и на Север — в Вычегду и Печору. В самом дальнем северном стане Чердынского уезда, на границе с землями вогулов, в глухих лесах стояла деревенька Ныробка из 6 дворов.
Жители промышляли заготовкой пушнины — стратегического товара для торговли.
В 1598 году в Москве скончался царь Федор Иоаннович, последний из династии Рюриковичей. На трон венчается Борис Годунов, родной брат царицы Ирины, не имеющий по рождению прав на престол. Одними из претендентов на царскую корону могли стать представители рода Романовых. Они были любимы народом, их считали милостивыми и щедрыми. Главой рода был Никита Романович Захарьин-Юрьев, старший брат первой жены Ивана Грозного. По преданию, перед смертью Никита Романов просил Годунова «соблюсти» его семью и Борис дал клятву почитать пятерых сыновей боярина как братьев. Почтил… В 1600 году Годунов обвиняет названных братьев в колдовстве и желании отравить царя. Вместе с Романовыми арестованы были и их жены с детьми. В 1601 году по приговору суда Боярской Думы все Романовы были отправлены в ссылку, что подразумевало их последующую смерть.
Отвлекусь от истории. После той поездки в 2017 году мои туристические дороги приводили меня в несколько мест романовских ссылок. По крайней мере в те, где сохранилась какая-то память о родственниках царя Михаила Федоровича.
Старший из братьев, Федор Никитич, был пострижен в монахи под именем Филарет и сослан в Антониево-Сийский монастырь под Холмогорами.
Его жена, постриженная в монахини под именем Марфа, была отправлена в Толвуйский Заонежский погост.
"Царицын" ключ в Толвуе. 2022 год.
Их малолетних детей Михаила и Татьяну отправили в Белозеро.
Александра Никитича сослали в Усолье Луду на Белом море. По одной из версий он был задушен в 1601 году.
Иван Никитич был отправлен в Пелымский острог. (Современная ж/д станция на севере Свердловской области не имеет общего с тем острогом. От того в северных топях практически ничего не осталось) Из ссылки возвращен в 1602 году.
Василий Никитич был сослан сначала в Яренск, потом перевезен к брату Ивану в Пелым. Умер в феврале 1602 года от тяжелой болезни.
Михаил Никитич, один из возможных претендентов на царский трон, был сослан в Ныробку.
В наше время добраться до Ныроба не составляет труда. Минут 40 от Чердыни по отличному асфальту, и наша команда уже стоит перед Центром памяти М. Н. Романова, открытого в 2009 году.
У входа нас встречают стрельцы и два огромных родословных древа — Рюриковичей и Романовых.
В том месте, где вершина одного переплелась со стволом другого, можно понять родственную связь этих родов, которой боялся Годунов в своих царских амбициях. его непонятно откуда залетевший листочек тоже можно заметить в кронах могучих деревьев.
Экскурсовод был занят с группой школьников, мы вполне обошлись без него.
Небольшой зал. В центре стоят несколько стендов, рассказывающих о Михаиле Никитиче.
На стенах стенды с историческими фактами о рождении династии Романовых.
Посередине зала в витрине под стеклом лежат оковы боярина Михаила.
Это цепи, в которых узник принял смерть. Ручные кандалы были увезены в 1606 году с телом Романова в Москву. После строительства в Ныробе каменной Богоявленской церкви оковы были перенесены в символическую гробницу в храме. Увы, церкви той не существует, но на фотографиях С. М. Прокудина-Горского, сделанных в мае 1912 года, мы можем увидеть ту гробницу.
К экспонатам музея я еще буду возвращаться, а мы после осмотра экспозиции вышли на улицу на территорию, огороженную вокруг часовни Михаила Архангела над ямой, где сидел в заточении узник.
После венчания на царство Михаила Федоровича память о Михаиле Никитиче была увековечена. Над ямой установили часовенку, снесенную в годы Советской власти. У того же Прокудина-Горского мы видим, как она выглядела в 1912 году.
Перед празднованием 300-летия дома Романовых ограду расширили, разбили сад, который в народе стали называть Романовским. В 1930-е годы сад был разорен, часовня разрушена, яма-темница засыпана землей и на ее месте устроена клумба. Здесь организовали место отдыха с танцплощадкой. Только в конце 20 века началось восстановление исторических памятников. Яма-темница была расчищена, на старом фундаменте установили металлическую часовню, которую в 2012 году перевезли в Чердынь при строительстве каменной часовни в историческом виде.
Вновь высажены деревья на месте Романовского сада, воссозданы изразцы на каменных столбиках ограды.
Сотрудники Центра любезно предоставили нам ключи, и вот мы внутри часовни. Крохотное помещение с небольшим иконостасом и каменные ступени, ведущие вниз.
Абсолютная темнота, свет от фонарика смартфона выхватывает из мрака только кусочки этого крохотного погреба. Каменные стены и свод, несколько иконок.
Это сейчас. В 1601 году было несоизмеримо хуже. Высота и ширина ямы — сажень (ок. 2 метров), со стен сочилась вода, в мороз стены покрывались инеем. Сверху настил из деревянных плах с небольшим оконцем, в которое стражники подавали хлеб и воду. Узник сидел в цепях. Жители Ныроба тайно отправляли своих незаметных детишек подкармливать Романова, но в августе 1602 года могучий молодой мужчина, превратившийся в старика, скончался. Официально — от голода и лишений. Неофициально — его задушил пристав Тушин, которому надоело сидеть в Ныробе и ждать смерти узника.
Романовы никогда не забывали того доброго, что сделали жители Ныроба для их родича. В музее на рулонных оконных жалюзи выдержки из Указов и распоряжений царей и императриц об оказании помощи ныробчанам.
По очереди ощутив, каково было находиться в этой яме узнику (впятером бы не развернулись), мы выбрались наверх и поспешили к Никольской церкви по соседству, куда ушли школьники. По отзывам и своему опыту знал, как сложно попасть внутрь этого красивейшего храма.
Не привечал прежний батюшка туристов. В этом году в храм пришел из Свято-Трифоновского монастыря отец Федор, с которым у нас состоялось знакомство и долгая беседа.
Отец Федор рассказал не только о своем пути, приведшем его к служению Богу на пятом десятке лет. Очень интересным был и его рассказ об истории этой церкви.
Построенный ориентировочно в 1704–1705 годах, Никольский храм в старину называли «явленным», т. е. нерукотворным. Имена заказчика и строителей неизвестны. И вот что рассказал батюшка. Никаких лесов строители не использовали, все работы велись на уровне земли в течении дня. За ночь сложенное уходило под землю, и утром строители продолжали постройку. Когда были завершены купола с крестами, строители исчезли. А церковь словно поднялась из недр земли.
Если снаружи храм поражает своим узорочьем,
внутри после долгих лет запустения довольно скромно. До революции в храме стоял многоуровневый деревянный иконостас, украшенный среди прочего и резным образом Параскевы Пятницы. Ныне эта скульптура в Пермской художественной галерее.
На композиции Параскева изображена вместе со святыми великомученицами Екатериной и Варварой. Когда-то все трое были изображены на фреске на одной из стен церкви. Сейчас только полустертые едва различимые контуры.
В куполе храма видны четыре ниши в форме восьмиугольных крестов. В старину в них закреплялись деревянные кресты. Впервые вижу такую конструкцию.
В нише сбоку от алтаря едва угадывается фреска с изображением Николая Чудотворца. Каким изображением святого было 100 лет назад, оставил для потомков Прокудин-Горский.
А теперь о том, почему, на мой взгляд, прежний батюшка не привечал туристов. Есть в этом храме фреска с изображением святого, чей лик в 1707 году был запрещен Священным Синодом как «противный естеству». Святой Христофор Псоглавец происходил из страны кинокефалов — людей с «собачьими» головами. Почему же в Чердыни, где сохранилась икона этого святого,
и в Ныробе пошли наперекор Синоду? Местные жители промышляли охотой и перед уходом на промысел поклонялись Христофору, которого называли «песьим богом». Подносили святому дары — мясо заколотого быка. Думаю, что нелюбовь к туристам у настоятеля и была связана с тем, что гости шли в храм не к Богу, а поглазеть на Псоглавца. Хотя от фрески-то мало что осталось.
Первый храм на этом месте, деревянный, посвященный Николаю Чудотворцу, был построен в начале 17 века после того, как на окраине Ныроба в овраге на пне жителям явилась икона святого и забил родник. Проезжающие купцы несколько раз увозили икону в Чердынь, но она чудесным образом возвращалась. Тогда и было решено построить храм, а над родником часовню. Деревянная церковь трижды горела, но явленная икона даже не обгорала. Считалось, что образ не должен покидать Ныроб и с иконы был сделан список. После революции явленная икона исчезла, в церкви сейчас несколько икон Николая Чудотворца, но это даже не списки.
После осмотра церкви и продолжительной беседы с отцом Федором мы поехали к Никольскому роднику.
Окраина Ныроба. Небольшой овраг, заросший вековыми елями. В тени хвойных небольшая новая часовенка.
Именно на этом месте когда-то над старым пнем, на котором стояла явленная икона и из-под которого забил родник, была построена первая деревянная часовня. Струйка из родника по трубе стекает в нишу на площадке, где каждый желающий может набрать воды, которая не портится длительное время.
Дальше по деревянному желобу этот небольшой поток поступает в купель.
Несмотря на теплую погоду, окунуться никто из нас не решился.
Вроде бы в Ныробе осмотрели все. Осталось углубиться в леса в окрестностях. В старые времена на одном из холмов стояло Искорское городище — крепость и святилище.
С этим местом связан и культ поклонения местных жителей Параскеве Пятнице. В давние времена возникла легенда о Параскеве и Искорском городище. В один из набегов вогулов Параскеву, обороняющую крепость, захватили. Надеясь на то, что глядя на мучения Параскевы, защитники будут сломлены и сдадутся, ее израненную, с разбитыми ногами водили вокруг крепости, затащили по Узкой улочке на вершину скалы. Но подвиг Параскевы только укрепил дух защитников, и враг отступил. Из этой легенды родилось поверье, что поднявшийся на скалу по Узкой улочке освобождается от грехов,
а спустившийся по Широкой улочке — заново рождается.
Что ж, у нашей команды все получилось!
День у нас был напряженный. До обеда много ходили по семи холмам Чердыни, сейчас лазили по скалам. Усталость накопилась, и на мое предложение еще «погулять» километра 2–3 девушки с сожалением ответили отказом. Хотел я их провести к часовне Параскевы Пятницы, «спрятавшейся» в этих лесах.
В 2017 году я нашел эту часовню.
Вместо лесной прогулки мы насобирали грибов на ужин