Березники в программе нашей поездки по северу Пермского края были запланированы только как место остановки на обед, поэтому город мы видели в основном проездом, из окна машины. Современные Березники — промышленный город, второй по населению в крае. Он и возник как поселок содового завода в 80-х годах XIX века, хотя русские поселения на месте современного города существовали еще в XVI–XVII веках.
В начале 1930-х годов открыли уникальное Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, вот тогда и было принято решение об объединении нескольких рабочих поселков и города Усолье в один город, названный Березниками. Таким образом, Березники ведут отсчет своих лет от 1932 года.
Современные районы города выглядят симпатично, а вот застройка советского периода обычная, без особых архитектурных шедевров. Местами город мне напомнил родной Комсомольск-на-Амуре, который строился в те же годы. Но несколько объектов заинтересовали, поэтому, несмотря на дефицит времени, мы уговорили Валеру Исаева, нашего водителя и предводителя, к ним подъехать.
Церковь Николая Чудотворца строят в Березниках с 2011 года на пожертвования, поэтому так долго, но службы уже идут. Это первый большой храм в Березниках, есть церкви в приспособленных помещениях, а также небольшая деревянная церковь Луки (Войно-Ясенецкого), открытая в 2014 году. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенная в середине XVIII века, закрылась в 2013 году из-за провалов земли на территории, где она находится.
В сквере рядом с храмом установлен «Памятник первостроителям».
Подъехали и к католическому приходу «Мария — Царица Мира», учрежденному в Березниках в 2000 году. Учредителями выступили российские немцы, попавшие в годы Великой Отечественной войны под репрессии и высланные из родных мест в г. Березники. Архитектурный ансамбль прихода состоит из здания церкви, колокольни с часовней имени Святого Серафима Саровского и здания хозяйственного блока. Церковь была освящена в 2004 году.
Но главной целью в этот день было Усолье — небольшой городок, расположенный на правом берегу Камы напротив Березников и соединенный с ними автодорожным мостом. С 1932 по 1940 год Усолье входило в состав Березников, а затем снова выделено в отдельный город. Фактически, это город-спутник Березников, своего производства в городе нет, жители ездят на работу на другой берег Камы.
Усолье часто называют «Камской Венецией». Сейчас это объясняют тем, что в 1950-х годах из-за строительства Камской ГЭС часть города ушла под воду, но так ее называли и в былые времена. На территории Усолья было 12 стариц Камы, поэтому в половодье между домами люди перемещались на лодках.
Нас интересовала островная часть Усолья, где находится Историко-архитектурный музей-заповедник «Усолье Строгановское». Она связана с современным городом дамбой, которая существовала уже в XIX веке. Как выглядит эта часть Усолья хорошо видно на снимках с высоты. Квадрокоптера у нас нет, поэтому показываю фотографию Николая Литвинова из Википедии.
К сожалению, в этом году все уральские реки обмелели, поэтому и Кама выглядит не так выразительно. Производит впечатление только промышленная зона Березников на левом берегу Камы.
Видела снимки музея-заповедника предыдущих лет, заметно, что музейная территория постепенно преображается: выполнено благоустройство, построена сцена и скамейки для проведения мероприятий, обустроена хорошая детская игровая площадка, у всех объектов установлены информационные щиты. Большие буквы «СТРОГАНОВ» — также неплохо для туристической привлекательности объекта.
Усолье основано в 1606 году Никитой Григорьевичем Строгановым, крупным русским купцом, промышленником и землевладельцем, как центр солеваренной промышленности, об этом говорит и его название. Поселение называлось Новым Усольем. Солеварением Строгановы занимались еще с первой четверти XV века, начало этому делу положил родоначальник рода — Аника Федорович Строганов.
Строгановы сделали Усолье центром соледобычи в пермской вотчине и до XVIII века не допускали к этому промыслу других солепромышленников. До наших дней сохранился архитектурный ансамбль в стиле барокко, построенный Строгановыми в начале XVIII века. Здания, конечно, разной степени сохранности, но их понемногу восстанавливают.
Главное здание ансамбля — Спасо-Преображенский собор (1724–1731). В «Летописи о церквах Нового Усолья» есть запись: «Строгановы… Императором Петром… пожалованы в бароны. В знак усердия… и в благодарность Богу… в 1724 г. иждивением барона Сергея Григорьевича Строганова основана в Усолье церковь каменная».
В советское время в здании был пивзавод, сейчас собор действующий.
Соборная колокольня, построенная в 1730 году, стоит отдельно. Это шестиярусная восьмиугольная башня высотой около 50 метров. Она разрушена, отсутствует купол и крест, но до восстановления далеко. Леса на верхних ярусах уже пришли в негодность, поставили очень давно, их я видела на снимках 2011 года, они и там были уже старыми. До пожара 1842 года колокольню венчал высокий шпиль с флюгером, потом установили купол с крестом. Читала, что после реконструкции снова будет шпиль.
Кстати, колокольня наклонная, это очень заметно, наклонилась она уже более двух веков назад. Для укрепления и были построены в 1832–1835 годах торговые ряды у ее нижнего яруса.
В едином архитектурном ансамбле с храмом и колокольней в 1724 году построены Палаты Строгановых. В плане здание состоит из четырех палат, расположенных анфиладой и соединенных сенями с парадным крыльцом. В цокольном этаже (подклете) располагались помещения хозяйственного назначения с отдельными входами с улицы.
Полвека здание пустовало и разрушалось, с 2002 года шла длительная реконструкция, сейчас оно постепенно приобретает вид, который имело когда-то. Сейчас его занимает музей, который так и называется «Палаты Строгановых».
Мы музей посетили с экскурсией, где нам рассказали о Строгановых и здании Строгановских палат. Сейчас в залах (палатах) размещаются временные выставки. Например, в первом зале была выставка колокольчиков из пятидесяти стран мира из личного собрания известного коллекционера Андрея Глушецкого, в следующем — выставка «Сказки Востока» Ши Кэфу, молодого художника, уроженца Китая, выпускника Академии художеств имени И. Репина, в третьем — выставка питерского скульптора Лёвы Бейбутяна «Материнство». Но мы коллекции смотрели только мельком, не отвлекались от темы экскурсии, не буду отвлекаться и здесь.
В палатах по сохранившимся элементам облицовки местные мастера восстановили их главное украшение — изразцовые печи. Бытовые сценки на изразцах можно рассматривать долго. Посмотрите, рисунки на плитках повторяются очень редко.
Изразцовые печи в каждом зале разные, не похожи одна на другую не только изразцами, но и по дизайну. Одна другой лучше, даже сложно сказать, какая из них красивее.
И очередная, в этот раз очень элегантная изразцовая печь.
В четвертом зале — единственная постоянная экспозиция музея — «Строгановы. Пермский период». Это проект Константина Худякова, российского художника, работающего в жанре цифровой художественной техники, президента Творческого союза художников России, действительного члена Российской академии художеств.
Рядом с еще одной красивой печью на стене — стереографическое изображение герба графов Строгановых. Без специального приспособления для рассматривания таких картин узнать его сложно, но на ленте внизу под щитом есть надпись на латыни: «Отечеству принесу богатство, себе — имя».
В экспозиции десять стереографических портретов представителей династии солепромышленников Строгановых, причастных к формированию горнозаводской цивилизации Пермского Прикамья. Сфотографировать их сложно, они движутся, в стекле отражается зал, но кое-что покажу и расскажу, используя информацию со щитов рядом с картинами. Не нужно искать портретного сходства с реальными персонажами, в создании портретов участвовали наши современники.
История Прикамья неразрывно связана со Строгановыми. Это был один из самых знаменитых и влиятельных аристократических родов Российской Империи. В XVI веке от царя Иоанна Грозного Строгановы получили огромные владения в Прикамье.
Строгановы ведут род от поморов с Русского Севера. Родоначальник династии пермских солепромышленников — Аника Федорович Строганов родился в 1497 году. Обладал недюжинными предпринимательскими способностями, с восемнадцатилетнего возраста начал свое дело — строительство соляных варниц в Сольвычегодске и за его пределами. Рядом с варницами он строил церкви, открывал иконописные горницы, был благочестивым христианином. Обладая умом, строил свою политику на содействии московского митрополита и царского двора, постепенно увеличивая территории и преумножая свои богатства.
К деятельности за пределами Сольвычегодска Аника привлек и трех братьев. Они поставляли ко двору соболей, гусиный пух, заморские ткани, жемчуг, а во все вновь построенных храмы делают драгоценные вклады. В 1558 году Аника принял монашеский постриг в основанном им Пыскорском монастыре недалеко от Усолья в своих пермских вотчинах. Умер и похоронен в Сольвычегодске в 1570 году.
Григорий Дмитриевич Строганов (1656–1715) среди представителей строгановского рода занимает особое место. Он известен не только как крупнейший промышленник, предприниматель, но и как влиятельный человек, сподвижник Петра I. Оказал значительную финансовую поддержку Петру I в строительстве двух фрегатов во время Северной войны, за что получил от царя особый знак — медальон с изображением царя с бриллиантами. В истории оставил яркий след в книжном деле, собирательстве икон и развитии певческой школы.
При огромных земельных владениях в Прикамье и за его пределами Григорий Строганов стремился к их приумножению. После объединения всех родовых имений сосредоточил управление всеми промыслами и другими видами деятельности в Новом Усолье, задумав сделать село центром управления, начав в новой своей «столице» масштабное строительство.
Младший сын «именитого человека» Г. Д. Строганова Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756) в истории строительства Усолья продолжил и осуществил заветы отца. Он начал каменное строительство на берегу Камы, заложив три монументальных здания — правления (канцелярии), собора и соборной колокольни.
В 1722 году три сына Г. Д. Строганова — Александр, Николай и Сергей Григорьевичи были пожалованы титулом баронов. В истории России С. Г. Строганов оставил добрую память, дослужился до звания генерал-поручика третьего класса, имел награды. Был женат на дочери московского губернатора С. К. Нарышкиной. Жил в основном в Петербурге. Именно для него по проекту архитектора Растрелли был построен знаменитый Строгановский дворец на Невском проспекте.
Александр Сергеевич Строганов (1733–1811) — единственный сын барона С. Г. Строганова. Получил хорошее домашнее образование. В 1752 году, соблюдая традицию, отец — С. Г. Строганов — отправил сына в длительное путешествие по странам Европы для знакомства с достижениями культуры и науки. Там он слушал лекции в университетах Женевы, Болоньи и Парижа. В Италии он приобретает произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, ставшие впоследствии основой картинной галереи Петербургского строгановского дворца.
В октябре 1781 года принимал участие в торжественном открытии Пермского наместничества и города Перми. В 1798 году возведен в графское Российской империи достоинство. Граф Строганов — крупная фигура Русского просвещения, действительный член Императорской Академии наук, с 1811 года и до смерти — президент Императорской Академии художеств и директор Императорской Публичной библиотеки.
Строганов Павел Александрович (1774–1817), сын А. С. Строганова и княжны Е. П. Трубецкой — самая противоречивая фигура рода Строгановых. Крестник российского императора Павла I, друг детства цесаревича Александра, герой войны с Наполеоном и русско-турецкой войны. Один из главных идеологов реформ России времен Александра I.
В 1816 году совместно с женой принял решение «поставить» в Пермском крае железоделательный завод. Его заложили в 1817 году, уже после смерти Строганова от чахотки, назвав Павловским в честь Павла Александровича. В 2016 году в поселке Павловский установили памятник П. А. Строганову — «Устроителю Павловского завода и поселка».
Софья Владимировна Строганова (1774–1845) — урожденная княгиня Голицына, жена Павла Александровича Строганова. Получила блестящее образование, отличалась тонким умом, в молодости много путешествовала с матерью — Натальей Петровной (знаменитой «пиковой дамой»), была дружна с императрицей.
Овдовев в 1817 году, посвятила себя устройству дел в Пермском имении мужа, занялась управлением запущенного хозяйства, посвятив этому более 27 лет, и привела его в блестящее состояние. На огромной территории своего имения она ставила превыше всего благосостояние своих крепостных людей, а их было более 120 тысяч душ. В 1837 году ввела ряд усовершенствований: впервые в России введение выборных крестьянских судов, страхование скота, устройство крестьянской ссудной кассы, открытие благоустроенных школ, госпиталей, библиотек, отпуск на волю с семьями служащих крестьян по истечении срока службы после 20–30 лет.
В 1823 году в Санкт-Петербурге С. В. Строганова основала школу горнозаводских, земледельческих и сельскохозяйственных наук, куда направлялись на обучение проявившие способности мальчики из пермских имений. В Усолье благодарная память о С. В. Строгановой сохранялась у нескольких поколений.
Александр Павлович Строганов (1794–1814) — сын генерала Павла Александровича Строганова и Софьи Владимировны, урожденной Голицыной. Прапорщик, подпоручик Главного штаба. В 1814 году в битве под Краоном 19-летний Александр был убит в сражении с войсками Наполеона. Ядро снесло голову сына на глазах у отца, который ехал верхом рядом. Два дня П. А. Строганов искал тело сына после битвы, а потом отвез его на родину, где похоронил с воинскими почестями. Это стало одной из причин ранней смерти отца, который после этой трагедии потерял интерес к жизни.
В рапорте генерала Сакена Барклаю-де-Толли от 27 февраля 1814 года сказано: «Юноша храбрый и милый граф Строганов тут же жизнь свою положил и многие другие офицеры». Имя Александра значится в списке погибших на 54 стене галереи воинской славы Храма Христа Спасителя в Москве.
Григорий Александрович Строганов (1770–1857) — правнук С. Г. Строганова. Получил всестороннее домашнее образование, следуя традиции, отправился в путешествие по странам Европы с кузеном Павлом Александровичем, гувернером и дворовым архитектором А. Воронихиным.
Барон Г. А. Строганов отличался независимым нравом и славился исключительным русским патриотизмом. По окончании путешествия поступил на государственную службу. С 1804 года находился на дипломатической службе, выполняя обязанности российского посланника в Испании, Швеции и Турции. Пользовался высоким авторитетом при дворе. При коронации Николая I в. 1826 году Г. А. Строганов получил графский титул. Григорий Александрович приходился двоюродным дядей жене А. С. Пушкина Наталье Николаевне. Несмотря на сложные отношения с поэтом он оплатил все расходы по похоронам поэта и взял опеку над его детьми.
В 1812 году император Александр I подписал Манифест, в котором дал обет построить храм в благодарность Богу за спасение Отечества в войне с Наполеоном. Благодаря Г. А. Строганову первый храм-памятник во имя победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года был построен в Новом Усолье. Это Новониколаевская церковь.
В экспозиции есть еще портрет Строгановой Елены Сергеевны (род. 1942), но качество, как ни старалась, такое, что лучше не показывать, чтобы не обидеть женщину, поэтому снимок из интернета. Конечно, фамилия у последней из рода (детей у Елены Сергеевны нет) никак не Строганова, это Елена Андреевна де Людингаузен. Ее бабушка Софья Васильчикова была внучкой Сергея Григорьевича Строганова.
Елена Сергеевна живет в Париже, активно занимается общественной деятельностью. Она долгое время была директором дома «Ив Сен-Лоран». В 1990-е годы Е. А. Строганова создала Строгановский фонд, благодаря финансовой поддержке которого выполнены ремонтно-восстановительные работы построенных Строгановыми в Пермском крае церквей: Благовещенья Пресвятой Богородицы в поселке Ильинское, Николаевского храма в Усолье, а также дворцов, храмов, музеев за пределами Прикамья. Она ежегодно бывает в строгановской столице Усолье, Очере, Ильинском, Чердыни и других городах края.
По пути в «Палаты Строгановых» обратите внимание на дверь в боковом фасаде здания, туда можно заглянуть. Это мастерская, где работают мастера-керамисты. Можно не только посмотреть их работы, но и приобрести что-то на память о поездке, выбор большой. Это будет точно ручная работа и уникальный экземпляр, ведь изделия не повторяются. Я не удержалась, купила очередного котика в свою коллекцию.
А теперь посмотрим, что еще есть на территории музея-заповедника. Рядом с Палатами Строгановых стоит здание с колоннами. Это «Контора сользаводов Строгановых», построенная в 1833 году по типовому проекту из «собрания фасадов Его императорского Величества высочайше апробированного для частных строений в городах Российской империи», переработанному крепостным архитектором Строгановых Трефилом Тудвасевым. Сейчас здание принадлежит созданному в 2000 году на территории уникального историко-архитектурного ансамбля Спасо-Преображенскому монастырю.
Недалеко от палат Строгановых можно видеть руины здания, украшенного портиками с колоннами. Это построенный в 1830-е годы особняк князя И. Х. Лазарева, купившего в конце XVIII века часть строгановских земель, металлургических и солеваренных заводов.
После пожара 1976 года здание пустует, но, судя по тому, что края кладки закрыты пленкой, есть планы на восстановление, не зря его охраняет ангел на фасаде.
В сквере установлены различные арт-объекты, возможно, оставшиеся от какого-то фестиваля. Вот, например, птицы Сирин. Это символ города Усолье, птица Сирин изображена на его гербе.
Окошки, оформленные в стиле строгановского барокко, используют туристы для фотосессий.
Посмотрим на колокольню и собор от берега Камы. Обратите внимание на груду кирпича за забором у апсиды собора. Это то, что осталось от самого старого каменного строения Усолья — Часовни Спаса Убруса, построенной в последней трети XVII века еще при Григории Дмитриевиче Строганове. Эта часовня почиталась жителями Усолья, у ее стен с древнейших времен проводился обряд освящения караванов с солью, по большой воде отправлявшихся в дальний путь — на Нижегородскую ярмарку, в Ярославль и другие города.
Одноэтажное здание бывших торговых рядов, пристроенных к колокольне, украсили муралы, посвященные Строгановым и событиям, связанным с пермским краем.
Первая работа Алексея Харитонова из Березников называется «Начальник», она посвящена Анике Строганову. Более подробно написано на информационных табличках у каждой работы.
Работа «Дар» Елизаветы Баскаковой (Усолье — Санкт-Петербург) посвящена соли, которая испокон веку воспринималась нашими предками как благословение. В центре — мифическая Соляная Марья, сыплющая на людей соль, а вокруг соледобытчики, мужчины и женщины.
«Руки золотые» — работа Светланы Запарий из Екатеринбурга. С именем Строгановых связан огромный пласт древнерусского искусства: школа иконописи, строгановское серебро, эмаль и чеканка, золотое шитье.
Главный герой работы «Рассвет» Натальи Лазаревой из Калининграда — Андрей Воронихин, уроженец Усолья, огромную роль в судьбе которого сыграли меценаты Строгановы. Они заметили и поддержали искру таланта своего крепостного, а он прославил свою родную усольскую землю и династию Строгановых в веках. Еще молодой Андрей Воронихин держит в руках модели храмов — усольский Николаевский храм и Казанский собор в Санкт-Петербурге.
«Портал» — работа Оли Ладкиной из Березников.
С именем Строгановых в Усолье был связан процесс просвещения: печатались книги, создавались библиотеки, ставились спектакли. Действие мурала «Премьера» Елены Шарецкой из Березников разворачивается как раз на театральных подмостках.
Мурал «Служение» Евгении Балдиной из Березников посвящен великим свершениям династии Строгановых, их служению Отечеству, освоению новых земель. В центре работы — Ермак, великий покоритель Сибири.
На территории Усольского историко-архитектурного комплекса рядом со Спасо-Преображенским собором располагается музей «Усадьба Голицына», филиал Березниковского историко-художественного музея имени И. Ф. Коновалова. Это единственная в Пермском крае и в России провинциальная усадьба, связанная с прославленной династией князей Голицыных — Михайловичей, военачальников, дипломатов, государственных и общественных деятелей, одних из крупнейших промышленников Пермской губернии XVIII — нач. XX вв. Усадебный комплекс включает двухэтажный дом и флигель (конюшенный двор), построенные в начале XIX века и сохранившиеся почти без перестроек.
Дом князя Голицына использовался для проживания и деловых встреч управляющих и служащих Усольско-Лёнвенских соляных промыслов, а в советский перид в здании размещались советские и партийные учреждения. С 1988 года здание занимает музей.
Мы посещение этого музея не планировали, только заглянули на территорию.
Ждет реставрации двухэтажный «Господский дом» (1832 г.), в котором в XIX веке во время приездов в Усолье жили Строгановы. Напротив, на берегу Камы, — здание бывшей типографии купца И. А. Тарасова, построенное в начале XX века.
Нам пора было уезжать, а жизнь оживилась: на территорию заповедника прибыли две свадьбы. Думаю, на фотосессии и выпить-закусить за столиками под навесами, не музеи же посещать.
На соседнем острове подъехали к Никольской церкви. Эта каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца заложена в 1813 и освящена в 1820 году в память об Отечественной войне 1812 года, о чем сохранилась запись на бронзовой доске в алтаре церкви. Авторство проекта храма приписывают русскому архитектору А. Н. Воронихину, церковь строилась в последние годы жизни зодчего, когда он много работал над проектами храмов-памятников в провинции. В храме ведутся реставрационные работы, поэтому внутри мы не были.
На этом наше знакомство с Усольем закончилось, но до завершения программы дня было далеко.