Побывать в двух знаковых монастырях: Ферапонтово и Кирилло-Белозерский было для меня обязательным при посещении Вологды. Читая отзывы туристов, побывавших в этих монастырях, для себя решила, что их лучше посетить самостоятельно, не ограничиваясь рамками организованной экскурсии.
Посещение монастырей не терпит спешки: их надо рассматривать, соотносить и историей, любоваться их внешним обликом и интерьерами, подняться на колокольню (если есть возможность), побродить по территории и обязательно выйти за стены монастыря к озеру, которое придаёт монастырю особую ауру.
Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри — частички одного целого. Они расположены недалеко друг от друга (всего-то в километрах 20) и история их тесно связана с момента возникновения.
Монахи из московского Симонова монастыря Кирилл и Ферапонт пришли на Белоозеро в 1397 году, поселились на берегу Сиверского озера и основали монастырь. Через год Ферапонт отделился от Кирилла и основал свой монастырь на берегу Бородаевского озера.
Кириллов и его окрестности не зря называют Святой землей. Здесь, в этих глухих, лесных и озёрных местах, в период средневековья возникли многочисленные православные обители, и местность позднее назвали Северной Фиваидой.
В небольшой город Кириллов добраться из Вологды не составит труда: от автовокзала туда ходят автобусы несколько раз в день. Готовясь к поездке, я вышла на сайт автовокзала Вологды, зарегистрировалась на нём, и исследуя расписание, пришла в некоторое замешательство: там есть Кириллов центр и Кириллов АС.
Что такое АС мне было совсем не понятно, и я позвонила по указанному на сайте телефону в справочную. Мне любезно объяснили, что АС — это автостанция (как всё просто оказалось) и билет надо брать до этой остановки, чтобы по приезду туда, узнать расписание автобусов в Вологду и сразу купить обратный билет (купить онлайн билет из Кириллова в Вологду невозможно, только в кассе). Итак, электронный билетик (540 рублей) в Кириллов я приобрела.
А вот с поездкой в Ферапонтово не всё так просто. О своём посещении села Ферапонтова и монастыря, и как самостоятельно туда съездить, я рассказала здесь
Первый автобус в Кириллов отправляется из Вологды в 7–00, но я же несколько ленивая туристка (а как же вкусный завтрак в отеле?), поэтому я поехала вторым рейсом, в 10–50. Время прибытия в Кириллов 13–35.
От автостанции до монастыря идти минут 10.
Городок совсем небольшой, старинный, появился вокруг обители, возведённой монахом Кириллом в XIV веке и пребывал в статусе подмонастырской слободы до 1776 года, когда его провозгласили уездным городом. В названии поселения сохранилось имя монаха Кирилла, основателя знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.
Единственная достопримечательность города, в которую стремятся верующие и туристы — Кирилло-Белозерский монастырь. С монастырём тесно связана вся история города.
Озеро Сиверское, на берегу которого возвышается монастырь — ещё одна достопримечательность, природная.
Не выйти к нему будет непростительной ошибкой при посещении Кириллова и монастыря. Те эмоции, которые испытываешь, стоя на берегу озера под стенами величественного монастыря, не передать словами.
И сказать, что виды там великолепные — не сказать ничего. Это надо видеть, и лучше воочию!
Так хотелось обойти монастырь вдоль озера, но время поджимало, а до отъезда надо было ещё перекусить и хоть немного осмотреть сам Кириллов. Но и тех полчаса, что я провела у озера, хватило, эмоции мои, да ещё и после посещения монастыря, просто зашкаливали.
Ну ладно, это всё лирические отступления, восхищение природой. Теперь — монастырь.
Вход в него через Казанскую башню с въездными воротами.
В этой же башне касса. Можно купить билеты на отдельные объекты, а можно единый. Я купила единый маршрут (цена для пенсионеров 1500 руб., обычный — 1800 руб.) В единый входит посещение 8 объектов монастыря.
Выйдя из Казанской башни вы оказываетесь в так называемом Новом городе.
Новый город вокруг Большого Успенского монастыря образовался в результате строительства по царскому указу новых крепостных стен и башен, так как монастырь в те времена находился под постоянной угрозой нападения. Строительство было начато в 1653 году и велось в течение 30 лет.
В результате — территория монастыря увеличилась более чем вдвое, а сам монастырь приобрел славу величайшей средневековой крепости.
В Новом городе есть монастырское кафе, в котором можно слегка перекусить монастырской выпечкой с чаем или кофе, или взять полноценный обед, что я и сделала, прежде чем отправиться на осмотр монастыря. Есть также магазин с сувенирами и местными сырами. Туалет тоже присутствует.
Уже территория Нового города с белоснежными башнями и стенами впечатляет: ухоженная, травка зелёная, оживляет пейзаж маленькая речушка Свияга.
Интересно было пройти по двухэтажным переходам крепостных стен. Переход платный и входит в единый билет.
Есть в Новом городе и Памятник живой природы всероссийского значания Дуб черешчатый. Возраст его — 220 лет!
Из Нового города через Святые врата входим на главную соборную площадь Большого Успенского монастыря.
Святые врата, были построены в 1524 году, их стены и своды покрыты фресковой росписью. В 1572 году над Святыми вратами была сооружена небольшая церковь Иоанна Лествичника. Надвратный храм возводился на вклад сыновей Ивана Грозного — Фёдора и Ивана.
Ну что же, погуляем по монастырю, осмотрим его, а я тем временем, кратко расскажу вам его историю.
В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белоозера архимандрит Симонова монастыря Кирилл (на тот момент ему было уже 60 лет) вместе с иноком Ферапонтом. Здесь, на пустынных берегах Сиверского озера Кирилл вырыл пещеру и положил основание монастырю, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского.
На холме, рядом с землянкой, выкопанной Кириллом, позже была выстроена церковь Иоанна Предтечи, которая стала началом оформления самостоятельного монастыря под названием Малый Горний Ивановский, расположенного по соседству с основным, Успенским.
Церковь Иоанна Предтечи действующего Ивановского монастыря.
На переднем плане - Каменные сени над крестом, отмечающим место первой кельи Кирилла и Ферапонта.
Каменные сени над часовней преподобного игумена Кирилла.
Ивановский монастырь был в подчинении Успенского. В описи строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года говорится, что в малом монастыре «живут старцы убогие, кормятся из большого монастыря».
C 1997 года Ивановский монастырь — вновь действующая обитель. Здесь живут и работают монахи. Территория монастыря закрыта и сюда не водят экскурсии. Но пройти на его территорию можно со стороны Нового города.
Кирилл управлял монастырём в течение тридцати лет до своей смерти. Ещё при его жизни на берегу Сиверского озера началось строительство деревянных храмов, келий, служебных помещений, ограды. В дальнейшем эти постройки были заменены на каменные.
Основное строительство развернулось на территории Успенского монастыря в XVI–XVII веках. Менее чем за два столетия, затерянный в глухих северных лесах небольшой деревянный монастырь вырос в огромный город, поражавший паломников обилием церковных маковок, узорами башен, стен и живописностью служебных построек.
Велась активная хозяйственная деятельность, и к концу столетия монастырю принадлежала большая часть земель Белозерья. Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из крупнейших землевладельцев России.
С XV века монастырь посещали влиятельные люди государства Российского, а сам Иван Грозный принял здесь постриг в монахи на склоне лет. В 1722 году приезжал в монастырь и Пётр I.
Монастырская библиотека была одним из богатейших на Руси книгохранилищ, где не только собирали, переписывали, переплетали и читали книги, но и писали их. Из века в век работали здесь художники, и зодчие — создавали прекрасные иконы и предметы церковного убранства, возводили и расписывали храмы.
Помимо светлой, просветительской стороны монастыря, была у него и тёмная.
Удаленный от столицы, Кириллов монастырь с конца XV века становится и местом ссылки. Самый известный его узник — шестой русский патриарх Никон, в 1676 году переведенный под более строгий надзор из Ферапонтова в Кириллов монастырь.
Во время польско-литовского нашествия Кириллов монастырь оказался одной из немногих крепостей на северо-востоке Руси, способных оказать сопротивление неприятелю.
Политические преобразования XVIII века болезненно отразились на духовной и экономической жизни монастыря, на состоянии его архитектурных памятников. Многие строения, в том числе и городовые, требовали ремонта.
Чтобы хоть как-то поддержать рушащиеся здания, монастырь вынужден был сдавать в аренду ряд келий, палат и подклетов для хранения соли, хлеба, вина. В начале XIX века монастырь выделил помещение для городской тюрьмы.
Вот в каком состоянии нашёл монастырь архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений, посетивший его в 1911 году:
«Многие древние здания монастыря ныне представляют руины, грустно видеть, как безвозвратно гибнет самобытное творчество русского народа. Нельзя иначе, как с болью сердца, смотреть на разрушения стен обители, когда-то оставшихся нерушимыми даже при осаде ее неприятелем… Не враг разрушает памятники нашей истории и славы, а мы сами — своим невниманием, непониманием важности прошлых жизненных явлений».
После этого доклада, на заседании Новгородского церковно-археологического общества члены Совета признали необходимость срочного ремонта. Вопрос этот рассматривался и при обсуждении сметы Святейшего Синода в Государственной думе.
Но начавшаяся война, а затем события 1917 года не позволили осуществить намеченные планы.
В апреле 1918 года началась национализация церковного имущества. Предметы, содержащие драгоценные металлы и камни были изъяты. Попытки архимандрита Варсонофия уберечь монастырь от разграбления и резкие высказывания по поводу декрета об отделении церкви от государства послужили поводом для его ареста.
Архимандрит Варсонофий и игуменья Ферапонтова монастыря Серафима были расстреляны недалеко от города Кириллова 15 сентября 1918 года.
После этого трагического события в Кирилло-Белозерском монастыре еще продолжали жить его немногочисленные насельники.
В 1924 году местная власть приняла решение об окончательном закрытии монастыря. На базе разорённого монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать обычных для 1930-х годов разрушений. В послевоенное время музей-заповедник развернул реставрационную деятельность. На территорию музея были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей.
В 1997 году указом Президента Российской Федерации включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В состав музея входят архитектурные ансамбли Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО)
Главное сооружение монастыря — Успенский собор с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского, игумена Кирилла Белозерского. Это был первое каменное сооружение монастыря, построенное артелью ростовских мастеров в 1497 году.
В 1641 году Успенский собор был расписан костромским мастером Любимом Агеевым «с товарищи».
Сохранился иконостас, созданный около 1497 года. Он является уникальным памятником древнерусской иконописи. Это самый крупный комплекс одновременных икон, дошедший до нашего времени.
Проходя от Успенского собора к церкви Кирилла, обратила внимание на плиты. Было впечатление, будто-бы я иду по могилам. И действительно, эта мостовая была раскрыта в ходе работ по подготовке к празднованию 600-летия монастыря в 1997 году и состоит из плит, снятых с могил и уложенных как обычный камень. Часть надписей читается, часть стёрта, в том числе специально.
На кощунственность использования могильных плит в качестве тротуара указал ещё в 1809 году историк археолог Константин Бороздин. Он обратился к настоятелю монастыря с просьбой восстановить памятники. В ответ на эту просьбу с могильных плит были частично устранены надписи.
Вот так и шагаем мы теперь по могильным плитам…
Церковь Кирилла. Сооружена в 1780-х годах на месте церкви XVI века.
Это основной действующий храм в монастыре, в котором пребывают мощи преподобного Кирилла Белозерского — главная церковная святыня обители.
Колокольня построена во второй половине XVIII века на месте разобранной «за ветхостью» старой каменной колокольни XVI века. Это одно из самых высоких сооружений монастыря.
Колокольня состоит из 4 глухих этажей, над которыми возвышается один открытый.
На колокольню надо обязательно подняться, виды с неё на озеро и монастырь — потрясающие!
В XVIII веке на колокольне было 26 колоколов, и колокольный звон Кириллова монастыря был слышен издалека. В настоящее время на колокольне нет колоколов: их начали снимать при Петре I, когда во время Северной войны четвёртая часть монастырских колоколов пошла на пополнение снаряжения армии, а в годы советской власти завершили этот процесс.
Это простое на вид здание — Архимандричьи кельи — самые древние жилые постройки Кирилло-Белозерского монастыря, возведённые в кирпиче. Многочисленные ремонты и переделки, особенно 1820-х годов значительно изменили их облик.
Стены парадного вестибюля были расписаны в 1838 году. На росписях изображены обители, входившие в состав Кирилло-Белозерского благочиния. В 20-30-е годы прошлого столетия живопись была закрашена масляной краской, а обнаружена во время реставрации здания, в 90-е годы прошлого века.
Советую также обязательно посетить экспозиции в Монашеских кельях, которые демонстрирует повседневную жизнь Кирилло-Белозерского монастыря на протяжении пяти столетий, начиная с XIV века.
Здесь можно увидеть жилище рядового монаха, келью схимника, книгописную и иконописную мастерские, «световые колодцы».
Книгописная мастерская. Одним из послушаний грамотных иноков монастыря было книгописание: в книгописной мастерской существовало разделение труда: одни иноки писали текст, другие рисовали заставки, третьи создавали миниатюры, четвёртые переплетали книгу.
Световой колодец. Уникальной особенностью Братского корпуса является наличие в нём световых колодцев, из которых дневной свет поступал в келью и во внутренние хозяйственные помещения. Из этих внутренних двориков топили печи, стоявшие в кельях.
Итак, посетив все объекты монастыря, входящие в Единый билет, я обошла всю его территорию, зашла в Ивановский монастырь, и через Казанские ворота вышла за его пределы на небольшую площадь.
До отъезда автобуса времени на осмотр города оставалось совсе немного. Сначала надо было утолить голод, который я нагуляла после посещения монастыря и озера. По совету кассирши автостанции, я довольно плотно поела в кафе-столовой под названием Буфет (рекомендую: гостепреимно, недорого, вкусно и разнообразно), которое расположено на исторической улице Кириллова Гостинодворская.
После сытного обеда, прошлась по этой же улице. К сожалению, Гостинодворская улица сейчас- всего лишь грустное напоминание о былой торговой славе уездного центра.
Кириллов, улица Гостинодворская.
В основном она застроена особняками XIX века, владельцами которых в свое время были весьма состоятельные купцы. Что-то отреставрировали, а что-то в удручающем состоянии.
Но есть надежда, что в скором времени город приведут в порядок. Если «театр начинается с вешалки», то и монастырь, по сути, начинается с города, через который мы проходим или проезжаем, чтобы попасть в этот самый монастырь.
Вот таким я увидела знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь и город Кириллов.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия