Ох уж эти путешествия! Как же они затягивают, от пристрастия к ним просто так не избавишься, и свою жизнь уже не представляешь без них.
Потом возвращаешься с кучей впечатлений и немного сожалея о том, что всё закончилось. И сразу же начинаешь мечтать о новых поездках и открытиях.
Но особый кайф — это подготовка к путешествию. Куда податься, что посмотреть в очередной раз? Как добраться до желаемого места, в какой гостинице остановиться?
Для меня наш родной Туристер — просто кладезь идей и маршрутов, только успевай читать, желать и воплощать идеи в жизнь…
И вот, этим летом я побывала в Вологде, ставшей популярным направлением у туристов. А ещё столько интересного вокруг Вологды: северная природа, монастыри, старинные города. Короче, смотреть — не пересмотреть.
И если Вологду знают все, то Кириллов, Белозерск, Тотьма, Ферапонтово — эти названия узнаёшь только тогда, когда начинаешь читать рассказы побывавших там путешественников. У нас на Туристере много отчётов об этих местах, добавлю в копилку и я свои впечатления.
Свои рассказы о Вологодчине начну с Ферапонтова, маленького села на живописных берегах Бородаевского и Спасского озёр в северо-западной части Вологодской области. Село знаменито расположенным в нём Ферапонтовским Богородице-Рождественским монастырём.
Только вот добраться в Ферапонтово, если нет машины — та ещё задачка. Автобусы из Вологды туда не ходят! Проще всего, конечно, посетить монастырь в составе организованной тургруппы. Никакой головной боли, но есть и большой минус — очень мало времени и нет возможности самостоятельно побродить по монастырю и окрестностям. Ну, мы всё это хорошо знаем.
Я решила поехать в Ферапонтово самостоятельно и поделюсь своим опытом.
Примерно за месяц до поездки, на сайте автовокзала Вологды я купила билет на автобус в Кириллов. На этом сайте есть телефон справочной, куда я позвонила и поинтересовалась, а есть ли какая-то возможность попасть в Ферапонтово. Есть: первая — уехать в Кириллов, а оттуда частником в Ферапонтово; вторая — на автобусе, который идёт в Петрозаводск, доехать до остановки Ферапонтово поворот. Но автобус этот ходит не каждый день, надо узнавать и билет покупать заранее.
А как оттуда? — поинтересовалась я. Ну, как-нибудь… Выйдете на трассу (!!!???) а там сядете на проходящий автобус (и сколько его ждать?), или частником (если он вдруг окажется возле Ферапонтова монастыря) в Кириллов, а оттуда на рейсовом автобусе в Вологду. Сомнительная перспектива… Ну да ладно, подумала я, разберусь на месте.
Итак, покупаю билет Вологда — Петрозаводск, остановка Ферапонтово пов. (цена 550 руб.) на вторник. Отправление из Вологды в 8–10 утра, подъезжаем на этот поворот в 10–09 (привожу точное время, так как сохранила эл. билет). Автобус был полным, я всё надеялась, что буду не единственной, кто едет в Ферапонтово, но к моему удивлению, я вышла одна. Водитель обратил моё внимание на указатель, и я пошла.
Всего лишь полкилометра и я в селе. Не торопясь иду по улице, разглядываю домики, фотографирую.
Попадаются интересные детали.
А вот уже и монастырь показался. Неспешная прогулка от трассы до монастыря заняла минут 15.
А село-то, оказывается, не простое, имеет статус «Самые красивые деревни и городки России». Этого звания оно удостоилось в 2020 году, и стало вторым населенным пунктом Вологодчины, который получил статус самой красивой деревни России. В 2018 году этого звания удостоился город Тотьма.
У Ферапонтова пока только одна звезда, я думаю, на звёздности сказывается недостаток туристической инфраструктуры. Есть к чему стремиться, или хотя бы удержать это звание, которое по правилам вручается на пять лет и каждые пять лет — экспертиза.
А вообще-то, старинное село, появившееся благодаря обители, основанной еще в 1398 году, заслуживает этого.
Расположенное между двух озёр оно очень живописно. Несколько деревенских улочек тянутся вдоль берегов, зеленых лугов и подходят к краю леса.
А на небольшой возвышенности — знаменитый Ферапонтовский монастырь, в котором сохранились фрески древнерусского иконописца Дионисия.
Не удивительно, что Ферапонтово манит не только паломников и туристов, но и художников, которые ещё с советских времён стали покупать здесь дома.Сейчас население Ферапонтова — около 400 человек. В селе имеется средняя школа, детский сад, медпункт, библиотека, несколько магазинов. А вот гостиницы, которая была здесь когда-то — нет. Её упразднили! Этот деревянный недострой — будущая гостиница.
Сейчас обеспечением жилья для гостей села Ферапонтова и монастыря занимаются местные жители в частном секторе. Вот так. По-моему, и какие-либо едальни там отсутствуют. Так что, если перекусить — то с собой, или в магазине местном купить, что я и сделала, после осмотра монастыря. Перекусила пирогом Кирилловской выпечки и шоколадкой.
По мостику перехожу маленькую речушку Паска, соединяющую два озера, и поднимаюсь к монастырю.
С виду совсем небольшой, территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками. Большой контраст с Кирилло-Белозерским монастырём, который впечатляет своей мощью и размерами. В Кириллов я ездила днём раньше, в понедельник.
Фасадом монастырь выходит на берег озера Бородаевское (Ферапонтовское).
Вход в монастырь через Святые врата с надвратными церквями Богоявления и Ферапонта. Главные ворота монастыря имеют две разновеликие арки и увенчаны двумя небольшими симметричными шатрами.
Надо понимать, что Ферапонтов монастырь сейчас не действующий, здесь нет монахов. Это историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который является филиалом Кирилло-Белозерского музея в Ферапонтово и в 1975 году получил название Музей фресок Дионисия. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На территории — что-то типа палатки, где продают билеты и сувениры. Вход в монастырь бесплатный, а вот за посещение того, за чем все и едут сюда, надо заплатить. В 2023 году цены были такими.
Я приобрела единый билет (пенсионерский) за 850 рублей и отправилась на осмотр.
Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек — самый древний каменный храм Русского Севера — собор Рождества Богородицы.
В советские времена монастырь, к счастью, избежал участи многих других обителей и не был поруган, уникальные фрески не были содраны, забелены или замазаны краской. Может, сказалась его отдалённость, и он оказался не востребованным для хозяйственных или иных нужд.
Описывая монастырь, нельзя не рассказать его историю. Утомлять вас не буду, только основное.
Монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом. В начале XV века Ферапонтов монастырь был довольно небольшим. В середине XV века настоятелем обители становится Мартиниан Белозерский, бывший до этого монахом Кирилло-Белозерского монастыря. Мартиниан был влиятельным церковным деятелем своего времени, и при нем начинается рост и процветание монастыря.
Ферапонт и Мартиниан впоследствии были причислены к лику святых.
В конце XV века в монастыре произошел большой пожар, способствовавший каменному строительству. В 1490 году ростовскими мастерами сооружается древнейшее каменное здание монастыря — собор Рождества Богородицы. В 1502 году для росписи собора Рождества Богородицы был приглашён самый значительный художник того времени, продолжатель традиций Андрея Рублёва — Дионисий.
Дионисий — выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV — начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера.
Мастер расписал собор вместе с двумя сыновьями за 34 дня. Сюжеты фресок объединены общей темой прославления Девы Марии. Именно эти фрески и являются сегодня основной ценностью Ферапонтова монастыря.
Ферапонтовские росписи не являются классической фреской, они выполнены в технике многослойной живописи. Площадь стенописи собора составляет около 600 кв. м. Росписи собора Рождества Богородицы, насчитывающие более 300 сюжетов и изображений отдельных персонажей, занимают все поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов.
Раньше, чтобы избежать повреждений, осмотр фресок допускался только в определенные дни, когда погодные условия характеризуются нормальной температурой и влажностью (в июне—августе). На данный момент Собор Рождества Богородицы открыт для посещения круглый год, благодаря новой системе отопления.
Посещение собор рождества Богородицы по времени (сеансное посещение). Сначала предлагается посмотреть небольшой фильм (минут 15) об истории монастыря, Дионисии и фресках. Просмотр фильма в отдельной комнате, на экране телевизора. После этого посетителей проводят в сам собор с фресками. Молодые люди-волонтёры рассказывают посетителям содержание фресок: кто изображён, что за действие, что всё это означает. Интересно, конечно, рассматривать фрески с пониманием того, что на них изображено. Но, к сожалению, вся эта информация быстро улетучивается.
Вход в собор рождества Богородицы
Осмотр фресок не ограничивали по времени. Может потому, что народу было совсем немного. Далее я осмотрела выставку «История Ферапонтова монастыря» (в трапезной палате Благовещенской церкви монастыря). Здесь можно увидеть старинные иконы, старопечатные книги, ризы игумена Мартиниана и другие церковные предметы.
Реконструкция монашеской келии по уставу Кирилла Белозерского.
В келии не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничто называть своим, по слову апостола, всё было общим… Даже куска хлеба не разрешалось иметь в келии, ни какого-либо питья. Если кто-то хотел пить, то шёл в трапезную и там утолял жажду свою. И если кому случалось войти в келию какого-либо брата, то видел в ней только икону, книги и сосуд с водой, чтобы руки помыть. Так ото всех пристрастий пребывали свободными.
Следующий пункт — церковь Мартиниана. Совсем маленькая, недействующая. Дата строительства 1640 — 1641 год, перестраивалась или восстанавливалась в 1836 — 1838 годах.
Из этой церкви меня направили в подклет Трапезной палаты на выставку Монастырская вотчина.
Выставка мне очень понравилась. Экспозиция посвящена жизни крестьян северных сёл и села Ферапонтово. Здесь можно увидеть предметы крестьянского быта: повозки, посуду, народные костюмы, коллекцию русских прялок, ткацкие станки — почти всё это сделано из дерева.
Уникальным экспонатом является Сиверский идол — каменный метровый языческий идол IV–IX веков, найденный в деревне Сиверово в 5 км от Ферапонтово.
Сиверский идол VI – XI век
Языческий идол древних славян связан с обрядами, посвящёнными культу Рада и Ярила, сущность которых заключается в идее рождения, жизни, урожая.
Ферапонтов монастырь тесно связан также с именем патриарха Никона, который был сослан сюда и прожил в монастыре 10 лет, с 1666 по 1676 год. Для него из монастырских средств построили отдельный корпус келий. Надвратный храм Богоявления был домовой церковью патриарха Никона.
В церковь надо подняться по лестнице и она совсем не похожа на привычные нам церкви: довольно узкая и тесная. Именно в ней когда-то разместили опального Никона, который за время ферапонтовской ссылки не раз жаловался на тесноту.
В отличие от других ферапонтовских храмов, Богоявленская церковь дошла до нас практически без изменений. Она — единственный действующий храм на территории монастыря, здесь проводятся богослужения, в церкви находится частица мощей основателя монастыря.
Вернусь к истории. В 1798 году монастырь был упразднен. Церкви сделали приходскими, а многие здания были разобраны или значительно перестроены. Вот так и стоял бывший монастырь, и никого он не интересовал, оставаясь в людской памяти только как место ссылки патриарха Никона.
Всё изменилось в 1898 году, когда краевед Иван Бриллиантов написал книгу, которую наполовину посвятил Никону, и вскользь упомянул фрески и полустёршуюся надпись на стене, указывающую на авторство Дионисия.
Это краткое замечание имело потрясающий эффект, и с 1908 по 1915 годы в Ферапонтово работали реставраторы.
В 1904 году монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Это уже был женский монастырь и просуществовал он до 1925 года, когда был снова был закрыт, настоятельница монастыря игуменья Серафима, позже канонизированная, расстреляна. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 года, затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 году был открыт Музей фресок Дионисия, а с 1989 года возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.
Вот такая нелёгкая история Ферапонтовского монастыря. Выйдя из ворот монастыря, я прошла направо по дороге и спустилась к небольшой набережной озера.
Отличная прогулочная зона: проложены дощатые дорожки и смотровые площадки, стоят фонари. Говорят, что вечером фонари включаются, а монастырь подсвечивается. Красивое зрелище, должно быть.
Отсюда открывается прекрасный вид на монастырь.
Возвращаюсь назад, к дороге. В деревьях мелькнул деревянный купол. Ну, как можно было не полюбопытствовать и не пойти туда? Оказалось, это церковь Нила Сороского. С первого взгляда — старинная. Но нет, деревянная шатровая церковь в древнерусском стиле, строилась с 1995 по 2008 годы. Её создатель — московский архитектор Дмитрий Шепетков. В строительстве храма принимали участие его друзья, а также местные жители.
Основной идеей строительства было полностью воссоздать классический процесс постройки деревянного храма, что великолепно удалось. Храм освящён 5 мая 2008 года в канун 500-летия преставления преподобного Нила Сорского, которого считают основателем скитского жительства на Руси. Церковь действующая, но на момент моего пребывания, была закрыта.
Вот таким было моё посещение села Ферапонтова и его знаменитого монастыря. В этот день было очень ветренно и холодно, градусов 11 тепла, несколько раз накрапывал дождик, что совсем не способствовало прогулкам по окрестностям. Но, несмотря на непогоду, поездка сложилась удачно.
А как же я возвращалась в Вологду? Всё оказалось очень просто. Мне просто повезло, что именно по вторникам ходит автобус по маршруту Кириллов — Ферапонтово — Кириллов. Если я не ошибаюсь он делает 3 рейса (утром, днём и вечером). Об этом мне сказала кассирша автовокзала в Кириллове, где я была накануне, в понедельник.
Итак, в 14–30, на автобусе, за 98 руб., я уехала в Кириллов, а там села на автобус, который доставил меня в Вологду.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия