К концу учебного года силы заканчиваются не только у тех, кто учится, но и у тех, кто учит!
Лето в этом году на Урале наступило рано. Солнце нам «включили» еще в апреле, уже в мае мы изнывали от жары и духоты. После обеда мой кабинет напоминал скорее пустыню, чем учебную аудиторию, а мы со студентами — полудохлых рыб, жаждущих воды и прохлады!
Организм хотел отдыха и новых впечатлений, но за уроками, зачетами, экзаменами отпуск был пока не виден. Нужно было принимать срочные меры по восстановлению моей «севшей батарейки», поскольку повторить судьбу коня, сдохшего от работы, я не собиралась. Поэтому, практически не раздумывая, я записалась в тур выходного дня и была уверена, что Урал-батюшка найдёт, чем удивить.
Ранним субботним утром мы выехали в Челябинскую область, чтобы увидеть Айские притесы, сухие водопады и старейшую ГЭС Пороги. Об этих достопримечательностях и будет мой рассказ.
5 часов дороги пролетели незаметно. И вот последний рывок — пересекаем большое поле и останавливаемся. Приехали.
Солнце в зените. На улице +30. Полдень. Самое время перекусить. Гречневая каша с тушенкой была ещё горячей, а картофельные шаньги (спасибо организаторам поездки!) и в холодном виде оказались вкусны. К основному блюду каждый добавил что-то из своего рюкзака — и походный ланч оказался ничуть не хуже бизнес — ланча.
Теперь пора к достопримечательностям. Проходим небольшой лесочек и оказываемся на смотровой площадке.
Вот они, Айские притёсы! Огромные скалы, расположенные на берегу реки Ай. Им не видно конца, они теряются за поворотом, точно повторяя изгибы реки и создаётся полное впечатление, что выросли они прямо из воды. Почему притёсы? На Урале притёсами называли высокие скалы, круто обрывающиеся в реку. Сходные значения найдем у слов "утес"и "тесать" (то есть ровнять топором).
А какими игрушечными выглядят катамараны сплавщиков со 100-метровой высоты! Я не оговорилась, высота притесов составляет 100 метров. И с воды, я думаю, они выглядят еще более грандиозно!
Медленно и спокойно несет свои воды река Ай — одна из красивейших рек Южного Урала, радует пейзажами туристов и сплавщиков. А два века назад река была судоходной, шли по ней караваны с чугуном и железом в центральную часть страны.
Пейзаж впечатляет. Притесы, как магнит, притягивают взгляд.
При внимательном рассмотрении видно, что скалы сложены слоями. Это отложения, накопленные за сотни миллионов лет. Когда-то здесь плескалось древнее Уральское море, и скалы были его рифами и находились под водой. С течением времени морское дно постепенно поднялось — так скалы оказались на поверхности.
Теперь на месте древнего моря — зеленое море тайги.
Природная достопримечательность обозначена как Экопарк. К созданному природой человек приложил свои руки. Здесь есть смотровая площадка, мангальные зоны, тарзанка, качели над пропастью и подвесной мост. Те, кто любит острые ощущения и готов за них платить, не будут разочарованы. То и дело были слышны душераздирающие крики смельчаков, прыгающих с тарзанки, да и очередь на качели не уменьшалась.
Я не любитель экстрима, поэтому предпочла гулять и любоваться природой.
Сухие водопады
Мы пересекаем поле и углубляемся в лес. Тропинка идёт под гору, очень быстро превращается в крутой спуск. Лестницы никакой нет. Будем обходиться подручными средствами: крепко обнимать березки и рябины, цепляться за ветки и корни, чтобы удержаться и не скатиться вниз. А потом этот аттракцион придется повторить, потому что по-другому наверх не выбраться.
И мы не подозреваем, что на ближайшие пару часов нам обеспечена активная физическая нагрузка, по сравнению с которой школьные уроки физкультуры кому-то покажутся легкой разминкой. Выбора нет. Либо ты карабкаешься по камням, переползаешь с места на место, прыгаешь и взбираешься снова, либо ты не увидишь Сухие водопады.
И вот мы внизу. Удивительное ощущение: будто попали в какой-то древний затерянный мир, в далекое прошлое. Здесь не слышно шума машин, голосов, звуков цивилизации. Весь мир остался там, наверху, а тут заросли, мох, тишина.
Сам водопад «действует» лишь 2 недели в году, как правило весной, когда поле, то самое, которое наверху, освобождается от снега и вся вода устремляется вниз. И этот поток несется по каменному руслу, образуя каскады, прыгая по ступеням, пока не выбьется из сил, не успокоится и не соединится с рекой Ай.
Высота водопада 16 метров, но снизу эти скалы кажутся гораздо выше. Теперь лишь небольшая лужица напоминает о потоках воды, которые лились сюда весной.
И мы повторяем путь, который проделывает вода.
Количество камней вокруг огромно. Камни внизу, камни справа и слева, в отдалении и под ногами, самых разных размеров, форм, оттенков, отполированные ветром и дождем, укутанные в шубы из мха, спрятавшиеся под корнями деревьев. И это разнообразие поражает и удивляет!
А теперь самое раскрученное фото Сухих водопадов, которое выдает интернет. Думаю, что это самый красивый каскад. Уж очень хороши ступени!
После такого серьезного марш-броска по Сухим водопадам самое время освежиться. И мы отправляемся на берег реки Большая Сатка, чтобы искупаться, подкрепиться и увидеть еще одну достопримечательность.
ГЭС Пороги
Завораживающее зрелище — потоки воды, летящие вниз с 20- метровой высоты. Более 100 лет назад появилась здесь ГЭС и по праву считается старейшей на Урале и в России.
В 1900 году в поселке Пороги было решено открыть завод по переработке магнезита. Дело это поручили горному инженеру Александру Шуппе, который уже зарекомендовал себя в профессии. К 45 годам за плечами Шуппе была должность смотрителя, а затем и управляющего некоторыми заводами Урала, плюс обучение за границей. Новый проект оказался успешным. Уже в 1905 году продукция завода «Магнезит» получила Золотую медаль качества на международной выставке, что обернулось прибылью и новыми контрактами для предприятия.
Шуппе на этом не остановился. Он подаст прошение в Министерство торговли и промышленности: хочет построить завод ферросплавов и каменную плотину, так как для производства нужна электроэнергия. Он найдет тех, кто согласится вложить свои деньги в эту авантюру, закажет самое передовое оборудование в Германии, пригласит специалистов из Франции, поскольку в России таких не найдет и начнет строительство. Ведь ферросплавы, добавленные в сталь, в разы повышают ее качества, а это огромные перспективы в автомобильной, авиационной, оборонной промышленности, тем более, что гора с нужной породой — вот она, прямо возле реки.
Завод на тот момент был единственным в России. Случилось это событие в 1910 году. С тех пор ГЭС непрерывно работала, снабжая электроэнергией и завод, и поселок. Советская власть национализировала предприятие, назначив директором завода другого человека. Новое руководство в технических вопросах разбиралось слабо, но продукция предприятия была востребована, поэтому Шуппе предложили должность инженера. Разве мог он бросить свое детище?
О дальнейшей судьбе этого человека известно немного. То ли уехал из страны в 1921 году, то ли был расстрелян в 30-е годы, поскольку власть большевиков не поддержал.
Техническое чудо, затерянное в уральских лесах, за прошедший век сохранилось неплохо. Давно не работает завод, не функционирует ГЭС, но на месте здание электростанции с немецким оборудованием, кузница, склад, помещение цеха, монорельсовая эстакада и сама плотина.
Стена здания электростанции, выходящая к воде
Можно увидеть каменную кладку 100-летней давности и водяной ларь.
Водяной ларь - огромная труба, по которой шла вода из реки. Энергия воды приводила в движение механизмы станции.
Комплекс «Пороги» является объектом культурного наследия и даже включен в список памятников ЮНЕСКО, но хотелось бы более конкретной заботы со стороны государства: вложения денег, реставрации оборудования, превращения комплекса в уникальный туристический об’ект.
День заканчивался, а вместе с ним и наше путешествие. И напоследок ещё одна рукотворная достопримечательность. Взгляните на эти кирпичные башенки, стоящие в ряд. Хороши, не правда ли? Это печи для обжига известняка.
Возле поселка Межевого велась добыча и было налажено производство известняка еще с конца 19 века. С тех времен ничего не сохранилось. Эти печи более современные, им 60 лет, это последние «ласточки» известнякового завода, который здесь располагался. Известняк с топливом загружали в печь сверху, под воздействием высоких температур происходил процесс обжига.
Готовая продукция — негашеная известь — оседала внизу, откуда ее и доставали.
Мы заглянули внутрь, представили производственный процесс, сфотографировались у этих великанов и пошли занимать свои места в автобусе. Пора отправляться в обратный путь.
В заключении скажу, что увиденные достопримечательности определенно стоят того, чтобы за ними отправиться в соседнюю область. Полученные впечатления и эмоции радуют до сих пор, моих белых пятен на карте Урала становится меньше, но тем не менее список еще большой. И это здорово!
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия