Грандиозные планы по «захвату» российской глубинки, которые я строила, готовя свой июньский визит в Москву, не удалось выполнить, от слова совсем. Однако, о том, что в намеченной программе приходится отменять один пункт за другим, я не переживала — в столице реально хватало, чем заняться. Даже удивилась, когда в плотный график посещения всевозможных интересностей всё же удалось втиснуть несколько выездов за город.
Выбирались мы совсем не в те места, которые я планировала, а туда, куда захотела порулить сестра. В конечном итоге, никто в накладе не остался, ведь интересны любые из ранее не виденных мест, а путешествовать с семьёй веселее. Да и автомобиль куда удобнее электричек.
Первая наша вылазка случилась в город Боровск, что находится в Калужской области. Честно говоря, он меня основательно увлёк! Причём не только количеством и разнообразием достопримечательностей, но и тем, насколько полно и доступно в городе предоставлена туристическая информация. Нам то и дело попадались на глаза стенды с подробным описанием улиц и зданий, так, что даже неподготовленный и толком не знающий, что посмотреть гость, «обречён» пройти в Боровске полноценный экскурсионный маршрут. Сведения для этих стендов предоставлены боровским историко-краеведческим музеем.
Знакомство с Боровском мы начали с его живописной окраины, под названием Высокое, где находится уникальный Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком. Этот храм иногда называют «Боровские Кижи» за схожесть с известным шедевром русского деревянного зодчества.
Ещё в 1410 году на этом месте стоял Высоко-Покровский монастырь, основание которого приписывают боровскому князю Симеону и преподобному Никифору — ученику преподобного Сергия Радонежского. В смутную эпоху начала 17в. первый монастырь был разорён и сожжен.
Позднее, отстроенный заново Покровский монастырь попал под церковную реформу 1764 года, после которой был преобразован в приходской храм. А далее судьба этого деревянного храма оказалась счастливой — он уцелел во время наполеоновской оккупации, чудом пережил первые десятилетия советской власти и остался нетронутым в Великую Отечественную войну.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком
Ныне храм является подворьем Пафнутьев-Боровского монастыря. В 2007–2009 годах в нём провели капитальный ремонт, заменив сгнившие деревянные конструкции и восстановив утраченные галереи. Так что теперь здесь действительно редчайший образец деревянного зодчества, дошедший до нас из 17 века.
Чуть позади храма, за кладбищем, имеется смотровая площадка, панорамный вид с которой позволяет увидеть реку Протву и 7 разных церквей Боровска.
Здесь на фото на первом плане - кирпичная Введенская церковь в псевдорусском стиле, сооруженная в 1906-1908г.г.; в центре фото Благовещенский Кафедральный собор с пятью синими главками, левее и дальше - храм Преображения Господня «на взгорье» (1804г.)
Храм Бориса и Глеба, построенный в начале 18 века
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, был освящен в 1912 году
Мне попадались отзывы, что виды эти не ахти. Категорически не согласна! Конечно, все мы предпочитаем в качестве панорам захватывающие изломы рельефа, горные вершины или обрамлённые какими-нибудь затейливыми берегами реки-озёра. А здесь — леса, поля, река. Между ними деревенские домики и купола многочисленных церквей.
Зато, глядя на спокойный пейзаж и простор в Боровске, получается испытать особое, щемящее чувство умиротворения.
И чувство это только усиливается, когда спускаешься по дорожке к реке, всего 300 метров, туда, где находится знаменитый (не только в Боровске) источник Покрова Божьей Матери.
Родник, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, расположен на правом берегу реки Протва, на северо-восточной окраине города. На Святом источнике Покрова Божьей Матери выстроено две купели, отдельно мужская и женская. Вода, правда, ледяная +8 градусов, не больше.
Территория вокруг облагороженная и современная, но всё выполнено в гармонии с деревянной архитектурой храма и окружающей природой.
Лестница из цветных кусочков мрамора придаёт комплексу нарядности.
В комплекс входят монастырская трапезная, Поклонный Крест, установленный на небольшой возвышенности, памятник св. Пафнутию и купель.
Бронзовый памятник основателю Свято-Пафнутьева монастыря преподобному Пафнутию Боровскому всея России чудотворцу. Преподобный Пафнутий родился около 1395 года недалеко от Боровска. В восемнадцать он принял монашеский постриг и поступил под руководство преподобному Никите Серпуховскому, ученику преподобного Сергия Радонежского. С годами Пафнутий из юного послушника превратился в опытного монаха, подвижника и был избран братией и Боровским князем в игумены обители.
Речка Протва в этом месте спокойная и неширокая, берега живописные, на противоположной стороне видна церковь Бориса и Глеба (1704 года постройки).
Мы не ставили цели посетить за день все церкви Боровска. Какие-то видели издалека, другие рассмотрели ближе, но проездом.
Церковь Варвары великомученицы в селе Совьяки, Боровский р-н
Следующую остановку сделали возле главного храма Боровска — Кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы. Он находится в самом центре города, на площади Ленина.
Сколько существует Боровск, столько в городе существует и храм Благовещения. Первый возвели одновременно с крепостью на городище, он был деревянным и находился на холме напротив настоящего места. Упоминание о «Благовещенской церкви» в исторических источниках относится к 1613 году. В пожаре 1634 года деревянный храм сгорел.
Новый каменный пятикупольный храм возводился в период конца 17 — начала 18 вв. Незадолго до начала Наполеоновской войны он получил статус кафедрального собора. В 1819 году Благовещенскому собору достроили колокольню и трапезную в стиле классицизма, с тех пор он остается в том обличии, которое можно видеть сегодня.
В 19 веке благодаря купцу Волокитину, который также был церковным старостой, весь храм был расписан изнутри и установлен новый пятиярусный иконостас для главного придела, который находится на своем месте по сей день.
Одна из важных святынь Благовещенского собора- это резной образ святителя Николая архиепископа Мир Ликийских. Образ раньше находился в другом деревянном храме, который сгорел во время войны 1812 г., и только образ святителя был найден во рву около реки Протвы.
Сердцем города, самой древней его частью для Боровска является Городище. Оно было возведено 13–14 веках, на высоком холме над Протвой и изначально представляло собой военную крепость с княжеским теремом, двором, воеводской избой, тюремным острогом и сторожевой избой. Постепенно рядом с крепостными стенами сформировались Торговая площадь, посад и слободы.
В остроге Боровской крепости в 1675 году сидели в яме сестры Урусова и Морозова. Прошло более трёхсот лет до момента, когда в их память поставили хотя бы крест. Сейчас на месте той ямы уже стоит целая часовня.
Установленный рядом информационный щит рассказывает о трагичном, но знаковом для Боровска месте так:
Часовня-памятник всех святых мучеников, пострадавших за православную веру в 17 веке, была построена в 2005 году. Здесь, на древнем Боровском городище, приняли мученическую кончину за Христа знаменитые люди своего времени — боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и её родная сестра княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова.
Здесь же был сожжен боровский священник Полиект со всеми своими верными прихожанами. Вместе с ними здесь были казнены и погребены многие православные христиане, отдавшие свою жизнь за верность Богу и святоотеческим заветам.»
Судьбы большинства древних городов похожи: сначала вокруг крепости возникает поселение, за века поселение вырастает в сильный город, крепостные стены всем только мешают, и их сносят. Бывает, что где-то снести стены не успели или не было средств — такие остатки старинных крепостей сегодня стали важными историческими и туристическими объектами. История Городища, которое было ядром Боровска, тоже типична. По приказу Екатерины второй Городище расчистили и начали возводить более современные здания для присутственных мест. Последние остатки крепости демонтировали в 1779 году, а в здании, изначально построенном как тюремный замок, расположилось уездное училище. Кроме того, что это одно из самых старых зданий города, оно знаменито тем, что в училище с 1880 по 1892 год преподавал К. Э. Циолковский.
В советское время на Городище был цветущий сад с танцплощадкой. Как удивительны исторические кульбиты! Я представляю себе 50-е годы прошлого века, хороших, правильных парней и девушек, воспитанных в духе атеизма. Кружась в вальсе под мелодии послевоенных лет, они, конечно, не задумывались, что танцуют «на костях» мучеников-староверов. И вряд ли бы они поверили, что строить коммунизм в «светлом будущем» никто не будет, а вот восстанавливать старые храмы и строить новые — да! Простите, отвлеклась на размышления. Такое уж это место, располагает.
На Городище к нашей компании подошёл добродушный бродячий пёс.
Увязалась я за ним, а не наоборот. Угостить было нечем, но по израильской привычке поить живность, предложила пёсику воды. Принял с жадностью и благодарностью — день был жарким.
Следуя за псом, мы вышли на самый край высокого холма над правым берегом реки Протвы. Здесь увидели камень, сподвигнувший немедленно поинтересоваться темой у Гугла и узнать, что Боровск — это поселение, снискавшее военную славу со времён Куликовской битвы и Стояния на Угре до Великой Отечественной войны. Памятный камень героям Куликовской битвы был установлен в 2011 году местным жителем-пенсионером Александром Бойко.
С высокого берега реки Протвы вновь открывается деревенский пейзаж, но самое главное, за домиками виден могучий сосновый бор, некогда росший на большей части современного города.
Поскольку в Боровске нас интересовали не только храмы, мы потратили ещё пару часов на исследование других городских достопримечательностей, и только далеко за полдень поехали к одному из самых значимых в нашей экскурсии мест — в Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь Рождества Богородицы.
По-хорошему, о монастыре надо бы создать отдельный отзыв, но тогда, чисто субъективно, я не буду ощущать слитным данный свой рассказ. Поэтому решила написать здесь, в качестве финального торжественного аккорда.
Говорить о значимости Свято-Пафнутьевского монастыря можно очень долго: основанный преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву, монастырь пережил века, оставаясь неразрывно связанным с самыми разными историческими событиями и различными этапами становления российской государственности.
Проломные ворота 18–19 в.в.
Я отмечу только два из многих весомых фактов:
I. Пафнутиевский архимандрит Иона был одним из участников Земского Собора 1613 года и подписывал грамоту об избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова — установление новой царской династии.
II. В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель староверов протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержалась под стражей боярыня Феодосья Морозова — установление новой веры.
Теперь о личных впечатлениях. На визуальное восприятие места и настроение повлияла внезапно начавшаяся гроза. С неба так лило, что подъехав к укрепленным каменным стенам обители, мы не знали, как покинуть автомобиль.
Каменными стенами и укреплениями монастырь был окружён в 16 веке, превратившись в сильную пограничную крепость. К этим стенам я возвращалась взглядом снова и снова, даже находясь на внутренней территории, уж больно хороши. Есть версия, что строительством сторожевых башен монастыря (Поваренной, Оружейной и Георгиевской) руководил архитектор Фёдор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.
Главный вход получилось рассмотреть и сфотографировать только перед отъездом, когда ливень поутих.
Проломные ворота 18–19 в.в.
А гроза была особенной, летней, разудалой. Тёмные тяжёлые тучи каким-то чудом соседствовали с белыми облачками и не прятали солнца, которое продолжало светить!
Представьте этакую радость для фотографа: белые стены храма на фоне свинцового неба и сияющие, подсвеченные косыми вечерними лучами кресты на куполах. Волшебно.
Каменный собор Рождества Богородицы - второй, возведённый в 1588 году
Купола Рождественского собора
На территории монастыря почти не было людей, но едва мы зашли внутрь Рождественского собора, обнаружили, где весь народ. Не думаю, что дождь загнал — большинство людей стояли в большой очереди, чтобы приложиться к мощам Святого Пафнутия Боровского — главной местной святыне. Сама я стоять не стала, обошла собор так и этак, оценила богатую иконную роспись на стенах храма, выполненную в византийском стиле…
И хотя покрыла голову платком, почему-то привлекла внимание одного из монахов — получила замечание за брюки, несмотря на то, что не единственная такая там была. Стало неприятно, и из собора я ушла.
Пока все мои ещё оставались в Рождественском соборе, меня уже потянуло к нарядной, заметной благодаря окрашенным в ярко-розовый цвет стенам Митрофановской церкви. Внутри неё, однако, был полный разгром. Шла полномасштабная реставрация. Что ж, дело это важное и нужное.
ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА, ПАТРИАРХА ЦАРЕГРАДСКОГО является одним из поздних сооружений архитектурного ансамбля монастыря. Она построена в 1760 году. В прошлом с трех сторон здания была каменная паперть на столбах, которая из-за ветхости в 1792 году была разобрана. В настоящее время о ней напоминает лишь фрагмент в виде крыльца с южного фасада храма.
Интересный факт: во время Великой Отечественной войны в купол Митрофановской церкви попал немецкий снаряд, но не разорвался. Тихо пролежал 30 лет, пока его не обнаружили рабочие, ремонтировавшие кровлю в 1972 году. Пришлось вызывать саперов.
Продолжая обходить территорию монастыря, я отмечала её ухоженность, чувствовалась трепетная забота о каждом уголке.
Издали посмотрела на зелёную луковку Ильинской церкви. Эта небольшая бесстолпная больничная церковь построена в 1670 году. В прилегающих помещениях, сооруженных одновременно с храмом, находятся больничная палата и трапезная.
Строительство Ильинской церкви связано с ещё одной важной для России исторической вехой. В Смутное время Пафнутьев монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедмитрием II. Монастырь держал оборону под руководством князя Михаила Волконского, но был взят, сожжён поляками, и в нем «побито было всякого звания людей 12 тысяч человек».
Ильинская церковь Боровского Пафнутьева монастыря
Вот на том самом месте, где находятся захоронения защитников монастыря, погибших при его захвате в 1610 году, и возвели спустя полвека Ильинскую церковь.
А самое мощное эстетическое потрясение за день я получила, когда мы зашли в трапезную, примыкающую к пятиярусной колокольне Рождества Христова. Двухэтажная каменная трапезная, построенная в 1511 году, является древнейшим из сохранившихся сооружений монастыря. Даже колокольня появилась много позже, в 1688 году. Высота колокольни от подошвы до макушки креста составляет около 55 метров.
С северной стороны в трапезную ведёт широкая кирпичная лестница с высокими, непривычными для современного человека ступеньками.
Здесь на сводах, стенах и столбах каким-то чудом сохранились фрески 17 века. Роспись сильно пострадала от пожара в 1812 году, после чего её не подновляли, а только забеливали. Однако художники-реставраторы в 1970–1975 годах провели исследование и пришли к выводу, что фрески представляют большой интерес, а сохранность их достаточна и подлежит реставрации.
Даже не вникая в объяснения, где, что и как изображено, мне было понятно значение и ошеломляли общие впечатления. Словно прикоснулась к чему-то исконному, настоящему. Пыталась представить, насколько ярко и объёмно всё это выглядело в старые добрые времена, если даже в нынешнем виде никого не оставит равнодушным.
В подклети Колокольни находится также Музей русской иконы, только к моменту нашего приезда он успел закрыться. Ничего, удивительных старинных икон мы позднее насмотрелись в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Но это уже совсем другая история…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия