Баптистерий Пармы является одним из наиболее впечатляющих средневековых зданий Италии: построенное в романском стиле с чертами французской (по мнению специалистов) готики. Его строительство было начато в 1196 году по проекту архитектора и скульптора Бенедетто Антелами (1150–1230). Он руководил строительными работами до 1216 года, когда они были прерваны из-за отсутствия розового веронского мрамора (Парма поругалась с Вероной и попала под санкции:). Веронский мрамор использовался для внешней отделки здания, поэтому строительство возобновилось (и уже без участия Антелами) лишь в 1259 году, когда между Вероной и Пармой произошло замирение. Освящение построенного баптистерия документировано в 1270 году.
Баптистерий расположен на Пьяццо Дуомо по соседству с собором и колокольней. День был пасмурный и поэтому все здания выглядят как в тумане.
Здание баптистерия восьмигранное, с каждой стороны наверху - четыре ряда крытых галерей с колоннами.
Бенедетто Антелами является одним из немногих известных по имени деятелей искусства романской эпохи Средневековья. Считается, что он был особенно хорош в деле «встраивания скульптуры в архитектуру». Первой его работой в Парме в 1178 году был горельеф «Снятие с креста» в Кафедральном соборе (рассказ о нём — в разделе про Дуомо). Однако главным его достижением стал пармский баптистерий, который он не только спроектировал, но и украсил собственной скульптурой снаружи и изнутри.
Глухие арки между входными порталами украшены парой классических колонн и фризом с фантастическими существами и животными. Сверху над колоннами в трёх нишах находятся по три пары статуй, на фото выше - царь Соломон и царица Савская.
Детали декоративного фриза с животными и фантастическими существами крупным планом.
Главное наружное украшение баптистерия — три входных портала с великолепной резьбой Бенедетто Антелами. С севера находится портал Девы Марии, с запада — портал Страшного суда, а на южной стороне — портал Жизни. Основные события разворачиваются в люнетах, но в двух порталах украшены также и дверные косяки. В портале Девы Марии, например, на них изображена рельефная родословная Христа и Богоматери.
Портал Девы Марии (слева) и портал Страшного суда (справа).
Люнет портала Девы Марии: слева от Богоматери с Младенцем находятся волхвы, справа - спящий Иосиф, которому ангел советует скрыться в Египте. На оружающем люнет фризе - рельефные фигуры 12 апостолов, а на архитраве (горизонтальной панели под люнетом) библейские сцены: Крещение Христа (три ангела стоят наготове с полотенцами), пир Ирода и Саломеи с последующим усекновением головы Иоанна Предтечи.
Люнет портала Страшного суда: на архитраве в центре ангелы трубят в трубы, воскрешая мёртвых. Слева от ангелов - праведники, справа - грешники. В центре Христос, окружённый ангелами с Орудиями Страстей, демонстрирует раны на руках. По дуге сверху, как и в северном портале, расположены апостолы. Считается, что это первая итальянская скульптура, изображающая Страшный суд.
Люнет портала Жизни изображает сцены из восточного романа «Варлаам и Иоасаф». Это средневековый роман-житие индийского происхождения, по своему сюжету восходящий к преданиям о Будде, представленном в романе под именем Иоасафа. В 11-12 веке, переведённый на латынь, текст с христианизированной историей жизни Будды получил распространение в Европе, причём Иоасаф и Варлаам (его наставник) трактовались как христианские святые.
Внутри баптистерий, разделённый на 16 секторов, очень красиво расписан и украшен скульптурой, большая часть которой принадлежит резцу Антелами и/или его учеников. Просто захватывает дух, когда входишь внутрь, особенно если заранее не знаешь, что тебя там ждёт.
Вид «сверху донизу». В центре - большая мраморная купель, сделанная в 1299 году.
Панорамный вид нижней части интерьера. Внизу по кругу идут 16 порталов, разделённых колоннами и расписанных различными фресками. Над порталами - люнеты с фресками и скульптурой. Затем следует две галереи с колоннами, над которыми возносится вверх целиком расписанный купол.
Портал нижнего яруса баптистерия с изображением Св. Екатерины (с колесом).
Портал нижнего яруса баптистерия с Страстями Христовыми.
Портал нижнего яруса баптистерия с изображением Богоматери Милосердия, укрывающей людей своим плащом.
В люнетах над тремя входами в баптистерий находятся выполненные Антелами горельефы на библейские сюжеты: «Бегство в Египет», «Царь Давид, играющий на арфе» и «Сретенье Господне». Прочие люнеты и находящиеся в них скульптуры ангелов выполнены в более позднее время.
Бенедетто Антелами: Бегство в Египет. В ночи (на небе звёзды) ангел уводит Святое семейство подальше от лютующего и избивающего младенцев царя Ирода.
Бенедетто Антелами: Царь Давид, играющий на арфе. Это популярный ветхозаветный сюжет.
Бенедетто Антелами: Сретенье Господне. Симеон Богоприимец встречает принесённого в храм младенца Христа и узнает в нем Бога.
Школа Антелами: Благовещенье. Как-то очень неласково Гавриил обращается к Марии:)
Христос во славе среди ангелов и символов евангелистов. Люнет над алтарём баптистерия.
Фрески, которыми расписаны стены порталов, в большинстве случаев датируются 14-м веком. Наиболее значимые из них показаны ниже.
«Крещение», главная фреска в алтаре баптистерия. Конец 13-го века.
Ещё одно крещение, популярный сюжет в баптистерии в соответствии с его назначением.
Буонамико Буффальмакко: Св. Георгий. Буонамико Буффальмакко («Весельчак»)- флорентийский художник 1-й половины 14-го века, прославившийся фресками в здании Кампосанто в Пизе. Упоминается в «Декамероне» Боккаччо.
Мадонна на троне между двумя святыми, начало 14-го века.
Мадонна на троне в окружении архангела Гавриила, Иоанна Предтечи и молящегося кардинала (который, видимо, и оплатил создание этой фрески).
Слева - капитель одной из колонн, приписываемая Антелами (пророк Даниил среди львов). Справа - малая купель, опирающаяся на льва.
Как и внутренние стены баптистерия, его купол разделён на 16 секторов, которые расписаны фресками в византийском стиле, датируемыми 1268–69 гг. Композиция фресок очень необычна и более нигде в Италии не встречается.
Общий вид купольной росписи. Сюжеты купола следует "читать" не вертикально, а по пяти концентрическим полосам, из которых он состоит. В самом верху ромбы со звёздочками, по некоторым объяснениям, символизируют рай. За ними изображены двенадцать апостолов и четыре евангелиста (которые также были апостолами первого или второго призыва).
В третьей полосе, в секторе над алтарём, Христос восседает на троне в окружении Богоматери и Иоанна Предтечи, а в остальных 13 ячейках расположились пророки с текстами своих предсказаний. Ниже представлено житие Иоанна Крестителя, а в люнетах 5-й полосы — сцены из жизни Авраама.
Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя в 3-й полосе купола.
Интересны символические изображения четырёх евангелистов во 2-й полосе. Все они представлены в образах ассоциированных с ними животных/существ: Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Матфей в образе ангела, Иоанн в образе орла. Каждый крылат и держит Евангелие (кроме Матфея-ангела). Качество и сохранность росписей купола просто потрясающие, особенно учитывая время их создания — 13-й век!
Евангелисты на куполе баптистерия: Лука и Марк.
Евангелисты на куполе баптистерия: Матфей и Иоанн.
В нишах некоторых порталов расположены скульптурные фигуры, символизирующие 12 месяцев года. Они были выполнены Антелами, но предназначались не для баптистерия, а для какого-то другого здания. Размещение их внутри баптистерия кажется не совсем удачным: белые скульптуры смотрятся там инородно, и к тому же закрывают нижние фрески порталов. Лучше бы эти скульптуры поместили в находящемся рядом с баптистерием епархиальном музее, о котором мы расскажем чуть позже.
Скульптуры 12 месяцев. Автор - Бенедетто Антелами. Март, апрель, май.
Скульптуры 12 месяцев. Автор - Бенедетто Антелами. Июнь, июль, август.
Скульптуры 12 месяцев. Автор - Бенедетто Антелами. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Скульптуры 12 месяцев. Автор - Бенедетто Антелами. Декабрь, январь, февраль.
Живописные изображения и скульптуры месяцев часто встречаются в средневековом церковном декоре, и обычно они отражают годовой цикл сельскохозяйственных работ. Так и здесь: июнь жнёт пшеницу, сентябрь собирает виноград, октябрь сеет. Единственное исключение — апрель с короной на голове. Он считается королём месяцев, поскольку на него обычно приходится пасха. Поражает исключительно высокое качество скульптур, которым по идее должно быть больше 800 лет. Уж не новодел ли это?:)
Времена года, также созданные Антелами: Зима - старичок слева, Весна - элегантная девушка справа. Лето и Осень не сохранились.
Епархиальный музей
Многие оригинальные скульптуры из Дуомо и баптистерия находятся в расположенном между ними на углу Соборной площади Епархиальном музее (Museo Diocesano), открытом в 2003 г. Поэтому после посещения баптистерия мы не поленились зайти и в музей, который нас отнюдь не разочаровал. Мы нашли в нем оригинальные наружные статуи баптистерия, которые трудно увидеть в деталях с улицы, но очень легко рассмотреть в музее. Кроме того, там можно получше разглядеть и замечательные росписи с купола баптистерия.
Оригинальные каменные львы под колонны для портика Дуомо, 12-й век.
Слева: царь Соломон и царица Савская, справа: пророки Давид и Аввакум. Начало 13-го века. Оригинальные статуи из наружных ниш баптистерия со следами первоначальной раскраски.
Раннехристианская мозаика с рыбами, найденная в Дуомо. 4-5 век.
Архангелы Михаил и Гавриил. Считается, что их переделали из мраморных римских статуй людей в тогах, приделав им крылья, головы и ступни. Начало 13-го века. Оригинальные статуи из наружных ниш баптистерия.
Слева: бронзовый флюгер с верхушки колокольни Дуомо, изображающий архангела Гавриила. Конец 13-го века.
Справа: Самсон, раздирающий пасть льву. Красный веронский мрамор, 12-й век. В период Ренессанса панель использовалась для мощения пола Дуомо.
Копии росписей купола баптистерия, которые можно рассмотреть поближе.
Христос на троне и Иоанн Креститель.
Крещение (одно из многих в баптистерии).
Христос исцеляет больных.
Евангелист Марк в образе льва.