В Парму мы сделали однодневную вылазку из нашей третьей «базы» в Италии — Болоньи, благо поездка на поезде между двумя городами занимает всего полтора часа. Парма у всех на слуху в связи с её знаменитыми ветчиной и сыром, однако в этом живописном городе есть ещё много чего, на что стоит посмотреть. Поскольку время было ограничено, мы решили его посвятить осмотру самых главных достопримечательностей Пармы, а именно: Соборной площади (Piazza Duomo) с её двумя храмами и баптистерием, Палаццо Пилотта со знаменитыми театром Фарнезе и картинной галереей и комнату Святого Павла с выдающимися росписями Корреджо. Проведённый в Парме день оставил массу ярких впечатлений.
План центра Пармы (Источник: www.Euro-Map.com). Что мы увидели и/или посетили в Парме: Дуомо (№1), баптистерий (№2), Епархиальный музей (№3), церковь Сан-Джованни (№4), театр Фарнезе (№8), Национальная галерея (№7), Палатинская библиотека (№11), комната Св.Павла (№9).
Фото: ©
Euro Map
Изначально у нас не было замысла связывать рассказ о Парме с судьбой знаменитого художника Антонио Аллегри, родом из Корреджо (небольшого городка между Пармой и Моденой), однако увиденное в храмах и пинакотеке города само подтолкнуло нас к этой идее. Антонио (который получил своё артистическое прозвище «Корреджо» по месту рождения и именно с ним вошел в историю живописи) приехал в Парму в 1519 году и проработал в ней до конца жизни. Именно здесь он заработал известность и именно там находятся грандиозные фрески, принесшие ему славу.
Творивший на стыке ренессанса и барокко, Корреджо прославился как один из главных живописцев Высокого Возрождения в Италии, создав свой собственный стиль. От господствовавшего тогда маньеризма он отличался акцентом на создание трёхмерных иллюзий и объёмных эффектов. Этот прием Корреджо позже получил широкое распространение и у других живописцев. Корреджо был плодовитым художником, и его картины находятся сегодня в лучших галереях мира, однако в России есть только одно его полотно (в Эрмитаже). В том числе и поэтому мы решили осветить его творчество в рассказе чуть подробнее, чем предполагали изначально.
Введение: немного об истории города
Парма возникла как этрусский город, а в римские времена стала станцией на важной дороге Via Emilia, идущей параллельно Аппенинам от Римини до Пьяченцы. С 12-го по 14-й век Парма была (в различных формах) самоуправляющейся городской коммуной, пока не попала под власть семейных феодальных династий: Висконти, Эсте и Сфорца. В начале 15-го века она вошла в Папское государство, а в 1545 году папа Павел III (урождённый Алессандро Фарнезе) создал герцогство с центром в Парме и «подарил» его семейству Фарнезе, которое оставалась у власти вплоть до 1731 года. При Фарнезе в Парме воцарилась стабильность и произошёл экономический и культурный подъем. После прерывания династии Фарнезе Пармскими герцогами стали французские Бурбоны, первый представитель которых начал своё правление с вывоза в Неаполь библиотеки и художественной коллекции, собранных Фарнезе. Правление Бурбонов было отмечено ростом французского влияния в культуре и французского стиля в архитектуре города. Кончилось все тем, что Наполеон вообще присоединил герцогство к Франции как один из департаментов.
После свержения Наполеона, по решению Венского Конгресса, как бы это ни показалось странным, Пармой стала управлять его вторая жена — Мария-Луиза, дочь австрийского императора. Её просвещённое правление вплоть до смерти в 1847 г. сопровождалось проведением разумной политики, а она сама именовалась в народе «хорошей герцогиней» (Buona Duchessa). В 1859 году Герцогство Пармское вошло в состав объединённой Италии.
Комната Святого Павла
В средние века был в Парме бенедиктинский женский монастырь Сан-Паоло, который в 1810 году упразднил Наполеон. В начале 16-го века, в период наибольшего расцвета монастыря, настоятельницей там была властная аббатисса Джованна да Пьяченца, которая захотела украсить свои личные апартаменты достойной живописью. Для росписи куполообразного потолка в одной из комнат она пригласила тогда ещё молодого Корреджо. Он к тому времени уже успел побывать в Риме, где познакомился с работами Микеланджело и Рафаэля. Заказ аббатиссы Корреджо с удовольствием принял и в том же году сотворил в монастыре небольшой ренессансный шедевр, с которого и началась его дорога к признанию и славе. К счастью, творение Корреджо сохранилось до наших дней и сейчас называется «комнатой Святого Павла» — по имени монастыря, в котором когда-то находилась.
Так выглядит проход к комнате Св. Павла со стороны Strada M. Melloni, 3 - официального адреса. Мы сами там поплутали, пока нашли этот объект, так что приводим фото для ориентации.
Потолок комнаты оформлен как зелёная беседка из вьющихся растений и разделён 16 бамбуковыми рёбрами на сектора. В центре свода изображён герб аббатиссы, а в каждом секторе под корзинкой с фруктами находится овальное окно, из которого выглядывают игривые путти. Ещё ниже расположены монохромные люнеты с мифологическим фигурам, под которыми изображён мраморный карниз с бараньими головами.
Общий вид фрески Корреджо на потолке комнаты Св. Павла. 1519.
Оригинальная интерпретация фресок неизвестна, существует много различных объяснений, но все они — не более чем догадки. Центральной темой является Диана — богиня целомудрия, которую ассоциируют с хозяйкой помещения — Джованной да Пьяченца. Большая фреска с изображением Дианы, возвращающейся с охоты на колеснице, находится на камине северной стены комнаты.
Богиня Диана возвращается с охоты в колеснице, запряженной двумя оленями.
В люнетах — изображения олимпийских богов, мифологических и аллегорических фигур, которые тем или иным образом свидетельствуют о добродетельности хозяйки и/или руководимых ею монахинь. Оформлены все люнеты как объёмные ниши со статуями и выполнены в технике «trompe-l'œil» (фр. «обманчивый глаз»), которая создаёт правдоподобную иллюзию трёхмерных изображений на плоскости. Это «фирменный приём» Корреджо, которым он будет неоднократно пользоваться в своих дальнейших работах.
В люнетах восточной стены четыре стихии олицетворяются разными римскими богами/богинями (слева направо): Гений - вода, Теллус - земля, Юнона - воздух, Веста - огонь.
Люнеты западной стены (слева направо): Светоносная Диана, Сатир, девушка с голубкой - символ чистоты, девушка с лилией - символ целомудрия.
Предполагается, что поведение путти в овальных окошках перекликается с действиями персонажей в нишах под ними. Например, на фото выше сатир в люнете трубит в раковину, а путти над ним дует в рог. Однако далеко не всегда эту связь можно увидеть или понять.
Возможно, голова оленя и охотничья собака у этих путти предполагают какую-то связь с охотой.
Люнеты с объемными картинками крупным планом.
Рядом с комнатой Корреджо есть ещё одна, которая тоже была раньше частью личных апартаментов Джованны да Пьяченца. Здесь потолок в 1514 году (то есть ещё до прихода Корреджо) расписал Алессандро Аральди в стиле поздней готики с большой примесью гротеска. В овалах, квадратах и люнетах представлено много религиозных и светских сюжетов, не все из которых до конца понятны даже специалистам.
Потолочная фреска в комнате Аральди - общий вид.
Хотелось бы подсказать, что посетители, идущие от входа, вначале попадают в комнату Аральди, и лишь потом в ту, что расписал Корреджо. И та, и другая фрески производят сильное впечатление.
Фреска Аральди, снятая с 4-х сторон комнаты.
Сан-Джованни
В самом центре Пармы, рядом с Дуомо, находится церковь Сан-Джованни (Св. Иоанна Евангелиста), принадлежащая окружающему её бенедиктинскому монастырю. Туда стоит сходить, чтобы посмотреть, как продолжилась карьера Корреджо после успешного выполнения заказа в монастыре Сан-Паоло. В Сан-Джованни он работал с 1520 по 1524 год и расписал купол и раковину алтарной апсиды.
Церковь Сан-Джованни. Отделанный мрамором фасад датируется началом 17-го века.
Интерьер церкви. Слева видно основание купола с фреской Корреджо, справа - алтарная апсида с «Коронацией Девы Марии». Рассмотреть что-либо в этой церкви поначалу было нелегко из-за темноты. К счастью, за монетки можно было включить освещение купола, и только тогда удалось что-то поснимать.
К сожалению, фреска Корреджо в раковине над алтарём была утрачена, и то, что там видно сейчас, является более поздней копией. Правда, в Национальной галерее (пинакотеке) Пармы сохранился фрагмент оригинальной фрески, который можно рассмотреть с близкого расстояния и оценить великолепное качество этого творения.
«Коронация Девы Марии». Копия 1587 г. с несохранившейся фрески Корреджо.
«Коронация Девы Марии» - фрагмент оригинальной фрески Корреджо 1521 года. Пинакотека Пармы.
Самое главное в этой церкви — её купол, расписанный Корреджо в 1520—1522 гг. Сюжет находящейся там фрески основан на цитате из 1-й главы Апокалипсиса («Откровение Иоанна Богослова» I,7), предрекающей второе пришествие Христа с небес: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные». Корреджо изобразил густые облака по периметру купола, в которых расположились апостолы. Они наблюдают, как в центре, в божественном свете, на землю спускается Христос. Как и в Сан-Паоло, Корреджо добился удивительной объёмности фрески, на которой парящий в воздухе Христос как бы раздвигает руками облака, чтобы продемонстрировать себя поражённым апостолам. Ну, а мы сегодня удивляемся неканоническому изображению персонажей.
«Видение Иоанна Богослова на Патмосе» работы Корреджо, 1522. В четырёх парусах под куполом изображены попарно евангелисты и отцы церкви.
Любопытная особенность фрески состоит в том, что в облаках на ней можно насчитать только 11 апостолов. Это происходит потому, что Иоанн Евангелист, титульный святой храма, изображён очень низко над барабаном и не виден из нефа, где находятся прихожане во время службы (и где находились мы, когда снимали фреску). Рассмотреть его можно только из хоров, куда допускались исключительно монахи. Зачем Корреджо спрятал храмового святого от народа, остаётся непонятным. При этом Иоанн и Христос смотрят друг на друга и обмениваются жестами и взглядами: Иоанн — вопрошающим, Христос — указующим, как бы обозначая Иоанну то место, которое ему следует занять.
Слева: Св. Иоанн (внизу) изображён под Свв. Варфоломеем и Матфеем и его не видно из нефа; Справа: Св. Иоанн и Св. Августин в одном из парусов под куполом (оба фото - из Википедии).
Расписанный в имитирующей объемность технике trompe-l'œil, купол Сан-Джованни стал для Корреджо своеобразной «пробой пера» перед созданием главного творения своей жизни — фантастического купола Дуомо. Судя по тому, что его почти сразу пригласили расписывать собор, это «проба» была вполне успешной. В Дуомо, правда, новизна его подхода показалась заказчикам слишком смелой, как мы скоро увидим.
Купол с фреской Корреджо крупным планом.
Дуомо
Здание Дуомо — очень старое (датируется 11-м веком) и, несмотря на многочисленные перестройки, оно в основном сохранило романские черты. Его фасад украшен тремя арочными галереями, такие же галереи присутствуют на трансепте и абсидах.
Площадь Дуомо с кафедральным собором, колокольней и баптистерием.
Три ряда колонн на фронтоне собора крупным планом.
Дуомо, вид сзади. Со всех сторон собор украшают такие же арочные галерии, как на фронтоне.
Очень хорош изящный портик над главным порталом, с колоннами, опирающимися на двух огромных львов. Над портиком находится небольшая лоджия. Возможно, оттуда произносили речи? :)
Изящный двухуровневый портик со львами у входа (слева) и декорированная арками алтарная апсида справа.
Внутри собор имеет форму латинского креста с тремя нефами и рядами капелл с каждой стороны. Вся площадь стен покрыта фресками 16-го века, причем далеко не все из них имеют религиозное содержание: присутствуют гротески, растительные орнаменты и различные аллегорические фигуры.
Интерьер Дуомо. Во время нашего визита внутри было темновато, пришлось поэтому позаимствовать фото в Википедии.
Внутри весь собор густо расписан фресками 16-го века. Росписи сводов потолка больше ассоциируются с античностью, нежели с христианством.
Самой масштабной и ошеломляющей частью интерьера является огромная фреска в куполе Дуомо, выполненная Корреджо в 1524—1530 гг. Она утвердила его в качестве одного из самых знаменитых итальянских живописцев начала 16-го века, а его техника по созданию правдоподобных иллюзий трёхмерных изображений получила широкое распространение у других живописцев.
На фреске изображен сюжет Вознесения Девы Марии на небеса в окружении множества святых, ангелов и херувимов. Навстречу Богоматери, в окружении божественного света, спускается встречающая её фигура, которую чаще всего считают Христом, но иногда и архангелом Гавриилом. На фреске изображено такое количество действующих лиц, что с первого взгляда Деву Марию даже трудно на ней отыскать.
Огромная фреска в куполе Дуомо «Взятие Пресвятой Девы в небесную славу» кисти Корреджо, 1530.
Фрагмент фрески: Богоматерь возносится на небеса в окружении ликующих святых и ангелов, которые поют, обнимаются и подталкивают её наверх. А сверху, в окружении божественного сияния, спускается Христос, чтобы её принять. Деву Марию можно «распознать» по её традиционному одеянию: красноватое платье и синий плащ.
Чтобы фреску было лучше видно, Корреджо распорядился сделать восемь больших круглых окон в барабане, вокруг которых изобразил галерею с апостолами, наблюдающими за Вознесением Богоматери.
Галерея с апостолами в основании фрески.
Заказчики фрески поначалу не оценили её грандиозного замысла, который оказался слишком революционным для тех времён. Один каноник, по слухам, даже назвал её «супом из лягушачьих ног». Впервые признал её шедевром Тициан, ну, а сейчас она считается одной самых удивительных из когда-либо созданных в мире фресок. А Тициан вроде бы сказал, что если купол Дуомо перевернуть и наполнить золотом, это будет недостаточная компенсация за шедевр Корреджо.
Детали фрески. Крупные обнаженные фигуры по бокам Девы Марии - Адам и Ева.
А это - более поздняя фреска (1573) «Вознесение Христово» (на стене Дуомо, противоположной алтарю) кисти другого художника - Латтанцио Гамбары. Парящий в воздухе Христос, за которым наблюдают апостолы, очевидно перекликается с фреской Корреджо.
Еще одна безусловная жемчужина Дуомо — горельеф «Снятие с креста» работы скульптора Бенедетто Антелами, относящийся к началу 12-го века. Однако главное детище этого мастера — это стоящий на этой же площади Баптистерий, о котором мы расскажем во втором отзыве о Парме.
Горельеф «Снятие с креста» Бенедетто Антелами, 1178. Слева видны три скорбящих Марии и Иоанн Евангелист, затем - Богоматерь, прижимающая руку мёртвого Сына к своей щеке, над ней - архангел Гавриил. Справа же группа римских солдат разыгрывает в кости одежду Иисуса. Две маленькие фигуры по сторонам креста олицетворяют Церковь и Синагогу, чью голову склоняет перед распятием другой архангел.
Палаццо Пилотта
Огромный Палаццо Пилотта начали строить в начале 17-го века и так и не закончили, к тому же он был серьёзно повреждён во время бомбардировки в 1944 г. Поэтому снаружи он выглядит достаточно уродливо, однако внутри него есть четыре интересных объекта: театр, библиотека, картинная галерея и археологический музей. В трёх из них (кза исключением музея) мы побывали.
Палаццо Пилотта - вид со стороны реки.
Во внутреннем дворе палаццо.
БОльшую часть Палаццо Пилотта занимает Национальная галерея, или пинакотека Пармы, у которой непростая история. Богатую коллекцию живописи, собранную в Парме герцогами Фарнезе, перевезли в 1732 году в Неаполь. Поэтому новому герцогу Пармскому, Филиппу Бурбонскому, пришлось в 1752 г. начать создание Национальной галереи Пармы почти с нуля. Эти и дальнейшие усилия герцогов пармских оказались успешными, и сейчас пинакотека Пармы обладает очень богатой коллекцией, включая работы Фра Анжелико, Ботичелли, Пармиджанино, Гуэрчино, Тинторетто, Каррачи, а также Эль Греко, Ван Дейка, Голбейна. Но лучше всего в ней представлен Корреджо, почти всю жизнь проработавший в Парме. В 1752 г. несколько его картин были перенесены из церквей в новую галерею, положив, таким образом, начало нынешней коллекции пинакотеки.
Корреджо «Мадонна у лестницы», 1523. Фреска с одной из несохранившихся башен городской стены. Пинакотека Пармы.
Корреджо «Оплакивание Христа», 1524. Пинакотека Пармы.
Корреджо «Мученичество четырёх святых», 1524. Пинакотека Пармы.
Корреджо «Отдых во время возвращения из Египта», или «Мадонна с чашей», 1530. Пинакотека Пармы.
Корреджо «Мадонна со Св.Иеронимом», 1528. Пинакотека Пармы.
Помимо Пармы, две хорошие картины Корреджо мы видели в Уффици. Приведём их здесь для полноты рассказа об этом живописце.
Корреджо «Отдых во время бегства в Египет со Св.Франциском», 1520. Уффици, Флоренция.
Корреджо «Поклонение Младенцу», 1526. Уффици, Флоренция.
Это может показаться удивительным, но после такого количества мадонн под конец жизни Корреджо обратился к эротической тематике, написав цикл картин фривольного содержания под названием «Любовные похождения Юпитера». Одну из четырёх этих картин («Даная») мы видели в Галерее Боргезе, а фото ещё одной, на наш взгляд самой лучшей («Леда») из серии, взяли из интернета.
Корреджо «Даная», 1532. Галерея Боргезе, Рим.
В этом рассказе пармская пинакотека представлена только полотнами Корреджо. В ней, конечно, много достойных произведений и других известных мастеров (причём не только итальянцев). Дай бог, со временем, мы сделаем о ней отдельный фотоальбом. Здесь же просто покажем две самые популярные картины оттуда.
Леонардо да Винчи «Голова девушки» (также известная как La Scapigliata - «Растрёпа»:), 1506-1508. Пинакотека Пармы.
Пармиджанино «Турецкая невольница», 1532. Пинакотека Пармы.
Огромный театр Фарнезе, построенный в 1617—1619 гг. в оружейном зале дворца Пилотта, представляет собой впечатляющее зрелище. Интересна история его возникновения: он был создан в большой спешке по воле герцога Рануччо I Фарнезе, который хотел похвастаться им перед флорентийским правителем Козимо Медичи, чей визит в Парму был заранее согласован. Из-за спешки строители театра использовали дерево вместо кирпича и разрисованный картон вместо декоративной лепнины. В партере нет стульев, которые, скорее всего, были просто утрачены. В одной книжке, правда, написано, что стулья отсутствовали с самого начала, поскольку партер использовался как продолжение сцены.
Театр Фарнезе. По краям верхнего яруса видны сохранившиеся элементы декора: триумфальные арки с конными статуями.
Театр Фарнезе: зрительный зал - все из дерева! В этом смысле поспешное сооружение театра пошдо ему на пользу.
Конная статуя герцога Алессандро Фарнезе. Один из немногих сохранившихся оригинальных элементов декора театра.
Театр вмещает 3000 зрителей, однако после его инагурации в 1628 г. он использовался всего восемь раз, после чего пришёл в 18-м веке в негодность, а позднее был сильно повреждён бомбой во время Второй мировой войны. Хотя сейчас он восстановлен, был утрачен потолок и бОльшая часть декора, поэтому театр приобрёл строгий, если не аскетичный, вид.
Сцена театра. Под сценой была установлена хитроумная система механизмов, позволявшая использовать первые передвижные сцены в истории театра.
Библиотеку основал в 1761 г. пармский герцог Филлип Бурбонский, и в неё были свезены тысячи томов из всех частей Италии и Европы. Библиотека огромна, в ней порядка 700 тысяч изданий, включая 3 тысячи инкунабул (книг, напечатанных до 1500 г.). Название своё (Палатинская) она получила в честь библиотеки Римского Сената, располагавшейся когда-то на Палатинском холме Рима. Праздных посетителей пускают только в первый зал, но и его достаточно, чтобы получить сильное впечатление.
Палатинская библиотека Пармы.
Впечатляющие стеллажи с книгами в библиотеке.
Про Парму будет ещё один рассказ — о её знаменитом Баптистерии с прекрасно сохранившимися фресками и скульптурами 12-го века.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия