В прошлом году красоты пробуждающейся весны мы рассматривали в направлении Солотча, а в этом году оказались по другую сторону реки Оки: в Рыбновском районе Рязанской области.
В прошлом году красоты пробуждающейся весны мы рассматривали в направлении Солотча, а в этом году оказались по другую сторону реки Оки: в Рыбновском районе Рязанской области.
Всего каких-то 42 километра и 30 минут заливных лугов, живописных полей, березовых и сосновых лесов и вы окажитесь на Родине великого русского поэта Сергея Есенина, так часто вдохновляющей его на написание стихотворений.
Когда-то давно территория музея-заповедника не была огорожена, каково было наше удивление, когда появилась цивильная стоянка, информационно-туристический центр, сувенирная лавка и касса. Поэтому первым делом направляемся за билетами.
Стоимость можно уточнить на официальном сайте.
Билеты можно приобрести в кассе, а также онлайн. Территория и музеи работают до 18–00. В наши планы не входило посещение музеев (оставила детальное знакомство на ближайшее время), поэтому, получив заветные билетики по 100 рублей, направились на прогулку.
Хотя стоп — первый фейс-конроль. Мимо такого очаровашки не пройти.
Предъявив билетики на входе, идем смело дальше. Не выбрасывайте их, по ним вы можете выйти и снова зайти на территорию в течении дня.
Могу отметить, что многое изменилось: появились новые строения, территория стала более ухоженной, высажены цветочки, подстрижен газон, проложены дорожки, установлены скамеечки и плетеные изгороди.
Первым делом не терпится вновь ощутить простор над Окой, почувствовать всю силу и мощь русской природы, ощутить свежесть зелени, подставить лицо весеннему солнцу и ветру.
Когда-то давно я здесь была глубокой осенью, луга и поля уже были окрашены охристой краской, а сегодня предо мной предстала совсем иная картинка возрождения природы после зимней спячки.
Как и тогда ветер усиленно трепал волосы, но сейчас в душе разливалась радость первых теплых деньков, хотя мы и натянули шарфы повыше, прикрыв горло.
Центральным элементом «пейзажного натюрморта» является портрет молодого Сергея, так удачно вписанный в ландшафт.
Дополняет картину одинокое дерево.
Еще до конца не ушло половодье — частое явление в Рязанской области, Ока в этом году особенно широко разлилась.
Насладившись панорамой направляемся вниз по новеньким деревянным ступенькам. На пролетах предусмотрены фото-стопы и скамеечки для передышки.
Каждый год вышедшая из берегов Ока меняет окружающий рельеф.
Погулять по холмам не только приятно, но и полезно: вдоль пешеходного маршрута установлены информационные щиты.
И вот такие барабаны — классная задумка, глядишь на зеленеющие берега, а фото переносят в лето, осень или зиму. Креативно!
Летом к пристани причаливают кораблики.
Течение реки стремительное, характер Оки своенравный.
Сегодня вода совсем не манит, разве только потрогать температуру рукой.
Особенно приятно наблюдать как раскрываются почки, появляются свежие побеги, образовываются шишечки.
Нагулявшись внизу по Константиновскому взгорью, направляемся вверх, дорожка возвращает нас к той же лестнице, вдох-выдох и вперед, покорять ступеньки.
Честно признаюсь, много я подзабыла и не узнала. Появился литературный дом-музей, административное здание, каретный двор, баня, амбар. Может они и раньше были, но в моей памяти не отложились.
В вот домик Лидии Ивановны Кашиной я помню, раньше можно было подняться на крылечко, теперь проход ограничивается ленточкой. Лидия Ивановна — последняя Константиновская помещица. Сергей Есенин не раз заглядывал в гости к хозяйке, ей он посвятил стихотворение «Зеленая прическа». С 1995 года в доме с мезонином расположен музей поэмы «Анна Снегина».
В отреставрированном Каретном дворе, где раньше располагались конюшня, сараи, погреб, с 2020 года проводятся временные выставки.
В 2020 году на территории музея-заповедника появились свежие бревенчатые строения бани и амбара — неотъемлемые элементы русских усадеб.
Территория усадьбы Кашиной ухожена, окружена деревьями и кустарниками, цветами, арками с вьющимся виноградом.
«Весенний ранний» гриб))) Интересная находка. Эх, не взяли ножик и корзинку.
Рядом с баней расположена потрясающая смотровая площадка со скамеечками, которые так и манят присесть, остановить мгновение и наслаждаться моментом.
Что мы и сделали.
Далее тропинка вывела нас к церкви XVIII века Казанской иконы Божией Матери, увы, внутрь попасть мы не смогли, служба завершилась и храм закрывали. Здесь венчались родители Есенина, да и крестили юного поэта.
Если вы приобрели комплексный билет (в отличие от нас), то можете заглянуть в домик священника Ивана Яковлевича Смирнова — центр культурного просвещения XX века. Здесь собирались учителя, священники, интеллигенция села Константиново, творческая молодежь, школьники и гимназисты.
Рядом расположено здание земской школы, построенное на средства помещика С. Г. Куприянова и сельской общины. В 1879 за парты сели первые ученики. Здесь грызли гранит науки династия Есениных. Историческое здание не сохранилось, но было восстановлено по дошедшим до нашего времени фотографиям, которые можно увидеть внутри классов.
В центре села за плетеной оградой расположена усадьба Есениных. Здесь родился великий поэт, прославивший красоты родного края. Переступить через ограду без билета мы не смогли, лишь сделали несколько кадров, оставив знакомство на будущее.
Кажется, в прошлый визит не было памятника Сергею Есенину, думаю пройти мимо я бы не смогла. Гранитный монумент помню, а в памятник полный рост скорее всего появился недавно.
Время не щадит деревянные дома, поэтому перед нами представлен восстановленный дедовский дом чуть меньших размеров. С 1965 года в нем работает музей семьи Есенина.
Напротив установлена небольшая часовенка.
На знакомство с Константиновским взгорьем, усадьбами и музеями можно потратить смело несколько часов. Если вы проголодаетесь, то на территории работает кафе. Есть и бесплатные туалеты (обязательно сохраните входной билетик).
На этом программа минимум была выполнена, но солнце светило еще высоко, домой ехать не хотелось, а на maps.me маячила еще одна меточка поблизости. Я спросила у брата:
— Может отклонимся от маршрута домой и сделаем небольшой крюк в 13 километров до села Пощупово?
На что получила утвердительный кивок головой. Ура!
Вот только дорога до села Пощупово ужасная, вся в рытвинах и ямах. Приготовьтесь к тряске.
А теперь раскрою тайну, зачем мне захотелось сюда добраться. Здесь на отвесном холме расположен один из старейших монастырей Рязанской области — Пощуповский Иоанно-Богословский мужской монастырь.
Доподлинно неизвестны даты постройки, но историки относят его первые деревянные строения к XII–XIII векам. Разумеется, до нашего времени они не сохранились. Современный облик монастыря начал складываться с XVII по XX века. Были возведены: Святые ворота, малая шатровая колокольня и монастырская крепостная стена с башнями, затем появилась высокая колокольня.
Считается, что монастырь был основан греческими монахами-миссионерами, прибывшими в глухие уединенные болотистые места из Константинополя. Они привезли с собой главную святыню: почитаемую икону Иоанна Богослова, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой.
Ее судьбу окутывает множество легенд. Согласно одной из них: во сне к хану Батыю явился старец, запретивший разорять храм. На утро ошеломленный хан отступил от стен монастыря, даже преклонился перед образом Иоанна Богослова. Однако, его последователей это явление не останавливало, монастырь многократно разоряли и уничтожали.
Несколько раз икону Иоанна Богослова пытались перевезти в новое место, но каждый раз она возвращалась в монастырь в Пощупово. К сожалению, оригинал сейчас утрачен, ее список хранится в Рязани. Верующие ожидают новое чудо явления иконы.
Колокольню можно увидеть с разных уголков Рязани и Рязанской области. В прошлом году мы наблюдали ее с противоположного берега реки Оки со смотровой площадки Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря.
По своей высоте (76 метров) Пощуповская колокольня совсем немного уступает колокольне Ивана Великого в Московском кремле. Построена она в 1901 году по проекту архитектора С. С. Цеханского.
Не забываем, что монастырь мужской, поэтому следует соблюдать рекомендации по внешнему виду. Юбки и головные уборы можно позаимствовать при входе.
Самой древней сохранившейся до наших дней постройкой считается Иверская часовня (Святые ворота) 1658 года.
Братский корпус XIX века с церковью в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
При монастыре работает паломнический центр, при желании можно остановиться на ночлег в келейном корпусе.
Успенский собор (1868 — 1870 гг.) и Иоанно-Богословский собор (1689 г.) выполнены в едином стиле так называемого «нарышкинского барокко».
Обязательно стоит заглянуть внутрь кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы. Вы увидите и оцените красоту уникального фарфорового иконостаса.
Несмотря на запрет возведения шатровых сооружений патриархом Никоном, малая колокольня возведена по старым правилам в середине XVII века.
В советское время монастырь был упразднен, в его стенах разместили детскую колонию, монахов отправили в ссылки и концлагеря.
Сегодня в Иоанно-Богословском монастыре монашеская жизнь постепенно возрождается, совершаются регулярные богослужения.
Монастырь потрясающей красоты, несмотря на то, что он мужской, его территория утопает в зелени и благоухает ранними весенними цветами.
Вот только не очень легко сделать фотографии общего плана, тут-то и понимаешь разницу обычного и кропнутого объективов. Но отчаиваться не стоит. Сделать красивый кадр можно.
Если вернуться обратно на улицу Зеленые дворики, повернуть после кладбища налево (не доезжая деревни Медведево) и проехать до монастырской лавки, то окажетесь на потрясающей смотровой площадке. Судите сами.
Когда-то сюда приходил юный Сережа Есенин со своей бабушкой. Такая красота не оставила его равнодушным:
»Не за песни весны над равниною
Дорога мне зелёная ширь —
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.»
Я в тайне надеялась, что как только начнет темнеть, то включится подсветка колокольни и монастыря. А значит нам не нужно спешить.
От монастырской лавки вниз убегает дорожка, местами со ступеньками, местами поросшая корнями. Думается зимой или в дождь спускаться будет проблематично.
А дорожка ведет к святому источнику.
Множество чудес исцеления явил святой апостол Иоанн Богослов через свою икону, сюда тянутся верующие и паломники, чтобы окунуться в купели и испить целебной водицы.
Рядом с источником построены старая деревянная и новая каменная купели. В старую мужчины и женщины заходят по очереди,
а новая разделена на два помещения.
Окунаться мы не стали, хотя купель прекрасно оборудована и великолепно построена, словно древнейший храм. А водицу испили, набрали немного с собой: кристально чистая и вкусная, подтверждаю.
Перед новой купальней вырыт искусственный прудик, отражение в воде получается чудеснейшее.
Рядом с источником расположена часовня Иоанна Богослова.
Постепенно вечер стал вступать в свои права, мы поднялись наверх и еще немного побродили по холмам и лугам, вдали загорелись первые огни Рязани, картинка просто завораживающая.
В монастыре зажглись немногочисленные фонари, но долгожданной подсветки не было, оно и понятно, место не туристическое.
Пожелав спокойной ночи монастырю, мы отправились в обратный путь, дома к ужину нас уже заждались.
Продолжение следует…