Палермо — это самый большой район Буэнос-Айреса. Мы там провели один из дней нашего пребывания в столице. Палермо настолько огромный и настолько разный в отдельных своих частях, что иногда его ещё называют «город в городе».
Если попытаться описать Палермо в цифрах, то это, очень приблизительно — квадрат 4 на 4 километра, где проживают 257 тысяч «буэнос-айресцев». Естественно, всего за один день изучить такой большой район города было невозможно. Да мы и не ставили перед собой такую цель. Тем более, что, как мы уже упоминали, в это время в городе стояла жара в +35С. Поэтому для нас оказалось очень кстати, что Палермо — район исключительно зелёный.
Палермо - район исключительно зелёный.
У нас даже осталось ощущение, что Палермо состоит полностью из парковой зоны, которая здесь называется общим именем «Леса Палермо» (исп. Bosques de Palermo).
«Леса Палермо» - это несколько парков, плавно перетекающих один в другой.
Парковая зона Палермо была обустроена в последней четверти 19-го века, и это был первый и уникальный проект такого рода в Буэнос-Айресе. До того эта обширная территория принадлежала аргентинскому диктатору Хуану Мануэлю де Росасу, которого свергли в 1852 году в ходе гражданской войны. И эти земли в результате стали достоянием общественности, на которых было решено разбить городской парк. Для этого были приглашены архитекторы и инженеры.
Парк, названный в честь даты свержения Росаса парком 3 февраля (Parque Tres de Febrero), открыли в 1875 году. Поначалу он был загородным, но из-за быстрого расширения границ Буэнос-Айреса в конце 19-го века, Парк 3 февраля уже в 1888 году оказался в черте города.
Парк 3 февраля. Палермские леса популярны не только среди туристов, но и среди местных жителей. В них назначают свидания, гуляют с детьми, катаются на велосипедах и лодках, отмечают праздники.
Леса Палермо продолжали обустраивать и позже, и теперь на этой огромной зеленой территории, помимо Парка 3 февраля, есть также Розовый сад, Японский сад, Ботанический сад и зоопарк. Мы свою прогулку по Палермо начали в Парке 3 февраля, потом оттуда плавно перешли в розарий и затем — в Японский сад. На Ботанический сад и зоопарк пороху у нас уже не хватило. Зато мы посмотрели в Палермо два интересных музея.
На территории Парка 3 февраля находятся три искусственных озера, где есть возможность покататься на лодках.
Парк роз, или Parque del Rosedal — продолжение той же зеленой зоны. Работа по созданию розария была завершена в 1914 году, то есть это один из старейших городских парков, ему чуть больше 100 лет. Как можно понять из его названия, там царствуют розы — несколько тысяч кустов разных сортов.
Парк роз. В 2012 и 2014 годах этот парк получил самую важную международную награду, присуждаемую розариям в знак признания их красоты, истории и образовательной ценности - награду Garden Excellence Award.
В парке также есть аллея писателей, украшенная каменными и бронзовыми бюстами известных поэтов и писателей, в том числе Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Хорхе Луиса Борхеса, Луиджи Пиранделло…
Кстати, это была не последняя наша «встреча» с Данте в этот день.
Аллея писателей с Шекспиром.
По оценкам, в этом парке порядка 12 тысяч деревьев, многие из которых — это эвкалипты, платаны, фикусы, а также незнакомые нам типуаны, которые все вместе своими кронами создают такую замечательную тень.
Вот такие в этом парке роскошные деревья.
На одной из опушек парка мы наткнулись на скульптуру авторства знаменитого Огюста Родена. Ее установка в 1900 году на этом месте, как это ни удивительно сейчас звучит, вызвала скандал. Не всем она показалась точно передающей черты седьмого президента Аргентины Доминго Сармьенте (а это его статуя). Страсти бушевали настолько, что в течение первой недели рядом с установленным монументом постоянно присутствовала полиция, чтобы предотвратить вандализм.
Монумент Доминго Сармьенте авторства французского скульптора Огюста Родена. Он остался единственной за пределами Франции мемориальной скульптурой, выполненной Роденом. Правый снимок- из интернета (wikimedia.org).
В районе Палермо, как и в Реколете нам несколько раз встречались выгульщики больших групп собак, но совершенно мирных и по отношению друг к другу, и к окружающим. Видимо, такая «групповуха» — это, с одной стороны, — признак благополучия живущих в этих районах граждан, а с другой — местная традиция.
Нигде, кроме Буэнос-Айреса, нам не приходилось видеть группового выгула собак.
Ну, а дальше мы подошли к Японскому саду. Его территория выделена из общей зеленой зоны Лесов Палермо, и вход туда — платный. Но о потраченных деньгах мы ни разу не пожалели, потому что японский сад — это всегда удовольствие для глаз и души.
Это так называемый прогулочный сад, спроектированный так, чтобы с въющейся вокруг пруда дорожки, за каждым её поворотом открывался новый оригинальный вид, которым можно полюбоваться со специально созданных для этого точек.
Японский сад всегда выглядит очень естественно, как будто он создан самой природой. На самом деле, там нет ничего случайного: все живые и неживые элементы тщательно подобраны и расположены в соответствии с японской эстетикой и философскими идеями. Сад в Буэнос-Айресе — не исключение.
Сад был заложен в 1967 году в честь первого визита в Аргентину членов императорской японской семьи, наследного принца Акихито и принцессы Мичико.
Вода и камни — важные элементы японских садов. В традиционном японском саду обычно есть пруд неправильной формы, так же как и каскад — миниатюрная версия знаменитых японских горных водопадов.
Вода и камни - важные элементы любого японского сада.
Птица на переднем плане - живая, но сидела в абсолютно неподвижной позе. Естественно, все ее фотографировали. Погуляв по саду часа полтора, мы застали ее на том же самом месте, в той же самой стойке и решили для себя, что птица в этом парке, видимо, на зарплате - позирует для туристов:).
«Основа» японского сада — вечнозеленые растения. А вот цветущие растения обычно играют гораздо меньшую роль, хотя они тоже используются и выигрышно контрастируют с преобладающей зеленью.
Этот сад был создан на средства и усилиями японцев, живущих в Буэнос-Айресе. Многие из них и сегодня продолжают ухаживать за этим садом на ежедневной основе.
Хотя целью садовых дизайнеров является естественный внешний вид, японские садоводы часто придают растениям особую форму. У них даже есть специальная техника подстригания кустарников в форме шаров или округлых очертаний, якобы имитирующих волны.
Художественно подстриженные деревья и кустарники.
В японском саду всегда много мостов.
Ну и каменные фонари - тоже обычный атрибут японского сада. Сидящие на них птицы - это бонус:).
На территории сада есть и небольшой центр японской культуры, в котором можно познакомиться с оригинальными предметами быта и жизни японцев. Можно там приобщиться и к отдельным видам японской культуры. Во время нашего визита некоторые посетители пробовали себя в искусстве оригами.
С балкона центра японской культуры открываются красивые виды на парк. Мир и гармония - вот так коротко можно охарактеризовать атмосферу этого японского сада.
Ну, а дальше наш путь лежал в Музей латиноамериканского искусства Буэнос-Айреса (Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires), сокращённо МАЛЬБА (MALBA). И хотя нам редко импонирует современное искусство, но уж больно уверенно все путеводители рекламировали этот музей, и мы последовали их совету. Должны признать, что многое в нем нам неожиданно понравилось, поэтому расскажем о визите туда отдельным альбомом.
Коллекция Музея охватывает период от начала 20-го века до наших дней и представляет работы художников со всей Латинской Америки.
Фрида Кало. Автопортрет с обезьяной и попугаем. 1942 г.
Дальше нас ноги привели в Палермо Чико — эксклюзивный район аргентинской элиты. Палермо — район престижный, но Палермо Чико (Palermo Chico), или, как его еще называют, Barrio Parque — самый престижный из всего Палермо, этакий оазис, в котором живут ну очень богатые люди. На улицах здесь, среди цветов и зелени — исключительно одно-двухэтажные старинные дома.
Палермо Чико - один из немногих районов Буэнос-Айреса, где по-прежнему сохраняется малоэтажная историческая застройка, а строить высокие дома законодательно запрещено. Видимо, этого добились живущие там миллионеры, политики и знаменитости. Там же располагается несколько посольств.
Район этот, как следует из его названия («сhico»- малыш, маленький) — небольшой. И само-собой разумеется, — очень сильно дорогой. Там сразу поражает тишина и какое-то загородное спокойствие. Дома там в основном частные, и на один из них, ничего о нем не зная, мы сразу же обратили внимание. Вот как он выглядел:
Как мы выяснили позже, этот «Круглый дом» (Casa Redonda) — еще одно творение знаменитого итальянского архитектора Марио Паланти, который построил в Буэнос-Айресе и великолепный дворец Бароло. О Круглом доме известно немного, помимо того, что Паланти создал его в 1920-е годы в соавторстве с архитектором Маркосом Алгиера.
Круглый дом. Это оригинальное строение, как и дворец Бароло, сочетает в себе несколько архитектурных стилей, включая модерн, Арт-деко, индийские элементы.
Фото: ©
www.travelgumbo.com
Свое увлечение Данте, так ярко проявившееся при строительстве дворца Бароло, архитектор Паланти реализовал и в Круглом доме. На деревянных воротах, ведущих в усадьбу, он поместил рельефы Данте и его музы — Беатриче. Ну как тут не поверить, что Данте — самый популярный в Аргентине поэт!
Рельефы Данте и его музы – Беатриче на воротах Круглого дома.
Прочитали, что Круглый дом, якобы был построен для семьи Февре (Fevre), которая представляла компанию Крайслер в Аргентине. В 1980-е годы в этом доме размещалось посольство Ирана, но позже посольство оттуда съехало, и здание стояло заброшенным. Позже его отреставрировали и использовали для показа люксовой мебели и в качестве галереи современного искусства. При нас никакой активности вокруг этого дома не наблюдалось.
Последней точкой наших перемещений в Палермо стал Национальный музей декоративного искусства. Он расположился в роскошном особняке, прежде принадлежавшем богатому аргентинскому семейству Эрразуриса-Альвеар. Коллекция музея представляет европейское и восточное декоративное искусство, скульптуры и картины преимущественно 16-19-го веков.
Здание Национального музея декоративного искусства.
В этом музее много привлекательных интерьеров и интересных экспонатов, но нас особо удивил зал (эффект неожиданности никто не отменял!), где было выставлено все русское: картины авторства Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, К. А. Сомова, З.Серебряковой и многих других. Все это было завещано музею потомками графа Платона Зубова — последнего фаворита Екатерины Великой. Обязательно расскажем отдельно об этом музее и, в частности, об этом разделе его коллекции.
Зинаида Серебрякова. Портрет графини Росарио Зубовой. 1939. Из коллекции Национального музея декоративного искусства. Именно эта графиня завещала музею свою русскую коллекцию.