В эту экспедицию мы, как и обычно, хотели лететь втроем, однако Сергей Сергеич очень долго планировал, каким маршрутом ему лететь, так что в итоге не успел купить билеты за нормальную цену. А потому ехать нам пришлось вдвоем с Андреем Андреичем. Туда — Турецкими авиалиниями на Маврикий, обратно — ими же, но уже с Сейшельских островов.
На Маврикии сразу взяли в прокате машину. Движение здесь левостороннее, так что повезло, что дали автомат. Сразу из аэропорта, даже не заезжая в отель, поехали исследовать остров. Перед поездкой я пересмотрел несколько роликов на Youtube и занес себе в Maps. Me самые интересные места. Одно из них — водопад Tamarin Falls. При этом на местности нет ни одного указателя, так что если бы не навигатор, так бы и не нашли, как к нему подъехать. Ну и тропинка туда это лютый трэш, спускаться пришлось на четвереньках, цепляясь руками за корни и ветки. А в конце еще один потенциальный облом, если залезть туда без дрона, то ничего не увидишь. Хорошо, что у меня он с собой был :)
А ночлег на Маврикии у нас был веселый. Я написал хозяину в Whatsapp и спросил, есть ли у них в номере еще розетки кроме той одной, что под самым потолком. Хозяин ответил, что да, есть одна британского стандарта, с тремя штырьками, за шкафом, если выдернуть из нее холодильник. А европейская, говорит, только одна, под потолком. Заряжайте, дорогие гости, свои гаджеты, пока они висят в воздухе :)
Однако опытный путешественник (в моем лице) победил со счетом 2:0;) у меня был и переходник на британский стандарт, и удлиннитель, позволивший подключиться к той розетке, что под потолком (оцените конфигурацию на фото) :)
Кстати, видите вон тот кондиционер? Ночью я проснулся оттого, что холодно. Однако в темноте не смог найти пульт и решил забить, просто накрывшись одеялом. Угадайте, что случилось на следующий день?
А главная достопримечательность Маврикия — национальный парк Шамарель с одноименным водопадом и со знаменитыми семицветными песками.
Над водопадом я полетал на дроне, а вот над песками летать запрещено, не стал нарушать :)
После семицветных песков мы совершенно случайно зарулили по горной дороге в национальный парк Ривьер-Нуар («Черная речка»). На смотровой площадке встретили русских туристов.
А дальше погода начала портиться, пошел дождь, так что перемещаться пришлось короткими перебежками, выжидая моменты, когда капало не так сильно. И следующей точкой стал водопад Alexandra Falls, где для туристов хоть и построили специальную вышку, но без дрона все равно мало что можно было увидеть :)
Когда же мы заехали в самый центр острова, к большому индуистскому комплексу Гранд-Бассейн, то вообще погрузились в сплошные облака. И богиню Дургу поначалу было вообще не видно.
Пришлось снова ждать, пока тучи немного разойдутся, чтобы что-то заснять. Местечко, конечно, интересное. Вокруг искусственного озера несколько индуистских храмов и две огромные статуи — бога Шивы и богини Дурги. Тут надо заметить, что исторически так сложилось, что большинство жителей Маврикия это именно индуисты, оттого и храмы повсюду. Причем в отличие от какой-нибудь Индии, здесь уровень жизни довольно приличный, поэтому рядом обязательно огромные парковки для машин.
Тут я, конечно, проявил некоторую невежественность, назвав быка Нанди «священной коровой». Простую корову под стекло прятать вряд ли бы стали, а это вахана — ездовое животное, которое есть у каждого бога. У Шивы это бык Нанди, а у Дурги — лев. А вот что касается страшной фигуры, обложенной дровами, то это тоже Шива, но уже имеющий отношение к одной экстремальной секте, последователи которой живут на кладбищах и кремационных площадках. Почитал про них, какая жуть :)
Тут к вечеру, искупавшись в океане, я вдруг почувствовал, что начинаю кашлять. Кондиционер на фото помните? За ночь кашель усилился, а утром еще и поднялась температура. С утра мы заскочили в аптеку, я там набрал всяких лекарств, и от кашля, и от температуры, и даже взял тест на коронавирус. Голова была как в тумане, но мы все равно поехали в Порт-Луи, столицу Маврикия.
Здесь главная достопримечательность — это старый британский форт Аделаида, возвышающийся над городом. А в иммиграционном терминале Ааправаси-Гхат в годы британского правления ставили на учет индийских иммигрантов, приехавших на заработки. Сейчас это объект в списке ЮНЕСКО.
А это уже самый юг острова и знаменитая гора Ле-Морн Брабант, рядом с которой можно увидеть подводный водопад. Увы, увидеть его можно лишь в солнечную погоду и только с вертолета. Да это и не водопад вовсе, а иллюзия :)
В последнюю нашу ночь на Маврикии кашель у меня разошелся до такой степени, что выворачивало наизнанку. А ведь нам на следующий день предстояло лететь на Мадагаскар. А ну как с таким кашлем в самолет не пустят? А если еще и окажется, что у меня коронавирус? Запрут на карантин и привет. Тест я, кстати, делать так и не стал, потому как, а что это изменит? Кашель же, если с утра хорошенько откашляться, днем обычно затихал, и в самолет мы на следующий день погрузились без проблем.
А в столице Мадагаскара — Антананариву — нас тут же взяли в оборот ушлые местные таксисты и раскрутили на 5-дневный тур по острову. Первая ночь здесь для меня оказалась самой тяжелой — к вечеру снова поднялась температура, и жар был такой, что я не смог лежать в номере и пошел «остужаться» во двор, где было гораздо прохладней.
Так что на следующий день Андрей Андреич пошел гулять по Антананариву один, я же с температурой остался лежать в номере. Где обнаружил, что на Мадагаскаре регулярно происходят т.н. «веерные отключения». Электричества в отеле реально не было несколько часов, причем вместе с ним отключался и WiFi :)
А на второй день начался наш тур по Мадагаскару. Нам прислали машину с водителем, и мы двинулись исследовать остров. Дальше водитель подсадил в машину девушку и сказал, что она будет нашим гидом. Не знаю, была это его дочка или кто еще, но толку от нее было не очень много. Скорей всего он просто дал ей возможность поездить и пообщаться с туристами, чтобы набиралась опыта.
Мы же дальше направились в сторону национальных парков с хамелеонами и лемурами. Хамелеоны — это ящерицы, которые могут менять окраску в зависимости от окружающей обстановки, а охотятся на насекомых они, выстреливая своим невероятно длинным языком на довольно значительное расстояние. Живут хамелеоны по всей Африке, и их много разных видов. Есть даже с головой в форме гвоздодёра. Совершенно инопланетные создания :)
Лемуры же, в отличие от хамелеонов, водятся только на Мадагаскаре. И их здесь тоже несколько разных видов. Мой день рождения начался с того, что мы три часа выслеживали лемуров в джунглях под проливным дождем. Услышали, как орут лемуры Индри, самые большие из всех, но увидеть их все никак не удавалось. Но в конце концов они начали прыгать с ветки на ветку прямо у нас над головами. А одного я даже заснял на видео в то время, как он самозабвенно выводил рулады, сидя на дереве :)
Но все же гораздо удобнее наблюдать лемуров в небольших заповедниках. В одном из таких нам объяснили, что лемуры боятся воды, поэтому если их поселить на острове, то они будут жить там и никуда не убегут. Туристов же туда можно возить на лодках :)
Ну разве не милашки? А как вам этот, черно-белый с длинным хвостом? Я ему дал послушать с телефона, как поет Индри, так он сначала испугался, а потом зарычал на меня, словно лев, аж страшно стало :)
Когда-то на Мадагаскаре действовали железные дороги с колеей шириной 1000 мм. В нынешнее время почти всё ж/д сообщение умерло, но кое-где еще можно увидеть технику на ходу. Грузы же в основном перевозят фурами.
Что касается автомобильных дорог, то ситуация противоречивая. Основная дорога из Антананариву в сторону лемуров и главного порта Туамасина жутко раздолбана. Как по ней до сих пор ездят бензовозы, для меня загадка. Даже мы на джипе расстояние в 140 км покрыли часа за четыре, если не больше. При этом на дорогах очень распространен такой вид «бизнеса» — местные жители засыпают ямы на дорогах подручными материалами, а потом стоят рядом и просят с проезжающих денег за труды. Мало того, иногда лопатами орудуют дети, а просить деньги для большей жалости выставляют вообще 5-летних карапузов. Кошмар, нигде такого раньше не видел.
Мадагаскар — страна крайне бедная. Об уровне бедности говорит уже хотя бы то, что больше нигде в мире я не видел, чтобы пассажиров возили рикши на ручных тележках. Мало того, многие рикши бегают по дорогам прямо босиком! Неужели нет денег, чтобы за три копейки купить дешевые китайские тапки?
Перевозка мебели по-малагасийски. Чем-то напоминает Бангладеш. Хотя там груз раза в два повыше бывает :)
Дорога до города Анцирабе тоже очень плохая. У нас ушел весь третий день, чтобы добраться туда. Но при этом на Мадагаскаре есть и вполне себе приличные дороги, к примеру из Анцирабе в Ампфи и из Ампфи в Антананариву. А вот что за дорога идет до Мурундавы, которая на западной стороне острова, сказать сложно, мы туда не поехали. Я пытался узнать у таксистов, смогут ли они отвезти нас в Цинги-де-Бемараха, но те ответили, что в декабре у них сезон дождей, и там затопило дороги, не проехать.
А еще Мадагаскар стал первой страной, где я увидел, как местные жители возделывают рис. Рисовые поля здесь буквально повсюду. Тяжелая это работа, постоянно стоять в воде и втыкать в землю пучки рассады. Интересно, а как сажают рис в более продвинутых странах?
В окрестностях Анцирабе есть природное чудо — озеро Тритрива, образовавшееся в кратере потухшего вулкана. Несколько напоминает карельскую Рускеалу. К сожалению, у нас не было достаточно времени, чтобы обойти все озеро вокруг, виды там очень красивые. Тут на нас напали местные тетки, продавцы сувениров. Увидев, что мы поехали наверх, они тоже всей толпой бросились за нами и, когда мы вернулись, окружили машину в надежде что-то нам продать :)
Дорога к озеру идет через деревни, где основным транспортом выступают или велосипеды, или повозки, запряженные волами. Такой экзотики здесь можно наснимать много :)
А это уже окрестности города Ампфи. Здесь главных достопримечательностей две. Самое удивительное место — это некий гейзер. Не ожидал увидеть такое на Мадагаскаре. И оттуда реально брызжет горячая вода. Тут было бы хорошо запустить дрон, но за нами увязалась такая толпа местных, что я рисковать не стал :)
А это вторая локация — водопад на реке Лили. Красиво, но уже не настолько вау ;) как гейзер
Стирка белья по-малагасийски. Как раз в этой реке Лили и стирают.
Увы, за все шесть дней на Мадагаскаре мы так и не увидели знаменитую «аллею баобабов». Это надо было ехать в сторону Мурундавы, на что у нас уже не было времени. Но я считаю, мы и так много всего успели. Большинство туристов, как я заметил, кроме лемуров и этих баобабов вообще мало что успевает :)
Мы же с Мадагаскара дальше должны были лететь на Сейшельские острова. Но не напрямую, а с пересадкой на французском острове Реюньон. На знакомство с ним был выделен один полный день, для чего я составил очень напряженный маршрут с посещением самых основных точек. На острове мы взяли уже вторую по счету прокатную машину и первым делом направились к кальдере вулкана Питон-де-ля-Фурнез. Однако погода на Реюньоне штука переменчивая. Если по дороге нам еще удавалось заснять вот такие марсианские пейзажи, то у самой кальдеры мало того, что все заволокло тучами, так еще и дождь пошел, и температура упала градусов до 10. Было досадно :(
Едем дальше. Эта церковь называется «Богоматерь в Лаве». В 1977 на острове произошло очередное извержение вулкана, лава потекла по склону и уже почти было поглотила церковь, но тут божественные силы остановили поток. Чудо? :)
Однако меня удивило другое. Если с земли застывшее лавовое поле смотрится довольно внушительно, то с высоты птичьего полета можно увидеть, что лава лежит только двумя пятнами рядом с церковью, все остальное уже либо заросло, либо было расчищено и застроено. Тоже чудо? :)
На Реюньоне огромное число водопадов, но самый красивый из всех — Cascade de Grand Galet. Ведет туда извилистый серпантин, иногда поднимающийся вверх просто под немыслимым углом.
А чуть ниже по течению река образует еще несколько бассейнов, в которых можно не только искупаться, но и прыгнуть в воду, сделав в воздухе сальто :)
Завершился наш день на смотровой площадке высоко над морем, откуда стартовали многочисленне парапланеристы. Я здесь попытался полетать на дроне, но когда на экране смартфона возникла огромная чайка, я решил, что надо поскорей лететь обратно. А Андрей Андреич потом рассказывал, что парапланеристы, увидев дрон, были сильно недовольны :)
Как обычно у нас в экспедициях, не обошлось без накладок. Кто бы мог подумать, что для того, чтобы въехать на Сейшелы, надо заранее получать разрешение? Везде сказано, что страна безвизовая, ну мы и приехали в аэропорт, как ни в чем не бывало. И тут нас спрашивают — а где ваша Tourist Application Form? А до вылета уже всего час. Причем форма эта не просто какая-то формальность, а туда надо приложить все, что только возможно — и бронь самолета, и бронь отеля, и фото туриста, и скан паспорта, а еще они хотели страховку, в которой будет указано, что она покрывает Covid-19.
И хотя все это у нас было, но за оставшийся час, да еще находясь в аэропорту, послать это все на Сейшелы не представлялось возможным. Короче, самолет улетел без нас. И что самое хреновое, следующий прямой рейс с Реюньона на Маэ был лишь через 4 (!!!) дня. То есть если изначально мы планировали провести на Сейшелах пять полных дней, то теперь выходило так, что у нас из этого оставалось лишь два неполных дня.
Но зато появлялись дополнительные 4 (!!!) дня на более плотный осмотр Реюньона :)
А раз такое дело, первый из дополнительных дней мы потратили, гуляя по столице острова, городу Сен-Дени. Как же все-таки хорошо, когда не надо никуда спешить. Ну и город реально приятный, не Антананариву :)
На следующий день мы решили выяснить, есть ли на Реюньоне хорошие пляжи. Однако очень скоро поняли, что все пляжи здесь выглядят примерно так. Да, есть и песчаные пляжи, но там никто не купается, потому что, а) сильные океанские волны б) опасное каменистое дно и в) кое-где видели знаки, что могут быть акулы :)
А внутренняя часть Реюньона очень гористая, и здесь есть несколько ущелий. К примеру, ущелье Салази известно своими живописными городками.
Самое же суровое — это ущелье Такамака. На дне его скрывается целый каскад из водопадов, но чтобы их увидеть, надо либо идти в поход по довольно стрёмной тропинке, либо запускать дрон. Я попытался спуститься, но понял, что на это уйдет весь остаток дня, а потому выбрал второе :)
Каскад водопадов "Фата Марии" (Cascade du Voile de la Mariée) в ущелье Салази
Дальше мы сделали вторую попытку увидеть кальдеру Питон-де-ля-Фурнез, и на этот раз удача нам улыбнулась. В какой-то момент облака рассеялись, и вулкан предстал во всей своей красе.
Участники экспедиции в национальных цветах острова Реюньон. Кстати, а вы знаете, что такое Drony? Это Selfy, сделанное с дрона :)
Церковь Св. Анны в городке Сен-Бенуа. Вообще на Реюньоне почти все городки названы в честь католических святых.
На Реюньоне открыли для себя такой фрукт, как личи. Очень вкусно, и продается здесь на каждом шагу, стоит 2 евро за килограмм.
А на Сейшелы мы хоть и спустя четыре дня, но все же улетели. И хотя на этот раз Application Form у нас уже была, на стойке регистрации в аэропорту Сен-Дени нас все равно промурыжили минут 15, заставив показать все имеющиеся в наличии распечатки и pdf-ки. И даже в бронировке отеля заставили показать, что номер взят именно на двух человек. Ну кто бы мог подумать, что на эти Сейшелы настолько тяжело попасть? :)
По прилету мы опять взяли в прокате машину, уже третью за эту поездку. Движение здесь левостороннее, при этом прокат ужасно дорогой, как и машины с автоматом, а потому авто было с ручной коробкой. В отличие от Реюньона, ездить здесь не очень комфортно, островок Маэ небольшой, дороги узкие, по бокам глубокие канавы, а траффик достаточно напряженный. Плюс еще постоянные перепады высот, что заставляет то и дело переключать передачи.
Мы же сразу поехали на знаменитые сейшельские пляжи, и первое место, где удалось искупаться — пляж Port Launay.
Пляж Sunset Beach. Не особенно понравился — во-первых, крошечная парковка прямо у обочины на довольно оживленной дороге, а во-вторых, слишком много валунов в воде. Любоваться же закатом мешает выступающая в море скала :)
А это главная смотровая площадка на всех Сейшелах с видом на самый фешенебельный район с самой дорогой недвижимостью. Мы потом прогулялись вон по тому мостику в сторону ярко-красных крыш и даже попытались там заселиться в отель Eden Bleu, но не прошли фейс-контроль :)
На пляже Anse Soleil. Это наверно лучший пляж из тех, что мы видели. Единственный недостаток — жутко крутой спуск для автомобилей :)
Пляж Anse Soleil, вид с птичьего полета. Слева, если присмотреться, как раз видно тот самый крутой спуск. Кстати, пляжи я выбирал, пользуясь рассказом Насти, так что повышу ей индекс цитируемости :)
Во второй день мы съездили в ботанический сад Мон-Флери, посмотрели, как растет знаменитый Коко-де-Мер. А закончилось наше пребывание на Сейшелах купанием на пляже Anse Intendance. Где я совершенно расслабился, управляя дроном, в результате чего он врезался в крону дерева и, завалившись на бок, рухнул на песок, вывихнув одну ногу, которая с тех пор не складывается :(
Тут вы конечно скажете, как это можно — прилететь на Сейшелы утром, а уже на следующий день вечером улететь. Но знаете, что я вам отвечу? Если бы нам пришлось провести здесь все пять запланированных дней, то я даже и не знаю, чем бы мы занимались, помимо лежания на пляжах. А вот что касается острова Реюньон, куда и ушли все «потерянные» дни, то там было настолько интересно, что это стало настоящим открытием всего путешествия :)
На обратном пути у нас была длинная девятичасовая пересадка в Стамбуле и мы опробовали услугу Turkish Airlines — взяли бесплатную экскурсию по городу. Не сказать, что очень интересно для тех, кто уже был в Стамбуле, но все же спать гораздо удобнее в уютных мягких креслах, слушая рассказ гида, чем в аэропорту :)
А кашель у меня прошел только месяц спустя после возвращения домой. Давно такого долгого кашля не было. Я вот теперь думаю, интересно, в каком месте кондиционера прячется трахеит? :)
Ну что, как вам наша очередная экспедиция? Или та, где про жену французского посла, была интересней? :)
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия