Наконец, после холоднющих пяти дней, нам повезло — потеплело и даже выглянуло солнце. И мы отправляемся в прекрасный город, который описан уже всеми по сто раз. И у меня есть описание этого города, сделанное в поездке в ноябре 2019 года. Но Брюгге настолько прекрасен, что можно любоваться им постоянно.
1 из 3
5
А учитывая, что в прошлом описании я показывала, помимо самых знаковых достопримечательностей что-то другое, нежели мы осматривали в этот раз, напишу еще один отчет. И совпадут в нем с первым только самые известные достопримечательности, так как Брюгге — неисчерпаем.
1 из 3
3
Брюгге — скромное поселение, зародившееся между 7 и 9 веками на берегах реки Звин.
1 из 3
3
Первые жители, поселившиеся на этом месте в поисках убежища, назвали его Брюггиа. Впоследствии вокруг крепости, построенной графами Фландрскими и названной Бург, вырос город. Связанный с морем, Брюгге превратился в крупный торговый центр. Город так разросся, что графы Фландрские сделали его местом своей резиденции, начали чеканить здесь монеты.
1 из 3
4
В 13 веке Брюгге стал портом мирового значения. Дальнейший расцвет города связан с пребыванием здесь герцогов Бургундских. Город роскоши и город искусства, Брюгге в те времена не знал себе равных. Его старая архитектура до сих пор является европейским украшением. Но, из-за песчанных наносов на реке, уже к 15 веку наметился экономический спад Брюгге, и его место занял Антверпен.
1 из 4
4
(на втором фото — мост Непомука, описывала его в первом рассказе про Брюгге).
Начиная с конца Средневековья, Брюгге стал известен своими кружевами. Процветали ковка железа, обойное ремесло и вышивка. И город сумел остаться центром культуры и архитектуры.
1 из 3
9
Только в начале 20 века Брюгге получил связь с морем, благодаря каналу Зеебрюгге. В 70-е годы там был построен порт, куда смогли заходить морские суда. И получивший выход к морю Брюгге, опять начал процветать, что было необходимо для социального развития и для защиты бесценного наследия.
1 из 4
4
Иногда можно услышать, что жителей города называют «Дураки Брюгге». Это связано с легендой о Максимилиане Австрийском. Якобы, когда он посетил Брюгге, жители устроили ему веселый прием с красочным парадом весельчаков и шутов. После того, как все закончилось, горожане попросили Максимилиана построить в городе больницу для сумасшедших. Но что император ответил: «Сегодня я не видел ничего, кроме дураков. Брюгге — это уже один большой сумасшедший дом!». С того дня горожане получили прозвище «Дураки Брюгге» или «Брюгге Зоттен».
1 из 4
7
Через один из многочисленных мостов с водонапорной башней переходим к Старому Городу.
1 из 2
5
Хроте-Маркт на протяжении веков была самой важной площадью города. Именно в этом месте были заложены основы экономической, политической и социальной жизни города. Рыцари доказывали здесь благородство своего происхождения, здесь торговали фламандскими тканями, и здесь сражался народ Брюгге, отстаивая свою свободу. Здесь можно было увидеть гильотину и виселицу, а также «дерево свободы». Бодуэн Третий, граф Фландрии, учредил здесь еженедельный рынок по субботам.
1 из 5
1
Башня и крытый рынок были построены к 1240 году, и они использовались для заседаний магистрата. Механические часовые механизмы получили широкое распространение к концу 13 века. Башенные часы были установлены на колокольне Брюгге в начале 15 века. В то время механизм показывал только часы, поэтому на циферблате была только одна стрелка. Каждый час несколько колоколов звучали предупредительным сигналом, называемым внушением. Позже был использован механический часовой механизм, который выполнял эту задачу. Башенные часы приводятся в движение маятником длиной 3 метра и весом 78 кг. Над входной дверью, ведущей к Дозорной Башне, находится балкон, откуда с 14 по 18 века власти оглашали законы и предписания, касающиеся работы рынка. Над балконом расположена скульптура Богоматери, которая, как и все остальные 600 скульптур Мадонны, находящихся во всех уголках города, в мае ежегодно украшается. В медальоне изображен герб династии.
6
Этой башне 800 лет и она намного старше, например, Пизанской, Эйфелевой или Биг-Бена. С высоты 83-х метровой башни раскрывается панорамный вид на город, но чтобы им полюбоваться, надо преодолеть 366 ступенек.
1 из 5
7
При подъеме наверх можно посмотреть многие интересные вещи, это настоящий музей. Кованные железные двери, за которыми хранились материальные ценности и важные документы, спрятанные в крепкие ящики с замками — настоящие произведения искусства, созданные Эрембальдом де Смидом около 1290 года. Они имеют десять замков. Восемь ключей находились в руках у разных представителей ремесленных гильдий. Два других ключа принадлежали начальнику округа Синт-Янзестендел и городскому мэру. Таким образом, ни один из них не мог увидеть или заменить документы без сотрудничества с десятью другими. Вскрытие ящиков происходило с соответствующим церемониалом.
Колокола — это особое украшение башни. Между 1280 и 1745 годами на колокольне служили 10 различных Триумфальных колоколов. Последний из них развалился в 1745 году. Только в 1800 году в Брюгге появился новый Триумфальный колокол, который был перенесен на колокольню из Церкви Богоматери. В 1809 году колокол получил новую звонницу. Сегодня он питается от электричества, и звонит по большим праздникам.
Помимо Триумфального колокола, интересны колокольчики карильона. Чтобы правильно делить сутки, башенный сторож должен был уметь измерять время. Сторож башни должен был звонить каждый час. Добавление колокольчиков меньшего размера преобразовало автоматический карильон, а сигнальная функция превратилась в музыкальную шкатулку, где каждому удару в течении часа и получаса предшествует узнаваемая мелодия. В начале 16 века к колоколам присоединили клавиатуру. Самым старым известным карильонистом, звонившим в колокола Брюгге, в 1533 году, был Адриан ван дер Слуус. В течении 16 и 17 веков карильон Брюгге был расширен до 30 колоколов. В 1675 году барабан сломался, и Мельхиор де Хаз изготовил 35 новых колоколов. Это было великолепное изделие, но в апреле 1741 года колокола и барабан пали жертвой удара молнии и пожара. Тогда вновь антверпенский мастер Георгиус Дюмери отлил новый карильон и Триумфальный колокол. Вместе с Антуном де Ондтом он поставил также новый механизм башенных часов и барабан. Новый карильон с 47 колоколами был завершен в 1748 году, и по сей день играют важную роль для горожан, радуя их и гостей города музыкой.
1 из 7
3
Готическая Ратушабыла построена в 1376 году, она — самая старая во всей Фландрии, и служила образцом для многих ратуш Фландрии. На фасаде 6 стрельчатых окон и 48 ниш для статуй. Первые статуи, изображающие библейских героев и фламандских принцев, были разрушены в 1792 году. В Ратуше в 1464 году состоялось первое собрание Генеральных Штатов.
1 из 3
5
А на площади, свои «Минин и Пожарский» — мясник Ян Брейдель и ткач Питер де Конинк — ярые борцы за независимость от французов в 1302 году. Памятник этим популярным фламандским героям был воздвигнут в 1887 году скульпторами де Винем и-де ля Сансери. На пьедестале отражены важнейшие моменты боя. В одном из зданий площади, «Доме Краненбург», в 1488 году восставшие жители города держали в плену Максимилиана Австрийского.
1 из 4
3
Базилика Святой Крови — трехъярусная церковь романского стиля, восходящая к 12 веку. По традиции считается, что Святая Кровь была привезена из Иерусалима Тьери Альзасским и отдана в Брюгге в 1150 году. Базилику я описывала в первом рассказе про Брюгге, даже фото втихаря сделала внутри, так что — повторяться не буду.
3
Бывшая Канцелярия Суда — постройка в стиле фламандского ренессанса. Украшенное скульптурами здание было восстановлено после его разрушения в 1792 году. Бронзовые скульптуры чествуют законодателя Моисея, старшего Первосвященника Аарона и Правосудие. После Французской Революции здание использовали в качестве полицейского участка, а начиная с 1883 года — как Мировой Суд.
4
Четыре всадника Апокалипсиса из бронзы были созданы в 1981–87 годах. Война (Раздор), Смерть, Голод и Болезнь (Чума). Это персонажи из Книги Откровений Иоанна Богослова.
1 из 4
1
Церковь Богоматери (о ней расскажу подробно, в прошлый раз только упомянула) — неповторимый памятник готики. Пожалуй, опишу ее поподробней. Ее 122-метровая башня — самая высокая в Нидерландах. Здесь находятся мавзолеи Марии Бургундской и ее отца — Карла Смелого. Строительство церкви Богородицы имеет долгую историю. Первая романская церковь, вероятно, была построена между 850 и 875 годами. От нее уцелела только стена фундамента. В 12 веке был построен неф в стиле ранней готики, к которому позже были добавлены часовни в стиле классической французской готики. Интерьер тоже был обновлен в последующие века.
1 из 5
2
Но главное достояние церкви — великолепная работа Микеланджело. Только одна скульптура Микеланджело покинула Италию при жизни художника: это Мадонна с младенцем из Брюгге. Жан Мускрон, происходивший из богатой династии Брюггских торговцев тканями, приобрел эту работу в 1506 году и заплатил художнику за нее 100 дукатов. В 1514 году Брюггская Мадонна была помещена в алтарь Южного трансепта церкви Богоматери. Некоторые члены семьи Мускрона похоронены у подножия алтаря. В документе семья оговорила, что скульптура должна оставаться здесь навсегда. Но, написав это, они не учли катаклизмы истории. Наполеон пожелал, чтобы Мадонна украшала Национальный Музей в Париже, и она была вывезена. Однако, после поражения при Ватерлоо, в 1815 году, Мадонна была возвращена в Брюгге. Во время ВМВ скульптуру похитили во второй раз: на этот раз Гитлер потребовал, чтобы она хранилась в музее австрийского Линца. Союзники, занимавшиеся нахождением и спасением произведений искусства, нашли ее в соляной шахте в Альтаусзее в Австрии и вернули в Брюгге.
1 из 3
2
Роскошная кафедра 18 века была выполнена Яном Клаувартом, Питером ван Валлегхемом, Яном ван Хекке и Филиппом Шарлакеном по проекту Яна Гаремейна. В 16 веке в Брюгге протестанты отделились от католиков. Католическая церковь отреагировала на это Контрреформацией. Учение о Вере выдвинулась в церквях на первый план, и тогда очень выросло значение Кафедры, считалось, что «здесь Вера возвращается Миру». Этот ранний амвон в стиле рококо опирается на женскую фигуру. Тексты — стих из Книги Притчей. «Корзина» Кафедры, в которой сидел проповедник, украшена эпизодами из Нового Завета. Ангелы представляют Четыре Евангелия. Звукозащитный кожух нависает над «корзиной» Кафедры, что гарантировало хорошую слышимость. Ансамбль венчает фигура Истины.
1 из 3
1
В католической церкви существуют семь таинств, в которых, как считается, Бог открывается человеку. Одним из них является таинство покаяния и примирения — исповедь. Верующие исповедуются в своих грехах священнику, который обещает прощение во Имя Бога. С конца 16 века исповеди слушались в специально предназначенном для этого предмете мебели — исповедальной кабинке. Священник сидел посередине, за окнами. Верующие могли исповедоваться в своих грехах, стоя на коленях справа и слева. Этот ансамбль из дуба — один из лучших в стиле барокко в Брюгге. Фигуры представляют Порок, Святого Иеронима, Святого Августина, Веру, Святого Иоанна, Святую Екатерину Александрийскую, Святую Анну Селбдритт и Святого Петра. Имена двух художников Джейкоба Бергера и Людо Хагемана отмечены в книге, которую держит Святой Иоанн. Исповедальни созданы в 1697 году.
1 из 4
6
Ракия с мощами святого Бонифация. Автор восхитительных барельефов — Мельхиор ван Блутакере, создавший их в 1624 году. Реликвиями могут быть не только части тела святых, но и предметы, с которыми он соприкасался. В Средние Века это было неотъемлемой частью опыта веры. Помимо прочего, им приписывались чудодейственные силы. Церкви зарабатывали большие деньги на почитании святых, процветала торговля мощами, строго говоря — запрещенная. Святой Бонифаций был епископом Майнца и посвятил свою жизнь в 7–8 веках обращению Западной Европы в христианство. Сам реликварий был создан в 19 веке, а на него наложены старые барельефы 17 века, изображающие сцены из повседневной жизни. Согласно преданию, в 745 году, Бонифаций построил здесь часовню в честь Девы Марии, тем самым заложив основание этой церкви.
1 из 2
1
Часовня Баэнста названа в честь семьи Баэнст, известной и уважаемой в Брюгге на протяжении веков. Здесь повсюду можно увидеть фамильный герб: рука, держащая нимб. В память об умерших родственниках устанавливаются красочно раскрашенные памятные камни с низким рельефом, которые называются памятными досками. На них можно увидеть, как усопшие вместе со своим святым покровителем и детьми преклоняют колени вокруг сидящей на троне Марии и умоляют ее ходатайствовать перед Богом об их спасении. Лежащая фигура Яна де Баенста (он умер в 1518 году) ранее находилась в нише на левой стене. В 19 веке часовне придали неоготический вид.
1
Часовня Лодевийка Груутузе, 1492 года. Лодевийк, умерший в возрасте 70 лет, был влиятельнейшим советником герцогов Бургундских. Он жил в городском дворце рядом с церковью. В конце 15 века он имел два здания, соединенных двухэтажной молельней. Семья Груутузе могла посещать мессу с верхнего этажа, не покидая дворца. Нижний этаж предназначался для друзей и придворных. Лестница вела священника в верхнюю часть для раздачи причастия. Верхняя часть сейчас является музеем Груутузе. Здесь, снаружи, он украшен гербами, инициалами Лодевийка и его жены Маргареты ван Борселе и его девизом «В тебе больше». На потолочных росписях три ангела держат медальон с изображением Богородицы с младенцем. Восхитительная решетка закрывает часовню.
1
Над хорами в стиле барокко висят 30 гербов рыцарей Ордена Золотого Руна. Филипп Третий, герцог Бургундский, основал престижный Орден в 1430 году, по случаю женитьбы на Изабелле Португальской. С 8 по 10 мая 1568 года, Орден провел в этой церкви 11-й Капитул (Собрание Ордена). Карл смелый председательствовал на Собрании. Обычно, рыцарь был членом Ордена до конца жизни, но если он серьезно нарушал правила, его могли исключить. Так получилось в этот раз с Иоанном Бургундским, племянником Карла Смелого. Его герб был выкрашен в черный цвет и на нем были указаны причина, по которой он был исключен из Ордена — Ересь. На встрече присутствовал Лодевийк фон Груутузе, живший во дворце, рядом с церковью, его герб тоже висит в ряду других.
1
Карл Смелый, герцог Бургундский, погиб на поле битвы при Нанси, в 1477 году. Только в 1563 году он нашел свое последнее пристанище в могиле здесь, в высоком хоре церкви Богоматери. По этому случаю был отремонтирован Хор, оборудованный новыми перилами и триптихом «Страсти». В средней части триптиха изображено распятие Иисуса. На боковых створках мы видим Бичевание, Крестный ход, сошествие Христа в Ад и Плач. Маргарита Австрийская, внучка Карла Смелого, первоначально заказала триптих для гробницы своего мужа, Филиберта Второго Савойского. Однако ее придворный художник Баренд ван Орлей умер до того, как работа была завершена. Позднее картина была доставлена в Брюгге, где Маркус Герардс Старший завершил боковые крылья.
Могила Марии Бургундской создана Яном Борманом и Ренье врн Тиненом. Позолота и эмаль работы Пьера де Бекере 1490–1502 годов. Упав с лошади, Мария Бургундская умерла 27 марта 1482 года в Принсенхофе в Брюгге. Ей было всего 25 лет, но она правила Нидерландами с 1477 года, когда погиб ее отец Карл Смелый. По ее особому желанию, она была похоронена в церкви Богоматери. Ее муж, Максимилиан Австрийский, заказал эту гробницу в 1490 году, в готическом стиле. Генеалогическое древо со стороны матери и отца увековечено на боковых стенках. В изголовье и изножье находится могильная надпись с гербом и списком областей, которыми правила Маргарита Бургундская.
Могилу Карла Смелого создал Жак Йонгелинк в 1558–1562 годах. Гробница похожа на строение гробницы его дочери. Но она была завершена на 70 лет позже и стилистически уже частично относится к эпохе Возрождения. Это, среди прочего, видно в нимфах, несущих герб и в стиле доспехов.
1 из 4
1
Триптих Страсти, Баренд ван Орлей и Маркус Герардс, 1534 год, Брюссель - Брюгге. Масло по дереву.
Картины показывают не только библейские истории, но и представления о загробной жизни средневековых людей. Мария с Младенцем изображалась, как правило, у подножия Бога — она ходатайствует перед Всевышним за умершего. Иисус своей смертью искупает грехи человечества. Ангелы провожают на небеса души умерших.
1 из 12
2
Преображение господне на горе Фавор, Жерар Давид, 1505 год, Брюгге. Масло на панели. Это сцена из Библии, когда Иисус поднялся на гору Фавор, с апостолами петром, Иоанном и Иаковом, его лицо засияло, как солнце, а одежда засветилась белым светом. Он был настолько силен, что апостолы, увидев его, в ужасе упали на землю. Рядом с Иисусом можно увидеть пророков Моисея и Илию. Бог Отец появляется над ними, подтверждая Иисуса, как своего сына.
Капелла таинств, авторства Жана Батиста де Бетюна, 1863 года. В середине 19 века епископ Малоу приказал построить часовню для причастий по английскому образцу. В часовне хранились святыни. Он передал заказ своему племяннику, архитектору. Бетюн спроектировал часовню в неоготическом стиле, от росписи до дарохранительницы, как и витражи. Этот же автор украсил витражами две соседние часовни.
4
О церкви можно еще много чего написать. Начиная с 1270 года в Брюгге начали раскрашивать гробницы — не только снаружи, но и изнутри, и в ней представлены роскошные образцы. В Средние Века умерших зачастую хоронили в тот же день, поэтому художнику надо было приступать к работе немедленно. Он рисовал экспромтом, мокрым быстросохнущим мелом. В 15 веке могилы уже раскрашивали красками.
1 из 4
2
В этой церкви можно провести несколько часов, она прекрасна и в ней очень много интересного. Например, работа Адриана Изенбрандта «Мать Долороза» 16 века. Согласно католической традиции, Мария испытала семь мгновений сильной боли, отсюда и название «Долороза», или «Скорбящая мать». Помимо готических элементов, в церкви множество украшений с завитками и листьями аканта — мотивами классической античности, которыми все чаще пользовались в Ренессансе. Иногда можно увидеть влияние фламандских примитивистов, таких, как Мемлинг.
1 из 9
1
А мы движемся дальше.
Часть зданий музея «Грунинге» датируется 13 веком. Этот Муниципальный Музей Изящных Искусств был построен в 1930 году на месте бывшего монастыря августинцев. В нем собрана наиболее полная коллекция старинной и современной фламандской живописи. Музей «Грюютхюзе» ранее был Дворцом вельможи Грюютхюза, в 15 веке. Самым известным вельможей патрициев Брюгге того времени был Лодеуейк Ван Грююгхюзе, кавалер Ордена Золотого Руна. Его девиз «В вас имеется больше» можно прочесть в различных местах здания. В 1693 году дворец использовался в качестве часовни Пьеты. После реставрации с 1883 по 1898 годы он был превращен в Музей Общества Античности, а начиная с 1955 года стал Музеем Античности и Искусства.
1 из 9
2
Монастырь бегинок был построен в 1245 году Маргаритой Константинопольской, графиней Фландрской. Фламандские бегинажи — живое свидетельство мистико-религиозной традиции, восходящей к Средневековью. Бегинки были вдовами или незамужними женщинами, которые не принимая монашеских обетов, решили жить независимой жизнью, содержа себя, детей и служа Богу. Феминистки Позднего Средневековья.
1 из 3
1
Вместе с другими двенадцатью фламандскими бегинажами, этот объект был внесен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО 2 декабря 1998 года.
Бегинки покинули Брюгге в 1928 году, а через два года их место заняли монахини — бенедиктинки и это место снова стало местом молитв. Здесь очень приятно прогуляться в тишине среди зелени, по узким улочкам. Очарование кирпичной архитектуры, спокойная обстановка, все здесь дишит умиротворением. Несмотря на большое количество туристов, здесь, действительно, тихо — все гости с пониманием относятся к хозяйкам и назначению построек.
1 из 6
1
Больница Святого Иоанна — одна из самых старых в Европе. Уже в 12 веке она действовала, принимая и путешественников, которым негде было укрыться. В одном из старинных больничных залов 13 века находится знаменитый музей Мемлинга. Этому залу выпала честь экспонировать работы Ханса Мемлинга, который родился в Германии, а умер в Брюгге в 1494 году.
1 из 6
4
Город с воды всегда выглядит по-другому, нежели с улиц. Во время прогулки на лодке открываются совершенно неожиданные и самые красочные уголки Брюгге, не пропустите это. К счастью, мне во все приезды удается покататься.
1 из 5
4
Озеро Любви — Миннеуатер— связано с самой интересной городской легендой — о лебедях. Они — символы власти и богатства Брюгге с 15 века. После смерти Марии Бургундской в 1482 году Брюгге пережил смутные времена. Горожане, разъяренные новыми налогами, которые наложил на них император Австрии Максимилиан, преемник Марии (по совместительству — ее вдовец), подняли восстание против своего нового правителя. Поскольку Максимилиан был заперт в доме на Краененбург на Рыночной площади, он беспомощно следил за пытками и обезглавливанием своего судебного пристава и доверенного советника Питера Ланчалса, известного как Длинная Шея. В конце концов император сбежал и отомстил горожанам, заставив их держать на каналах длиношеих — лебедей. Фото озера новые, а лебедей — из другого приезда, в апреле малышей еще нет.
1 из 12
5
Лошадинный колодец, из которого не только лошадки воду пили — зубы лошади сделаны в качестве крючьев для ведер.
1 из 3
1
А лошади используются и сегодня. Кареты и лодки — единственная возможность посетить самые живописные уголки Брюгге.
1
И еще лошадь, почти. Своеобразный современный памятник авторства Джефа Клерхаута, расположенный неподалеку от Острова любви, на площади Вольплейн. Название у скульптурной группы длинновато, но исчерпывающе: «Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге». Вот прямо такой компанией. Пегас запряжен в повозку, на облучке «ямщик — джентельмен Прометей», а в повозке — похожая на «женщину с низкой социальной ответственностью» дама — Леда, держащая на коленках лебедя — Зевса.
1 из 2
2
Несколько памятников горожанам, не столь веселых, как предыдущие.
Памятник Гвидо Гезелле, лирическому поэту Фландрии 19 века, всю жизнь прожишему в Брюгге. Его дом превращен в его музей, в котором выставлены рукописи, картины, переводы и личные вещи этого священника — поэта.
1
Хуан Луис Вивес (1492–1540) — преподаватель испанского языка из Валенсии, памятник которому был установлен в 1957 году.
1
В парке, неподалеку от нашей парковки, установлен бюст фламандскому писателю Маурицу Саббе, который, помимо писательства, активно занимался педагогикой, являясь профессором и преподавая нидерландский язык и литературу и театральное искусство в Мехелене и Брюгге. Затем его назначили хранителем музея Плантена-Моретуса в Антверпене.
Даже немного рассказать о Брюгге, не упоминая пиво, не получится. В этой пивоварне «De Halve Maan» уже 500 лет варится настоящее городское пиво — Брюгге Зот — золотисто-светлое, с богатой пенной шапкой и фруктовым ароматом, сваренное с использованием четырех разных видов солода и двух сортов ароматного хмеля. Это пиво получило множество международных призов на престижных пивных конкурсах, а стало знаменитым, когда в пивоварне ввели в эксплуатацию трубопровод длиной 3276 метров. Точнее — пивопровод, который проходит из пивоварни к заводу по разливу. Город перегружен и это было единственно верное решение. Проект осуществили благодаря краудфандингу, и пивопровод был открыт в сентябре 2016 года. Пиво здесь подается нефильтрованным, прямо из котлов, сохраняя свой характер. С 1856 года пивоварня принадлежит одной семье — Маес, и сегодня это шестое поколение семьи.
1 из 5
2
Катаясь на кораблике или гуляя по улочкам Брюгге, очень важно не забывать крутить головой, смотреть по сторонам или поднимать голову вверх, чтобы увидеть красивые скамейки, любопытных горожанок, которые вместо того, чтобы плести кружево, поглядывают в окошко на туристов, или какие-то мелочи.
1 из 8
3
А эти жительницы или туристки уже пожилые — одной 13, а второй и вовсе 16 лет! Детей рождается мало, хоть собачек в колясках повозить.
1 из 2
1
Почему-то, с прошлых поездок, у меня не обнаружилось колодезного люка, так что, наверстала.
3
Ну, а это обязательно — съесть в Брюгге вафлю с клубникой, можно сказать — регулярный ритуал!
5
По красивому Красному мосту возвращаемся в наш автобус, используя дурацкий штамп из школьных сочинений: «Усталые, но довольные».
1 из 2
1
Мостики, каналы, лебеди — все это придает Брюгге тот романтический образ, который так завораживает туристов, заставляя их применять к городу только восторженные эпитеты: прекрасный, обворожительный, восхитительный, очаровывающий.