Нам необыкновенно повезло! Наш отель, в котором мы прожили неделю бельгийско-нидерландского тура, был расположен буквально «за углом» от квартала ар-нуво.
Нам необыкновенно повезло! Наш отель, в котором мы прожили неделю бельгийско-нидерландского тура, был расположен буквально «за углом» от квартала ар-нуво.
Соответственно, мы просто смогли сходить туда на вечернюю прогулку, спасибо нашей бельгийской «вожатой — гиду» Диане.
Ар-нуво — это тоже самое, что и модерн, «Новый стиль», который развился на рубеже 19–20 веков.
В разных странах применимы различные термины (итальянский Либерти, Югендстиль в Германии, или австрийский Сецессион), но мы во франкоязычной стране, поэтому — ар-нуво.
Говоря об ар-нуво, конечно, сразу всплывают Брюссель и Льеж, но и Антверпену есть чем гордиться в этом направлении.
В Антверпене его развитие происходило начиная с последних лет девятнадцатого столетия до начала Первой Мировой Войны.
Появилось множество архитекторов, которые продвигали этот стиль: Эмиль Ван Авербеке, Эмиль Тиленс, Альфред Дефевр, Жюль Хофман, Август Колс, Франс Смет-Верхас, Жак де Вердт, Джозеф Баскорт.
Главное, что характеризует ар-нуво — неправильные изгибы и линии в лепке, металлических украшениях, плитке, витражах, мозаике, пологих арок, ассиметричных орнаментах. Часто используется сграффито (процарапывание рисунка на верхнем слое, под которым виден нижний).
Бельгийский модерн оказал очень большое влияние на искусство в Европе — в Германии, Франции, Австрии, Нидерландах.
Ар-нуво в Антверпене расположен очень компактно, что облегчает «общение» с ним — в районе Цуренборг, неподалеку от вокзала Берхем. «Вход» в это царство красоты лежит через роскошную площадь:
Квартал очень компактный, все самые красивые постройки расположены в «Золотом треугольнике», вдоль трех улиц — Когельс Осилей, Ватерлоо — стрит, и Трансваальтстраат.
Один из самых ярких перекрестков квартала — с ансамблем «Времена года», архитектора Джозефа Баскорта. Четыре дома были построены в 1899 году.
На эркере каждого дома выложены четыре времени года — весна, лето, осень и зима. С этого перекрестка не хотелось уходить, можно часами разглядывать эту красоту!
Великолепен дом великолепного Карла Великого — европейского героя.
Дом «Лотоса» и «Папируса» гения Джозефа Баскорта, 1901 года.
Дом «Борей» (который ветер) особенно хорош! Архитектор шедевра — гениальный Джозеф Баскорт, 1998 год.
Дом «Подсолнух», архитектор Жюль Хофман. Дом был построен на ранней стадии развития ар-нуво в Антверпене, в 1900 году, на Когельс Осилей. На всех уровнях фасада созданы стилизованные растительные орнаменты, и они разные на всех уровнях. На главном фасаде два крупных подсолнуха, над аркадой — три подсолнуха меньшего размера.
Не оторваться от этой красоты — дом «Квинтен Матсис» архитектора Жака де Вердта, 1904 года. Один из самых ярких и привлекающих всеобщее внимание.
Ансамбль «Погода» — «Ден Тидж» архитекторов Августа Колса и Альфреда Дефевера, 1903 года.
Дом «Битва при Ватерлоо», архитектора Франса Смет-Верхаса, 1905 года. Фасад этого здания был бы совершенно симметричным, если бы эту симметрию не «нарушала» боковая башня, украшенная мозаикой с именами и штандартами Наполеона Первого и герцога Веллингтона.
Дом «Наполеон» архитектора Жака де Вердта, 1904 года.
Желтый остроконечный дом — «Ирис де Лишблум», архитектора Ван ден Босше, 1898 года.
Дом «Чайка» архитектора Жака де Вердта, 1905 года.
А вот и фахверк затесался, еще и чертями декорированный:
Помимо ар-нуво, в этом квартале множество домов монументальной архитектуры стилей викторианской и эдвардианской эпох. В этих богато украшенных зданиях сочетаются неоклассицизм, эклектика, реинкарнация эпохи Возрождения, и, конечно, модерн.
Ар-нуво «умер» в Антверпене, да и во всей Бельгии, с окончанием Первой Мировой Войны. Он уступил свои позиции ар-деко (который тоже прекрасен) и модернизму.
Остались несколько приверженцев ар-нуво, как, например, Дефевер, который еще 6 лет строил дома в этом стиле, но к 1924 году и он сдался.
А есть и такой веселый современный штрих декора:
Этот лимончик вполне соответствует всему району, вот бы остальные машины убрать!
Этой жительнице района можно позавидовать — живет в красоте, ежедневно приобщается к искусству.
И колодезный люк в мою коллекцию. Он, правда, без подписи, но очень хорош, под стать всему остальному району, да и всему Антверпену, как и всей Бельгии!
Спасибо за внимание!