Андерматт — городок в кантоне Ури, в швейцарских Альпах, скорее — деревня в 1,5 тысячи человек и огромным количеством лыжников — туристов.
Андерматт — городок в кантоне Ури, в швейцарских Альпах, скорее — деревня в 1,5 тысячи человек и огромным количеством лыжников — туристов.
До того, как был построен тоннель через Сен-Готтар, в этой части кантона Ури останавливались все, кто собирался пересечь перевал. Этих людей можно понять, ведь даже из окна машины виды на Альпы восхитительные.
Через долины, окруженные высокими горами, уже в 13 веке была проложена первая дорога, ставшая важной частью торгового пути между Италией и Германией. Через Сен-Готтар перевозили товары купцы, по тропинкам шли караваны, паломники и миссионеры. Сложный переход преодолевали за несколько дней, останавливаясь для отдыха в специальных горных приютах, монастырях и постоялых дворах. В снежные периоды перевал становился недоступен (как и сейчас).
В августе 1853 года, 9 швейцарских кантонов создали специальный комитет по строительству туннеля. К 1861 году стало понятно, что его длина будет не менее 16 км, и что для выполнения этого проекта нужны огромные деньги. К делу подключился Альфред Эшер, промышленник, финансист и меценат, политический деятель, сделавший много добрых дел для Швейцарии. Через 10 лет в Берне собрались представители трех заинтересованных стран — Швейцарии, Италии и Германии, и обсудили строительство дороги с туннелем через перевал. Предполагалось закончить проект за 8 лет, и определили долевое участие каждой страны.
13.09.1872 года началось строительство. И стало понятно, что реалии не совсем совпали с предположениями: строители работали при температуре не ниже 33 градусов, и за каждый метр продвижения вперед приходилось платить жизнями, из-за обвалов погибали рабочие. Главный технический директор проекта Луис Фавре умер от инфаркта в 1879 году во время инспекции стройки. К этому моменту талантливейший инженер провел в туннеле 223 дня. Тем не менее, к 1882 году работы были завершены. Окончательная цена стройки составила 227 млн франков (что в те времена было астрономической суммой).
Проект был осуществлен при участии 5472 рабочих и инженеров, многие из которых заплатили за самый большой на тот момент туннель в Европе своими жизнями. Сразу же в горах было создано несколько военных объектов, бункеров и баз, они и сейчас есть:
Сегодня перевал открыт с июня по октябрь, все остальное время года его можно пересечь через одноименный туннель — автомобильная часть протяженностью 17 км, железнодорожная — 57 км, что является рекордом в Европе. Я настойчиво предлагала назвать этот туннель «Мечта клаустрофоба». Идет активная стройка по прокладке новой линии автомобильной части, так как старая не справляется. В туннеле разрешено ездить со скоростью не более 80 км/час, с дистанцией в 150 метров.
Выехав из туннеля, дух захватывает — несмотря на апрель, зимняя сказка. Дорога вьется хвостом дракона.
Я, в очередной раз, порадовалась, что мы на моей небольшой машине, а не на «корабле» мужа.
Дорога захватывает, я с трудом дождалась возможности остановиться.
А снаружи — сюрприз! Мы едем из мест, где было +20, а здесь около нуля! Горы.
Параллельно дороге заметна под снегом небольшая тропинка. Она спускается вниз, к площадке с рестораном.
Площадь перед мостом называется «Францозен-платц», в честь французских солдат, под командованием генерала Лекурба, погибших в тяжелом бою с русскими войсками. Она была открыта двести лет спустя, 25 сентября 1999 года, на картине изображено это сражение. С другой стороны ресторана — портрет Суворова.
Огромный 12-метровый крест, вырубленный по проекту швейцарского инженера Чокке, установлен на небольшом участке земли, выделенном общиной Урзерн России.
На памятной доске выбито: «Героическим солдатам Генералиссимуса — фельдмаршала Графа Суворова, графа Италийского — Рымникского, падшим при переходе Альп в 1799 году». (Не был он тогда Генералиссимусом, был генерал-фельдмаршалом, а Генералиссимуса получил уже после Швейцарской компании). Рядом: «Князь Сергей Михайлович Голицын 1843—1915 гг. Российский благотворитель и меценат, создатель памятника „Суворовский крест“, открытого в сентябре 1898 года. Влахернская икона Божией Матери — семейная реликвия Князей Голицыных».
На второй перечислены люди и организации, при помощи которых сохраняется память о тех событиях. Таблички отлиты на Чусовском металлургическом заводе, а бронзовые буквы отлили на заводе Кюглера в Женеве, высота каждой 50 см.
Князь Голицын обратился с идеей установить памятник Суворову к швейцарскому посланнику Гамбургеру (он тогда еще не знал, что у него смешная фамилия) через управляющего Министерства Иностранных Дел Шишкина. Гамбургер послал запрос в Берн. Но, Федеральный Совет выступил против этой идеи, поскольку нейтральная страна не хочет ставить памятники полководцам, да еще чужим. Через год с российской стороны поступает повторная просьба, но речь теперь идет нге о памятнике полководцу, а о памятнике павшим солдатам. Эта формулировка устроила Федеральный Совет.
Внизу, в нише скалы, вырублена небольшая часовенка.
Можно представить, как здесь все происходило. В 1798 году император Павел принял решение о вступление в войну против Наполеона, присоединившись к Англии и Австрии. В Северную Италию отправляется Суворов (об этих событиях я писала в рассказе про Альтдорф). Русские войска остановились лагерем между Госпенталем и Андерматтом.
Суворов принял решение атаковать позиции французов, закрепившихся в районе Чертова моста, это был стратегический объект, открывающий единственный путь из узкого горного ущелья Шёлленен к Фирвальштеттскому озеру. Генерал Лекурб разместил два батальона и несколько орудий возле «Урзенской дыры» — узкого туннеля, пробитого в горах, и разобрал один из пролетов моста над бурной рекой Ройсс.
Русские солдаты вынуждены были срочно достраивать мост из бревен, разобрав стоящую неподаоеку избу и связывая бревна шарфами и ремнями. Ледяная река Ройсс уносила убитых и раненых с обеих сторон.
Тогда егеря Багратиона, зашедшие в тыл французам, меткой стрельбой, пробили оборону французов. В это время Лекурб получил сообщение, что у него в тылу появился отряд австрийцев, и он дает приказ к отступлению. Русские войска завладели ущельем. Французские войска вынуждены были отступить через перевалы к Гёшеннену.
Битву на Чертовом мосту знают все, а что за мост? Когда-то, я коротко писала о нем, расскажу поподробней. Тойфельбрюкке в ущелье Шелленен построился по легенде за одну ночь. Река Ройсс, протекающая в ущелье, не позволяла жителям деревни переправляться через него, и они решили построить мост. Но в столь сложном ландшафте сделать это самостоятельно не смогли и обратились за помощью к дьяволу, который согласился построить мост, при условии, что ему отдадут душу первого, перешедшего через мост. Дьявол выполнил свое обещание и мост к утру был готов. Но, жители Андерматта решили его перехитрить и пустили по мосту козла.
Дьявол страшно рассердился и схватив огромный камень, двинулся к мосту, чтобы сломать его. Навстречу шла бесстрашная гельветка, которая заболтала дьявола так, что он не заметил, как она начертила на камне крест (любая может так заболтать). Черт разгневался, поскольку не мог держать в руках камень с крестом, швырнул его в ущелье. Остановиться возле этого камня мы не смогли, там шли ремонтные работы, и дорожный «Царь» махал рукой, чтобы проезжали, так что — фото из интернета.
Тот исторический мост обрушился в 1888 году, от него остались только видимые сегодня кусочки. К этому моменту его не использовали уже почти 60 лет, пользовались новым, который не сохранился. В 1955 году построили новый, который и используется сегодня. Он, вместе с остатками первого, выглядит очень живописно.
Особенно интересно — когда в туннель входит поезд:
Это место стало могилой не только для строителей туннеля и русских и французских солдат. Зинаида Юрьевская, талантливая певица — восходящая звезда оперной сцены, ведущая солистка Берлинской оперы, в августе 1925 года попала под снежный обвал во время прогулки в горах возле Андерматта.
А мы отправились на небольшую прогулку в Андерматт, решили согреться — просто пройтись по деревне.
Это живописная горная деревушка, расположенная на высоте 1436 метров над у.м., в восточной части долины Урзерн, которая характеризуется особым географическим положением посреди швейцарских Центральных Альп на пересечении четырех долин.
Она связывает не только перевалы Фурка и Оберальп, но также обеспечивает важный доступ на юг, соединяя долину Ройсса (реки) с Левентиной через перевал Сен-Готтар. Сам Андерматт находится в начале впечатляюще крутого подъема к перевалу Оберальп (2044 м над у.м.), который узкими серпантинами поднимается над деревней.
Валь д, Урзера — Медвежья Долина — изначально была покрыта густыми лесами высокогорной долины, Альпы в которой лишь изредка обживались людьми и возделывались. Первые следы поселения предполагают, что фермеры с юга прошли мимо Монте-Прозы через гору Эльвелинус в долину.
Однако начальная расчистка и колонизация, вероятно, происходили с востока через перевал Оберальп из ретороманской области, при этом ведущую роль играл монастырь Дизентис, основанный около 700 года.
Долина была сформирована иммиграцией немецкоязычных миссионеров. Этому активно способствовал аббат Дизентиса, поскольку увеличение трафика по Готтарскому маршруту сделало необходимым дальнейшее расширение страны и поселения.
Старое поселение недалеко от Санкт-Колумбана возле реки Нэтшен со временем утратило свое значение из-за высокого риска схода лавин и уже в 1497 году называлось «У старой деревни», а позже — Альткильх. Новая деревня, с другой стороны, теперь возникла на берегу Ройсса, под защитой леса у подножия Гуршена.
В 14 веке долина Урзерн превратилась в независимое сообщество альпийской долины с собственной юрисдикцией, как указано в документе короля Венцеля от 1383 года. Кроме того, вся транспортная система находилась в руках общины долины. Этот прибыльный бизнес был впервые урегулирован в 1363 году приказом об общинах. До середины 19 века все товары перевозили на вьючных животных.
С церковной точки зрения Урзерн принадлежал монастырю Дизентис, но в 1484 году община долины получила право свободного выбора прихода, а в 1649 году смогла выкупить себя из-под власти монастыря. После того, как приход Урзерн также отделился от Дизентиса в 1665 году, 12.06.1688 года он был передан ордену капуцинов по их собственной просьбе. Пастор Андерматта, должность которого впервые упоминается в 1203 году был духовным лидером жителей долины, а также присматривал за филиалами церквей.
В начале 19 века расширение переходов через перевалы в дороги дало новый импульс для сообщества долины. Хотя изначально это привело к остановке традиционной транспортной системе в долине Урзерн, в долгосрочной перспективе это открыло источники дохода за счет роста туризма.
Это структурное изменение было усилено в 1865 году, строительством новой переправы через Оберальп, благодаря которой Андерматт был впервые открыт как летний курорт, до 1883 года, когда он преобразовался в зимний курорт и когда началось распространение зимниз видов спорта.
Городок — настоящая лыжная Мекка, где лыжные трассы предназначены для достаточно опытных лыжников, они расположены на высоте от 1,5 тысяч до 3 тысяч метров.
Здесь, в городе, расположена специальная железнодорожная станция, на которой загружаются пассажиры с автомобилями, переезжающие через Оберальп Пасс в кантон Граубюнден, и через туннель Фурка к региону Валлис.
Летом путешественников тоже достаточно, отсюда отправляются туристы через горы, в специальном почтовом автобусе.
В небольшом Андерматте несколько церквей (закралась нехорошая мысль: перед катанием надо помолиться?).
Церковь Святого Колумбана построена между 11 и 13 веками на месте часовни монастыря Дизентис 9 века. Она выросла прямо на выходе из перевала через Оберальп. Романская постройка стала приходской церковью кантона Ури в 1600 году. В 1942 году она прошла реставрацию.
Фавн — Бог пастухов, охраняет мост (удивительно, обычно мосты охраняет святой Непомук). Это римское божество, выросшее из греческого Пана (римляне вообще слямзили всех греческих Богов).
Региональный музей — Тальмузеум — разместился на главной улице Андерматта. В нем разместилась коллекция экспонатов, рассказывающих об истории города, и региона. Отдельная комната музей посвящена Александру Суворову. В одной из витрин хранится вышитая попона на седло — подарок фельдмаршала. Именно в этом доме было принято решение атаковать позиции французов возле Чертового моста.
Приходская церковь святых Петра и Павла начала строится после продолжительных дискуссий о местоположении новой приходской церкви в долине Урзерн в начале 17 века. Архитектором новой церкви стал Йоханнес Шмид, а главным мастером — строителем Бартоломеус Шмид, руководивший расширением старого здания. 12.09.1601 года пастор Мельхиор Кристен смог заложить камень в фундамент церкви, которая была завершена буквально в следующем году и освещена в 1607 году епископом Иоганном из Кура.
Небольшая барочная Михаэлькапелла образует северную границу переднего двора церкви святых Петра и Павла, и живописно дополняет ансамбль церковного двора. Удивила табличка, посвященная учителю, прожившему 102 года ииз них 71 год рабовшему в местной школе и органистом в церкви. Капелла была построена в 1640 году как склеп по заказу епископа Иоанна Шестого.
Эта семья мастеров — строителей Шмидов иммигрировала из Пьемонта через Вале в долину Урзерн и вскоре смогла занять лидирующие позиции в строителстве важнейших общественных зданий. Например, в 1583 году Йоханнес Шмид построил новую Ратушу Андерматта.
Третья церковь — Марияхильфкапелла, построенная в 1740 году Иоганном Себастьяном Шмидом из Хоспенталя, вместо небольшой паломнической часовни у подножия Гуршена прямо над центром города. Часовня создана для защиты путников от лавин. С 18 века здесь соблюдается традиция шествий в день рождения Марии Богоматери.
На одном из домов памятная табличка в честь Руэди Крайенбуля, современного архитектора, который реконструировал и построил в Андермактте за 40 лет более 250 домов, сформировав образ деревни.
И даже в таком крошечном городке множество маленьких и миленьких мелочей, радующих окружающих.
Нам пора возвращаться домой, на последок зашли в очаровательное кафе-кондитерскую, которая работает с 1905 года. Цены, правда, не радостные, швейцарские, но получили несомненное удовольствие.
Вот такая деревня Андерматт, просто маленький рай в горах:
И окружающая ее природа не менее прекрасна, суровая и невозмутимая, которая заставляет понять всю хрупкость нашего бытия.
Спасибо за внимание!