Это необыкновенный город. Светлый, красивый, интересны, чистый, аутентичный — все только хорошее о Модене!
Это необыкновенный город. Светлый, красивый, интересны, чистый, аутентичный — все только хорошее о Модене!
Что бы понять историю города, надо понять, сколько народов и племен обживали эту территорию. Пять тысяч лет назад Падуанскую равнину населяли лигуры, позже их вытеснили пришедшие с севера Умбры. Примерно за 1000 лет до н. э. в долине реки По появились этруски, объединившие разрозненные селения в город Мутхуна. В 4 веке до н. э. его захватили галлы, которых в 222 году до н. э. вытеснили римляне. Они перестроили поселение в военный лагерь — Каструм Мутина. С тех пор город отчасти сохранил планировку римского лагеря. Отсюда открывалась стратегическая дорога Виа Эмилия через Апеннины, и Мутина часто оказывалась в центре военных действий.
После распада Римской Империи город продолжал развиваться благодаря распространению и укреплению христианства. Большую роль в истории Мутины — Модены сыграл епископ Джиминьяно (313–397 гг), позже причисленный к роли святых.
Расцвет Модены, принесший ей славу столицы романской архитектуры Италии, приходится на 10–12 века — период правления семейства Каносса. Затем Модиной правило семейство герцогов д, Эсте, в результате чего город обогатился новыми дворцами, памятниками и произведениями искусства. Этот период длился до 12 марта 1860 года, когда Модена вошла в состав Объединенного Королевства Италия.
Моя прогулка совсем не большая, мы едем домой и делаем здесь паузу: думали, на часок, оказалось — часа на три, и то было мало.
Главная городская площадь — Пьяцца Гранде — находится на месте римского амфитеатра. Пьяцца Гранде была объявлена объектом Всемирного Наследия Юнеско в 1997 году. Площадь Пьяцца дель Дуомо была построена 12 веке и получила название Пьяцца Гранде во второй половине 17 века. Она всегда была сердцем Модены, обрамленным собором, городской башней Гирландина (тоже объект ЮНЕСКО) и Ратушей, тремя историческими символами политических и религиозных институтов.
Творчество Ланфранко и Вилигельмо — шедевр творческого гения человека, заложившего новую диалектику во взаимоотношениях архитектуры и скульптуры в романском искусстве.
Романский Кафедральный Собор — Дуомо ди Модена — доминирует на Пьяцца Гранде. Это один из главных памятников романского стиля Европы. Он был заложен в 1009 году в присутствии Матильды Каносской и завершен в конце 12 века. В Дуомо похоронен первый архитектор Собора Ланфранко, чье имя, выбитое на камне, можно увидеть в центральной апсиде. Кому-то можно, но не мне. Удача, посетившая меня в Парме, где все церкви были открыты, и я вдоволь насладилась фресками, покинула меня, во время моей прогулки Собор был закрыт на обеденный перерыв.
Фасад здания создал скульптор Вилигельмо ди Модена, который в 12 веке сотворил прекрасные барельефы по библейским мотивам. И, да, он был закрыт на обед (находясь в Италии, я уже смирилась с этим).
Колокольня собора — башня Гирландина, или Моденская Наклонная башня, или Башня Сан-Джеминиано — строилась с 12 по 15 век, ее высота составляет 87 метров. Название башни, вероятно, происходит от двух «гирлянд» или балюстрад, окружающих вершину. Построенная вместе с собором, работы над которым начались в первой половине 12 века, она была завершена мастерами Кампионези, которые закончили работу от третьего ряда карниза до вершины. В итоге башня получилась высотой в 90 метров. Как и в случае с собором, кирпичная конструкция покрыта каменными плитами (повторное использование надгробий в нижней части), взятыми из лежащего в основе римского города, известного как Мутина. Здание всегда играло двойную роль: гражданскую и религиозную. В разные моменты истории здесь размещался Городской архив Городского Совета и Капитула, а также изделия из серебра и священные реликвии самого собора. С 14 века здесь хранили ведро, украденное у болонцев во время битвы при Дзапполино (оно перенесено в Ратушу). На уровне 45 метров были комнаты для стражников, которые следили за городом, давали сигнал об открытии или о закрытии ворот и звонили в колокола. Частично построенная на замковых камнях древней Виа Эмилия, башня заметно наклоняется в сторону Дуомо и поднимается наискось вдоль юго-западного края. Поэтому изменения в расположении здания постоянно отслеживаются. Внутри сохранились фрески эпохи Возрождения, а на основании башни — ризница, посвященная членам Сопротивления, погибшим в боях с фашистами.
Памятник поэту Алессандро Тассони установлен у подножия башни, на площади Торре. Это была ведущая фигура в истории городской литературы. Он создал героическую поэму — оду «Похищенное ведро», на которую вдохновился историей о которой чуть позже. Памятник из мрамора высотой 2,60 метра, 1859 года, работы Алессандро Кавацца из Модены.
И ко всему этому великолепию примыкает Музей Дуомо, где хранятся ценные артефакты — оригиналы многих предметов из Собора, документы.
Архиепископский дворец был упомянут уже в 11 веке, а в последующие века был неоднократно расширен и отреставрирован. На углу здания — бюст епископа Джана Андреа Боккаччо, заказавшего работу. Сегодня в нем располагаются архиепископский и пастырский офис.
Большой блок розового веронского мрамора, диалектное название которого буквально означает «аррингаторный камень», задокументирован на площади с 13 века. Он использовался как подиум для народных выступлений во время собраний, для наказания воров, должников (их обмазывали скипидаром и голыми выставляли на камень) и преступников, для выставки неопознанных мертвецов.
Палаццо Коммунале, которое с фасада кажется совсем небольшим — это целый комплекс, образованный зданиями, построенными между 11 и 15 веками, обойдите его со всех сторон. Во дворе в нише скульптура Чезаре Аурели 19 века «Персей с головой Медузы» — впечатляющая мраморная статуя «родом» из галереи Кампори, которую смогли спасти после повреждений от бомбардировок 1944 года. Персей, сын Данаи и Юпитера, который убил Медузу Горгону и освободил прекрасную Андромеду, один из самых известных моделей древности.
Башня с часами 15 века, с куполом, спроектированным Бартоломео Бонашиа в 1508 году. Фасады 17–18 веков работы Раффаэле Ринальди, Джована Баттиста Массари и Пьетро Терманини. Портик северо-восточного крыла был пристроен в 1960 году, но сохраняет стиль 17 века. На балконе Часовой Башни находится статуя Девы Марии 18 века.
В здании Ратуши — Палаццо Коммунале — хранится знаменитая «Украденная бадья», ведро из городского колодца Болоньи. Этот трофей, взятый в битве при Запполино с извечными врагами — болонцами в 1325 году — один из символов города. Смешно, но это ведро несколько раз переходило из рук в руки, и бились за него не на жизнь, а на смерть. А что, нужная вещь в хозяйстве!
На углу палаццо установлено небольшое изображение женщины, которую традиционно называют Бониссимо — Добрейшая. Она появилась на площади в 1268 году, кого изображает скульптура — неизвестно. Жители считают, что это памятник добродетельной графине Матильде Каносской.
В этом же комплексе, в помещении, в котором расположен туристический информационный центр, можно не только взять карту города, но еще и раскопки посмотреть.
Напротив Дворца Коммунале — Палаццо Мадзини на одноименной площади. Он был построен в 1903 году, после сноса Еврейского квартала между Виа Блазия и виа Колтеллини. Первоначально площадь называлась Пьяцца делла Либерта в память о гетто, которое было открыто в 1859 году. В период между 1906 и 1926 годами фасады на площади были переделаны различными моденскими архитекторами.
Один из самых красивых домов на площади — Дом Леви, с сохранившимися колоннами и капителями Эпохи Возрождения.
В центре площади — бюст Джузеппе Мадзини, человека, чьим именем названа площадь. Он был писателем, политиком, философом, и сделал многое для национального самосознания и освобождения от австрийского господства, и для принятия либеральных реформ 19 века. Он стал создателем организации «Молодая Италия»
В сквере, прямо за памятником Мадзини, оставшаяся от Еврейского квартала, построенная между 1869 и 1873 годами Синагога. Проект Людовико Малья Поллари, а декор — Фердинандо Манзини и Андреа Бекки.
Барочный дворец 17 века — Палаццо Дукале доминирует на одной из самых больших площадей города, Пьяцца Рома. В течении нескольких веков, до 1939 года, дворец постоянно достраивался и перестраивался, сохраняя барочный стиль. Сейчас здесь находится Военная Академия. Перед ней проводятся военные парады и ежедневное построение курсантов во дворе.
И все же, главное в Модене, не ведро, а Дуомо — Кафедральный Собор, постройка которого началась в 1099 году по приказу Папы Луция Третьего. Он был освящен в 1184 году, достаточно быстро построили, менее, чем за сто лет. Дуомо с колокольней — объект Всемирного Наследия ЮНЕСКО, и один из важнейших романских шедевров Европы. Архитектор Дуомо Ланфранко построил шедевр, а скульптор Вильгельмо его украсил. Фасад собора разделен на три зоны, соответствующие кораблям.
Выделяется в Модене и еще одна площадь — Пьяцца Рома.
Военная Академия разместилась в Палаццо Дюкале. В ней готовят офицерские кадры для итальянской Армии. (ну не могу, сразу анекдот вспоминаю, уже в который раз: «Для чего существует австрийская армия? Чтобы не вызывать комплекса неполноценности у итальянской армии»). Но выглядят вояки, стоявшие во дворе очень симпатично — глаз не оторвать. А зачем им воевать? У них армия и полиция одета в форму от Прадо.
Памятник на площади вполне подходящий — патриотам Италии, боровшимся против военных, правда, тогда это были солдаты Бурбонов и австрийцев.
На соседней площади расположено прямо противоположное Военной Академии по назначению заведение — Институт Искусств. Он носит имя Адольфо Вентури (памятник ему установлен в нише) — историку искусства, уроженцу Модены. Он учился в этом учебном заведении и достиг звания и должности профессора Римского Университета, заведующего кафедры Искусствоведения. Параллельно он выпускал журнал о различных областях итальянского искусства, написал несколько монументальных работ по этой теме. Вентури занимался и политической деятельностью, был Сенатором Королевства Италии, а в 1925 году всупил в фашистскую партию Муссолини. Вплотную к институту — закрытая церковь.
Рядом, на одноименной площади, расположена церковь Святого Доминико.
Здесь же — памятник борцам за свободу Италии.
Церковь Святого Георгия, с помощью пресвятой Девы Марии народу Модены. Но, закрытая.
На дороге Корсо Каналькьяро, проложенной вдоль открытого канала, проходившего здесь вплоть до 16 века, высится церковь Святого Франциска. Церковь святого Франциска была монастырской, при монастыре, основанном францисканцами, точнее — их младшей ветвтью — монахами — конвентуалами в 1244 году. Храм строился два столетия, полностью на пожертвования. После повреждений, вызванных землетрясением 1501 года, колокольню пришлось отстроить заново (в сегодняшнем виде). В конце 18 века приход был упразднен: здание использовалось как военный склад, в это время большая часть интерьера была повреждена или убрана. В первой половине 19 века ее перестроили под руководством Гусмано Соли, который добавил неоготические элементы. Фасад церкви разделен на два ордера, разделенных карнизом, и представляет собой парадную дверь и окно — розу вместе с рядом стрельчатых окон. В здании бывшего монастыря (справа от церкви) расположена семинария и дом настоятеля.
В этом доме 6 января 1945 года, Ольга Куоги Панини и ее восемь детей открыли двери своего газетного киоска, что стало первым шагом в пути, который выведет семью из Модены на вершину мировой издательской деятельности.
На некоторых домах можно увидеть, как за ними наблюдают — не расползают ли трещины дальше.
Площадь Маттеотти, открытая в 1933 году после сноса ряда заброшенных зданий. Ее название изначально было Пьяцца Империо, но в 1945 году изменено на Пьяцца Маттеотти.
На площади стоит однонефная Церковь Обета, которая была построена гражданами Модены в дар за избавления от чумы 1630 года, по проекту Кристофо Малаголы. Фасад разделен на два уровня, каждый с завитками и увенчан треугольным фронтоном. Очередная закрытая, видимо, только после чумы ковида открывают.
Чуть далее — церковь святого Иоанна Крестителя, задокументированная впервые в 1190 году, первоначально посвященная Святому Михаилу. Она была перестроена в первой половине 18 века, по проекту Джироламо Фриджимелика Роберти.
Здание библиотеки и памятник Лудовико Антонио Муратори, куратору библиотеки Эсте, священнику и автору трудов по церковной истории.
Закрытая (а как же иначе!) церковь Святой Ефимии, с одноименным колодцем.
Вот зря наговариваю — церковь Святых Виргинии и Каролуса открыта! Потому что там лекцию студентам читали.
Здание музея и церковь Святого Августина — здание, которое в середине 18 века герцог Франциск д, Эсте Третий, имевший склонность к Просвещению, выделил как подходящее для основанных им новых благотворительных учреждений: больницы и богадельни для бедных. С начала 14 века на этом месте уже находились монастырь и однонефная церковь святого Августина, украшенная величественным порталом, спроектированным Пизани в 1835 году. В своем нынешнем виде здание датируется 17 веком, в 1659 году в церкви состоялись грандиозные похороны Франциска Первого д, Эсте, и с годами его преемники превратили ее в пантеон династии д, Эсте, сделав погребальные украшения в стиле барокко постоянным атрибутом церкви. Мне почти повезло, ее при мне закрывала монашка, я успела сунуться внутрь, открыть рот от изумления и была выгнана этой недоброй служительницей. Справа от церкви — здание музея, построенное во второй половине 18 века архитектором Терманини, как Богодельня для приема нищих и сирот города, а в 1788 году она была преобразована Гераклом Третьим, став приютом искусства и предоставляя ремесленное обучение для бедных. Приобретенный городским советом в 1881 году для размещения основных гражданских культурных учреждений, он был переименован в Палаццо деи Музеи и служит этой цели по сей день. Успела заснять, как из музея вывели деток с экскурсии, совсем малышей.
А это, тоже историческое здание, хоть и фабрика — на реставрации. Здесь работал врач, который основал новое направление в медицине — «медицина труда» — гигиена труда и профессиональные паталогии. Он работал в Модене помощником Антонио Феррарини, личного врача Франческо д, Эсте. Преподавал в университете, был заведующим кафедры теоретической медицины. Сегодня здание — Культурная Фабрика Модены — проект, объединяющий культурные учреждения, действующие на территориях различных заведений: больницы, церквей, дворцов.
Тут слов нет, только АААААА! Это Университет! Меня такое приводит в восторг и вызывает дикую зависть, впервые испытанную мною в Гейдельберге и Тюбингене. Университет Модены был основан в 1175 году! Он специализируется в медико-биологических науках, инженерии и технологиях, естественных науках. В независимом рейтинге университетов ТНЕ он входит в Топ-50.
Еще пара церквей. Сантуарий делла Мадонна дель Музаззо, как ни странно, открытая.
Приходская церковь Иосифа Блеза, и тоже открытая! Видимо, специально для меня, закрывают на перерыв только центральные церкви и соборы с шедеврами.
Закрытая церковь Святого Винченцо.
Не церквями едиными. Театр имени Лучано Паваротти и памятник ему.
Палаццо Святой Маргариты, превращенный в выставочный комплекс.
Последнее Палаццо, которым мы полюбовались — административное здание, в котором расположены Префектура, налоговая Служба, и Торгово-Промышленная Палата.
И, перед выездом, уже традиционно после Пармы, городской парк.
После переезда двора из Феррары в Модену в 1598 году, Чезаре д, Эсте отгородил большой участок невозделанной земли к северу от замка для проведения спектаклей, танцев, обедов и ужинов, а также конных шоу. Это пространство вскоре было преобразовано в сад в итальянском стиле эпохи Возрождения с типичными геометрическими сечениями. Ключевым архитектурным элементом садов должна была стать так называемая Палаццина, построенная Гаспаре Вигарини в первой половине 17 века, основываясь на идее Джироламо Райнальди и Бартоломео Аванзини, а позже расширенная двумя полукруглыми крыльями. Впоследствии Франциск Третий предпринял работы по реструктуризации, которые наряду с вмешательствами 19 века, должны были определить планировку, сохранившуюся и по сей день, состоящую из смешанного сада, деревьев, газонов, ассиметричным прудом и несимметричными дорожками. Все это имитирует «природную» местность. В 1752 году сады были открыты для публики. Вход охраняли солдаты, чьи правила устанавливали часы работы и класс людей, которым разрешалось входить. В 1865 году из-за непосильных расходов на управление, сады были переданы в дар городскому совету, и хотя Палаццина Вигарани тогда использовалась как теплица и склад инструментов, сегодня ее смогли привести в порядок и в ней проходят временные выставки.
Количество красивых ручек, барельефов, замков в Модене неимоверное. Вот несколько:
Я, как положено, разжилась колодезным люком с надписью, правда, простеньким:
Очень советую всем, у кого будет возможность, заехать в Модену, а если получится, то приехать сюда на «подольше». Спасибо за внимание!