Заехали мы туда «просто так». Ехали «по делам» — в Сан Марино, а на пути — регион Эмилия Романья (прямо после нашего отъезда пострадавший от страшного наводнения), заехали по пути в Парму, Модену, Римини, а первой такой случайной остановкой стала Пьяченца. В отличии от остальных городов, мы здесь не оставались на ночевку, а просто несколько часов погуляли.
2
Название города происходит от слова «Плачере», что в переводе с латинского означает «приятное», надо полагать — «место». Изначально город назывался Плачентия. Он был основан в 3 веке до н. э., конечно, как военное поселение, место, где сходились четыре дороги и река По. А после падения Западной Римской Империи, потянулась череда войн и завоеваний: готы, лангобарды, франки — сплошные варвары. От старых времен сохранился вполне приличный кусок крепостной стены.
1 из 3
1
В первой половине 12 века Пьяченца получила статус «свободной коммуны», и какой-то период был расцветом города, пока не Пьяченца не ввязалась в войнах за соседние территории со свободными городами — соседями. В результате, в середине 16 века, город был присоединен к папским владениям, и был подарен Павлом Третьим своему сыну — Пьетро Фарнези. В этот момент расцветала Парма, и Пьяченца осталась в ее блистательной тени.
3
После нескольких страшных эпидемий чумы, особенно, в 16 веке, на несколько столетий настал период экономического спада, затем войска Наполеона захватили Пьяченцу.
3
А вот в правление Марии Луизы Австрийской начало (с ее помощью и при ее поддержке) развиваться искусство, повышаться образование горожан, развиваться сельское хозяйство и активное строительство палаццо и мостов. На этом подъеме в 1860 году Пьяченца и вошла в состав нового государства объединенной Италии.
1
Город сегодня совершенно провинциальный, живущий в тени Пармы, но налет очарования придает именно эта провинциальность. К тому же, это совсем не «болото», в Пьяченце целых два университета, и в городе полно молодежи, оживляющей его.
1 из 2
5
Самое известное место города — его главная площадь, называемая Площадь Лошадей — Пьяцца Кавалли. Ее украшает Палаццо Коммунале, или — Палаццо Готико, выходящее на площадь своим главным фасадом. Сразу ассоциации с гвельфами и гибеллинами возникает, и совсем другая часть Италии! Дворец начали строить в конце 13 века, в качестве Ратуши, по заказу городского главы Альберто Ското, и это работа не единственного зодчего, поучаствовали Негро де Негри, Пьетро да Боргетто, Джерардо Кампанаро и Пьетро да Каньяно.
1 из 2
5
Фасад — единственная часть палаццо, построенная по оригинальному проекту, остальное просто не успели — началась эпидемия чумы, а после эпидемии, как водится, экономический упадок. И денег на строительство просто не хватило. Пять арочных пролетов северного фасада успели отделать розовым мрамором. Здание считается наиболее хорошо сохранившимся со времен Средневековья в Италии. Часть дворца сегодня занимает Коммунальная полиция.
1 из 3
6
В небольшом здании — галерее можно разжиться картой города, но никаких информационных буклетов нет.
1 из 3
3
Скульптор — маньерист Франческо Мокки (Монтеварки 1580 — Рим 1654) украсил площадь двумя конными статуями. Это герцог Пармский и Пьяченский Алессандро Фарнези 16 века, который был известный командующий войсками в войне за Фландрию (в конце 16 века). Этот великолепный образец конного монумента в стиле барокко был установлен примерно в 1623 году. Прекрасные барельефы по бокам основания были выполнены пятью годами позже, и изображают сцены осады Антверпена и встречу Алессандро с послами Елизаветы Первой в Англии. Второй был установлен в подарок герцогу по случаю рождения его сына около 1620 года. Герцог изображен в римских одеждах, с жезлом полководца. Барельефы по бокам изображают Аллегорию Доброго Правления и Аллегорию Мира.
1 из 2
4
Городской театр был построен в 1804 году, всего лишь за один год, и в 1935 посвящен Джузеппе Верди, гению и любимцу Пьяченцы. Архитектором стал Лотарио Томба, уроженец Пьяченцы. Его работу позже мы увидим в Пьяченце дважды, он же построил Губернаторский Дворец. При строительстве театра он совершил прорыв в театральной архитектуре, впервые в Европе он спроектировал и построил зал в виде подковы, что позже стало типовым. Правда, фасад театра подвергся небольшому изменению в 1830 году, архитектора Алессандро Санквирико (известный всем по Ла Скала) добавил двойное крыльцо и балюстраду с ионическими колоннами, и тимпан с гербом Пьяченцы. В 1816 году город посетил Стендаль, высоко оценив и местный театр. Писатель назвал его «самым красивым театром в Италии». А Хемингуэй упомянул его в своем бессмертном романе «Прощай, оружие».
1
В мае 2016 года была установлена бронзовая скульптура работы Джузеппе Тирелла в память о добровольцах — антифашистах из Пьяченцы, которые боролись за свободу и против всех диктатур; в обороне Испанской Республики в 1936–1939 годов. На постаменте выбиты слова Габриэля Гарсии Лорки: «Какое преступление я совершил? Почему меня убивают? Где причина этой несправедливости? На флаге Свободы я вышил самую большую любовь в своей жизни».
1 из 2
3
Терракотовое здание справа впереди — Палаццо Новати, построенное в 18 веке. Внутри — круглый двор с коринфскими колоннами, и каменными балконами, но там шел ремонт.
1
В здании бывшего Губернаторского дворца, построенного в 18 веке, сегодня размещается Торгово-Промышленная и Сельскохозяйственная Палата. Фасад здания, украшенный ионическими пилястрами, был завершен в 1780-х годах, цоколь создан из тесаного камня. Над балюстрадным карнизом со скульптурами, создан вечный календарь и солнечные часы работы Джана Франческо Баратьери. И до присоединения Пьяченцы к Италии, именно здесь заседали городские правители.
1 из 7
1
Памятник Непорочной Девы Марии, защищающей и проявляющей Милосердие к людям Пьяченцы. И весь заставленный — окружен парковкой.
1 из 2
1
Главное разочарование — Дуомо, старейшее сооружение Пьяченцы, который как и подъем на его купол — закрыты на обеденный перерыв (даже ступеньки Собора используются, как обеденный зал). Я, конечно, понимаю, сиеста — дело святое, но что-то здесь не то — закрывающиеся «на обед» церкви! Конечно, если бы заезд в Пьяченцу был плановый, я бы время учитывала, но, в последние годы, я все больше люблю ездить в отпуск без всякой подготовки, и просто гулять. Видимо, работа сказывается — бесконечное построение маршрутов и выполнение плановых экскурсий. Так что, удовольствовалась осмотром 85-м фасадом, построенном в 12–13 веках из мрамора, с красивейшим окном — розой и строгой колокольней.
1 из 2
4
Но, ведь с 16 века город получил славу «Ста тысяч церквей», значит, можно посмотреть другие!
И началась бесконечная череда церквей, к сожалению, по большей части, закрытых. Зайти удалось в две. Первая — Базилика ди Санта Мария Кампанья, ренессансная базилика первой половины 16 века. Ее постройку оплатили гильдии Пьяченцы, выстроена она была за 6 лет на месте церкви Марии Кампаньольской. Базилика очень значимая, ведь по легенде именно на этом месте папа Урбан Второй призвал в 1095 году к Первому Крестовому Походу. Собственно, именно поэтому, площадь перед Базиликой назвали Пьяццале Делле Крочиате. Проект был создан местным архитектором Алессио Трамелло, в плане базилика представляет собой греческий крест, наиболее часто встречаемая форма эпохи Возрождения. Зодчие того времени считали такую форму приближенной к абсолютному совершенству, и как символ, и в эстетическом плане.
1 из 3
3
Насколько церковь строга и проста снаружи, настолько прекрасна ее внутренняя часть.
Самая интересная часть церкви — часовня Рождества или «Поклонения волхвов», расписанная Порденони в 1532–1536 годах. Она была построена по заказу Пьетро Антонио Роллери, одного из первых настоятелей церкви, в 1521 году. Иконография начинается с «Успения Марии». В центре каждого купольного пилястра в овальных монохромных медальонах изображены языческие Боги: Минерва, Вулкан, Сатурн, Эсакулап, Диана, Аполлон, Дафна, Персей и Венера, идентифицированные благодаря аналогиям со старинными медалями и монетами. В тамбуре изображены святые, над которыми проходит декоративный фриз с парами ангелов. Сбоку выглядывают Пророки. В центре декорации фресок на стенах показаны эпизоды детства Иисуса по евангельскому сюжету — «Поклонение Волхвов», на двух люнетах «Поклонение пастухов» и «Бегство в Египет».
Иконография главного алтаря — это две работы, расположенные по обе стороны от входа. Они представляют собой две души церкви: торжествующую — Святой Августин, Отец Церкви, и воинственную — святой Георгий. Удивительная фреска Порденони «Святой Августин» настолько понравилась заказчикам — семье Фабрициери, что они заказали Порденони роспись еще двух часовен церкви. В 1913 году фреску сняли со стены и в 1952 году поместили на основу из стекловолокна.
1 из 6
4
Еще одна часовня — святого Николая, созданная в честь Басотто-де ла Веццола из Болоньи в первой половине 15 века. Он был одним из величайших дипломатов и проповедников своего времени, францисканцем. Свое истинное призвание он открыл для себя в 26 лет. Лишенный отца, убитого в борьбе фракций того времени за власть, его мать воспитала его образованным человеком, с надеждой, что он будет преподавать в университете Болоньи. А он обратившись, раздал все имущество беднякам, изменил имя на имя евангелиста Марка и вступил в братство, а затем в Орден Братьев Младших Обсервантов, стал миротворцем, боролся в своих речах против неравенства и ненависти, за справедливость. Во время проповеди в Пьяченце, во время Великого Поста он заболел и через несколько дней здесь же умер. Мощи были захоронены в этой церкви после канонизации папой Пием Девятым.
1 из 6
6
И третья часовня Порденони — Святой Екатерины, расписанная в 1530–1532 годах. Она была построена по заказу Катерины Скотти, жены Франческо Павери Фонтана, настоятеля церкви. В 1629 году его племянник воздвиг надгробие, увенчанное фамильным гербом. Иконографический цикл, посвященный святой Екатерине Александрийской, начинается с купола, в медальонах пилястров находятся эпизоды Страстей, в парусах представлены 12 апостолов. Святые изображены в тамбуре — Иоанн Креститель, Штефан, Франциск, Иероним. В люнетах Порденони изобразил два эпизода из жизни святого Николая. А вот лицо святого Павла на алтаре, по предположению — лицо Порденони — автопортрет, тогда как лицо Марии — портрет жены художника.
1 из 6
7
Базилика Святого Антонио замечательна сохранившимся романским фасадом, восьмиугольной башней и двойными окнами. Первый епископ Пьяченцы, Святой Виктор, приказал начать строительство первой церкви на этом месте в 350 году, и оно заняло 25 лет. Мощи святого и сейчас покоятся в церкви (закрытой, конечно), а помимо этого — мощи святых, убитых в Траво. Согласно легенде, Святой Антоний был римским легионером, принявшим христианство, и замученный вместе со своими единоверцами 4 июля 303 года в городе Траво, неподалеку от Пьяченцы. Именно в этой церкви встречались переговорщики, посланные императором Фридрихом Барбароссой и Ломбардийской Лигой, для того, чтобы договориться об условиях заключения мира (он был заключен в городе Констанце, на Боденском озерен).
1 из 3
4
Перед Базиликой установлен памятник папе Григорию Десятому, Тебальдо Висконти, который родился в Пьяченце в 1210 году. Он был 184-м епископом Рима и Папой с 1 сентября 1271 года по 10 января 1276 года. Духовное образование он получил в качестве клирика и диакона, был каноником Базилики Сант-Антонио. Его имя присутствует в реестрах коллегии врачей и судей Пьяченцы. Он был человеком исключительных христианских и человеческих дарований, выделялся среди пап того времени своей духовной ясностью, нравственной прямотой и дипломатическим опытом, приобретенным вместе с кардиналом Джакомо да Пекорара, с которым работал. Его первым действием в качестве понтифика был созыв Второго Вселенского Собора в Лионе, в 1274 году, для обсуждения раскола с Восточной церковью, условий Святой Земли и реформы Католической церкви. В течении десятилетий кровавой борьбы папа Григорий Десятый всегда работал над примирением. Был беатифицирован папой Климентом Одиннадцатым ы 1713 году и похоронен в Ареццо, где умер.
2
В этой церкви Святого Франциска, построенной в ломбардийском стиле из обожженного кирпича в 12–14 веках. В 1848 году здесь было объявлено об аннексии Пьяченцы Королевством Сардиния, а в 1902 году «Гласом Народа» было объявлено о воссоединении с Пьемонтом, инициируя Национальное Единство. Старая стена (на 3 фото) осталась от портала 12 века, от бывшей церкви святого Андрея, а главный портал выполнен из мрамора в стиле ломбардийской Поздней Готики. На втором фото — люнет, украшенный барельефом с изображением стигматов Святого Франциска, 15 века.
1 из 3
2
Памятник из каррарского мрамора перед церковью — Доменико Ромагнози, философу, юристу и экономисту, работы Кристофоро Марцароли, созданный в 1867 году.
1
Еще одна важная городская церковь — Сан Джузеппе — святого Иоанна. Ее начали строить в 1471 году, внутри городских стен, как госпитальную. Булла Сикста Четвертого подтвердила закрытие всех больниц в городе и епархии и возведение новой больницы. Церковь приобрела сегодняшний вид в 1568 году, о чем свидетельствует сохранившаяся мемориальная доска. Ее возвели на фундаменте более старой церкви Сан Эгидио начала 8 века. В 1127 году госпиталь Милосердия, которому принадлежал старый храм, перешел вместе с церковью к рыцарям — тамплиерам, а после разгрома ордена — к мальтийцам. Заостренный фасад был отштукатурен еще при постройке, и даже снаружи можно предположить, что церковь однонефная. Жаль, что она была закрыта, внутри есть интересные старые фрески. Скульптура на углу церкви изображает Доменико Феррари, доктора местной больницы. Он был удостоен такой чести за многие заслуги перед горожанами.
1 из 2
2
И, что логично, рядом расположена медицинская школа — медучилище.
1 из 2
2
И вновь — церковь из кирпича — церковь Сан Доннино, 12 век. Правда, в 1236 году кардинал Якопо да Пекорара церковь перестроил. А в середине 20 века случилось то, что должно случиться, если не следить за состоянием своих шедевров — церковь обрушилась. Ее восстановили, но все, что надстраивалось веками, пропало. Мы видим первоначальный строгий романский стиль.
1 из 2
4
Приходская церковь Святой Бригитты на улице Гарибальди. Первое здание было возведено в 9 веке, но при пожаре 1140 года оно сгорело, вместе со всеми окружающими постройками, и было отстроено вновь из красного кирпича. В 1899 году Джанантонио Перрау провел масштабную реконструкцию церкви, перестроив фасад с тремя пинаклями, профилированным порталом, большим окном — розой и мощными контрфорсами с боков от портала. В середине 20 века была возведена колокольня с широкими окнами, которые называются бифоры.
1 из 11
2
Гражданский хоспис с церковью Мария делла Паче, закрытой тоже. Конечно, оба фасада церкви значительно проще, чем у ее одноименной «сестры» в Риме.
1 из 3
2
И вновь закрытая церковь, Святого Гроба Господня, построенная в середине 16 века, в эпоху Возрождения, по проекту архитектора Алессио Трамелло. Это базилика, имеющая форму латинского креста с тремя нефами. Паломник из Святой Земли инициировал постройку этой церкви в 10 веке, но храм был позже разрушен. На его месте располагалось Бенедиктинское аббатство, и больница при нем. Но, и эта постройка была разрушена и разграблена в одну из войн. Фасад и главный портал не связаны в Трамелло, они более старые. В период Наполеона, как водится, из церкви сделали конюшню, а затем госпиталь. И только в 1903 году здание было вновь освящено епископом Скалабрини и передано Городской больнице.
1 из 2
3
Еще одна закрытая неопознанная церковь, к которой примыкает «Институт Пастырей». Не знаю где все пастыри, но выглядит все совершенно мертвым.
1 из 2
3
Оратория Святой Марии, которая открыта только по субботам, в течении нескольких часов. Не судьба.
3
И еще одна церковь, Святой Агаты, примыкающая к дому с памятной доской Кристофоро Подджиали, который в течении 6 лет служил в ней пастырем и просветителем.
1 из 2
4
Наверное, в городе еще несколько десятков церквей, большинство которых закрыты, а часть — вообще без опознавательных знаков. К церкви Святого Сикста, для которой писалась «Сикстинская мадонна» мы не пошли, я саму «Мадонну» в Дрездене видела, а фасадов мне хватило. Я думаю, что такое количество церквей объясняется тем, что Пьяченца лежала на пути паломников из Кетерберийского аббатства в Рим. Этот путь для паломников открыл Сигерик, архиепископ Кентерберийский, который первый прошел его во время визита к Папе Иоанну Пятнадцатому.
1 из 3
2
Теперь не про церкви. Мемориал защитникам Родины и борцам за ее свободу и памятник графу Феличе Газоле. Он был военным, но оставил свой капитал городу Пьяченце, чтобы на его деньги содержали шесть молодых людей, работающих в живописи, скульптуре, архитектуре, геодезии, ювелирном деле. И если в Пьяченце не хватало преподавателей этих искусств, то молодых людей отправляли учиться в Парму или Болонью. Он назначил администраторами своего фонда глав восьми известрных местных семей. В 1781 году эти люди решили основать во дворце Газзола «Школу живописи, архитектуры, орнамента и перспективы». Позже в нее добавили геометрию и арифметику, и к учебным городам прибавили Рим.
3
И, как, наверное, в любом итальянском городе, глаз радуют полузапущенные (в чем, несомненно, есть своя прелесть) палаццо. Изысканные ворота этих дворцов из кованного железа с сетчатым мотивом столь великолепны, что я их в одно слайд — шоу собрала.
1 из 15
3
Палаццо Ангвиссола Скотти Подензано 16 века. Оно построено в неоклассическом стиле на фундаменте из тесаного камня. Фасад увенчан балконом и парами коринфских колонн. Вестибюль, окруженный лоническими колоннами, ведет к двум внутренним дворам с порталом 15 века. Внутри неоклассическая лестница и грандиозный двор.
2
Палаццо Сан Джоржио, 19 век. Оно было построено по проекту Антонио Томба. Гостиная декорирована в стиле неоготики, комнаты украшены фресками, но попасть внутрь не получилось, и я вообще не знаю, возможно ли это.
1 из 2
1
Палаццо Тедальди д, Анкарано, построенное в 17–18 венках, с терракотовым фасадом уже в момент постройки и неоклассическими воротами. Портик в стиле барокко, а в нише установлена скульптура Нептуна.
1 из 3
1
И более современные постройки отлично вписываются в городской архитектурный пейзаж. В этом красивом здании разместился Национальный Институт Социальной Безопасности.
1 из 2
1
Или, этот особняк, в котором размещается Банк Пьяченцы.
1 из 2
3
ПалаццоИпполита Павичино Сансеверино, которое было построено в середине 16 века, по проекту Доменико Джаннелли Джулио д, Оджоно. Дизайн портала выполнил Амброджо де Прим в конце 16 века. Живописное убранство фасада сохранилось лишь частично. Дворец был расширен при покупке соседних зданий в 18 веке.
1 из 5
2
Палаццо Провинциале просто прекрасно, несмотря на то, построено было совсем недавно — в позапрошлом веке. Или, благодаря этому.
1 из 2
1
Пьяченца окунулась в эпоху ренессанса во второй половине 16 века, при герцоге Фарнезе, и особняки тогда строили лучшие мастера своего времени: Рафаэль, Алессио Трамелло, Вигнола, Порденони. Конечно, фасады палаццо, по большей части претерпели изменения, и к этим изменениям «приложили руку» другие известные мастера, такие как Косимо Морелли, Фердинандо Бибиена и Луиджи Вантивелли. И сегодня видна былая роскошь, заложенная до переноса герцогства в Парму. Сюда начали ездить отдыхать представители знати, и в середине 18 века в городе было более 120 дворцов. Еще немного палаццо:
1 из 5
1
А главное, их восхитительные украшения! Мне кажется, или это на самом деле, что даже слово «палаццо» звучит гораздо романтичнее, чем слово «дворец»?
1 из 9
1
Даже мостовые старых итальянских городов особенные: просто массаж стоп. Наверное, лошадинный рай, такая каменная кладка — мозаика.
2
А группа молодежи что-то отмечала, похоже — помолвку, или, может, получение диплома.
2
Нам пора ехать дальше, в первую европейскую настоящую республику. На выезде из города установлена стела с Римской Волчицой, а на городских воротах надпись: «Господа, добро пожаловать всем, и тем, кто приедет!».