Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте
.

Болонья: Пьяцца Маджоре

Болонья — Италия Октябрь 2022
35 46

Третьей остановкой в нашем путешествии по Италии (после Рима и Флоренции) была Болонья, где мы задержались на неделю. Правда, три дня из этой недели мы использовали для однодневных поездок в Равенну, Парму и Феррару, поэтому чистого времени в Болонье у нас получилось четыре дня. Честно говоря, в Болонье мы рассчитывали немного отдохнуть после предыдущей напряженной программы, но не сложилось — настолько много в этом городе оказалось интересного. Всё это мы покажем в нескольких рассказах про Болонью, однако вначале не можем удержаться от небольшого занудства про историю:)

5
Средневековая Болонья.
Средневековая Болонья.

Столица региона Эмилия-Романья и один из старейших городов Европы, Болонья была основана ещё этрусками, которых затем сменили галлы (от них она получила нынешнее имя) и потом римляне. Через город проходила важная римская дорога Via Emilia, соединявшая Римини с Пьяченцой вдоль предгорий Северных Апеннин. После падения Рима и хаоса раннего средневековья в 11-м веке Болонья утвердилась как свободный самоуправляемый город, известный благодаря основанному примерно в то же время университету, самому старому в Европе.

2
План старой Болоньи.
План старой Болоньи.

Как член Ломбардской лиги, Болонья выступала в средневековых междоусобицах на стороне гвельфов (пропапских сил) против гиббелинов (сторонников Священной Римской империи). Эта борьба в конечном итоге привела к образованию в прежде свободных итальянских городах правящих фамильных династий, из которых в Болонье наиболее известна семья Бентивольо, руководившая городом в 15-м веке. Её правление, в целом успешное и приведшее к расцвету города, продлилось, однако, недолго — в 1506 году папы (в лице Юлия II) захватили Болонью, ставшую частью Папского государства. Под властью пап Болонья провела почти 300 лет, пока Наполеон не включил её в свою недолговечную Цизальпинскую республику. В 1861 году город вошёл в состав объединившего страну Итальянского королевства.

9
 Одна из старейших болонских церквей.
Одна из старейших болонских церквей.

Давно устоявшееся клише для описания Болоньи состоит в присвоении ей трёх качеств: La Dotta («учёная»), La Rossa («красная») и La Grassa («толстая»). С учёностью все понятно — ведь в Болонье возник первый в Европе (да и в мире тоже) университет, к тому же со специализацией на широко востребованной юриспруденции (кто-то же должен был разбирать бесконечные склоки между папством и императорами). С тех же давних пор известен и университетский медицинский факультет, знаменитый своими научными исследованиями.

7
Анатомический театр в Палаццо Архигимназио (старом здании университета).
Анатомический театр в Палаццо Архигимназио (старом здании университета).

Почти все здания Болоньи выстроены из кирпича и оштукатурены преимущественно в красновато-терракотовые цвета. Именно поэтому она получила прозвище «красная», хотя в некоторых путеводителях утверждается, что это связано с левой ориентацией её политиков. Элегантные портики Болоньи, которых в ней около 40 км и которые получили статус объекта Всемирного наследия Юнеско, также в основном представлены в различных оттенках рыжего.

6
Красноватые оттенки Via Saragozza и её портики.
Красноватые оттенки Via Saragozza и её портики.

«Толстой» Болонью обозвали потому, что в ней можно хорошо покушать. Прилавки магазинов, особенно в туристическом Mercato di Mezzo, буквально ломятся от аппетитных продуктов, а под многими аркадами расставлены столики тратторий, ресторанов и кафе (однако при всём этом изобилии попасть вечером в хороший ресторан в Болонье очень непросто, в чем мы убедились на собственном опыте). Регион Эмилия-Романья, чьей столицей служит Болонья, считается родиной прошутто, варёной колбасы мортаделла, сыра пармезан, бальзамического уксуса и многих вариантов пасты.

8
Прилавки Болоньи.
Прилавки Болоньи.

В Болонье ещё с начала 16-го века начала складываться собственная школа живописи, которую прославили трое братьев Каррачи (родные — Агостиньо и Аннибале, а также двоюродный — Людовико), Гвидо Рени и Джованни Франческо Барбьери (Гуэрчино). Их полотна широко представлены в болонской Национальной пинакотеке, куда мы с удовольствием сходили (полюбовавшись и на трёх Рафаэлей), пополнив таким образом впечатления от работ болонской школы, виденных ранее в Галерее Уффици.

7
Гвидо Рени. Портрет матери. 1610-12.
Гвидо Рени. Портрет матери. 1610-12.

Завершив на этом краткое введение, мы приступаем к осмотру города, начиная с его главной площади. Хотя в первом рассказе мы от неё не удалимся, иметь под руками план центра никогда не помешает, а посему и приводим его ниже.

2
План центра Болоньи. В этом рассказе речь пойдет о пьяцца Маджоре (№3), палаццо Комунале (№2), фонтане Нептуна (№1), базилике Св. Петронио (№4).
План центра Болоньи. В этом рассказе речь пойдет о пьяцца Маджоре (№3), палаццо Комунале (№2), фонтане Нептуна (№1), базилике Св. Петронио (№4).

Пьяцца Маджоре

Центральная площадь Болоньи, пьяцца Маджоре («главная» или «большая»), является сердцем города, где сосредоточены его главные достопримечательности. Она же служит и политическим центром Болоньи, где всегда обитали её правители. Все окружающие площадь здания построены в позднем средневековье и многие из них перестраивались в эпоху Ренессанса.

9
Вид на центр Болоньи с её самой высокой башни. Пьяцца Маджоре находится в центре перед большой базиликой.
Вид на центр Болоньи с её самой высокой башни. Пьяцца Маджоре находится в центре перед большой базиликой.

1 из 2
Пьяцца Маджоре - вид с Часовой башни в Палаццо Комунале. Вдалеке видна высокая башня (Torre degli Asinelli), с которой был сделан предыдущий снимок. В центре площади находится приподнятая платформа, которую болонцы фамильярно называют «лепешкой» (crescente) по форме местного хлеба.

7
Справа - базилика Св. Петронио (главный храм Болоньи), портал которой выходит на пьяцца Маджоре.
Справа - базилика Св. Петронио (главный храм Болоньи), портал которой выходит на пьяцца Маджоре.

7
Напротив базилики - Палаццо-дель-Подеста, где в Средние века располагались городские власти. Красивый ренессансный фасад с большими портиками датируется 1484 годом. В центре видна высокая башня-донжон (Torre dell'Arengo) 13-го века, изначально построенная для созыва горожан при чрезвычайных ситуациях. Под аркадой палаццо находится масса приятных кафешек.
Напротив базилики - Палаццо-дель-Подеста, где в Средние века располагались городские власти. Красивый ренессансный фасад с большими портиками датируется 1484 годом. В центре видна высокая башня-донжон (Torre dell'Arengo) 13-го века, изначально построенная для созыва горожан при чрезвычайных ситуациях. Под аркадой палаццо находится масса приятных кафешек.

7
Палаццо-деи-Банки (1412-1568), с восточной стороны площади, был финансовым центром средневекового города (там обитали банкиры и менялы). Как хорошо известно, от итальянского «banchi» (столы), происходит современный термин «банк».
Палаццо-деи-Банки (1412-1568), с восточной стороны площади, был финансовым центром средневекового города (там обитали банкиры и менялы). Как хорошо известно, от итальянского «banchi» (столы), происходит современный термин «банк».

6
Палаццо-деи-Нотаи (1381-1422) рядом с базиликой - средневековый юридический центр. Это старинное здание сохранилось практически без изменений с момента постройки. Справа от него - Часовая башня в Палаццо Комунале.
Палаццо-деи-Нотаи (1381-1422) рядом с базиликой - средневековый юридический центр. Это старинное здание сохранилось практически без изменений с момента постройки. Справа от него - Часовая башня в Палаццо Комунале.

Палаццо Комунале

Огромное здание, тянущееся вдоль западной стороны площади, называется Палаццо Комунале или Палаццо д’Аккурсио (по фамилии семьи, которой когда-то принадлежало одно из сооружений этого комплекса). Палаццо состоит из нескольких зданий разного времени постройки, которые на протяжении веков неоднократно изменялись. Когда папы овладели Болоньей в начале 16-го века, они фортифицировали дворец и сделали его резиденцией своих наместников (легатов). Именно этим объясняется наличие крепостных зубцов (знакомой нам всем формы ласточкиного хвоста) по верху здания.

6
Палаццо Комунале, объединяющее здания разных веков и стилей. В левой, самой старой части, находится Часовая башня 13-го века.
Палаццо Комунале, объединяющее здания разных веков и стилей. В левой, самой старой части, находится Часовая башня 13-го века.

6
На фасаде дворца огромная статуя папы Григория XIII (в миру - Уго Бонкомпаньи, уроженец Болоньи). Именно в его честь назван григорианский календарь, введённый по его булле в 1582 году. Слева от папы на фасаде расположена красивая терракотовая «Мадонна с Младенцем» Никколо дель'Арка (1478), с ещё одним замечательным произведением которого в Болонье мы познакомимся в дальнейшем.
На фасаде дворца огромная статуя папы Григория XIII (в миру - Уго Бонкомпаньи, уроженец Болоньи). Именно в его честь назван григорианский календарь, введённый по его булле в 1582 году. Слева от папы на фасаде расположена красивая терракотовая «Мадонна с Младенцем» Никколо дель'Арка (1478), с ещё одним замечательным произведением которого в Болонье мы познакомимся в дальнейшем.

6
Палаццо Комунале, вид сзади. С этой стороны дворец выглядит как настоящая крепость.
Палаццо Комунале, вид сзади. С этой стороны дворец выглядит как настоящая крепость.

6
Внутренний двор палаццо оформлен в ренессансном стиле.
Внутренний двор палаццо оформлен в ренессансном стиле.

Внутри палаццо находятся церемониальные залы резиденции папского легата, украшенные фресками и скульптурами. Также внутри дворца размещена муниципальная коллекция предметов искусства, среди которых, однако, нет очевидных шедевров. Одна из важных причин зайти внутрь дворца — это возможность подняться на Часовую башню, откуда открываются прекрасные виды на пьяцца Маджоре и городскую панораму (некоторые из снимков оттуда уже были показаны выше).

1 из 4
Интерьеры Палаццо Комунале.

Пьяцца Неттуно

Площадь Нептуна прилегает вплотную к Главной площади и фактически образует с ней единое целое. Возможно, единственная причина, по которой её выделили в отдельный объект — наличие на ней монументального фонтана Нептуна, который является чуть ли не визитной карточкой Болоньи. Конструкция фонтана была разработана палермским архитектором Томазо Лорети, который начал работу в 1563 и завершил её в 1565 году. Статуи для фонтана изваял в 1567 году скульптор Джамболонья, работавший в стиле маньеризма. По происхождению он был фламандцем по имени Jean de Boulogne; после приезда в Италию это имя было «италинизировано», поэтому его созвучие с Болоньей — чисто случайное.

9
Площадь Нептуна с фонтаном (слева на снимке) - вид с Часовой башни. Справа - Главная площадь (Maggiore).
Площадь Нептуна с фонтаном (слева на снимке) - вид с Часовой башни. Справа - Главная площадь (Maggiore).

Строительство фонтана было заказано папским легатом кардиналом Карло Борромео, чтобы отметить недавнее избрание его дяди папой Пием IV. Однако увидев законченное произведение, легат горько пожалел о том, что поручил изготовление статуй фонтана Джамболонье.

10
Фонтан «Нептун». Статуи работы Джамболоньи, 1567.
Фонтан «Нептун». Статуи работы Джамболоньи, 1567.

Мускулистая и полностью обнаженная фигура Нептуна с наглядной демонстрацией его мужских достоинств, а также группа похотливых сирен снизу, произвели фурор при открытии фонтана. Легат приказал одеть Нептуна, а Джамболонье пригрозил отрубить руки в качестве наказания за подобное безобразие. В результате Джамболонья сбежал во Флоренцию, где ещё сорок лет плодотворно работал на герцогов Медичи.

7
Нептун, прозванный «Il Gigante», стоит в окружении четырёх путти, символизирущих ветра. В его руке - большой трезубец, который автомобильная компания Мазерати, основанная в 1914 году недалеко от Болоньи, использовала как свой фирменный знак.
Нептун, прозванный «Il Gigante», стоит в окружении четырёх путти, символизирущих ветра. В его руке - большой трезубец, который автомобильная компания Мазерати, основанная в 1914 году недалеко от Болоньи, использовала как свой фирменный знак.

7
Внизу фонтана четыре сирены оседлали дельфинов и испускают струйки воды из грудей.
Внизу фонтана четыре сирены оседлали дельфинов и испускают струйки воды из грудей.

В оправдание Джамболоньи можно заметить, что это был его первый большой заказ, посредством которого он, возможно, хотел создать себе громкое имя. Кроме того, буквально за год до этого, фонтан Нептун, также с обнажённым морским богом работы скульптора Бартоломео Амманати, был установлен во Флоренции на площади Сеньории. Джамболонья принимал небольшое участие в том проекте и, по-видимому, вдохновился его дизайном:)

6
С правой стороны от Нептуна на этом снимке находится здание Палаццо Комунале, где в 16-м веке была резиденция папского легата. Соответственно, из своих окон легат мог каждый день «любоваться» скульптурой Джамболоньи, что вряд ли поднимало у него настроение:)
С правой стороны от Нептуна на этом снимке находится здание Палаццо Комунале, где в 16-м веке была резиденция папского легата. Соответственно, из своих окон легат мог каждый день «любоваться» скульптурой Джамболоньи, что вряд ли поднимало у него настроение:)

На площади Нептуна есть также интересное здание, не имеющее отношения к фонтану. Это так называемый Дворец Ре Энцо, в котором персонаж с таким именем содержался в заключении в 1249—1272 гг. Ре Энцо был незаконнорожденным сыном императора Священной Римской империи Фредерика II и от имени отца возглавлял проимператорскую партию гиббелинов в Северной Италии. Во время битвы с гвельфами (пропапской партией) при Фоссальте в 1249 году он попал в плен к болонцам, которые до конца жизни держали его в заточении в этом дворце. Ему, правда, разрешали общаться с женщинами, и один из его потомков, по легенде, стал родоначальном семейства Бентивольо, правившего в Болонье во 2-й половине 15-го века.

6
Дворец Ре Энцо, 1246.
Дворец Ре Энцо, 1246.

Базилика Святого Петронио

Главный храм Болоньи — базилика Св. Петронио — строился больше 250 лет, начиная с 1390 года. По ходу строительства возникли планы сооружения гигантского здания, однако папа Пий IV (1559–1565) положил конец этим грандиозным замыслам, прекратив финансирование строительства базилики и направив средства на возведение здания университета по соседству. Он мог легко это сделать, поскольку для Болоньи, уже к тому времени находившейся в составе Папского государства, папа был главным начальником.

8
 Фасад базилики Святого Петронио отделан розовым мрамором лишь наполовину.
Фасад базилики Святого Петронио отделан розовым мрамором лишь наполовину.

Из-за решения папы фасад базилики остался только наполовину облицованным, а строительство трансептов (для придания ей формы латинского креста) было остановлено в самом начале. Говорят, папе не понравилось, что болонский храм мог оказаться больше возводившегося в то же время собора Св. Петра в Риме. Но даже при всём этом размеры здания впечатляют: длина — 132 метра, ширина — 60 метров, высота сводов — 45 метров. Базилика является пятой по величине церковью в Европе.

6
Внушительные размеры базилики Святого Петронио.
Внушительные размеры базилики Святого Петронио.

Храм посвящен в целом малоизвестному святому, который был болонским епископом в 431–500. Но в Болонье его любят, что подтверждается большим количеством его изображений и статуй, и считают святым покровителем города.

5
Центральный портал базилики (Porta Magna) работы Якопо делла Кверча.
Центральный портал базилики (Porta Magna) работы Якопо делла Кверча.

Лучшее, что есть в Св. Петронио — это великолепный центральный портал работы знаменитого сиенского скульптора Якопо делла Кверча. Он работал над ним, начиная с 1425 до самой своей смерти в 1438 году. Считается, что сцены из библейской «Книги Бытия» на боковых пилястрах портала вдохновили Микеланджело на некоторые из сюжетов в его росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

7
В люнете находятся Богоматерь с Младенцем, Св. Петронио с моделью храма в руках (справа) и Св. Амбруаз (слева). В архитраве (горизонтальной перемычке) изображены 5 сцен из детства Христа.
В люнете находятся Богоматерь с Младенцем, Св. Петронио с моделью храма в руках (справа) и Св. Амбруаз (слева). В архитраве (горизонтальной перемычке) изображены 5 сцен из детства Христа.

5
На боковых пилястрах - роскошные барельефы с 10 сценами из «Книги Бытия» Нового Завета, начиная с Сотворения Адама в верхнем левом углу.
На боковых пилястрах - роскошные барельефы с 10 сценами из «Книги Бытия» Нового Завета, начиная с Сотворения Адама в верхнем левом углу.

5
Боковые порталы выполнены в 1518-1530 другими скульпторами.
Боковые порталы выполнены в 1518-1530 другими скульпторами.

1 из 2
Люнет левого портала с воскресшим Христом работы Альфонсо Ломбарди.

Интерьер — это очень длинный неф, отделённый рядами массивных колонн от 22 капелл по сторонам. Благодаря необычному расположению нефа по направлению с севера на юг, внутри храма всегда довольно светло. Красивые готические своды по проекту Джироламо Райнальди датируются серединой 17-го века.

8
Интерьер базилики.
Интерьер базилики.

В 1530 году в базилике Св. Петронио папа Клемент VII торжественно короновал габсбургского короля Карла V в. качестве императора Священной Римской империи. Почему это сделали в Болонье, а не в Риме, как обычно? Объяснение простое: в мае 1527 года вышедшие из-под контроля войска Карла V захватили и в течение нескольких месяцев грабили Рим, в то время как папа отсиживался в Замке Св. Ангела. После подобного «инцидента» вход в Рим Карлу V был заказан, и (по его выбору) коронация прошла в Болонье как втором по значимости городе Папского государста.

6
Балдахин 17-го века над главным алтарём с двумя органами по бокам. Тот, что справа, датируется концом 15-го века и до сих пор функционален.
Балдахин 17-го века над главным алтарём с двумя органами по бокам. Тот, что справа, датируется концом 15-го века и до сих пор функционален.

5
Статуя Св. Петронио для процессий и деревянная кафедра 15-го века очень необычной конструкции. Как на неё забирался священник?:)
Статуя Св. Петронио для процессий и деревянная кафедра 15-го века очень необычной конструкции. Как на неё забирался священник?:)

3
Линия меридиана длиной 67 м, проведённая в 1655 г. астрономом Джан Доменико Кассини. В полдень ясного дня на ней останавливается солнечный луч, падающий из специального отверстия в крыше, и указывает на день года.
Линия меридиана длиной 67 м, проведённая в 1655 г. астрономом Джан Доменико Кассини. В полдень ясного дня на ней останавливается солнечный луч, падающий из специального отверстия в крыше, и указывает на день года.

Наибольший интерес в базилике представляют её капеллы, в которых сосредоточены многочисленные произведения исскуства. Мы остановимся лишь на нескольких, наиболее интересных из них.

8
Барочная капелла Св. Петронио (1742), в которой находится реликвариум с его мощами.
Барочная капелла Св. Петронио (1742), в которой находится реликвариум с его мощами.

6
Капелла Св. Себастьяна, конец 15-го века. Алтарный образ святого выполнен неизвестным художником. Остальные картины в капелле (12 апостолов и Благовещенье) принадлежат кисти Франческо Франча и Лоренцо Коста, известных художников болонской школы.
Капелла Св. Себастьяна, конец 15-го века. Алтарный образ святого выполнен неизвестным художником. Остальные картины в капелле (12 апостолов и Благовещенье) принадлежат кисти Франческо Франча и Лоренцо Коста, известных художников болонской школы.

4
Св. Себастьян крупным планом.
Св. Себастьян крупным планом.

5
В капелле Св. Якова похоронены супруги Элиза и Феличе Бачьокки. Он - французский генерал, она - Великая герцогиня Тосканская (до 1814), в девичестве - Бонапарт, старшая сестра Наполеона.
В капелле Св. Якова похоронены супруги Элиза и Феличе Бачьокки. Он - французский генерал, она - Великая герцогиня Тосканская (до 1814), в девичестве - Бонапарт, старшая сестра Наполеона.

Самой впечатляющей является капелла Болоньини (она же капелла Волхвов), вся покрытая великолепными фресками Джованни да Модена, выполненными в 1408—1420 гг. и прекрасно сохранившимися. Фрески были заказаны богатым болонским торговцем шёлком Бартоломео Болоньини, чьё захоронение находится под полом в центре капеллы. Пускали в неё только за деньги, поэтому народу в капелле было немного, и нам там удалось всласть пофотографировать.

6
Часовня Болоньини (Волхвов) - общий вид. У входа слева - большая фреска со Св. Кристофором.
Часовня Болоньини (Волхвов) - общий вид. У входа слева - большая фреска со Св. Кристофором.

Капелла посвящена трём Волхвам (Magi), и вся её правая стена покрыта сценами их путешествия в Вифлеем в поисках родившегося младенца Иисуса, которому они несли свои дары: золото, ладан и смирну.

1 из 2
Стена капеллы с путешествием волхвов целиком.

1 из 4
Волхвы в пути, следуют за Вифлеемской звездой.

На противоположной от Волхвов стене изображена устрашающая сцена Страшного суда с огромным чёрным дьяволом по центру, пожирающим грешников. Вокруг черти меньшего калибра терзают несчастных обитателей ада, в число которых включён и пророк Мухаммед. А над адом изображен рай, где праведники сидят аккуратными рядами, наблюдая, как Христос под присмотром Бога Отца коронует Богоматерь. Считается, что вся эта фреска навеяна «Божественной комедией» Данте, «посетившего» и описавшего в ней как рай, так и ад.

7
Стена с фреской, изображающей ад и рай.
Стена с фреской, изображающей ад и рай.

1 из 2
Ад с сатаной во главе крупным планом.

5
Праведники в раю поют славу Богу. Выше - коронация Богоматери.
Праведники в раю поют славу Богу. Выше - коронация Богоматери.

Наконец, на алтарной стене (вокруг витража) мы видим цикл фресок Джованни да Модена, изображающих (во многом вымышленные) сцены из жизни Св. Петронио, включая совершённые им чудеса. Витраж выполнен в начале 15-го века болонским мастером Якопо ди Паоло. Великолепный готический алтарь работы неизвестного мастера вырезан из дерева, раскрашен и покрыт позолотой; главный его сюжет — «Коронация Марии» в окружении многочисленных святых.

7
Алтарная стена - общий вид.
Алтарная стена - общий вид.

8
На витраже изображены 12 апостолов.
На витраже изображены 12 апостолов.

1 из 2
Резной готический алтарь неизвестного мастера, раскрашенный Джакопо ди Паоло.

6
В пределле (нижней части алтаря) мы снова видим 8 сцен путешествия волхвов, но уже в исполнении Джакопо ди Паоло. В середине нижней панели волхвы вручают свои дары Марии.
В пределле (нижней части алтаря) мы снова видим 8 сцен путешествия волхвов, но уже в исполнении Джакопо ди Паоло. В середине нижней панели волхвы вручают свои дары Марии.

 

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  4. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  14. Рим: барочные церкви Борромини
  15. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  17. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  18. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  19. Вилла Адриана
  20. Флоренция: Галерея Академии
  21. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  23. Национальный музей Барджелло
  24. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  25. Лукка: город в тени Пизы
  26. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  27. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  29. Сиена: пинакотека города Мадонны
  30. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  31. Прогулка по Сиене
  32. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  33. Болонья: Пьяцца Маджоре
  34. Болонья учёная
  35. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  36. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  37. Болонья — город портиков
  38. Болонья: Национальная пинакотека
  39. Болонья: музей Средневековья
  40. Равенна римская
  41. Равенна готская
  42. Равенна византийская
  43. Парма: по следам Корреджо
  44. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  45. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  46. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Болонье
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии