4 февраля, Долина царей, Храм Хатшепсут, алебастровая фабрика, переезд в Хургаду.
С утра стало понятно, что нас точно никто не собирается везти в Хургаду, и что оплаченный нами трансфер и отель пропадают, так как оставаться на корабле до завтрашнего дня я точно не собиралась — слишком большие планы у меня были на оставшийся день в Египте.
5
Спасибо Туристеру и гиду Татьяне, которую я нашла на сайте: она мгновенно организовала нам новый трансфер и заказала дешевейшие апартаменты, в которых мы могли провести 4 часа в горизонтальном положении, так как потом нам это светило через двое суток. Конечно, это не наш отель со всеми удобствами и «все включено», но для нескольких часов вполне подошло. Отчет об апартаментах здесь:
С этим мы и отправились на прогулку — экскурсию в Долину Царей, наивно полагая, что на сем скандалы с организаторами закончились (как бы не так, у нас же еще возвращение на корабль было).
Поскольку это был последний день круиза, и эту программу некоторые туристы увидели в первый день (те, которые прилетели не ночью, как мы, а с утра), то наши группы были переформированы и мы попрощались с нашим Мозесом, у нас был другой гид — сопровождающий.
7
В противовес Карнакскому и Луксорскому храмам, местам рождения и проживания Бога Амона-Ра, построенным на восточном берегу, там, где восходит солнце, на западном берегу, в Стране Мертвых, возвышались заупокойные храмы, называемые «Храмами миллионов лет», выстроившиеся вдоль края пустыни, и где поклонялись Амону-Ра и умершим Царям в образе заходящего солнца.
5
В пустынных скалах западных Фив, в Долине Царей и Долине Цариц, защищали умерших царей Нового Царства 18–20 династий (около 1550—1000 гг. до н. э.), а в предгорьях пустыни находился некрополь Дворянства, известный как Гробницы Знати.
4
Наш гид сообщил, расстроившую меня новость: осмотреть разрешено только три гробницы по одному билету! Сама виновата: если бы удосужилась выяснить все раньше, купила бы еще один билет, и дело с концом. Правда, добрый муж, отдал мне два входа, довольствовавшись одной гробницей, и я зашла в пять (плюс одну, главную). На входе в каждую гробницу билет дырявят и после трех дырочек не пускают, даже попытка заплатить не увенчалась успехом, что изумило.
Второе сообщение нашего гида у входа в комплекс, принесло известие, что для входа в гробницу Тутанхамона необходим дополнительный билет, но я не услышала — сказал ли он, что его надо купить здесь, а не возле входа в саму гробницу (я, конечно, все равно прорвалась, но пришлось понервничать).
5
Когда выяснилось, что билет надо было купить на входе, я взвыла. Гид, поняв, что грядет буря, посоветовал вернуться к входу и купить билет. У него не хватило соображалки, что касса — за турникетом, и если я выйду его покупать, то назад я не попаду! Плюс, вторая проверка на подходе к гробницам. Но, по части соображалки, как пройти, пролезть и решить быстро любую проблему, нам нет равных! Мы доехали на машинке к кассам, подбежали к туалету на территории комплекса, до выхода, сунули деньги смотрителю туалета, предварительно разменяв евро на египетские фунты (впервые за неделю, ранее везде картами или евро рассчитывались) у какого-то чужого египетского гида, «туалетный Бог» сбегал в кассу и купил мне билет, за что получил 5 евро, что, вероятно, стало самыми большими в его карьере чаевыми, так как принято давать 1 евро.
Запрыгнули в вагончик — шаттл, нас пытались высадить, объясняя, что это для группы, наш следующий, но мы прикинулись ветошью, сделали совершенно тупое выражение лица из серии «Твоя моя не понимай» и промычали: «Группа», махнув руками в сторону гробниц. Всем стало понятно, что высадить нас не удастся.
2
На втором контроле (через который мы выехали назад) мы пронеслись стрелой, бросив контролеру на ходу, что бегали за вторым билетом. Он с пониманием улыбнулся и махнул рукой: «Проходите». Все, цель была достигнута. Но зайду я в гробницу Тутанхамона в финале, на десерт.
2
В прошлом Долина Царей казалась страшным ущельем, затерявшимся среди обожженных солнцем скал, чуждым земной жизни. И все же, в чреве этой пустыни, сохранились прекраснейшие образцы культуры Древнего Египта, связанные с Загробным миром. Кроме художественного достояния — настенных росписей и самой структуры подземных сооружений — гробницы были полны ценнейшими свидетельствами древнеегипетской истории. Почти все они, к сожалению, были вскрыты и разорены еще во времена фараонов, и особенно в период Птолемеев. Но несмотря на это, даже сегодня, гробницы великих Царей 19 и 20 династий поражают величественной архитектурой и живописью.
4
Погребальные комплексы этих фиванских династий отличаются от своих предшественников несравнимой монументальностью. В эпоху Пирамид гробница, которой придавался заупокойный храм, имела первичное значение. С появлением фиванского некрополя на границе между пустыней и плодородной землей, погребальный храм стал грандиозным, а гробница, спрятанная в самом сердце пустыни, стала храмом, но меньших размеров.
3
Ансамбль некрополя обычно формировался вдоль продольной оси храма, длинная галерея, разделенная на два или три сектора, вела в подземный храм, где один или несколько колонных залов были окружены кладовыми и камерами для приношений, и в итоге выводила к святилищу, где находился склеп с саркофагами и сокровищница.
1 из 4
4
Рамзес Четвертый
У некоторых усыпальниц есть боковые ответвления, как, например, в гробницах Аменофиса Второго и Рамзеса Второго (гигантская незаконченная гробница), а иногда — несколько уровней, как в гробнице Сети Первого. В гробнице Хатшепсут устроен длиннейший коридор полукруглой формы, спускающийся почти на 30 метров, с несколькими камерами в конце.
1 из 4
3
Рамзес Четвертый
Иконография царских гробниц не замыкается на сюжетах загробного бытия, а сосредотачивает свое внимание на жизни фараона, продолжающейся в общении с Богами, и на его победе над смертью, как проявлении его божественности.
1 из 4
6
Рамзес Четвертый
Ориентироваться в гробницах очень просто. Джон Гарднер Уилкинсон, один из основателей египтологии, в 1827 году пронумеровал гробницы Долины Царей и составил их каталог по хронологическому порядку захороненных здесь фараонов. Для этого Уилкинсон использовал не только простую, но и эффективную систему: с кистью и банкой краски в руках он обозначил прогрессивной нумерацией каждую встречающуюся ему гробницу, отмечая ее номер на входе или на ближайшей скале. Нумерацию он начал с усыпальницы, находившейся в нижней части Долины Царей, это была гробница Рамзеса Седьмого, которая и есть «Гробница Номер 1». Потом он проследовал по главной тропе, расставив номера на встречающихся гробницах справа налево. Когда Уилкинсон дошел до вершины Долины, он пронумеровал 15 гробниц. После чего, спускаясь, он обозначил в прогрессивном порядке другие гробницы, расположенные в более глубоких и узких распадках, прилегающих к основной долине. На сегодня известны и пронумерованы 62 гробницы, они обозначены буквами KV — King,s Valley, и следующими за ними цифрами. Большая часть долины все еще не исследована.
5
Но, как я уже писала, у нас есть возможность посетить всего 3+1 (дополнительный билет) гробницу, у меня, с учетом пожертвования мужа, получилось 5 + 1. Египетский гид по итогу прогулки, увидев мои билеты, изумленно махал головой, глядя на меня с опаской — видимо, таких сумасшедших среди немецких туристов ему не попадалось.
Как и все грандиозные древнеегипетские постройки, эти изумляют своей монументальностью и размерами. Первый вопрос, который возникает: как это можно было построить в те времена, с помощью тех технологий и инструментов? Или, было что-то, о чем нам неизвестно?
Но, ученые объясняют все очень просто. Египтяне выкапывали огромные царские гробницы с помощью простейших каменных орудий. Несколько десятков рабочих при свете масляных ламп прорубали мягкий известняк, всего за несколько лет успев не только вырубить их, но и украсить — стены заглаживались и штукатурились, а затем украшались резными или нарисованными сценами и текстами.
Гробница Рамзеса Четвертогоиз 20 династии была открыта еще в древности. Помимо того, что это память о египетской культуре, это коптская история, так как в ней сохранились большое количество коптских граффити. В Турине хранится древний план гробницы, из которого очевидно, что колонный зал позже был превращен в погребальную камеру.
1 из 6
3
Рамзес Четвертый
Гробница Рамзеса Третьего из 20 династии тоже была открыта с древности. Ее украшают две пары пилястр с головами животных у входа. Ось гробницы несколько смещена относительно первоначальной, в результате перестройки. Это одна из самых длинных гробниц в Долине Царей, ее длина составляет 188 метров. Первоначально она строилась для Сета Нахта, отца Рамзеса Третьего, но работы были остановлены, так как гробница пересеклась с гробницей царя Аменамеса. Рамзес Третий продолжил работы, обойдя гробницу Аменамеса.
1 из 4
4
Рамзес Третий
Рамзес Третий был вторым царем 20 династии. Он считается одним из самых важных и известных египетских царей — воинов, поскольку именно он остановил народы моря. Правил Египтом около 31 года (ок. 1187 — 1151 гг. до н. э.), заступив на трон после смерти своего отца. Три следующих правителя Египта (три Рамзеса — 4, 5, 6) были его сыновьями.
1 из 6
2
Рамзес Третй.
Его гробница, пожалуй, является наиболее украшенной великолепными цветными сценами, краски которых отлично сохранились. Это изображения эпизодов повседневной жизни, таких как приготовление пищи, королевских доспехов, изображения лодок и другие картины.
1 из 3
5
Рамзес Третий
В гробнице есть и религиозные сцены, тексты из священных книг и сцены из жизни Богов.
1 из 3
4
Рамзес Третий
Гробница впервые была исследована Джеймсом Брюсом в 1768 году, а Уильяму Брауну удалось добраться до погребальной камеры в 1792 году.
1 из 3
5
Рамзес Третий
Гробница Рамзеса Девятого. Фараон 20 династии. Гробница была открыта в древности. К ее входу ведет лестница, вырубленная в скале, с пандусом в центре для спуска тяжелых предметов.
1 из 2
3
Рамзес 9
Галерея и две небольшие боковые комнаты украшены сценами из «Книги Мертвых», «Молебна к Солнцу» и «Книги Дуата».
Гробница Рамзеса Шестого. Его саркофаг, разрушенный в древности, был реконструирован в 2003 году из фрагментов, найденных в гробнице царя и других местах Долины Царей. Камень представляет собой твердый зеленый конгломерат, добытый в Вади Хаммамат, в 100 км от Луксора в Восточной пустыне. Изначально саркофаг был окрашен в синий, красный, черный и желтые цвета, на нем сохранились остатки мазей, использовавшихся в погребальном ритуале.
Резные украшения повествуют о загробной жизни царя, через символику, связывающую его с Богом Ра и с Осирисом. Лицо на крышке является копией оригинала, который находится в Британском музее с 1823 года.
Этот саркофаг был помещен внутри гранитного ящика, из которых два огромных фрагмента сохранились в погребальной камере.
1 из 2
5
Рамзес 6
(фото из этой гробници из интернета, я, от счастья, что муж мне одну гробницу «подарил», телефон у него в руке оставила!).
Мумифицированное тело Рамзеса Шестого было найдено в соседней гробнице Аменхотепа Второго, в 1898 году и сейчас хранится в Египетском музее Каира. В этой гробнице, как и в предыдущей, длинный коридор разделен на три сектора. Гипогей состоит из двух помещений, в первом из которых и находится саркофаг, а на стенах — сцены из «Книги Врат», на потолке астральные сцены. А второе помещение, крестообразное в плане, украшено сценами из «Книги пещер».
6
Рамзес 6
Гробница Меренптаха. Династия 19. Верхние камеры были открыты в древности, а нижние камеры расчищены Говардом Картером в 1903–1904 годах. В гробнице использовались четыре саркофага.
1 из 2
3
Меренптах
И, главная гробница — Тутанхамона. Фараон 18 династии. Открыта в 1922 году Говардом Картером.
5
Тутанхомон
По своей структуре и оформлению — это самая скромная, но по своим художественным и археологическим сокровищам — наиболее известная в долине гробница, обнаруженная в начале 20 века.
5
Тутанхомон
Она была торопливо подготовлена для фараона совершенно второстепенной важности, умершего очень молодым, и при обычной ситуации, никто и имени его бы не знал. Тутанхамон (1354 — 1345 гг. до н. э.) жил в тот беспокойный период политической и религиозной борьбы, что последовал за смертью великого «фараона — еретика» Эхнатона (1372 — 1354 гг. до н. э.) и беспорядков, подавленных несколькими годами позже властным Хоремхебом (1340 — 1314 гг. до н. э.)
4
Тутанхомон
Короткий коридор ведет к вестибюлю, в который выходит погребальная камера и сокровищница, а с противоположной стороны — кладовая для приношений и утвари.
Во всем комплексе только погребальная камера украшена настенными росписями. Росписи представляют собой Эйе, второго мужа Нефертити, и преемника Тутанхамона, во время выполнения им в облике Осириса церемонии «Открытия уст и очей» усопшего.
1 из 3
4
Тутанхомон
Как только могила была заполнена приданным, и запечатана, ее тут же посетили воры. Очевидно, им помешали, и они в спешке захватили лишь несколько предметов. Приведенная в порядок и вновь запечатанная жрецами, она, к счастью, через сотню лет была погребена под строительными материалами при сооружении гробницы Рамзеса Девятого. Строительные отходы скрыли все следы таким образом, что о гробнице забыли на три тысячи лет, пока она не была возвращена из небытия Говардом Картером в начале 20 века. Открытие могилы в Долине, уже полностью перекопанной, принесло археологу большую известность, и прославили совершенно «серенького» фараона. Все находки хранятся в Каирском музее (где их запрещено фотографировать).
5
Тутанхомон
Обделив гробницами мужа (отчего он ни капельки не расстроился) и устроив себе пробег с препятствиями, я, вполне удовлетворенная и гордая собой (ну как же, у всех 3, максимум 4 гробницы, а у меня 6), присоединилась к группе и мы продолжаем экскурсию.
Храм Хатшепсут.
На южном конце поля заупокойного храма, прямо через реку от Луксорского храма, находится небольшой (относительно других) храм Амона Хатшепсут и Тутмоса Третьего (ок. 1479—1425 гг. до н. э.), Джесер Сет, который считался традиционным местом захоронения Амона и восьми первобытных Богов.
4
В то время, как большинство людей жили в городе на восточном берегу Нила, западный берег Фив был в основном предназначен для мертвых, погребальных обрядов и связанных с ними отраслей.
1 из 4
6
Храм Хатшепсут, называемый в древности Джесер-джесеру — Святая святых — был погребальным храмом Хатшепсут, женщины — фараона 18-й династии. Он был построен в 15 веке до н. э. под руководством Сененмута, надзирателя за всеми строительными работами на стройках фараона. Этот великий архитектор, достойный наследник Имхотепа, жившего за 1200 лет до него, построил одно из самых значительных произведений в истории человеческой цивилизации.
1 из 4
4
Аллея для процессий, усаженная сфинксами с головами Хатшепсут, вела от Храма Долины, на окраине поселения, ко входу в Джессер-Джесер.
1 из 3
3
Сам храм состоял из внутреннего двора на уровне входа, обнесенного каменной стеной, и двух более высоких платформ, примыкающих к скале, к каждой из которых можно было добраться по центральному пандусу. Портики с колоннами обрамляли пандусы на каждом уровне, а дополнительный, третий портик, примыкал к входу на самую высокую платформу.
1 из 4
2
Стены храма были украшены рельефами, изображающими сцены, воспевающие и прославляющие правление Хатшепсут.
1 из 4
2
В Южном Нижнем портике можно увидеть перевозку двух огромных обелисков из красного гранита из каменоломен Первого Порога Нила в Фивы. В Северном Нижнем портике Хатшепсут изображена в виде сфинкса, поражающего азиатов, а также охотящегося и ловящего рыбу в папирусном болоте дельты Нила.
1 из 4
4
Украшения Южного Среднего портика рассказывает об экспедиции в Страну Пунт, царство, расположенное к югу от Египта, на побережье Красного моря. Божественное рождение женщины — фараона — главный мотив Северного Среднего портика. На южной стороне Средней террасы был возведен храм Хатор, а на северной — так называемый Нижний храм Анубиса.
1 из 4
2
Коронация Хатшепсут была основной темой сцен и текстов в настенном убранстве портиков Верхней террасы. Напротив Восточных колонн на Верхней террасе стоял ряд статуй Хатшепсут в образе Осириса. За красногранитным порталом на Верхней террасе открывался Верхний Праздничный Двор. В середине его Западной стены (тыльной)вход вел к Главному Святилищу Амона — Ра, в котором находилась культовая статуя Божества. К югу от Двора, располагался Культовый комплекс с двумя комнатами, посвященный погребальному культу Хатшепсут и ее отца, Тутмоса Первого. А к северу от Двора располагался Комплекс Солнечного культа с небольшим открытым двориком и монументальным алтарем и так называемый верхний Храм Анубиса.
1 из 3
2
Одна из комнат называлась Комната с Окном, располагавшаяся в юго-восточном углу Верхнего Двора. Южная комната Амона, и северна комната Амана были вспомогательными помещениями, для проводимых обрядов в главном Храме.
1 из 3
2
Комплекс замечательный, находится в прекрасном состоянии, и восстановительные реставрационные работы все еще продолжаются.
1 из 2
5
Колоссы Мемнона.
Если честно, то и этого для дня было достаточно, мы были просто перенасыщены впечатлениями. Но, по плану отправляемся смотреть Колоссов Мемнона, которых видели вчера с воздушного шара. Так называют знаменитые статуи Аменофиса Третьего, последнее свидетельство, оставшееся нам от огромного заупокойного храма, построенного в начале 14 века до н. э., нечто вроде аванпоста некрополя на плодородной земле, а не в пустыне. Это монолитные статуи из песчаника, высотой 18 метров, весом около 1300 тонн. К сожалению, их состояние весьма плачевно, вот иногда сожалею, что не успели в Европу вывезти.
1 из 4
2
Страбон, греческий историк и географ, записал, что «во время землетрясения 27 года до н. э., разрушилась бОльшая часть храма, а колоссы раскололись от плеч до уст». С этого момента на восходе солнца статуи начинали издавать звуки, «разговаривать». Так появился «Оракул Мемнона» (в греческой мифологии Мемнон был царем Эфиопии, сыном Богини Авроры, который очень быстро превратился в место паломничества греков и римлян. Сюда приезжали императоры Адриан и Септимий Севера. Последний, в явном стремлении добиться милости Мемнона, отреставрировал статки, которые с того момента перестали «разговаривать».
1 из 3
4
День подходил к концу, мы возвращались в Луксор.
3
На этом я бы, пожалуй, и закончила экскурсии, но туристы должны «посеять» деньги, и нас повезли на алебастровую фабрику. Как ни странно, было интересно, и много красивых вещей.
Мне понравилась одна ваза из оникса (на последнем фото, у меня дома на столе), но торговаться не было сил, а платить запрашиваемую цену в 250 евро не было никакого желания. Я решила, что больше 100 она стоить не может.
1 из 7
4
Какого было наше изумление, когда приехав на корабль, мы увидели работника фабрики с вазой и с терминалом для оплаты. Они готовы отдать ее за 100. Я радостно сунула карточку, по привычке заплатила, не взглянув на цифру. Забегая вперед: уже дома, зайдя в онлайн-банкинг, увидела, что вместо 3000 египетских фунтов с меня взяли 300, т. е. вместо 100 евро — 10 евро. Хорошо, что не прибавили ноль! Но, «халява» до добра не доводит. Муж подарил мне на 8 марта огромный букет белых лилий. Поставил в эту вазу. Все бы ничего, но лилиии смертельны для кошек (а у меня их три). Я день продержала вазу в душевой кабине, а когда запах распространился и оттуда (к утру), я вынесла ее на балкон. Подул ветер и… да, она упала и разбилась! Неподъемная, еще и с водой! И именно сегодня, когда я про нее пишу! А фото — с корабля, чтобы показать как они стоят в портах, вплотную, бортами друг к другу. Это фото соседних кораблей, снятое с нашего.
1 из 3
2
Если вы помните, то накануне приключился скандал, наш отель отменили без нас, и сообщили нам, что мы остаемся на корабле. Я ответила, что сами решим, и что мы не пленники, а свободные люди. Приезжаем на корабль: наш багаж стоит в холле! Весь! А там сумка с компом, внутри сумочка с моими украшениями, кошелек мужа с документами и деньгами. Я даже забыла, что вся такая умиротворенная и впечатленная красотой и мощью построек. Вот уж вопила, продавцы на марокканском рынке обзавидовались бы! Они блеяли, что наш водитель (которого мы сами заказали) уже приходил и ждет нас, я объясняла (немножко громко и не совсем литературно), что хотела сходить в собственный душ, что это не их дело, когда мы выйдем с корабля и выйдем ли вообще, и что очень жаль, что в их народе не осталось ничего от тех, кто все это строил…. А дорога в Хургаду была красива, особенно на закате, что несколько примирило меня с действительностью.
1 из 12
2
Прибыв в наши аппартаменты, я еще и деньрожденческий подарок получила от Татьяны, которая нам жилье организовала — восточные сладости!
6
Нам предстояло 4 часа отдыха и в 2 часа ночи выезд в Каир, и к пирамидам, финальные впечатления (и еще один скандал)! Спасибо за внимание,окончание следует.