Начинаю свой третий рассказ о Сеговии в тени впечатляющего акведука, мы проведём здесь несколько минут, прежде чем тронемся в путь. Мы сейчас на площади Азогехо, очень важном месте встречи жителей города и туристов в наши дни, а также на одном из городских рыночных мест много веков назад. Термин «азогу» происходит от «зоко» на арабском языке и означает воссоединение и рынок.
Акведук в Сеговии является самым важным римским строительным сооружением в Испании. Это тысячелетнее гидротехническое сооружение имело целью захватить воды реки Фрио у подножия Сьерра-де-Гуадаррама и направить их в Сеговию, находящуюся примерно в 17 километрах. Римляне построили канал со средним уклоном в один процент, который столкнулся только с одной трудностью — бродом через реку Кламорес. Чтобы преодолеть его и добраться до скалистого отрога, на котором стоял город, им пришлось соорудить акведук длиной 813 метров.
Недавние археологические раскопки, проведённые у подножия памятника во время его последней реставрации, предоставили данные, указывающие на дату около начала 2 века нашей эры, а точнее на последний период правления Траяна и начало правления Адриана. Впрочем, я и до этого мало сомневался в том, что такой великолепный инженерный проект возник в эпоху правления Пяти Хороших императоров, в римский Золотой век. И ведь до 1907 года вода текла по каналу Акведука в город, как во времена Римской империи! Потом вода пошла по трубам по гигиеническим показаниям, но в целом, Сеговия получала воду из Акведука до 1960 года. Образованный двумя рядами перекрывающихся аркад, поддерживаемых 128 колоннами, Акведук достигает максимальной высоты 28,50 метров над землёй.
К Акведуку примыкает одна из самых оживлённых торговых улиц, скорее проспект, Фернандеса Ладреда
С одной стороны, генерал Фернандес Ладреда — это всего лишь история, и для некоторых неудобная. Будучи министром при Франко, он спланировал этот проспект в середине прошлого века и который пресса того времени с риторикой, весьма типичной для того момента, описывала как «Великая улица Сеговии».
Муниципальные работники заменили старые таблички с фамилией франкистского министра на новые Авенида-дель-Акуедукто несколько лет назад. Но половина местного населения всё равно, скорее просто по привычке, называет проспект старым именем.
На северной стороне проспекта видна Иглесия-де-Сан-Клементе — это храм в романском стиле, построенный между 12 и 13 веками, известный уникальной структурой и старинным украшением апсиды.
Вообще, весь район вокруг под названием Арабаль Майор очень старый, он — центр старого мавританского квартала, который был давным-давно одним из самых красивых в городе.
Он прекрасно сохранился бы, но в начале прошлого века его испортили без всякого уважения городские власти, понастроив современных для того времени зданий.
К счастью, уцелела церковь Сан-Мильян, которая является не только одним из лучших храмов города, но и одним из значительных испанских романских храмов. Она является самой монументальной, достигая размеров собора, о чём свидетельствуют её 50 метров в длину и двадцать метров в высоту. Строительство церкви должно было состояться между 1111 и 1126 годами, во время правления в Кастилии арагонца Альфонсо I Боевого.
Из района Арабаль через площадь Медина-дель-Кампо идём в сторону Главной площади и Кафедрального собора. Этот путь — один из самых интереснейших в Сеговии, здесь много интересного.
Каса-де-лос-Пикос — бывший дворянский дом, построенный рядом с городской стеной и воротами Святого Мартина для защиты ворот. Дворянские дома, пристроенные к средневековым стенам, были нормальным явлением в то время. Такие дворяне имели королевскую лицензию на взимание налогов со всех, кто пересекал ворота и входил в город. Дом датируется 12 веком, но фасад с ромбами, а их 360, появился только в 16 веке, когда очередной владелец захотел придать зданию ренессансный вид. С 1970 года в здании размещается Академия дизайна и искусства Сеговии.
Этот дворец был построен в последней трети 15 века Алонсо Каскалесом. Позже он перешёл к графу Альпуэнте, а в 19 веке к семье Аспироз. В течение многих лет здание было штаб-квартирой представительства Министерства общественных работ в городе Сеговия.
Альхондига была построена в начале 16 века во времена правления католических монархов. Здание выполняло функции городского хлебохранилища. Кукурузная биржа — это название арабского происхождения, обозначающее заведение, где продавали, покупали и даже хранили зерно, целью которого была помощь соседям и главным образом фермерам во времена дефицита.
Площадь Медина-дель-Кампо — одно из самых красивых мест в городе. Дома вокруг площади 16-го века имеют итальянское влияние, а гранитные лестницы имитируют лестницы на площади Испании в Риме. Дома принадлежали торговцам мериносовой шерстью. Это был самый важный бизнес в Сеговии в 15 и 16 веках, и он положил начало золотому веку Сеговии.
К тому же периоду относится Хуан Браво, человек, держащий флаг. Он был вожаком коммунерос, который боролся за права народа Кастилии во времена короля Карла V в. 1520 году. Карл V унаследовал корону Кастилии и Арагона от католических королей. Он был чужаком, приехавшим в Испанию в возрасте 17 лет, не говорящим по-испански, отдав политическую власть своим фламандским советникам и выведя испанскую знать из круга доверия короля. Кроме того, он увеличил налоги в 1520 году, что привело к восстанию горожан, названному Восстанием коммунерос. Хуан Браво был одним из главных капитанов, возглавивших восстание против короля. Это восстание завершилось 23 апреля 1521 года в Вильярларе, где коммунерос были разбиты имперской армией короля Карла V.
Романская церковь Святого Мартина — одна из самых важных церквей старого города Сеговии. Она была построена в 12 веке вместе с 29 другими церквями. Сегодня осталось только 19 из 30 церквей. К сожалению, в самой красивой части была закрыта лесами.
Дом Сольер был построен в 16 веке в стиле ренессанс. В 17 веке принадлежал дону Антонио де Фигередо, начальнику сеговийской почты. Фасад, выполненный из гранитного тёсаного камня, с обеих сторон обрамлен двумя полуколоннами с соответствующими капителями. Справа от него — дом, который в 18 веке принадлежал Мануэлю Мартинесу де Аро, графу Борноса.
Башня Лозойя — дворец-дом, в котором с конца 1960-х годов размещались офисы Сеговийского сберегательного банка. Первым зарегистрированным владельцем был Франсиско де Эрасо. В 1563 году он, секретарь палаты и государственный советник Карлоса I, а затем советник по финансам и Индии Филиппа II, построил всё основное, что мы видим сегодня, включая внутренние дворики.
Пришли на Главную площадь. Это место встречи местных жителей, так как здесь много баров и ресторанов с террасами. Кроме того, каждый четверг здесь проходит главный продуктовый рынок. Этот рынок был создан королем Генрихом IV в. 15 веке и с тех пор эта традиция по четвергам продолжается.
Нынешний вид Главной площади более или менее такой же, как в 19 веке, когда мэрия установила железную эстраду посередине.
Гранитное каменное здание с часами наверху и двумя башнями — Ратуша Сеговии, которая была в 17 веке построена Педро де Брисуэлой, который следовал стилю Хуана Эрреры, архитектора Эскориала в Мадриде. Ни украшений, ни скульптур, только гранит.
Исторически Главная площадь была известна как Пласа-де-Сан-Мигель с церковью Сан-Мигель, которая первоначально занимала часть пространства нынешней площади. Именно здесь 13 декабря 1474 года Изабелла Католическая была провозглашена королевой Кастилии. Церковь Сан-Мигель мы видим и сегодня, но она иная. Тот храм был снесён в 1532 году и восстановлен через несколько десятков метров, чтобы позволить расширение Пласа Майор до размеров нынешней.
И, конечно же, поговорим о Соборе. Его называют «Дама соборов». Это второй собор, построенный в Сеговии. История началась в 1525 году, как следствие восстания коммунерос в 1520–1521 годах, когда первый собор, находившийся напротив Алькасара, превратился в руины. Поэтому Карл V решил построить новый на главной площади в 1525 году. Это собор в стиле поздней готики, но в часовнях он выполнен в стиле позднего барокко, потому что на его строительство ушло более 240 лет.
Для того, чтобы построить собор, нужно было снести 200 домов Еврейского квартала и женский монастырь. Одной из самых ярких архитектурных особенностей собора Сеговии является его стройность. С трезвым стилем собор является материализацией течения времени и изменений в стиле.
Работы были поручены Хуану Хилю де Онтаньону, после его смерти в 1526 году ответственность за работы взял на себя его сын Родриго Хиль де Онтаньон. Со временем Гарсия де Кубильяс, Родриго дель Солар, Педро де Брисуэла или Хуан де Мугагурен также будут руководить строительством или его частями. Освящении собора состоялось лишь 16 июля 1768 года.
Собор Сеговии состоит из 3 нефов, расположенных в виде латинского креста. В нём также есть боковые часовни, трансепт с полукруглой апсидой. Клуатр монастыря и стройная башня составляют другие основные части храма. Башня собора высотой 88 метров была в то время самой высокой в Испании.
Нынешний алтарь главной часовни был заказан Карлосом III по проекту Франсиско Сабатини. Он был закончен в 1775 году в мастерских Королевского дворца в Мадриде. Запрестольный образ, занимающий главный алтарь, представляет собой набор из мрамора разных цветов и бронзы, воссоздающих неоклассическую структуру.
В центральной нише находится сидящее изображение Вирхен-де-ла-Пас 13 века, которое подарил собору король Энрике IV, хотя считается, что его владельцем вполне мог быть король Фердинанд III Святой. Это изображение в настоящее время покрыто серебром, в верхней части алтаря, на карнизе, два сидящих изображения в белом, Святого Валентина и Святого Энграсия с пальмами мученичества, а в центре фронтона анаграмма Богородицы.
Хоры были перенесены из старого собора, они построены в ярком готическом стиле конца 15 века по приказу епископа Хуана Ариаса Давилы.
Часовня Сан-Андрес была основана в 1620 году каноником и казначеем собора Сеговии доном Андресом де Мадригалом. Часовня перекрыта звёздчатым ребристым сводом, который позже был позолочен. Алтарь, который возвышается над часовней, был спроектирован Педро де Брисуэла в 1621 году. Он был деревянным, но в 1703 году его позолотили. Нижняя часть включает резьбу — Сан-Андрес (в центре), Сан-Педро с Сан-Хуаном (слева) и Сан-Пабло с Сан-Лукасом (справа). В верхней части находится горельеф, изображающий мученичество святого Андрея (в центре), а также резные фигурки святого Доминика Силосского со святым Марком (слева) и святого Антония Падуанского со святым Матфеем (справа). Наконец, наверху находится Голгофа с двумя пророками по бокам. Всё венчает Бог Отец.
Часовня Святого Власия соответствует первому этапу строительства собора. Из этой часовни также есть доступ к лестнице, которая поднимается на башню собора. Часовню украшает запрестольный образ в стиле барокко конца XVII века, автор которого неизвестен.
Часовня Сошествия перекрыта звёздообразным сводом, полихромным в ярких тонах.
Запрестольный образ, выполненный в середине 17 века, является работой мастера из Сеговии, который пошёл по стопам Педро-де ла Торре. Центр заполнен большим полотном с изображением Сошествия Христа, а наверху есть ещё одно изображение Голгофы (Христос, Богородица и Святой Иоанн) с фигурой Марии Магдалины у подножия креста. По обеим сторонам этой картины есть две резьбы, изображающие святых Петра и Павла.
Часовня Непорочного Зачатия была создана в 1527 году, через несколько лет после начала строительства собора. Скульптура Непорочного Зачатия, которая сегодня возвышается над Алтарем, была заказана Антонио де Эррера, скульптору короля Фелипе IV, 5 февраля 1621 года.
Эта часовня — настоящий минимузей живописи, в трёх блоках на всех стенах — работы мастеров эпохи барокко.
Монастырский клуатр выполнен в ярком готическом стиле. Он был перенесён камень за камнем из старого собора Санта-Мария, разрушенного во время Войны общин.
Клуатр представляет собой единственную часть старого храма, дошедшую до наших дней. Доступ к нему осуществляется через красивый дверной проём.
Часовня Санта-Каталина — это нижняя часть башни и нынешний выставочный зал собора. Это была одна из первых частей построенного собора, и за последние пять столетий её назначение изменилось. До начала 20 века часовня использовалась для богослужений, в 1924 году по решению епископа Сеговии помещение стало музеем собора.
Это был один из первых церковных музеев в провинции, и он имел большое значение на национальном уровне, поскольку в этом открытом для туристов пространстве выставлялся ценный набор картин, скульптур, литургических украшений, ювелирных изделий или музыкальных инструментов. В 2017 году была открыта Комната литургических гобеленов, которыми храм очень дорожит.
Посещением Кафедрального собора я заканчиваю рассказы о Сеговии. Да, собственно и о кастильском вояже в целом. Будет ещё пара заметок о этом путешествии, но они о городах севера Испании, о паре мест во Франции — всё по дороге домой.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия