Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 10:35
.

Лукка: город в тени Пизы

Лукка — Италия Октябрь 2022
39 54

Остановившись во Флоренции, мы несколько дней зарезервировали на ближние поездки оттуда — «на сторону». Абсолютным фаворитом в этих планах была Сиена (и это правильно!), а еще мы после размышлений остановили свой выбор на Лукке. Она победила в конкуренции с Пизой, которая примерно так же удалена от Флоренции, но гораздо более «истоптана» туристами.

Итак, Лукка. Один из тех городов, которые нравится практически всем. И для этого у него есть все необходимое: многовековая история, хорошо сохранившийся исторический центр, обилие и красота памятников очень необычной средневековой архитектуры, а также полностью уцелевшая крепостная стена 16-17-го веков, превращенная в 20-м веке в роскошный городской променад. Сюда же можно добавить и живописное расположение города на местности: Лукка со всех сторон окружена горами.

1 из 2
Вид на исторический центр Лукки с колокольни Дуомо. Город со всех сторон окружен горами.

Лукка имеет не то чтобы героическую, но бурную историю. Как и многие города Тосканы, Лукка была основана ещё этрусками до нашей эры, потом завоёвана римлянами, после этого многократно меняла свой статус и подчинение. Золотой век Лукки пришелся на 10-11-й века, когда она разбогатела на торговле шёлком и даже стала на некоторое время столицей Тосканы. В течение нескольких веков Лукка с переменным успехом конкурировала то с Пизой, то даже с Флоренцией.

С 12-го века Лукка стала крупнейшим (после Венеции) городом-государством Италии и сохраняла свою независимость вплоть до завоевания Наполеоном Бонапартом. В 1860 году в ходе войны за независимость Италии Лукка была присоединена к Королевству Пьемонта и Сардинии, которое, собственно, потом и стало называться Италией. После этого город политической роли уже не играл, став центром провинции — одной из десяти — в Тоскане. В сегодняшней Лукке около 89 тыс. населения.

5
Полностью уцелевшая крепостная стена 16-17-го веков окружает исторический центр Лукки. Хотя это огромное фортификационное сооружение ни разу не было использовано для защиты города от врага, все же однажды эти стены спасли Лукку от разрушения. Когда в 1812 году река Серкьо вышла из берегов, затопив окружающую равнину, город остался невредим.
Полностью уцелевшая крепостная стена 16-17-го веков окружает исторический центр Лукки. Хотя это огромное фортификационное сооружение ни разу не было использовано для защиты города от врага, все же однажды эти стены спасли Лукку от разрушения. Когда в 1812 году река Серкьо вышла из берегов, затопив окружающую равнину, город остался невредим.

От Флоренции до Лукки — всего 30–40 минут на электричке. 10 минут ходьбы от ж/д станции, и мы — в старом городе, направляемся к главному собору города. Но первым у нас на пути оказался другой храм — Санти-Джованни-э-Санта-Репарата (Chiesa dei Santi Giovanni e Reparata). Была суббота, и к нашему изумлению, вся площадь перед церковью была занята блошиным рынком. Чего там только не продавали! Шопинг в наши планы не входил, тем более, в самом начале «рабочего» дня, и мы нырнули внутрь храма, по пути отметив его резной портал.

5
Блошиный рынок на фоне церкви Санти-Джованни-э-Санта-Репарата.
Блошиный рынок на фоне церкви Санти-Джованни-э-Санта-Репарата.

Как оказалось, этот храм был основан аж в 4-м веке, и до 8-го века был первым кафедральным собором Лукки. В настоящее время службы там не проводятся. Вместо этого, помещение церкви используется как концертный зал, где ежедневно исполняют произведения из наследия Джакомо Пуччини. Нужно сказать, что Лукка — город музыкальный, город Пуччини (композитор — уроженец Лукки). Там проходит ежегодный летний оперный фестиваль его имени. В городе есть и небольшой музей Пуччини. Но скажем сразу, что музыкальная составляющая Лукки осталась для нас за бортом.

1 из 4
Внутри церкви Св. Репараты. Теперь это концертный зал.

Но самое интересное нас ожидало на колокольне церкви Св. Репараты. Поднявшись наверх, мы увидели близко-близко не только купол баптистерия, но и — кафедральный собор Лукки (нашу изначальную цель в городе).

10
Вот он, собор Сан-Мартина! Поражает с первого взгляда. Вид с колокольни церкви Св. Репараты.
Вот он, собор Сан-Мартина! Поражает с первого взгляда. Вид с колокольни церкви Св. Репараты.

Дуомо Лукки (Duomo di Lucca, Cattedrale di San Martino) находится на соседней площади, и там тоже шла бойкая торговля, начиная от тряпок, хозяйственных мелочей и кончая мебелью.

1 из 3
Субботний блошиный рынок в Лукке.

Первоначальная церковь Сан-Мартина была построена ещё в 6-м веке, а освящёна в 1070 году после кардинальной перестройки. Но и от этого второго здания храма осталось очень мало. Сегодняшний вид собора (а он — кафедрал города с 8-го века) — результат долгих перестроек, начатых в 12-м веке и завершенных во второй половине 15-го века.

9
Сегодняшний облик собора сложился после многих и долгих перестроек.
Сегодняшний облик собора сложился после многих и долгих перестроек.

Конечно, сразу обращаешь внимание на оригинальный и очень нарядный фасад собора. Его создание в начале 13-го века связывают с именем архитектора Гвидетто да Комо (Guidetto da Como). Мастер ориентировался на пизанский стиль, но так обогатил его и внёс столько оригинального, что искусствоведы говорят о нём как о создателе нового луккско-пизанского стиля. Многочисленные аркады — это, очевидно, основной элемент и луккской, и пизанской архитектуры. А вот богатая и обильная декоративная резьба, инкрустации, орнаменты, особо причудливые формы колонн — всё это дополнительно выделяет луккский стиль.

5
Оригинальный и очень нарядный фасад собора.
Оригинальный и очень нарядный фасад собора.

Чего только нет на этом фасаде! Во-первых, здесь, как и в Пизе, друг над другом в несколько ярусов размещены арочные галереи, занимающие около половины высоты фасада. Колонны и арки галерей в Лукке «по тонкости выполнения стоят на уровне не столько собственно архитектурных деталей, сколько изделий прикладного искусства, о чём свидетельствует изысканная резьба капителей и арочных дуг и тончайшей работы орнаментальные вставки» (А. Каптиков «Романская архитектура Италии»). Видимо поэтому, несмотря на обилие декоративных деталей, фасад собора в целом выглядит воздушно.

1 из 2
Детали оформления фасада собора.

Колонны собора — все разные. Некоторые полностью покрыты резьбой самых разных рисунков и орнаментов, другие выполнены в форме спирали или поднимаются из пасти диковинного животного, третьи состоят из нескольких связанных узлом маленьких колонн. Одна из легенд гласит, что город объявил конкурс среди мастеров на лучшую колонну для собора, обещав, что победитель потом изготовит их все. Конкурсанты свои работы предоставили, а их, якобы, установили на фасаде храма, так и не объявив победителя (и никому не заплатив)… Как ни странно, все вместе эти разные колонны смотрятся прекрасно.

1 из 4
Детали оформления колонн.

Фигурные резные детали и инкрустации — гербы, розоны, зооморфные или растительные элементы — напоминают, как пишут, рисунки луккских шелковых тканей прошлых времен и разбросаны на разных поверхностях фасада. Они дополняются драконами, сиренами, львами, медведями, фигурами людей, групповыми сценами, размещенными на карнизах, консолях, капителях.

Одним из выделяющихся украшений фасада стала скульптурная сцена «Св. Мартин и нищий», помещённая над правой аркой. Согласно житию, Св. Мартин, будучи суровым воином, тем не менее, прославился своей добротой и милосердием. Однажды он, разрубив свой плащ на две части, разделил его с замерзающим прохожим. Сейчас оригинал скульптуры, датируемый 1233 годом, хранится внутри собора, снаружи стоит копия.

1 из 2
Св. Мартин и нищий. 13-й век. Обратите внимание на декор консолей, на которых установлена скульптурная группа, а также на фриз над статуей.

Любоваться фасадом собора Св. Мартина можно бесконечно: столько здесь деталей! Но в какой-то момент замечаешь его асимметрию: правая арка существенно уже, чем две другие. Причина этого доподлинно неизвестна, но вероятнее всего, как предполагают, дело в примыкающей колокольне. Она была возведена гораздо раньше (в конце 8-го — начале 9-го века), чем современный фасад собора. При перестройке собора, начатой в 12-м веке, было решено колокольню не ломать, а как-то приспособиться к ее существованию, сузив одну из арок и все правое плечо собора.

5
Причина ассиметрии? Видимо, колокольня.
Причина ассиметрии? Видимо, колокольня.

Высота нынешней колокольни — около 60 метров. Она имеет мощное многометровое основание («без окон и дверей») из каменных блоков. С определенного уровня на каждом торце колокольни появляется сначала одностворчатое стрельчатое окно, но постепенно, снизу вверх количество оконных створок увеличивается до 4-х.

1 из 2
Колокольня собора. Верх колокольни увенчан зубчатой короной. Последние ее уровни сооружены целиком из белого известняка, и ее хорошо видно из всех частей города.

На колокольне открыта смотровая площадка, куда можно попасть, преодолев 237 ступенек. Награда — замечательные виды Лукки.

1 из 3
Виды на Лукку с колокольни Дуомо.

На одном из пилонов портала на высоте человеческого роста выбит лабиринт (12-го или 13-го века). Лукка стояла на перекрестке паломнических путей, и лабиринт должен был напоминать паломникам о сложности пути к спасению.

1
Надпись справа гласит, что это - «тот самый лабиринт, что на Крите построил Дедал, откуда всяк туда входящий не сумеет найти выход, кроме Тесея, которого спасли любовь и нить Ариадны».
Надпись справа гласит, что это - «тот самый лабиринт, что на Крите построил Дедал, откуда всяк туда входящий не сумеет найти выход, кроме Тесея, которого спасли любовь и нить Ариадны».

Роскошно оформлены и порталы собора. Люнеты (в форме полукруга) над порталами и простенки между порталами украшают барельефы работы мастерской Гвидетто.

1 из 4
Христос с ангелами (в люнете) и Мария среди апостолов.

И вот мы внутри собора. И здесь все выглядит очень привлекательно и нарядно.

1 из 4
Интерьеры собора Св. Мартина. 14-15-й век. Этот храм - один из немногих в Лукке со сводчатым перекрытием (большинство - с балочным). Над пилястрами - элегантные стрельчатые окна. И здесь - кружево и воздушность.

В соборе — сразу несколько выдающихся предметов искусства. Однозначным шедевром среди них считается мраморная гробница Иларии дель Каретто работы великого сиенского скульптора Якопо делла Кверча.

1 из 4
Якопо делла Кверча. Гробница Иларии дель Каретто. 1406 - 1408. Памятник изображает 26-летнюю жену Паоло Гуиниджи, умершую при родах. Минимум деталей, все очень сдержанно, только скорбь по рано ушедшей красоте.

Трудно не заметить в соборе небольшую, отдельно стоящую восьмиугольную золотистую капеллу — Темпьето. Она была создана местным скульптором Маттео Чивитали (Маttео Civitali) для главной святыни собора — Святого Лика (Volto Santo).

1 из 2
Маттео Чивиталли. Капелла Святого Лика. 1484. Во время нашего посещения капелла, к сожалению, была на реставрации.

1 из 2
Доминико Гирландайо. Мадонна на троне среди четырех cвятых. 1479 г. В мастерской Гирландайо начинал Микеланджело.

6
Якопо Тинторетто. Тайная вечеря. Около 1590. Тинторетто многократно обращался к этому сюжету. Эта работа - одна из его последних, хотя и не самая известная. Главная «Вечеря» Тинторетто находится в венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре. Композиция картины - неканоническая для этого сюжета: стол стоит по диагонали, на переднем плане - второстепенные участники трапезы.
Якопо Тинторетто. Тайная вечеря. Около 1590. Тинторетто многократно обращался к этому сюжету. Эта работа - одна из его последних, хотя и не самая известная. Главная «Вечеря» Тинторетто находится в венецианской церкви Сан-Джорджо Маджоре. Композиция картины - неканоническая для этого сюжета: стол стоит по диагонали, на переднем плане - второстепенные участники трапезы.

7
Алессандро Аллори (Бронзино). Введение Марии во храм. 1598. Алессандро Аллори был одним из основных и самых плодовитых живописцев Медичи - правящей семьи Флоренции. Яркий представитель маньеризма.
Алессандро Аллори (Бронзино). Введение Марии во храм. 1598. Алессандро Аллори был одним из основных и самых плодовитых живописцев Медичи - правящей семьи Флоренции. Яркий представитель маньеризма.

5
Джамболонья. Алтарь свободы. 1579. Христос Избавитель (в центре) освобождает жителей Лукки от господства соседней Пизы, с которой Лукка в течение многих лет конкурировала во всем.
Джамболонья. Алтарь свободы. 1579. Христос Избавитель (в центре) освобождает жителей Лукки от господства соседней Пизы, с которой Лукка в течение многих лет конкурировала во всем.

Описывая собор, обязательно упоминают и его наборный мраморный пол.

1 из 2
На полу - мозаика «Суд Соломона». Здесь работали сиенские мастера, но полы Сиенского собора они в Лукке не превзошли.

От кафедрального собора мы направились к другому знаменитому храму Лукки — Сан-Микеле-ин-Форо (Chiesa di San Michele in Foro). Расположен он прямо в центре города на месте бывшего античного форума (отсюда и название).

12
Красавец Сан-Микеле-ин-Форо.
Красавец Сан-Микеле-ин-Форо.

Церковь Сан-Микеле известна с 8-го века, но от первоначальной постройки мало что сохранилось. Перестройку осуществляли несколько раз, начиная с 11-го века, и следы разновременных работ специалистами считываются с легкостью: фасад в нижней части — в романском стиле, в верхней части — в готическом с переделками 19-го века. Колокольню построили в 14-м веке и позже тоже переделывали.

7
Эклектичный, но такой красивый Сан-Микеле-ин-Форо.
Эклектичный, но такой красивый Сан-Микеле-ин-Форо.

Другими словами, эксперты не видят чистоты стиля в архитектуре этого храма и высказываются о нем критически. А нам он очень понравился, и мы были очень рады, что не ознакомились с мнением, например, Павла Муратова в «Образах Италии» до визита в Лукку. Иначе это «знание» сильно бы подпортило нам впечатления. Муратову по какой-то причине Лукка вообще «на зашла», как сейчас принято говорить.

Церковь Сан-Микеле исполнена в том же пизано-луккском стиле, что и собор Сан-Мартина, и один из авторов их фасадов тоже общий — Гвидетто да Комо. Наверно, это объясняет и их некоторую схожесть, хотя и не полную идентичность. Сан-Микеле выше, чем Сан-Мартин на целый этаж — галерею, к тому же увенчанную скульптурой архангела Михаила. А вот в нижнем ярусе — наоборот, у Сан-Микеле аркады нет, и его декор больше напоминает Пизанский собор, чем кафедрал Лукки.

10
Богато декорированный фасад Сан-Микеле.
Богато декорированный фасад Сан-Микеле.

Изобилие и разнообразие декора на фасаде Сан-Микеле просто поражает. Над портиком расположены четыре ряда изящных мраморных колонн, украшенных затейливыми резьбой и рисунками. И у каждой колонны свой дизайн! Фасад обильно покрыт зеленоватыми инкрустациями по белому мрамору с изображением бегущих и скачущих животных, в том числе и фантастических. И этот «зверинец» можно рассматривать бесконечно.

1 из 2
Обилие декора на фасаде Сан-Микеле впечатляет!

Кроме животных, над капителями при внимательном рассмотрении можно заметить множество скульптурных портретов. Снизу лиц не разглядеть, но стенд внутри храма сообщает, что изображения на фасаде — не фантазии средневековых мастеров, а портреты исторических персонажей и некоторых святых. Их добавили при реставрации 19-го века. Например, там есть и Наполеон, и Христофор Колумб, и Галилей, и Данте Алигьери, и Папа Пий IX, и король Италии Витторио Эмануэле, и Св. Екатерина Сиенская, и Св. Августин и проч. Надо признать, что этот список вызывает вопросы.

1 из 2
Вот так скульптурные портреты на фасаде хорошо видны. Венчает его 4-х метровая мраморная статуя архангела Михаила, убивающего дракона.

Несмотря на такое густое декорирование, фасад церкви выглядит очень нарядным и абсолютно воздушным, даже кружевным. А два верхних яруса фасада вообще парят в воздухе: никакого архитектурного объема за ними нет.

8
Кружево и воздух храма Сан-Микеле-ин-Форо.
Кружево и воздух храма Сан-Микеле-ин-Форо.

Изнутри церковь выглядит порядком скромнее, чем можно предположить по ее внешнему виду. Однако и там, как почти в любом итальянском храме, можно найти настоящие произведения искусства. Самое большое её украшение, на наш взгляд, — прекрасная, красочная картина Филиппино Липпи.

1 из 2
Филиппино Липпи. Святые Рох, Себастьян, Иероним и Елена. Около 1480. Одна из ранних работ мастера.

1 из 2
Лука делла Роббиа. Майолика «Мадонна с младенцем». 1440-1460. Справа - фото из интернета. Почему мы её сами не сняли покрупнее?

Планировка центральной части Лукки в основном сохранилась практически неизменной с 3-го века, когда здесь правили римляне. Город делится на четыре части двумя улицами, одна из которых идёт с севера на юг, а другая — с востока на запад. Они пересекаются в центре — как раз в районе храма Сан-Микеле, где раньше был римский форум. Остальные улицы идут параллельно этим двум главным, ну или «почти параллельно», поскольку в Средние века геометрию улиц не очень-то жаловали.

5
Некоторые улицы вокруг Сан-Микеле остались почти неизменными со Средних веков, сохранив неправильной формы фасады домов и крыши, которые в некоторых местах почти касаются друг друга.
Некоторые улицы вокруг Сан-Микеле остались почти неизменными со Средних веков, сохранив неправильной формы фасады домов и крыши, которые в некоторых местах почти касаются друг друга.

Другой античный объект, который остался в городских названиях Лукки — это древнеримский амфитеатр. Он был построен в 1-м или 2-м веке н. э., но превращен в руины во времена нашествий варваров. В течение веков эти руины выполняли роль карьера стройматериалов. Все колонны и мраморную отделку бывшего амфитеатра использовали при строительстве церквей в Лукке. А на основании частично уцелевших трибун амфитеатра построили торговые и жилые дома, в общем и целом повторяя овальный контур этого сооружения. Ну, а те строения, которые выбивались «из строя», архитекторы «подправили» в 19-м веке, создав непрерывную эллиптическую линию домов. Они сегодня опоясывают живописную площадь, которая так и называтся — «амфитеатр» (Piazza dell Anfiteatro). А арена бывшего амфитеатра, засыпанная землей, ныне покоится под площадью на трехметровой глубине.

6
Вид на Площадь амфитеатра сверху (фото из интернета).
Вид на Площадь амфитеатра сверху (фото из интернета).

1 из 2
Площадь амфитеатра. По всему её периметру выстроились здания разной высоты и «архитектуры», но впечатления это не портит. В наши дни эта площадь — центр городской и туристической жизни с многочисленными магазинчиками, кафе и ресторанами. Мы там славно отобедали, слушая мелодичное пение под гитару одного из местных жителей.

1 из 2
С наружной стороны площади отчетливо видны фрагменты бывшего «местного Колизея», куски арок и колонн, остатки верхних ярусов античной арены.

От римлян Лукке достались не только городская планировка и остатки амфитеатра (успешно превращенного в площадь), но и многочисленные фонтанеллы с вкусной и бесплатной питьевой водой. Видели, как местные жители наполняли там многочисленные емкости. И вообще, окрестности Лукки славятся водами, здесь повсюду бьют источники с минералкой и термальной водой. Рядом с этим фонтанчиком — внешне строгая церковь Спасителя (San Salvatore).

1 из 3
Один из фонтанчиков с питьевой водой в центре Лукки.

Двигаясь к следующему объекту, набрели на площадь Дель-Джильо с одноименным театром. В нaчaле 19-го века эта сцена была чрезвычайно популярна в Италии и cocтавляла дoстойную конкуренцию театрам Сан-Карло в Неаполе и Ла-Скала в Милане. Здесь ставили в том числе и оперы уроженца Лукки Джакомо Пуччини, на этой сцене выступал и великий Никколо Паганини, дирижировал легендарный Артуро Тосканини. Но всё же на площади стоит памятник Гаррибальди, а не Паганини, Пуччини или Тосканини.

2
Площадь Дель-Джильо с одноименным театром и памятником Гарибальди.
Площадь Дель-Джильо с одноименным театром и памятником Гарибальди.

Недалеко от Площади амфитеатра находится еще один знаменитый храм Лукки — Базилика Святого Фредиана (Basilica di San Frediano).

1 из 2
Базилика Святого Фредиана. Святой Фредиан был епископом в Лукке, в базилике хранятся его мощи. Именно он построил на этом месте церковь ещё в 6-м веке, с годами превратился в почитаемого святого и, в итоге, дал церкви свое имя. Но нынешний романский облик она получила на несколько веков позже: с 1112 по 1147 год.

Но и после перестройки 12-го века церковь выглядела иначе, чем сейчас: если, глядя на её нынешнюю фотографию, «отбросить» все, что выше колонн и что слева и справа от пилястров, то получится её фасад 12-го века. В следующем, 13-м веке, храм надстроили в ширину и высоту, и верхний ярус фасада украсили мозаикой с Вознесением Христовым.

1 из 2
Базилика Святого Фредиана. На мозаике — Вознесение Христово, по бокам от Христа — ангелы, внизу – апостолы. Раньше между апостолами было изображение Богоматери, но потом на её месте сделали не то дверь, не то окно...

Над церковью возвышается колокольня 12-13-го веков с короной из гибеллинских зубцов, которые нам привычнее называть ласточкиными хвостами. Построена она в ломбардском стиле: количество створок у окон увеличивается снизу вверх от 1 до 4. В Лукке, похоже, любили этот вариант оформления башен.

4
Апсида и колокольня базилики Сан-Фредиана. С обратной стороны этот храм неузнаваем.
Апсида и колокольня базилики Сан-Фредиана. С обратной стороны этот храм неузнаваем.

Внутри церковь выглядит довольно аскетично. Интерьер на три нефа делят два ряда колонн из различного материала. Почти все они происходят из бывших римских сооружений Лукки. Разницу в высоте отдельных колонн компенсировали различной высотой их оснований — тоже, кстати, римской эпохи, как и многие капители.

6
Интерьер базилики Сан-Фредиана.
Интерьер базилики Сан-Фредиана.

При входе сразу обращаешь внимание на крестильную купель 12-го века, отделанную изумительной резьбой на библейские темы. Это работа тосканских и ломбардских мастеров. Сверху — Добрый пастырь с пророками и апостолами. Нижняя часть — изображение сцен из жизни Моисея.

1 из 2
В нижней части купели - сцены из жизни Моисея: переход через Красное море; Моисей получает Скрижали Завета на горе Синай, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей...

В полукруглом портале за купелью — великолепная глазурованная терракота мастерской делла Роббиа «Благовещение», обрамленная фруктовой гирляндой с грушами, яблоками, лимонами, виноградом, какими-то шишками. Картину дополняют жизнерадостные ангелочки.

1 из 3
Мастерская делла Роббиа. Благовещение. 15-й век.

Настоящее сокровище церкви — прекрасный алтарь, изображающий Мадонну с младенцем и cвятыми, созданный великим сиенским мастером Якопо делла Кверча и размещенный в капелле семейства Трента (его копия есть в Пушкинском музее в Москве). Под алтарем капеллы находится римский саркофаг с мощами полумифического Ричарда-Пилигрима, по преданию, бывшего королём Уэссекса в Англии. Он совершал паломничество в Рим и скоропостижно умер в Лукке в 722 году. В Средние века его захоронение считалось чудотворным и являлось объектом паломничества.

1 из 3
Капелла Трента с алтарём работы Якопо делла Кверча и саркофагом Ричарда-Пилигрима под ним, 1422.

Запомнилась нам и часовня Св. Августина, расписанная фресками болонским художником Амико Аспертини. Джорджо Вазари считал, что это одна из лучших его работ.

1 из 3
Часовня Св. Августина: общий вид и картина 17-го века над алтарём со Святым Ликом, Св. Августином и Св. Убальдом.

Как и в других тосканских городах, когда-то в Лукке было множество башен (пишут, что не менее 130). Строились они для украшения города и демонстрации богатства хозяина домовладения. Но со временем большинство башен были разрушены или перестроены, поэтому теперь за высотный силуэт Лукки отвечают в основном колокольни церквей, но и их тоже немало.

1 из 2
Башни Лукки. Слева - колокольня базилики Сан-Фредиана. Справа - Часовая башня, которая уцелела, видимо, потому, что с самых давних пор на ней устанавлили общественные часы.

Об одной из уцелевших башен хочется сказать отдельно: она уникальна в своем роде. В средние века над Луккой поднимался целый «лес» из высоких башен, а теперь лес (а точнее, лесок) сохранился только на одной из уцелевших — на башне Гуиниджи. Башню построила семья Гуиниджи, которая фактически правила Луккой на рубеже 14-го и 15-го веков.

1 из 2
Самая известная башня города.

У нас было твердое намерение на эту башню подняться, и нам и в голову не пришло, что в 16 часов допуск туда уже будет закрыт. Увы… Зато это неожиданное опоздание высвободило нам некоторое время, и мы смогли обойти всю Лукку по её крепостной стене. Стена в Лукке сохранилась целиком, и на карте города это хорошо видно: вся центральная историческая часть Лукки окружена ею по периметру.

Впрочем, на стену это сооружение мало похоже, скорее — это широкий и тенистый бульвар. В качестве места для пеших прогулок невысокие, но очень широкие крепостные стены начали использовать уже в позапрошлом веке. Какое-то время, как пишут, по ним даже ездили машины. Сегодня городская стена — это симпатичный теннистый бульвар для пешеходных и велосипедных прогулок жителей города и туристов. Мы тоже с удовольствием по нему прошлись.

1 из 4
Крепостная стена Лукки выглядит как аллея среди высоких деревьев (вид сверху).

Протяженность стен — около четырех с половиной километров, по ним можно обойти весь старый город по кругу, любуясь дворцами, храмами и просто улочками внутри, а также и великолепной панорамой тосканских лугов и гор — с наружной стороны.

1 из 7
Вдоль крепостной стены установлены скульптуры - старые и ...

Завершая свой рассказ, подтвердим, что Лукка, безусловно, достойна визита, а ее храмы просто незабываемы. Поскольку Лукка находится совсем недалеко от Пизы, поездки в эти два города можно объединить, с промежуточной ночёвкой в одном из них.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Рафаэль в Риме
  13. Рафаэль в Ватикане
  14. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  15. Рим: барочные церкви Борромини
  16. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 1
  17. Раннехристианские мозаики Рима. Часть 2
  18. Великие базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре и её удивительные мозаики
  19. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  20. Вилла Адриана
  21. Флоренция: Галерея Академии
  22. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  23. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  24. Национальный музей Барджелло
  25. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  26. Лукка: город в тени Пизы
  27. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  28. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  29. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  30. Сиена: пинакотека города Мадонны
  31. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  32. Прогулка по Сиене
  33. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  34. Болонья: Пьяцца Маджоре
  35. Болонья учёная
  36. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  37. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  38. Болонья — город портиков
  39. Болонья: Национальная пинакотека
  40. Болонья: музей Средневековья
  41. Равенна римская
  42. Равенна готская
  43. Равенна византийская
  44. Парма: по следам Корреджо
  45. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  46. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  47. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Лукке
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии