В поездке по Кастилии нас преследовали два имени — Изабеллы Кастильской и Святой Терезы Иисуса. С Терезой вроде разобрались досконально, посетив под занавес монастырь на месте её дома в Авиле и музей. Что же касается Изабеллы, то видели дом, где родилась, дворец где умерла, дворец, где бракосочеталась, здания, где принимала кортесы или Колумба. Осталось «белое» звено — замок в Аревало, где будущая королева провела детские годы. Ради замка мы и заскочили в Аревало — сонный городок в провинции Авила. Заодно, конечно, пробежавшись по самому городку.
Мы с вами видели бывший дворец Хуана II в. Мадригаль-де лас Альтас Торрес, где родилась Изабелла в 1451 году. Когда ей было три года, её отец Хуан II умирает. Ставший королём Энрике IV недолюбливал вторую жену отца и её детей. Изабелла вместе с братом — инфантом Альфонсо и с матерью — Изабеллой Португальской переезжают жить в замок Аревало. Изабеллу в то время не рассчитывали подпускать к престолу, и даже в будущем, поэтому не воспитывали как будущую королеву, но дали хорошее образование. Библиотека замка Аревало была полна античной классикой и книгами религиозной тематики. В 1461 году её жизнь резко меняется, спокойная жизнь в Аревало заканчивается, и начинается восхождение к власти, после того, как Энрике под тяжестью обстоятельств пожелал видеть Изабеллу при королевском дворе в Сеговии.
Пожалуй, это единственный эпизод в истории Аревало, когда замок повлиял на формирование истории. В остальном он был традиционно местом заключения известных узников. От жён или родственников королей и королев до вице-королей и адмиралов Сицилии, Неаполя или Перу. Последним известным заключенным замка был Филипп-Вильгельм Оранский.
Никто не знает, когда был построен первый замок на этом месте, на месте слияния рек Адахи и Аревалильо, но в 14 веке он уже стоял. Тогда король Педро I Жестокий заключил в замковую тюрьму свою жену Донью Бланко де Бурбон, тем самым открыв галерею знаменитых узников. Второе название строения — замок Суньиге. В 1462 году королём Энрике IV владение замком вместе с титулом герцога было передано дону Альваро де Суньиге, графу Паленсии в награду за лояльность. Именно этот дворянин построил замок, который мы видим сегодня. После его смерти замок снова перешел во владение короля.
В плане почти квадратный, по углам круглые башни, по стенам круглые сторожевые будки, а в одном углу большая D-образная цитадель. Цитадель построена из тёсаной кладки с более поздними кирпичными пристройками, как и остальная часть замка. Его структура явно демонстрирует итальянское влияние.
В самом населённом пункте не так много достопримечательностей, несмотря на то, что Старый город Аревало был объявлен объектом культурного наследия. В нём сохранилось большое количество образцов кастильской архитектуры мудехар, этот стиль также называют «кирпичным романским».
Город небольшой, но в нём три огромные площади. Сначала пройдём на старогородскую площадь. Давным-давно здесь был нервный центр города. Эта типичная мощёная кастильская площадь была местом проведения множества мероприятий, таких как рынки, фестивали, традиционные бои быков и другие торжества. Сегодня здесь преобладает тишина, покой, слегка нарушаемый звуком клюва аистов во время ухаживания. Сверху, где птицы, лучше обзора быть не должно. Главные герои здесь — кирпич, присутствующий и видимый во всех конструкциях, составляющих это уникальное пространство, и старое дерево, заключённое в некоторые балконы или даже в виде балок и колонн.
На одном конце площади находится Фонтан четырёх труб, готический 15-го века и построенный из камня.
Эту площадь охраняют две выдающиеся церкви Аревало: Сан-Мартин и Санта-Мария-ла-Майор, по одной на каждом конце. Еще одно историческое здание — это Каса-де-лос-Сексмос, в настоящее время являющееся Городским историческим музеем.
Церковь Сан-Мартин легко узнать, она выделяется двумя башнями, которые здесь стоят с 1200 года, нетрудно догадаться, что их тоже прозвали «близнецы». Хотя это время строительства правой, более новой башни. А первая была построена вместе с церковью в 11 веке. Была основана рыцарями рода Тапиа, чтобы стать местом их молитв и захоронения. Церковь утратила свою религиозную функцию в 1911 году.
Рыцари другого рода — Брисеньо, основали для себя в 12 веке храм на другой стороне площади. Наиболее интересным аспектом экстерьера церкви Святой Марии является апсида алтаря в виде тройной арки сдвоенных глухих арок, наложенных друг на друга, которые начинаются прямо от земли без какого-либо фундамента.
Стройная башня в стиле мудехар у основания пронизана аркой, через которую проходит улица Санта-Мария.
Каса-де-лос-Сексмос справа от ценкви Санта-Мария дополняет замечательный исторический ансамбль площади. В этом доме в конце 15 века произошла ратификация Тордесильясского договора 1494 года между испанской и португальской коронами. О его подписании я подробно рассказал в очерке о Тордесильясе.
Пласа-дель-Реаль своему названию обязана тем, что на ней располагался Дворец Трастамара.
Площадь более новая, чем Старогородская, но старается быть как можно ближе к её историко-художественному комплексу, строя даже относительно современные дома из кирпича и дерева.
В центре находится зелёная зона, с «киоском» музыкантов и скульптурами, которые ратуша посвятила местным знаменитым персонам.
Но по настоящему более-менее оживлена площадь Пласа-дель-Аррабаль, где стоит приходская церковь Санто-Доминго-де-Силос. Здесь почитаются останки Сан-Виторино, покровителя Аревало, сегодня это главная церковь Аревало.
По пути к парковке взглянем ещё на две церкви. Первая, Сан-Хуан-Баутиста, была церковью дворца Трастамара в Аревало. Её происхождение датируется концом 12 века — началом 13 века. Между 16 и 19 веками в церкви был проведен капитальный ремонт, в том числе и на приспособление храма к стилю барокко.
Вторая — церковь Сан-Мигель была построена в 12 веке рыцарями рода Монтальво и является одной из лучших церквей в Аревало в стиле мудехар.
Из Аревало едем смотреть замок Кока. Хотелось бы упомянуть, что сам городок гораздо старее замка, не всегда так в Испании. Первые упоминания о поселениях в окрестностях замка относятся к 2500 году до н. э. К 5 веку до н. э. здесь обосновалось постоянное поселение племени под названием Вацеи. Спустя несколько столетий на этих землях уже появился крупный город, который был окружён земляными стенами. Образовавшийся город, благодаря своему выгодному стратегическому положению, привлёк внимание Римской Империи. В 151 году римский консул Луций Лициний захватил и разграбил город, оставив на его месте лишь руины. Во втором веке город восстановили, заселили. Он — родина римского императора Феодосия I.
Замок же, на который взглянем, стоит на окраине древнего города, примерно в 45 километрах к северу от Сеговии. Это один из немногих испанских замков, которые не были построены на вершинах холмов, а на краю равнины, с видом на меандр реки Вольтойя, приток реки Эресма. Замок укреплён глубоким и широким рвом.
Кока — замок, построенный архиепископом Севильи доном Алонсо де Фонсека в период царствования короля Хуана II в. 1453 году. Долгое время, вплоть до середины двадцатого века, принадлежал известной испанской аристократической семье Дом Альба де Тормес (иногда известный как Дом Альба).
Вот смотрю я на это произведение — больше напоминает загородный дом для увеселений, чем суровую крепость, а ведь замок Кока являлся звеном мощной цепи укреплений на южной границе Кастилии. Совсем не похож своими игривыми башенками на лаконичный замок в Аревало, который видели пару часов назад.
Всё объясняется тем, что замок был построен под руководством мавританского архитектора и инженера Али Каро. Да, были и такие, которые в ходе реконкисты переходили на сторону христиан, часто меняя религию. Полного доверия таким мавританским инженерам, которых называли «Аларифе», всё равно не было, хотя им и поручали строить большие здания в средние века. Всегда был смотрящий испанский строитель. Я думаю, контролировал он в основном распределение финансов и материала, в творческом плане у «Аларифе» в любом случае была полная свобода.
Для большей части строительства был использован кирпич. Однако кирпичи, используемые в замке, отличаются от обычных кирпичей, используемых для строительства домов. Это закалённые кирпичи, способные выдержать натиск врага во время осады. Кирпичи были ровно уложены на довольно толстый слой раствора, поэтому линии кирпичной кладки хорошо видны вместе с раствором. Это создает характерный узор на стенах замка, который построен в классическом стиле мудехар.
Замок состоит из двух обнесённых стеной оград квадратного плана с многоугольными башнями по углам. Из всех них выделяется Донжон, который находится во внутреннем ограждении. Внешняя ограда выполняла оборонительную функцию, а внутри располагались комнаты и подсобные помещения замка.
Кирпичная кладка и штукатурка использовались для создания геометрических узоров, изображающих гибрид мавританско-мусульманской и христианской готической архитектуры. В то время как основная конструкция выполнена из кирпича, в амбразурах использовались известняк и штукатурка. Белый известняк также использовался для украшения колонн во внутреннем дворе и донжоне, а также многих других элементов фасада.
Большая часть работ была завершена к 1493 году. В 1502 году было издано постановление, согласно которому замок и город могли передаваться только наследникам мужского пола, поэтому после смерти Алонсо он перешел к Антонио де Фонсека. В 1512 году к донжону и внешнему виду замка был добавлен ряд дополнительных декоративных элементов.
Замок пережил период ремонта и реконструкций с шестнадцатого по восемнадцатый век. После 1730 года замок пережил длительный период запустения, что привело к его упадку, и впоследствии многие важные артефакты были либо потеряны, либо уничтожены. Во время Пиренейской войны замок Кока был захвачен французами, которые находились в нём четыре года. Ещё одним инцидентом, который привёл к тому, что замок ещё больше потерял первоначальный вид, была продажа материалов в 1828 году. Дом Альба в то время испытывал финансовые трудности, владельцы вырвали ряд колонн, кусков мрамора и других декоративных элементов и продали их тому, кто больше заплатит.
Нынешний замок Кока является результатом крупной восстановительной реконструкции, начавшейся в 1956 году. Внутри есть несколько помещений для просмотра, но при нас интерьер был закрыт.