Авила прежде все поражает своими крепостными стенами. Восхититься ими можно было уже из окна нашего отеля.
Авила прежде все поражает своими крепостными стенами. Восхититься ими можно было уже из окна нашего отеля.
Средневековые стены с 88 полукруглыми башнями и девятью въездными воротами были построены для защиты от мавританских набегов. При средней высоте своих укреплений 12 метров, ширине 3 метра и длине чуть более 2,5 км город кажется поистине неприступным.
Сейчас брать штурмом средневековые стены некому, но они на службе города и в наше время. Лучше всего самые сохранившиеся городские стены в мире служат защитой от холодного ветра, который в этом районе (Авила лежит на высоте около 1117 метров над уровнем моря), особенно зимой, очень силен.
Стены вместе с готическим собором, который является старейшим собором во всей Испании, являются главным символом города. Сравнительно небольшой город является целью для туристов, но, всё же, нельзя Авилу сравнить ни с Саламанкой, ни с Сеговией. Народа здесь меньше, даже центральные улицы и площади предлагают спокойную прогулку по ним.
О стенах говорят в Авиле много, но что скрывается за массивными каменными укреплениями? Красивый исторический центр Авилы полон церквей и соборов, можно познакомиться с несколькими дворцами эпохи Возрождения, в некоторых находятся музеи. Практически на каждой улице города вы встретите интересное или редкое с исторической и архитектурной точки зрения здание.
О Авиле будет три рассказа. В этом, первом, мы пройдём старый город насквозь, от западных до восточных ворот. Познакомимся с основными достопримечательностями, находящимися внутри стены, пока без захода внутрь (кроме мелких объектов).
Если вы хотите насладиться лучшим видом на панораму Авилы и стены, вам нужно отправиться на Куатро Постес. Считается, что сооружение, состоящее из четырех дорических колонн около пяти метров высотой с крестом в центре на этом мирадоре было построено примерно в 1566 году мастером-каменщиком Франсиско де Арельяно по просьбе авильского аристократа Родриго Давила, чтобы пилигримы останавливались во время своих паломничеств и наслаждались красивейшим видом со шпилями церквей.
С этого места можно оценить всю монументальность Авилы. За стенами видны собор Сальвадора, базилика Сан-Висенте — жемчужины наследия Авилы.
С Куатро Постес связаны две городские легенды о Святой Терезе. Первая легенда гласит, что именно здесь Франсиско де Сепеда перехватил свою племянницу Терезу и её брата Родриго, когда они были детьми и, начитавшись рыцарских романов, отправились «евангелизировать» неверных мавров и, если потребуется, умереть мучениками от их рук.
Вторая легенда о том, что годы спустя, когда Тереза была изгнана из Авилы за то, что у неё возникли собственные представления о том, как жить верой и как создавать свои отношениях с Богом, она остановилась прямо в Куатро Постес, сняла сандалии, встряхнула их и произнесла свою знаменитую фразу «Из Авилы ни пылинки». История, которая не слишком нравится жителям Авилы, которые после того, как Тереза примирилась со своим городом, превратившись в знаменитую основательницу монастырей и религиозного ордена, создали в городе культ Святой Терезы, построив несколько монастырей в её честь, а позже — и памятников.
Идём в город. Пока ещё не дошли до городских ворот, встречаем скромную церковь Сан-Сегундо, которая является самой западной из храмов Авилы, а также расположена на более низкой высоте, на берегу реки Адаха. Она была посвящена Сан-Себастьяну и Санта-Лусии, но в 1519 году после вскрытия стены, отделявшей главную часовню от нефа, был обнаружен каменный саркофаг, на котором можно было прочитать " Santus Secundus «, а внутри ещё один деревянный с костями, остатками одежды, золотым кольцом и чашей. Это привело к убеждению, что останки принадлежали святому Сегундо, который был первым епископом города. Церковь в романском стиле была построена между 1130 и 1160 годами.
В Авилу входим через Мостовые ворота 15 века, немного перестроенные в 17 веке. Название говорит о том, что сразу за воротами начинается главная дорога на запад через старый римский мост. Который, впрочем, уже настолько перестроен, что трудно в нём узнать античную архитектуру. В средние века в районе Мостовых ворот селились красильщики или мельники.
Итак, мы внутри городских стен. Поднимаясь вверх к вершине холма по улице Вальяспин, замечаем церковь Сан-Эстебан, одно из старейших романских зданий в городе. Некоторые авторы датируют её строительство 1091 годом.
Церковь была закрыта, как и некоторые красивые ренессансные здания на улице — они в частных руках.
Дальше по улице находится дворец Полентинос, здание в стиле ренессанс. Он является частью комплекса зданий, в которых сейчас размещается армейский архив и музей. Это был особняк графов Полентинос до конца 19 века, когда он был приобретён городским советом. Дворец был построен богатой кастильской семьей Контрерас, которой он принадлежал до начала 18 века, когда Мария де Контрерас, маркиза Оливарес, вышла замуж за Франсиско де Кордова, графа Полентинос.
Ренессансный дворец был построен в начале 16 века архитектором Васко-де ла Сарса. Особого внимания заслуживают его главный фасад, декоративное богатство которого в стиле платереско делают его одним из интереснейших в городе, и внутренний дворик с аркадами.
Этот фасад открывается, как занавес, и предлагает войти в стройный двухэтажный дворик с монолитными колоннами, увенчанными декором из щитов и растений. Из дворика — вход в архив и музей истории Королевских инженерных войск. Музей сильно специфический, не пошли.
В Авиле практически все исторические здания в хорошем состоянии, развалин почти нет. Встретился разве что этот портал Госпиталя Санта-Эсколастика, ныне исчезнувшего. Больница была основана в 1470 году, а этот портал в стиле готики и ренессанса был завершён в 1506 году Педро де Виньегра.
От дворца Полентинос свернём на юг, чтобы выйти к Монастырю Санта-Тереза, сооружению начала 17 века, расположенному на месте родного дома Святой Терезы. Значение монастыря и церкви в Авиле неизмеримо, учитывая важность и влияние культа Терезы в Авиле. Это делает монастырь обязательным для посещения. Да и во время путешествия по провинции Саламанка мы постоянно чувствовали присутствие этой святой, о нескольких её домах, монастырях, памятниках я уже писал в предыдущих рассказах.
Тереза де Сепеда-и-Аумада Авильская, также известная как Святая Тереза Иисуса, считается выдающимся мистиком. Она родилась в 1515 году в Авиле шестой из двенадцати детей. Её дед по отцовской линии был евреем-сефардом из Толедо, который обратился в христианство в 1485 года.
Вместе с Хуаном-де ла Крус она основала Орден босых кармелитов. В 1622 году она была причислена к лику святых католической церкви папой Григорием XV. В 1970 году она стала первой женщиной, возведённой в ранг Доктора Церкви по приказу Папы Павла VI.
Внешний вид монастыря выделяется простотой большого фасада серого цвета с мраморной фигурой Святой Терезы, которую сопровождают гербы орденов и знатных семей. На просторной площади перед монастырём — недавний памятник сидящей Святой Терезы, вероятно, в последний период своей жизни.
Музей Святой Терезы находится в склепе монастыря. В музее представлены различные работы, скульптуры на тему святой.
Есть копия комнаты, в которой она написала большую часть своих работ.
Выйдя из церкви, налево можно увидеть часовню с мощами святой Терезы. Фотосъемка внутри категорически запрещена.
Пуэрта-де-ла-Санта или Ворота Святой обязаны своим своеобразным названием тому факту, что расположены напротив места рождения Санта-Терезы. Их строительство датируется 16 веком. Рядом с воротами находится дворец Нуньес Вела. Представляет собой здание в стиле ренессанс, построенное в 16 веке для Бласко Нуньеса Вела, первого вице-короля Перу, в 1541 году. Расположенный на той же площади, что и монастырь Санта-Тереза, дворец с фасадом в стиле платереско полностью дополняет архитектурный стиль остальных зданий на площади с атмосферой позднего Средневековья, которая мгновенно очаровывает каждого, кто посещает этот уголок Авилы.
Особый интерес в этом уголке города представляет Паласио-де-лос-Альмарса, дворец 16 века, построенный из гранитной кладки с фасадом в стиле ренессанс и деталями в готическом стиле.
Дворец Суперунда был построен в 16 веке в основном в стиле готики и ренессанса с сильным итальянским влиянием. Несмотря на то, что его первым жителем был Очоа де Агирре, своим именем он обязан графу Суперунда, маркизу де Бермудо, который имел возможность унаследовать его в 19 веке. В 1916 году его приобрел итальянский художник Гвидо Капротти, у которого в этом дворце есть выставка картин.
Этот дворец был построен Бартоломе Нуньесом Давилой в 16 веке. Одной стороной примыкая к городской стене, он фактически стал часть укреплений. Дворец состоит из 4 зданий с той же структурой, что и стена.
Над его дверьми выступают барбаканы, это лучший образец средневекового дворца, демонстрирующего нам оборонительный, военный характер части особняков в Испании того времени.
Малая Торговая площадь также известна как главная площадь средневековой Авилы внутри стен. Большую Торговую площадь мы тоже увидим, но позже, уже за пределами городских укреплений. Площадь имеет типичную для Испании прямоугольную форму с аркадами с трёх сторон и соответствующими им арками. Пласа-дель-Меркадо-Чико начала формироваться на заре заселения Авилы, в конце 11 века. Ратуша восходит к католическим монархам, но к середине 18 века она так обветшала, что Городской совет вынужден был приступить к строительству новой. Нынешнее здание ратуши было построено между 1839 и 1845 годами.
Опытные историки принимают гипотезу о том, что нынешняя площадь Меркадо Чико была создана на древнеримском форуме. Такую идею поддерживает и арочная стена в античном стиле, замыкающая четвёртую сторону площадного прямоугольника. Хотя стена, конечно же, не имеет отношения к античности. За ней виднеется главная достопримечательность площади — церковь Сан-Хуан-Баутиста, храм романского происхождения, в котором была крещена будущая Святая Тереза Иисуса.
Романская церковь Святого Иоанна Крестителя была преобразована в начале 16 века в готический храм с явным влиянием эпохи Возрождения. Большой центральный неф был покрыт звёздчатым ребристым сводом
Часовня Нуэстра-Сеньора-де-лас-Ньевес, ранее называвшаяся Андрин, была возведена в 16 веке по последней воле жены вице-короля Сицилии Марии Давила на месте, которое занимала перед ней синагога, называемая Бельфорад. Четырёхугольное здание построено в готическом стиле с элементами ренессанса.
Здесь, в центральной и оживленной части города, на улице Католических монархов, рядом с часовней были дома, которые служили резиденциями для францисканских монахинь на время строительства для них нового монастыря.
Внутри часовни мы увидели единственный центральный неф и небольшую часовню. Алтарную часть возглавляет великолепный алебастровый рельеф работы Хуана Родригеса и Лукаса Хиральдо 16 века.
Это здание, известное как Епископский дворец, было построено в 12 веке и служило одной из входных дверей в оборонительных стенах города, будучи с самого начала его строительства собственностью епископа Авилы. От старого здания остался только фасад. В настоящее время в нём находится публичная библиотека, конференц-зал, и офисы.
Здесь же установлен памятник Томасу Луису де Витории, который, по мнению некоторых историков, мог родиться в этом городе. Он был композитором, преподавателем капеллы и известным полифонистом эпохи испанского Возрождения, умер в 1611 году. Считался одним из самых важных и передовых композиторов своего времени, с новаторским стилем, который предвещал неизбежное барокко.
Вот мы и прошли с запада на восток весь средневековый город. Выходим через самые большие, впечатляющие 20 — метровые ворота Алькасара. К сожалению, от авильского Алькасара не осталось ничего, кроме основания одной из его стен рядом с воротами, носящими его имя.
Рядом с воротами Алькасара, у подножия монументальной стены, находится белая фигура смотрящей в небо Святой Терезы с пером в руке. Ещё одно напоминание о главной городской святой, этот памятник работы Хуана Луиса Вассалло Пароди, был установлен в 1982 году. Скульптурная группа была официально открыта Иоанном Павлом II во время его визита в город по случаю церемонии 400-летия со дня смерти святой Терезы.
Приуроченный к 550-летию бракосочетания католических монархов (событие, которое произошло 19 октября 1469 года во дворце Виверос в Вальядолиде), Католический университет Авилы вместе с Капитулом благородных рыцарей способствовал открытию около городской стены этого бюста королевы Изабеллы. Бронзовый бюст был изготовлен скульптором из Овьедо Хосе Луисом Фернандесом.
Так мы дошли до Большой Торговой площади, находящейся за пределами знаменитых крепостных стен Авилы. Следующий рассказ будет посвящён известным достопримечательностям снаружи.