С сожалением покидаю природную составляющую своей замечательной прогулки и продолжаю архитектурные изыскания. Передо мной бывший усадебный комплекс внушительных размеров, состоящий из двух деревянных
С сожалением покидаю природную составляющую своей замечательной прогулки и продолжаю архитектурные изыскания. Передо мной бывший усадебный комплекс внушительных размеров, состоящий из двух деревянных
и каменного зданий,
изначально принадлежащий генерал-майору, участнику Кавказской войны Александру Федоровичу Гейроту. С 1848 года Гейрот занимал должность старшего советника управляющего Петергофом. Александр Федорович был одним из крупнейших издателей России, выпускал дешевые журналы для малоимущих слоев населения, поддерживал деревенских поэтов. В 1868 году им был выпущен собственный исторический труд: «Описание Петергофа 1501–1868».
История его усадьбы на набережной Ольгина пруда началась в 1849-м году с подачи прошения на высочайшее имя и просьбы о выделении двух пустующих участков. Разрешение было получено, но лишь на один участок, проект деревянного особняка, созданный неизвестным архитектором, благосклонно утвержден.
В конце 1850-го года после нескольких ходатайств Николаем I наконец-то было подписано разрешение на получение второго участка, утвержден и проект каменного особняка в стиле неоренессанса, созданный уже известным мне знаменитым архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером,
Автором деревянного особняка предположительно мог быть второй знаменитый архитектор того периода — Николай Леонтьевич Бенуа, тем более, что впоследствии он неоднократно занимался ремонтами и перестройками зданий и хозяйственных построек в имении Гейрота.
Участок с садом был огражден красивой кованой железной оградой, построена деревянная беседка, украшенная пропильной резьбой.
В домах Александра Федоровича кроме его семьи и прислуги также проживали квартиросъёмщики, а в летнее время снимали комнаты высокопоставленные дачники, что было характерно для многих особняков императорского Петергофа.
После смерти в 1882-м году хозяина усадьбы Гейрота, владельцем деревянной дачи стал тайный советник Валериян Александрович Половцев. К ремонту и перестройке приобретенного им имущества был привлечен Николай Леонтьевич Бенуа. Последней из известных петергофских работ старейшего архитектора был установленный железный балкон на втором этаже дачи Половцевых.
В 1906 году дачу у Половцевых приобрела дочь генерал-лейтенанта баронесса Ольга Николаевна Дельвиг.
В годы Первой мировой войны в особняке размещался реабилитационный госпиталь. После Великой отечественной войны в уцелевшем и отремонтированном здании несколько десятилетий располагался детский сад.
В настоящее время здесь центр по повышению квалификации педагогических работников района. В 2005 году ограда была заменена на новую.
Каменный особняк был продан Гейротами еще в 1874-м году. После второй мировой войны он использовался как дом престарелых, затем был забыт, заброшен и погибал, разрушался.
Но в 2014- м году пришло спасение, дом был выкуплен, отрестарирован и в настоящее время в здании размещается филиал банка «Санкт-Петербург».
Но кроме этих двух красивых и таких разных здания на участке Гейрота есть еще один деревянный дом, построенный в середине 19 века, детали его судьбы не известны, но его тоже вовремя спасли в 2007-м году.
С этим участком разобралась и теперь спокойно по набережной Ольгина пруда могу идти к роскошному Собору Святых апостолов Петра и Павла, манящему меня с самого начала прогулки по Колонистскому парку. Я издали любовалась его разноцветным, радужным чисто русским стилем, олицетворяющем расцвет Московского зодчества 16–17 веков, слушала перезвон колоколов. О соборе, возведенном на рубеже веков, в 1895–1905 годы мне хочется рассказать отдельно.
А сейчас немного отвлекусь и передохну, затормозив на старейшем месте Петергофа — бывшей Торговой площади, образованной на этом месте в 1837-м году. В настоящее время здесь устроен небольшой сквер и фонтан, под выпрыгивающими из-под земли струями которого, не смотря на время года, резвились мальчишки.
Вдруг я ощутила потребность более существенно отдохнуть, да к тому же перед следующим рывком пора было подкрепиться. В этом плане я совершенно не капризна и кондитерская -кафе «КруаСаныч» недалеко от площади с видом на Ольгин пруд вполне подошла для перезагрузки.
От обилия вкусностей глаза разбежались, и я взяла лишнюю порцию, которая мне очень даже пригодится в конце дня для задабривания «охранников». Но об этом позже.
А далее я перемещаюсь на Санкт-Петербургский проспект и ахаю — где я, ну почему так долго не ехала в этот чудесный, сплошь в старинных зданиях и чудесных парках город?
Однотипная застройка в этой части проспекта сложилась еще в середине 19 века, когда Петергоф не обошел стороной бум строительства доходных домов. Не все они вынесли перипетии времени и сохранились до наших дней, но в последующем строительстве каменных домов архитекторы придерживались общей концепции фасадов и цветовой гаммы. Вот пример, на месте разрушенных и снесенных построек в середине 20 века возведены шесть домов в стиле сталинского неоклассицизма, с фасадами, стилизованными под дворцовые постройки.
Дома соединенны между собой сплошным фасадом и через промежуточные арки объединены по три штуки.
По адресу Санкт-Петербургский проспект № 17 в 1956–58 годах был возведен угловой жилой дом, но лишь потому, что прежние здание не сохранилось. А построены были на этом месте еще в 1809 году казармы и манеж Лейб-гвардии Драгунского полка. С 1848-го года в нем разместили Детский приют Санкт-Петербургского общества вспомоществования бедным имени императрицы Марии Федоровны. В начале 20 века в здании располагался Сиротский детский приют имени барона Отто Оттовича Буксгевдена.
А что это впереди, что за готический чудо-замок впереди, башенки, зубчатая ограда, парадные арочные ворота!
Еще Николай I в. 1833-м году хотел, чтобы петергофская почтовая контора имела собственное помещение, но не сложилось. Лишь в 1849-м году теперь уже по ходатайству почтового ведомства император выделил для постройки конторы и станции участок, но с условием: представьте на согласование «хороший фасад предполагаемого к постройке дома».
И вот, главный корпус почтовой конторы был построен в стиле псевдоготики в 1854-м году по проекту Николая Леонтьевича Бенуа. Миниатюрная средневековая крепость с угловыми, несколько выступающими флигелями в виде башен никогда не прекращала свою работу и в настоящее время используется по своему прямому назначению. Во внутреннем дворе сохранились два каменных сарая, напоминающие о давних временах почтовых карет.
Я дошла до пересечения с улицей Аврова, в прошлом называемой Александринской. Современное название улице дано в честь Дмитрия Николаевича Аврова, офицера, большевика, участника обороны Петрограда.
На пересечении с Санкт-Петербургским проспектом, немного отступая от красной линии в глубь участка, расположен каменный особняк с колоннами в стиле классицизма, бывшая Дача Струкова. Один из петергофских архитектурных памятников частной застройки особняк был возведен, в 1829 году по проекту архитектора Василия Федосеевича Федосеева, помощника известного зодчего Карла Росси для поручика Лейб-гвардии Уланского полка Петра Ананьевича Струкова, ставший впоследствии генералом.
На участке были возведены два жилых дома, многочисленные службы и высажен хороший сад.
Семья Струковых были конезаводчиками. Примечателен факт: во время наводнения в Санкт-Петербурге в конце 1825 года брат Петра Ананьевича Эмануил спасая своих лошадей, сильно простудился и вскоре умер.
До Великой отечественной войны в доме размещались коммуналки, позднее в отреставрированном здании размещались различные организации, с 1970 года в нем находится Дворец бракосочетаний.
Сразу за участком Струковых находится огромный бывший комплекс Главных Императорских конюшен, возведенный по проекту Николая Леонтьевича Бенуа в общей готической стилистике с главным корпусом почтовой конторы.
Еще с 1723-го года на этом месте располагался царский конюшенный двор. В 1846-м году Николай I отдал приказ Николаю Леонтьевичу на постройку нового комплекса. В 1848-м году после создания проекта начались подготовительные работы, требующие сноса старых, непригодных конюшен. Через семь лет, в 1855-м году, огромный трапецевидный в плане комплекс c девятью массивными башнями по углам и зубчатыми стенами, напоминающий собой средневековый замок, был готов. Кирпич для строительства изготавливался на Знаменском кирпичном заводе.
В комплекс входили: манеж, конное ведомство, жилые помещения для служащих. Внутри двора находились: кузница, ветеринарная лечебница, каретная, сеновалы, кладовые для фуража. Для императорских особ и лиц приблеженных к ним была изготовлена специальная императорская ложа. Верхние этажи башен предназначались для размещения царского конвоя. Скульптором Д. Иенсеном были изготовлены 12 гербов города Петергофа.
Императорские конюшни, общей площадью 12 тысяч кв. метров предназначались для 328 лошадей.
В начале 20 века Императорские конюшни использовались в качестве казарм царской охраны, позднее в них размещалась Школа военных мотоциклистов.
После революции в огромном комплексе находились госпиталь, дом отдыха, общежитие. Во время оккупации в Великую Отечественную войну фашисты устроили в красивом комплексе казарму. Здесь находятся источники хлоридо-натриевой минеральной воды, поэтому после войны вплоть до 2010-х годов в комплексе размещался санаторий «Петродворец», манеж использовался как столовая.
Но случилось неприятное — санаторий обанкротился и роскошное сооружение пустует, а вопрос о размещении в нем конно-спортивного клуба так и повис в воздухе. К сожалению, я не обошла весь комплекс по кругу, пришлось расходовать иссякающие силы с осторожностью и с оглядкой на дальнейшее продолжение прогулки.
Впереди был огромнейший парк Александрия, который показала отдельно.
Выйдя из парка на Санкт-Петербургском проспекте, я прошла пару кварталом вперед, на улице Мостовой повернула налево и попала в частный район сплошь застроенный солидными новыми коттеджами. На Александровской улице повернула направо, вскоре асфальт закончился, и я попала словно в другой портал: старая калитка и засыпанная листьями тропинка вели в другой мир и это уже была территория огромнейшей усадьбы Знаменка. Возможно я не совсем правильно начала знакомство с памятником садово-паркового искусства 18–19 веков Знаменской дачей, занимающей 74 гектара. На прогулки по таким площадям необходимо выделять отдельное время, но мне же хотелось все сразу и именно сегодня.
Пройдя несколько шагов по заброшенной тропинке мимо разросшихся кустов, слева увидела красивое здание в стиле необарокко и это были усадебные конюшни.
Построенные в форме каре в 1856 -1860 годах по проекту архитектора Гаральда Андреевича Боссе для очередного хозяина Знаменки Великого князя Николая Николаевича Романова, сына императора Николая I, по своей наружной отделке напоминали дворец. Но по отсутствию крыши, по разрушающимся стенам, рассыпающемуся кирпичу это была очередная заброшка.
В былые времена конюшни включали в себя манеж, кузницы, лазарет, а в угловых башнях размещались жилые помещения для слуг. Великий князь Николай Николаевич питал особое пристрастие к лошадям, да и должности он занимал соответствующие, имеющие отношение к гвардейской кавалерии. В конюшне содержались лошади всех самых известных пород в мире и ежегодно устраивались выставки чистокровных пород.
В советское время конюшни кардинально сменили профиль — они стали прибежищем для людей. Палящее солнце не позволило сделать красивые фотографии — оно светило прямо в объектив моей камер!
Рядом с конюшнями находится пруд.
Вы помните, что берег Финского залива был лакомым дачным направлением и иметь здесь свои имения, дачи стремились многие. Вот и огромный участок Знаменской мызы с начала 18 века в разные годы занимали многие известные люди: князь Иоанн Иоаннович Ржевский, графы братья Алексей и Кирилл Григорьевичи Разумовские, граф Андрей Петрович Шувалов, петербургский сенатор Петр Васильевич Мятлев. И при каждом из них было внесено что-то новое, продолжалось благоустройство обширной территории усадьбы: построен дворец, разбит парк во французском стиле, распланирован Верхний и Нижний парки.
В 1835-м году Николай I приобрел Знаменку в качестве подарка своей жене, императрице Александре Федоровне. Приглашенный знаменитый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер несколько видоизменил дворец, перестроив некоторые элементы.
Следующим владельцем дворца в 1856-м году как раз и стал сын Николая I — Великий князь Николай Николаевич и уже он пригласил архитектора Гаральда Андреевича Боссе, который и занялся перестройкой здания Знаменского дворца.
В оформлении фасадов и интерьеров парадной загородной резиденции знаменитым мастером были использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: объемы центральной и боковых частей,
изысканный декор, разнообразие деталей и элементов.
И вдруг мое уединение, и неспешное любование роскошным сооружением было неожиданным и наглым образом прервано: с разных сторон на меня неслись два пса!
Резко тормознув, я замерла, мысли в панике заметались! Я уже представила, как эти громилы с разбега валят меня на землю и треплют, таким своеобразным образом поясняя, что незачем тебе шастать, где не следует!
Метров 30–40 от меня стоял мужчина, видимо охранник и хозяин этих дикарей. Махать было бесполезно — он увлеченно созерцал центральный фасад дворца, как будто впервые его увидел. И тогда я заорала:
- Это ваши собаки?
Услышал он меня лишь с третьего раза и медленно, как-то флегматично двинулся в мою сторону.
Собаки между тем, добежали и, высунув языки, оскалив зубы остановились метрах в 10 от нарушителя.
И тут я вспомнила про припрятанную в сумке лишнюю вкусняшку из кафе, лихорадочно порыскала по карманчикам, достала, разделила пополам и побросала рьяным «охранникам»! А между тем и их хозяин подошел и говорит:
- Зря вы их боитесь, они сами всех боятся.
- А бежали-то смело!
С благосклонного позволения этой охранной команды я продолжила свою экскурсию.
По проекту Боссе перед главным фасадом дворца были построены оранжереи, дом для садовника
и смотрителя со службами, охотничий дом для охотников с псарней,
а справа в едином стиле с главным зданием- Кухонный корпус.
Новым владельцем Знаменки с 1891-го года стал внук Николая I — Великий князь Петр Николаевич.
Я зашла за здание — Нижний сад представлял собой заброшенный вид, гулять по нему не было ни малейшего желания, как, впрочем, и сил. Фасады тоже выглядели обшарпанно и плачевно.
После Революции в здании дворца размещались различные учреждения, в годы Великой Отечественной войны усадьба была сильно разрушена и к ее восстановлению приступили лишь в 1970-х годах. До 2010 года в Знаменке располагался пансионат ГУП «Пассажиравтотранс».
В настоящее время территория усадьбы передана Управляющему делами Президента, здание дворца пустует, но охраняется государством, что далее — не известно.
Кстати, с востока к Знаменской усадьбе примыкает другая, не менее интересная усадьба — Михайловка, которую я посетила в свой весенний приезд и про нее я вам уже рассказывала.
Недалеко от западной части дворца стоит усадебная Церковь святых апостолов Петра и Павла.
Первоначально церковь была построена при первом владельце Знаменки — князе Иоанне Иоанновиче Ржевском в 1718-м году. Новая каменная церковь была возведена в 1761-м году графом Алексеем Григорьевичем Разумовским после личного обращения с просьбой к императрице Елизавете. Отреставрирована в 1990-е годы, действующая.
Далее по улице Знаменка я вышла на Санкт-Петербургское шоссе, села на автобус и приехала на вокзал Петергофской железной дороги — памятник архитектуры середины 19 века. Я уже очень давно хотела увидеть этот вокзал станции «Новый Петергоф», созданный в духе готической архитектуры и в этот раз удачно спланированный маршрут дня позволил вернуться в Петербург именно отсюда.
Для меня неожиданностью было узнать, что владельцем Петергофской железной дороги был не кто иной, как крупный российский финансист и промышленник барон Александр Людвигович фон Штиглиц, уникальную академию имени которого я вам однажды показывала.
В 1854-м году барон фон Штиглиц пригласил архитектора Николая Леонтьевича Бенуа к проектированию и строительству на своей железной дороге станционных зданий, соответствующих новому художественному типу.
Николай Леонтьевич решил эту задачу самым замечательным образом: на память пришел католический собор в Орвието, в реставрации которого он принимал участие в 1843 году. Не зря при виде здания станции «Новый Петергоф» возникают ассоциации с средневековым замком или собором, а потому что он — это и есть уменьшенная копия собора в Орвието!
Современники признавали, что вокзальное здание в Новом Петергофе — одно из «самых красивых зданий вообще и красивейшее между всеми русскими этого рода». Но не все задумки Бенуа были выполнены: над башенками так и не сделали задуманные архитектором чугунные шпили. С 2010 года здание вокзала не используется, для этих целей построены новые пассажирские павильоны с турникетами, кассами и залом ожидания.