Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 9:40
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Горналь, Курск, Суджа — Россия Июнь 2022

Много лет назад, увидев в интернете фотографии Горнальского монастыря, у меня возникло большое желание посетить это место.

Монастырь, граница, аисты

Шли годы, от идеи я не отказывался, но и не форсировал событий. Планируя турне по Курскому краю, изучал возможность посещения. Обитель на границе — необходим пропуск в погранзону.

Визит запланировали на третью декаду июня. Первым делом я написал в монастырь. Мне не ответили. Тогда решил действовать через Госуслуги. Подал заявку заблаговременно. Вижу, что-то опять не то, решил не сдаваться, стал звонить в монастырь и с Н-ного раза дозвонился

Моим собеседником стал настоятель. Отец Питирим попросил, прислать копии паспортов, пообещав мне и моему другу сделать пропуска. У настоятеля дел и забот много, а паломники после 24 февраля не едут. Почту он смотрит редко.

В итоге, благодаря отцу Питириму, пропуска получили. Что касается Госуслуг, я подавал заявление с запасом. Через два дня, когда мы уже были в Рыльске, позвонила милая девушка и попросила, убрать с сайта заявление.

В общем, сложилось впечатление, что продинамили меня специально, дабы непонятные москвичи возле границы не крутились.

Первый день оказался посвящён Курску.

Монастырь, граница, аисты

Переночевав в гостинице, утром выехали в Суджу.

Краеведческий музей оказался закрыт. Погуляв по городу, вызвали такси. Диспетчер стала удивляться, зачем нам Горнальский монастырь, дескать, там опасно? Разобрались.

Водитель приехал и мы направились в Горналь. Встречных машин не было, ухоженные поля чередовались с лесополосами.

Монастырь, граница, аисты

Обитель заявила о себе куполами и золочёными крестами. Дорога выше и к монастырю идёт понижение. Горналь от Суджи в 25 км.

Как только начали спускаться под горку, на телефон прилетает СМСка — Вы в зоне роуминга Украины! У ворот никого. Примут ли нас здесь? Отпускаем таксиста, отправляемся в неизвестность.

На нашу удачу попался послушник и объяснил, как найти настоятеля. Отец Питирим в монастыре с 2001 г., в сан игумена возведён в 2006 г. На его плечи легло — восстановление из руин.

Поговорив с нами и узнав, что мы на один день, Питирим направил к матушке Таисии. Женщина отвела в гостевой корпус.

Монастырь, граница, аисты

Показала комнату и дала ключ.

Номер трёхместный, но мы ночевать будем вдвоём. Точнее, на втором этаже никого кроме нас не было вообще и причём давно. Паломников в последнее время совсем нет. Матушка новым людям обрадовалась и мы вместе почти час гуляли по территории.

Монастырь ведёт подсобное хозяйство. Выращивают овощи, яблоки, виноград, держат пчёл, свиней, кур и даже перепелов. Надо сказать, с сельским хозяйством у монахов получается лучше, нежели у колхозников. Тут и послушники бесплатно помогут, и цены на продукцию монастырь может слегка завысить. Монастырское — символ качества!

Преображенская церковь восстановлена в начале нулевых, но уже считается старой.

Монастырь, граница, аисты

Рядом возводится новый храм, большой и просторный.

За достоверность не ручаюсь, ибо сам этого не видел, но слышал, в монастыре есть небольшой музей с артефактами.

Звонарь рассказал, когда копали яму, под фундамент нового храма нашли могилу игумена. Останки и одежда оказались нетленны. Игумена перезахоронили в другом месте.

Монастырь, граница, аисты

От стен старого монастыря остался угол башни, где поселились аисты.

В эту весну птицы вернулись, а гнездо оказалось занято. Была большая драка, продолжавшаяся несколько часов, по итогом которой пара родовое гнездо вернула.

У птиц появился малыш. Да вот незадача, папа аист улетел по делам, и, видать, сгинул на Украине. Аистиха птенца воспитывает одна. Два клюва принесут больше лягушек, но малыш, подчиняясь природным инстинктам, от голода не пищит. Он уже большой и всё понимает.

Монастырь, граница, аисты

Обитель в удивительном по красоте месте. Правый берег реки Псёл высокий, состоит из меловых гор. Люди эти бугры обживали издавна.

Что было раньше на месте монастыря, мы уже вряд ли узнаем. Зато по соседству большой холм именуемый Горнальским городищем. В прежние времена оно было огорожено рвом и валом.

70-х годах на городище работали археологи. Им удалось определить следующее:

В центре поселения располагалась площадь. Жилища представлены прямоугольными землянками с двускатными крышами. В X веке после пожара поселение укрепляется частоколом из брёвен. У северной границы поселения располагался огромный курганный могильник (2000 насыпей).

Ряд курганов содержит погребения, совершенные ещё по языческим обрядам, предусматривавшим сожжение покойного на погребальном костре.

Были найдены зерновые ямы, украшения в виде височных колец, оружие и многое другое. Горнальское городище имело целый ряд признаков протогорода. Здесь жили представители роменской культуры.

Очень мне хотелось, побродить по склону, оценить курганы, но отец Питирим попросил, за территорию не ходить, по холмам не лазать, дабы у монастыря не возникало проблем с пограничниками.

Монастырь, граница, аисты

После монголо-татарского разорения Курский край долгое время оставался пустым. Люди на открытой местности не селились, ибо боялись степняков. Большое вклад в освоение внесли монастыри. Сперва на пустоши появлялись отшельники, после образовывался монастырь, вокруг которого начинали обживаться переселенцы.

Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь образован в 1671 г.

Монастырь, граница, аисты

Первые монахи — Феодосий, Лаврентий, и старец Нектарий переселились из разоренного татарами Острогожского Дивногорского (Воронежская губерния) монастыря.

Вскоре обитель в качестве царских дарений получила земли, мельницу на реке Псел под селом Великие Рыбицы, а также «в церковь Николая чудотворца книги, ризы, сосуды и всякую церковную утварь».

Из Острогожской обители монахи принесли с икону Николая чудотворца, во имя которого в 1688 году и была построена небольшая деревянная церковь.

Пустынь жила продажей извести.

Монастырь, граница, аисты

На вырученные деньги воздвигла деревянный храм Преображения Господня. В 1770 году монастырю принадлежало 80 крестьянских дворов, две мельницы.

Самый большой доход пустынь получала от известкового и кирпичного заводов, фруктовых садов, бахчи, а также от продажи меда и воска. В Николин день в монастыре проходила ярмарка.

В 1788 г. монастырь оказался закрыт. По легенде, после этого в Преображенском храме стали возгораться свечи перед иконами. Подобное повторялось до тех пор, пока в 1792 г. не была обретена Пряжевская икона Божией Матери.

Молясь перед образом, от тяжёлого недуга излечился суджанский купец Косма Купреев. В благодарность Богу, он решил восстановить обитель на свои средства. Косма Иванович и два его сына стали первыми насельниками.

Монастырь, граница, аисты

24 августа 1863 года высочайшим повелением монастырь был восстановлен под названием Белогорская Николаевская пустынь. К 1905 году здесь жили 85 монахов и несколько десятков послушников.

В 1922 г. Белогорский Николаевский монастырь повторно закрыли, теперь уже большевиками. Но монахи не ушли. Они продолжали жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную Пряжевскую икону Божией Матери.

К 1937 году монахи оказались изгнаны. В обители разместили колонию для малолетних преступников, а позже — школу-интернат для детей-сирот.

В декабре 2001 г. монастырь вернули верующим.

— Почему так поздно? — спросит читатель.

Дело в том, что на территории поселились люди. Справа и слева частные дома. Какие-то обитель выкупила, но в других до сих пор живут.

Когда монастырь открыли, о нём мало кто знал. После паломники стали приезжать автобусами. Теперь вновь затишье.

Монастырь, граница, аисты

Как мы все знаем, на горе Фавор случилось Преображение Господня. Гора в 9 км. от Назарета. Посещавшие Святую Землю паломники, невольно отметили, что возле Горналя есть нечто похожее.

Возможно, именно сей факт сыграл в пользу зарождения монастыря.

Монастырь, граница, аисты

На вершину ведёт тропинка. Место очень необычное. Здесь чувствуется некий особый дух!

Наверняка в прежние времена язычники проводились здесь обряды. Монахи гору облагородили. На вершине крест и 13 сосен — по количеству Христа и его учеников.

Мы с Михаилом на горе Фавор провели более часа, любуясь на Псёл и на просторы левого берега. Пастух привёл к реке стадо бурёнок. Сперва они в воду идти не хотели, но после их было не выгнать.

Монастырь, граница, аисты

В трёхстах метрах за рекой граница — одиночный забор из колючей проволоки.

Лёгкий ветерок то вспыхивает, то пропадает. Молниеносные стрижи летают низко. Кажется, сейчас будет дождь, от которого никому мало не покажется. К счастью, нет, Небо решило не нарушать идиллии. Грозные тучи, полюбовавшись на своё отражение в реке, обошли Горналь стороной, намереваясь обрушиться всей мощью по Украине.

Матушка Таисия рассказывала, когда возле Харькова происходили известные события, эхо разрывов долетало до монастыря.

Монастырь, граница, аисты

Кто-то мечтает о Мальдивах, кто-то о Лондоне, я же в буквальном смысле грезил Северо-Восточной Украиной. В 2018 г. я побывал в гостях у моего друга Павла из Харькова. Мы основательно поколесили по Украине, планируя продолжить через два года.

Хотели посетить Чернигов, Новгород-Северский, Сумы, Святогорск, Рубежное и ряд других городов. После началась череда событий, и теперь, увы, остаётся на Украину разве что с высокой горы посмотреть.

Монастырь, граница, аисты

В непосредственной близости от Горналя украинское село Мирополье. Возле него в Псёл впадает Удава. Длина реки 25 км. Из них 13 км. приходится на Россию, 12 на Украину. В общем, заплела Удава петлю такую, что и не распутать.

С другой стороны, если не знать о происходящем, ничего подобного не чувствуется. Мы с интересом наблюдали, как аистиха охотилась за лягушками.

Птица вставала на мелководье, одну ногу поджимала и замирала. Что уж там в воде происходило, не знаю, но удара клювом так и не последовало. Аистиха несколько раз меняла позицию, но всё было напрасно. При этом мама боялась улетать далеко, чтобы не оставлять малыша в гнезде одного надолго.

После мы стали свидетелями другого действия. В воде вдоль берега резвилось что-то крупное. Сперва думали — ондатра. Пригляделись — человек в водолазном костюме. С последними событиями невольно проецируешь на войну, дескать, минёр мины устанавливает. Оказалось, обычный парень раков ловит.

Горналь настоящий рай на Земле. Псёл река чистейшая. Промышленных отходов в её русло никогда не сливалось.

Монастырь, граница, аисты

На высоких берегах в буквальном смысле оживает история! Сколько народов и культур оставили здесь свой след, подсчитать невозможно.

Сам не понимаю как, но отца Питирима я ослушался и вышел за периметр. Смотрю, под горой хуторок, захотелось пообщаться с местными на предмет артефактов.

Спустился, попытался начать диалог. Не вышло, по понятным причинам ко мне отнеслись с подозрением и ничего толком не ответили.

Монастырь, граница, аисты

Зато я прошёлся по пути Крестного хода.

Традиция Крестного хода от Горнальского монастыря образовалась в 1867 г. Он посвящался спасению Александра II при покушении в Париже. Позже, в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда, начал проводиться второй Крестный ход.

Монастырь, граница, аисты

Из монастыря люди шли в Мирополье и несли Пряжевскую икону. После Революции традиция была прервана. Возобновилась в 2002 г. и просуществовав 12 лет. Это был единственный Крестный ход, когда верующие пересекали границу РФ.

Достигнув мостика, я с удовольствием постоял на середине, любуясь на Псёл, на тенистые кроны и речные водоросли. Дно полностью просматривалось, при этом беззаботный стайки рыб хищников не боялись.

Монастырь, граница, аисты

Между тем, погода проявляла явное желание ухудшиться. Свинцовые тучи опускались всё ниже и ниже, выстреливая молниями по Украине.

Как после рассказал таксист, Крестный ход после 2014 г. отменили, но Пряжевскую в Мирополье на поклонение привозили. В этом году это случилось в начале июня. Ребята, кто доставлял икону, отметили, количество селян уменьшилось. Обстрелы были обоюдными и всего один раз (на День пограничника), но народ от границы решил дистанцироваться.

В советское время граница была условной. Многие из Суджи имели родственников в Мирополье. Теперь по известным причинам вдрызг разругались и не общаются.

Перейдя на другой берег, от реки удаляться не стал, к границе не пошёл, дабы не искушать судьбу и вернулся к службе.

Молитва это таинство, одна из главных составляющих духовной жизни верующего человека. При единых канонах в каждой церкве и монастыре обращение к Богу происходит по своему. Вечернее богослужение началось в 17 ч. и продолжалось довольно долго. Службу вёл отец Питирим. Его чёткий и размеренный голос вселял уверенность, настраивая на лучшее.

Дабы передохнуть, я периодически садился на лавку. Если не считать Таисию и послушницу, в храме мы были единственные миряне. Пришёл монах, но всей службы опять же не простоял, удалившись по делам.

Монастырь, граница, аисты

После случилось то, за что я люблю монастыри — трапеза. На момент нашего визита шёл Петров пост, шведский стол оказался скромным, но сытным: суп грибной, солёные огурцы и помидоры, зелёный лук, чеснок, каша гречневая и пшённая с тыквой, облепиховый компот, настойка из шиповника. Помимо этого несколько сортов хлеба и чая.

У настоятеля стол под иконами. Монахи садятся отдельно, ещё два стола для паломников и женщин. При монастыре тринадцать монахов. Бородатые чернецы приходили на трапезу, читали молитву и приступали к еде. Никто друг друга не приветствовал по типу «как поживаешь?…" Мирскому места не было.

После одна матушка сказала, что пришла сюда, дабы быть вместе с сыном. Он выбрал монашество и она до последнего хочет находиться рядом.

Монастырь, граница, аисты

В 9 вечера состоялось Малое повечерие с 3-мя канонами. Иногда подобное называют — Молитвы на сон грядущим. Честно отстояв положенное, отправился спать.

Ночной дождь начался резко и сразу, злобно забарабанив по стеклу. Спалось плохо. Сердце наполнялось тревогой. На рассвете, едва уснул, разбудил звонарь, оповещая об Утрене.

Монастырь, граница, аисты

В церковь отправился под зонтом. Отец Питирим вновь лично вёл службу. Его отточенные ноты звонким и мелодичным голосочком дополняла Таисия и мужская басистая братия.

После хотели дойти до горы, ещё раз полюбоваться просторами, но не смогли этого сделать.

Упругие капли звонко били по зонту, словно предупреждая о чём-то. Небо потемнело, Мирополье скрылось за пеленой дождя. Аистиха поспешила в гнездо, дабы укрыть малыша перед бурей, пригреть родное существо тёплым боком.

Монастырь, граница, аисты

Порадовал завтрак! Шведский стол состоял из томатов в собственном соку, солений, нескольких видов каши и макарон. Чёрный хлеб предлагалось вкушать с мёдом, запивая чаем или компотом шиповника.

В 9–30 приехал таксист. Оставив ключ в дери, мы не успели попрощаться ни с настоятелем, ни с Таисией. И уезжал я с каким-то щемящим чувством непонятного.

Беседуя с нами, отец Питирим предложил в следующий раз приехать на больший срок. Хотелось бы. Но никто теперь не знает, что будет завтра.

В начале мая 1877 г. Фёдор Михайлович Достоевский, вместе с семьёй, посетил близ Суджи имение Малый Прикол. Достоевские гостили у брата Анны Григорьевны, второй жены писателя.

Селения Малый Прикол больше не существует. Те земли после 1928 года отошли Украине. Сейчас это Мирополье Сумской области. Возможно, поэтому факт пребывания на Курской земле великого классика курянам малоизвестен.

С другой стороны, что Достоевский посещал Горнальский монастырь, никто не отрицает. Весной 1878 г. у писателя возник проект «Братья Карамазовы». Вот тут ломаются копья!

Одни говорят, старец Зосима создан после Оптиной пустыни. Куряне уверены — Зосима из Горналя.

Наша Россия коренным образом отличается от России Достоевского. Меняется общество, меняется духовенство. Если Зосима в молодости офицер со вспыльчивым характером, оставил службу и ушёл в монастырь, то отец Питирим посвятил себя Богу со школы.

В какое время докторам душ было проще? — вопрос риторический. Осенью из новостей узнал следующее:

9 октября 2022 года монастырь подвергся обстрелу. Губернатор Круской области заявил о попадании снарядов в братский корпус. Начавшийся пожар удалось потушить, пострадавших, по словам губернатора, не было.

Братский корпус рядом с гнездом аистов. Птицы не пострадали, в сентябре они улетели на юг.

Монастырь, граница, аисты

Здание Питирим восстановит, опыт есть. Вылечить озлобленные души на порядок сложней.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия