Когда я в прошлом рассказе написал, что Саламанка не показался мне городом университетским, а скорее религиозным, я конечно имел в виду первое восприятие города. Например, немецкий Гейдельберг — конечно же на первый взгляд город Университета. Молодёжь вокруг, тротуары, превращённые в сплошную парковку велосипедов. Обладатели которых носятся вокруг, чуть ли не сбивая, от крыльца к крыльцу — ректорат, деканат, факультет такой — сякой, библиотека, менза, этими надписями всё завешено по всему центру. В Саламанке этого нет даже близко. Вероятно, потому что университет в основном вынесен за границу туристического города, в нём остались старые университетские здания, посещаемые приезжими. Но никто не станет отрицать, что университет в Саламанке играл и играет большую роль в жизни города. Как и религиознае учреждения. И во многом эти две «отрасли» тесно связаны между собой.
Саламанка по праву считается городом, где набожность веками сочеталась с желанием монашеских орденов иметь рядом с престижным университетом дом для обучения своих монахов. С другой стороны, сами монастыри были как бы продолжением университетского обучения, среди которых выделялся доминиканский монастырь Сан-Эстебан, возникший в 1250 году сначала в виде приходской церкви. Нет ничего удивительного в том, что именно здесь появился Колумб, чтобы получить от настоятеля и богослова Фрая Диего де Деза, одного из наиболее значимых деятелей церкви того времени, благословление и помощь при переговорах с Католическими монархами.
Связь религии и университета подчеркивает и памятник Франсиско де Витория перед главным входом в монастырь Сан-Эстебан. Он один из самых выдающихся монахов, живших в этом монастыре на рубеже XV и XVI веков, испанский богослов и правовед эпохи Возрождения, один из зачинателей свода законов международного права. Подсчитано, что лекции Франсиско де Витория прослушало не менее 5 тысяч студентов, которые разнесли его учение по всей Европе. Учёный ежегодно пересматривал свой лекционный курс и, в отличие от большинства современников, никогда не отказывался отвечать на вопросы студентов. На протяжении многих лет монастырь Сан-Эстебан в Саламанке был местом, где были созданы определённые учреждения, такие как факультет теологии, а также штаб-квартиры различных братств.
Монастырь Сан-Эстебан в Саламанке является одной из многих жемчужин города и заслуживает того, чтобы его посетили, спокойно наслаждаясь его просторами и историей, которую они нам рассказывают.
Монастырь приобрёл сегодняшний вид в начале XVI века при непосредственном спонсорстве Хуана Альвареса де Толедо, сына герцога Альба. Строительство было поручено Хуану де Алава, он спроектировал храм, фасад и часть хора.
Каждый посетитель сначала остановится перед невероятным платереским фасадом. Мастера резьбы по камню, как и в случае фасада Университета, создали каменный алтарь, который приобретает разные оттенки в зависимости от времени суток. Первый уровень украшен медальонами и изображениями святых.
В середине изображено мученичество Сан-Эстебана, барельеф был создан в начале XVII века Джованни Антонио Черони из Милана,
а в верхнем над всем набором стоит Голгофа, намекая на мученичество Христа, спасшего человечество, с медальонами святых Петра и Павла на перемычках и в окружении скульптур святых Петра и Павла в полный рост, а также Леона и Григория. На самом верху появляется Бог — Отец
Проходим через прекрасно сохранившийся клуатр Клаустро-де-Рейес. Это чудесное пространство было спроектировано Фраем Мартином де Сантьяго и имеет два этажа в стиле ренессанс, хотя с элементами готики, которые всё ещё присутствуют.
Нижние пролёты имеют ребристые своды и выходят в центральный сад через большие арки, которые позволяют свету тонко проникать в клуатр. Всё это придает ему необыкновенную лёгкость, которой обычно нет в клуатрах других известных монастырей.
В контрфорсах расположены различные скульптурные сцены.
Фотографируем виды на весь комплекс, центральный сад, элементы церкви и арки, составляющие два этажа монастырского клуатра.
Если мы хотим посетить ризницу, нам нужно подняться по прекрасной лестнице Сото, которую финансировал Фрай Доминго де Сото. Эта своеобразная конструкция особенна тем, что первая секция поддерживает все остальные. Архитектор использовал новаторскую для того времени технику, поскольку лестница опирается только на стены и не имеет других опор, создавая под собой пустое пространство, что создает ощущение волшебной поддержки. Лестница была спроектирована Родриго Хилем де Онтаньоном в 1553 году. А что касается Доминго де Сото, это ещё один из самых важных учёных-монахов, кто жил в монастыре Сан-Эстебан в Саламанке. Профессор-теолог он был советником и исповедником Карлоса I. Он писал на такие разные темы, как логика, международное право, теология и даже урбанистика и физика. Он был первым, кто начал создавать теорию падающих тел, задолго до Галилея и Ньютона.
С этой великолепной лестницы можно пройти к хору церкви. Здесь выделяются киоски из орехового дерева, вырезанные Алонсо де Бальбасом в 1651 году; Хуан де Мондравилла работал над гербами или декоративными украшениями на киосках, сиденьем приора и огромной кафедрой. Большая фреска, украшающая хор, принадлежит Антонио Паломино и называется «Триумф воинствующей церкви».
Алтарь — работа Хосе Бенито де Чурригера, брата Альберто Чурригера, который был архитектором площади Пласа-Майор и Нового собора Саламанки.
Весь запрестольный образ выполнен из золота и является одним из самых монументальных запрестольных образов в стиле барокко в Испании.
Что больше всего поражает, так это шесть больших колонн, покрытых орнаментом, напоминающим побеги растений. В центре находятся две ниши, в которых скульптуры Сан-Франциско и Санто-Доминго, также работы Чурригеры. Запрестольный образ заканчивается в верхней части картиной, изображающей мученичество Сан-Эстебана.
Интерьер можно назвать последней и наиболее изысканной версией позднеготического монастырского храма. Неф покрыт богатыми ребристыми сводами, которые создают ощущение непрерывности, которое сильно отличается от традиционной формулы готического потолка.
Стоит посетить различные часовни церкви и полюбоваться другими меньшими алтарями, например часовней Девы дель Росарио, имеющей большое значение для Доминиканского Ордена.
Выйдя из монастыря Сан-Эстебан, идём к историческому зданию Университета, который уже открылся и принимает посетителей. По пути проходим мимо Саламанкского собора. Саламанка — один из шести испанских городов, в которых есть два собора. Но здесь вместо двух совершенно отдельных зданий стоит в сущности одно.
Считалось, что старый собор был слишком тёмным и имел низкие потолки. Новый собор намного больше и грандиознее, чем старый. Его видно с большинства смотровых площадок города. Основной архитектурный стиль — готический, но с более новыми барочными дополнениями, такими как колокольня.
Кафедральный собор Саламанки заслуживает отдельного отзыва, поэтому пока только взглянем снаружи и идём дальше. Хотя на Пласа-де-Аная, идеальном месте для отдыха у подножия Нового собора, мы немного задержимся. Здесь сразу несколько исторических зданий.
Самым известным из зданий, выходящих на площадь, является Паласио-де-Аная, неоклассический дворец, расположенный прямо перед собором. Выделяются его большая лестница, треугольный фронтон и четыре ионические колонны. Здание датируется 1760 годом, сейчас в нём располагается филологический факультет.
Госпедерия, штаб-квартира факультетов современной филологии и французской филологии
Безлюдное утро кончилось. Пока мы были в Сан-Эстебане, город ожил и появились многочисленные туристы, да и местные жители отправились в большом количестве побродить по улицам старого центра. Руа Майор и улица Кампанья уже заполнены.
Мы же идём внутрь исторического здания Университета. Вначале встретился класс, посвящённый Педро Дорадо Монтеро, престижному профессору уголовного права в Университете Саламанки в 1892–1919 годах и обновителю юридической науки в Испании, особенно в области уголовного права и философии права. Он обставлен в английском стиле начала XX века.
В аудитории Унамуно проходили занятия по каноническому праву, очень востребованные студентами университета на его классическом этапе (XVI–XVIII века), поскольку позволяли продвигаться как на высокие гражданские, так и на церковные административные должности. Кроме того, юридические факультеты с теологией были наиболее финансируемыми и престижными. Содержание этих учений основывалось на толковании булл, папских указов и соборных предписаний.
Без сомнения, интересен класс, в котором Фрай Луис де Леон преподавал богословие. Глядя на скамейки, на которых сидели студенты, можно на мгновение «почувствовать» себя в аудитории 500-летней давности. Конечно, эти деревянные балки кажутся не самыми удобными для прослушивания или конспектирования, но так было, и хорошо, что мы это видим в XXI веке, хотя бы для сравнения.
Церемония вручения дипломов является одним из самых значительных актов протокола и церемониала Университета. Хотя нам неизвестен процесс прохождения этих обрядов в Средневековье, в Новое время они уже были типизированными и развитыми. В этом актовом зале доминирует большой навес, который под папским гербом, символом Университета, укрывает пурпурное знамя, увенчанное готическим крестом, который имеет большую художественную и, прежде всего, историческую ценность, поскольку он был подарен принцем Хуаном, сыном католических монархов, ученикам Саламанки
В память о Франсиско де Виториа, великом пропагандисте международного права, названа эта аудитория, бывшая кафедра медицины и астрономии. В настоящее время здесь проходят научные встречи и конференции.
Клуатр состоит из двух этажей и имеет прямоугольную форму в плане.
В этом классе проводились занятия по гражданскому праву, он известен как «Комната колонны» из-за колонны, расположенной в центре, которая через балку поддерживает деревянную крышу XVI века. Позже здесь проводились различные выставки, а сейчас расположился крохотный музей с ценными историческими артефактами.
Университетская часовня была построена в XVIII веке Симоном Гавиланом Томе и была третьей по счёту часовней Университета Саламанки. Здесь можно увидеть нишу с могилой Фрая Луиса де Леона и орган в стиле барокко 1709 года.
Также уникальна картина Каччаниги 1618 года, на которой изображена клятва университетских профессоров защищать догму о непорочном зачатии.
Чтобы посетить первый этаж, нам надо подняться по красивой лестнице, перекрытой готическим сводом, с тремя полностью украшенными секциями. Они выполнены в стиле платереско и представляет собой аллегорию о возрасте человека и мудрости.
Весь второй этаж опоясывает сплошной коридор с красивейшим потолком в стиле мудехар.
Так называемый монастырский зал Луция де Медрано. Функционально использовался для заседаний сената Университета, высшего управляющего органа.
Ещё одной жемчужиной Университета Саламанки, несомненн, является библиотека. Доступ к ней осуществляется через сохранившуюся дверь XVI века с решёткой. Однако сегодня взглянуть на её красоту можно только через стекло, которым окружён небольшой квадрат около дверей, пройти в саму библиотеку нельзя.
Это была первая университетская библиотека, основанная в Европе в 1254 году по приказу короля Альфонсо X. Здесь можно найти более пятидесяти тысяч книг, изданных между XVI и XVIII веками. Среди самых ценных артефактов — полное собрание сочинений Святой Терезы Иисуса 1588 года, Библия 1568 года на нескольких языках, а также бесчисленное множество ценных рукописей.
И под конец посещения Университета, пройдём в очень красивое место — двор Малых школ, где преподавались предметы до степени бакалавра. Пару часов назад, в первом рассказе, не мог сюда попасть, фотографировал через закрытую решётку.
Возвращаемся к Клереции, откуда идём на север по улице Компанья. Слева остаётся длинная стена философского факультета Университета.
Церковь Сан-Бенито — католический храм в готическом стиле, на монументальной улице Компанья была возведена вместо предыдущего романского храма, который должен был быть построен в 1104 году в рамках процесса заселения города, предпринятого королем Леона Альфонсо VI. В этой примитивной романской церкви крестился архиепископ Алонсо II де Фонсека, который в 1506 году приказал построить новую церковь в готическом стиле, которая позднее стала архиепископской.
Этот дворец приказал построить в 1539 году для себя третий граф Монтеррей. В своё время это было здание в стиле платереско, которым восхищались и которому подражали на протяжении нескольких веков, поскольку оно было одним из кульминационных произведений испанского Возрождения. Башни и показные украшения символизируют Золотой век испанской знати.
Чтобы дать представление о важности этого дворца, достаточно упомянуть, что и сегодня дворец принадлежит герцогу-де-Альба и считается одним из самых ценных владений этой семьи наряду с Паласио-де-Лирия в Мадриде.
Постепенно мы дошли до церкви Пурисима, принадлежащей монастырю августинцев. На этом месте я начну свой третий, следующий рассказ о Саламанке.