В прошлом рассказе я целенаправленно показал основные романские здания Саморы. Да, этот город с большим историческим и культурным наследием.
В прошлом рассказе я целенаправленно показал основные романские здания Саморы. Да, этот город с большим историческим и культурным наследием.
Но сам по себе, с населением 66 000 человек, городок — приятное для прогулок место. Достаточно оживлённое место, за пределами «романского заповедника».
Потому что рядовым жителям там особо делать нечего, а массовых туристов мы не заметили.
Почти каждый известный испанский город, который я видел до сих пор, построен одинаково — всегда есть старая часть города, окружённая мощной стеной, которую часто строила Римская империя. Или остатками этой стены хотя бы на отдельных участках. Всегда есть главная площадь, называемая по-испански Plaza Mayor, которая служит центром, бьющимся сердцем города и местом, где обычно находится самое важное здание городских властей. В пределах старой территории многие здания целы, а новые строятся только за её пределами. Кроме того, в каждом городе есть огромный собор.
Так что независимо от того, какой испанский город мы планируем открыть для себя, можем быть уверены, что, по крайней мере, там будет старый город, стена или её руины, площадь Пласа-Майор и собор. На самом деле это забавная игра, в которой мы сравниваем, в каком испанском городе самая большая площадь Пласа-Майор, самый красивый и гигантский собор или самая сохранившаяся стена. Да, забыл, часто ещё добавляется античный или средневековый мост через реку.
Все традиционные элементы присутствуют и в Саморе. Крепостные стены неплохо сохранились по всему периметру, хотя они здесь средневековые, не античные.
В южной части старого города стены примыкают к саморскому замку, вернее к тому немногому, что от него осталось. Дата постройки первоначального замка точно неизвестна, но считается, что он был построен во времена Фернандо I Леонского, в XI веке. В любом случае от того периода остались только три небольшие отреставрированные башни, участок стены, часть рва и руины плаца.
Рядом с Кафедральным собором, о котором я написал в отдельном отзыве, мы нашли Каса-дель-Сид Кампеадор, где этот пока ещё несостоявшийся воин жил в Саморе благодаря гостеприимству Ариаса Гонсало. Поэтому второе название здания — Паласио-де-Ариас Гонсало. На какое-то «паласио» дом совсем не похож, это скромное гражданское здание XI века в романском стиле, одно из немногих сохранившихся в Испании. В этом доме воспитывались инфанты Леона и Кастилии, сыновья Фернандо I, вместе с Эль Сидом под опекой тогдашнего губернатора Ариаса Гонсало. Сразу за домом виден выход за городские укрепления через Епископские ворота.
Пройдя через ворота, можно справа от них увидеть внешний фасад Касы-дель-Сид с двумя окнами в форме подковообразной арки. Слева от ворот — епископский дворец.
Живописный мост Пуэнте-де-Пьедра соединял Замору с городами к югу от реки Дуэро на протяжении более 800 лет. Арочный мост виден со всех концов города, особенно с вершины замка Замора. Сейчас в Саморе пять мостов, но на протяжении веков это была единственная речная переправа в городе, соединявшая пригород с историческим центром города.
Возвратимся на Пласа-Майор. Пока туда идём, историческая справка о Саморе. Первыми поселенцами этих земель были ваккеи. Римляне назвали деревню вдоль римской дороги Виа-де-ла-Плата, которая тянулась от Мериды до Асторги, Оцелем Дурии — Глаза Дуэро. Поэтично, но истоки нынешнего названия идут от арабов, которые назвали городок «Аземур» (дикая оливковая роща) и «Семура» (бирюзовый город). Бирюзового цвета я в городе не нашёл, но тем не менее, именно Семура — будущий город Самора.
Альфонсо III Великий завоевал и заселил город в 893 году, окружил его стеной, которая превратила его в одну из самых важных городских крепостей христианских владений благодаря своему расположению и достоинствам. В 981 году город был взят Альманзором «Грозным», но Фернандо I Кастильский вернул его христианам в 1061 году и не только восстановил старые постройки, но и начал возводить укрепления, которые можно увидеть и сегодня.
Золотой век Саморы пришёлся на XII столетие, когда была спланирована городская структура, и была построена значительная часть наиболее примечательных достопримечательностей города в романском стиле, что дало городу заслуженный эпитет «Романский город». На протяжении XIII века границы Кастилии в ходе Реконкисты были отодвинуты дальше на юг, и Самора перестала представлять стратегический интерес для королевства, войдя в более спокойный период своей истории.
В XV веке, во времена католических монархов, район вокруг Саморы стал полем битвы Изабеллы I за трон с её племянницей Джоанной ла Бельтранеха (уничижительный термин, говорящий о её предполагаемой незаконнорожденности, результату предполагаемого романа её матери с Бельтраном-де ла Куэва. В битве при Торо 1 марта 1476 года супруг Иоанны Альфонсо V Португальский потерпел поражение, и правление Изабеллы I и Фердинанда II укрепилось.
За последние двести лет город медленно, но верно развивался, оставив после себя несколько примечательных построек, особенно на востоке старого города. Несколько благородных особняков XIX века и некоторые великолепные модернистские фасады говорят нам о Cаморе на рубеже XX века.
Мы вновь на Пласа-Майор, или Главной площади, это место — связующее звено между более новым, коммерческим сектором города с историческим Старым городом.
Здесь мы можем оценить разницу между двумя разными эпохами на примере старой ратуши, ныне полицейском участке, которая была построена во времена католических монархов в 1493 году, а затем перестроена в стиле платереско в начале XVII века.
Напротив находится Новая ратуша, которая была построена в 1766 году, хотя последняя реконструкция относится к прошлому веку. Городские власти переехали в здание в 1950 году.
Ещё одна ключевая точка площади — Мерлу, пара братьев, играющих на трубе и барабанах в ранние часы Страстной пятницы. Эта статуя была установлена в 1996 году в честь шествий Пасхальной недели. Страстная неделя — самое важное религиозное, культурное, общественное и туристическое событие в Заморе. Семнадцать братств превращают улицы города в декорации для Страстей и живой музей с пятницы до пасхального воскресенья. Насколько важна эта неделя для Саморы, говорит факт, что в городе есть даже музей в честь Семана Санта.
Пройдём снова в сторону старого города по улице Франков. Сразу встретится так называемый Старый провинциальный дворец. Хотя здание — самое новое в этой части Саморы, проект дворца в стиле неоренессанс для размещения Собрания провинциальных депутатов был разработан в 1877 году архитектором Сегундо Вилориа.
А «старым» дворец стал после того, как депутатское собрание заняло также и часть бывшего городского госпиталя на площади Вириато. Хотя, в свою очередь, госпиталь намного старше «старого» депутатского дворца. Вот такая путаница. Госпиталь был открыт 25 марта 1678 года, здание было спроектировано Хуаном Гомесом де Мора, архитектором Филиппа III
На площади Вириато стоит памятник этому античному борцу против Римского завоевания, памятник состоит из бронзовой скульптуры лузитанского вождя-пастуха, поставленной на неполированный каменный постамент с тараном. Вириато добавил морщин римским консулам во II веке до нашей эры, когда поднял восстание сразу после присоединения Иберии к Риму. Произведение Эдуардо Баррона, отлитое из бронзы в Риме на литейном заводе Нелли в 1883 году, было куплено испанским государством после Второй мировой войны, когда памятник даже одно время пытались уничтожить, усмотрев в позе Вириато фашистское приветствие. Тема античного героя вообще популярна в этой части Испании. Например, флаг провинции Самора имеет восемь красных полос в честь восьми побед Вириато над римлянами.
На площади Вириато стоят ещё два примечательных здания. Первое — Театр Рамоса Карриона, здание в стиле модерн является работой архитектора Франсиско Ферриола. Здание было построено в честь юмориста Мигеля Рамоса Карриона, который родился в доме, расположенном рядом с театром. Был открыт в 1916 году, но недолго проработал как театр, был превращён в кинотеатр, а позднее заброшен. Только 20 лет назад совет провинции Самора решил воскресить его. Театр небольшой — всего на 600 зрителей.
Второе здание — дворец графов Альба-де-Алисте XV века, который был преобразован в отель Парадор.
А некоторые здания так и остались неопределены. Как этот ренессансный дом с красивым фасадом. Ни таблички рядом, ни информации в интернете.
Зелени в средневековых испанских городах, прямо скажем, маловато. Поэтому в Старом городе ценится уже небольшой ряд деревьев, такой, как на площади Ариас Гонсало.
За небольшим парчиком спрятался женский монастырь, который действует как минимум 500 лет. Перед ним — бюст из бронзы на гранитном постаменте, посвящённый Диего де Деза. Меня несколько озадачил этот памятник. Диего де Деза-и-Тавера, умерший в 1523 году был одной из наиболее заметных фигур в испанской инквизиции и сменил Томаса де Торквемада на посту Великого инквизитора. Сам Папа однажды был вынужден осадить инквизитора за излишнюю жестокость. Особенная страна — Испания. С одной стороны поклонение пастуху, герою восстания против римлян, с другой — Великому Инквизитору. Хотя, возможно бюст установлен в связи с тем, что Диего де Деза в начале своей карьеры был епископом Саморы и построил пару интересных церквей. Или был именно тот, кто в конце концов устроил встречу Колумба с Католическими королями, так повлиявшую на историю географических открытий.
Улица Бальборраз — одна из старейших улиц Саморы. Расположена в историческом центре города и берёт свое начало на Пласа — Майор. С X века это была улица ремесленников, которая связывала старый еврейский квартал с центром города. Конечно, она несколько раз перестраивалась, поэтому рядом с романскими домами на ней можно встретить и особняки в стиле модерн.
Перейдём в более новую часть центральной Саморы. Бронзовая скульптура «Адам после греха», работа художника Эдуардо Баррона конца XIX века, возвышается над модернистской площадью Сагаста-де-Самора. Эта площадь — своеобразное начало торговой и коммерческой части центра, отсюда расходятся центральные улицы Сан-Торкуато и Санта-Клара.
Хотя и здесь иногда встречаются исторические здания. Как этот, построенный в XVI веке ренессансный дворец лос-Момос. Он был заброшен во времена Карла II, спустя некоторое время был восстановлен, в нём размещалась гостиница, а с 1946 года здесь находится Дворец правосудия Саморы.
Но, повернувшись к нему спиной, мы опять в Новейшем времени. Казино Самора, спроектированное испанским архитектором Мигелем Матет-и-Колома в 1905 году в стиле модерн. В настоящее время часть помещений старого казино занимает кофейня, одно из самых посещаемых мест в городе. А перед ним — скульптура «матери и её ребёнка» местного скульптора Бальтасара Лобо Казуэро 40-х годов прошлого века.
Широкая площадь Конституции застроена зданиями конца XIX века. Такими, как это модернистское здание, бывшая штаб-квартира банка Герреро.
Улица Санта-Клара — это одна из главных улиц города, которая идет от Парка-де ла Марина Эспаньола до площади Пласа Майор, эта пешеходная зона — социальный центр города.
Своё название улица получила от уже снесённого монастыря Санта-Клара. Улица — самое большое скопление модернистской архитектуры в городе.
Ещё немного пройдёмся по этой оживлённой части Саморы, где можно заметить много интересных сценок. В частности, как жители готовятся к ежегодному традиционному шествию «гигантос».
Самору мы прошли, в следующем рассказе трогаемся дальше, по направлению к Саламанке.