Крепость в Старой Ладоге — это такая древность, что когда я впервые здесь побывала много лет назад, я трепетала от восторга.
Крепость в Старой Ладоге — это такая древность, что когда я впервые здесь побывала много лет назад, я трепетала от восторга.
Потом я еще побывала в Старой Ладоге, и не один раз. Затем более внимательно познакомилась с древностями Псковщины — а псковичи тоже ведь считают, что это от них надо отсчитывать «откуда есть пошла русская земля».
Однако мой трепет перед Старой Ладогой, какой бывает при общении с кем-то очень старым и мудрым, лишь немного поутих, но не покинул. Как сейчас любят говорить: «это место силы». И сегодня едут в Старую Ладогу многочисленные туристы таким великим числом, что можно пошутить и о «нашествии» гостей. Правда, гости не «непрошенные», а очень даже ожидаемые. Благодаря туризму старая Ладога возрождается, реставрируется, изучается и это хорошо.
Поскольку туристов в Старой Ладоге побывало множество, очевидно и отзывы имеются в большом количестве. Однако история крепости черпается из одних и тех же источников, а потому неизменна. План крепости тоже неизменный (за последнее время). Все те же башни стоят, как великанские шлемы богатырей: Воротная башня, Климентовская, Раскатная, Стрелочная.
Воротная башня
Впрочем, не все башни вот так выглядели, как сейчас. Крепость — фортификационное сооружение, а значит, обречена на разрушения и восстановления — это судьба любой крепости. Если вести историю крепости от времени Рюрика, так первая крепость вообще была деревянная. Время ее постройки могут указать только летописи, и мы им верим (а кому еще верить, как не летописцу тех времен!) Сегодня в нашем сознании закрепился тот факт, что первая каменная крепость была построена во время правления уже Вещего Олега, то есть где-то на рубеже 9 — 10 веков.
Стрелочная башня
Много воды утекло с тех времен и Олег для нас сегодня легендарный герой, а ведь был он воином-завоевателем и довольно жестким. Впрочем, времена тогда были такие…
Бесконечные междоусобицы, которые затевали местные князья, мелкие, но кровавые войны, от которых в первую очередь страдал народ, — это была суровая повседневность. Как пишут в летописях, в то время «постоянно головами тяпалась», потому и решили однажды призвать правителей «со стороны». Так в богатой земле ладожской и появился Рюрик.
Олег, как известно, был регентом малолетнего Игоря — законного наследника из рода Рюриков, однако оставил очень значимый след в истории Отечества.
Сейчас в наших краях дни короткие, темнота наступает все раньше и раньше.
Я ходила по крепости почти что в одиночестве, да еще и в предчувствии сумерек. А это такое время, когда свет и тьма встречаются — непростое время, нередко приоткрывающее тайны, в том числе и сокрытые в веках.
Летописец (или летописцы) «Повести временных лет» — почти единственный источник, рассказывающий о деяниях Олега Вещего. Они не были свидетелями его правления, ведь летопись была написана где-то в 1110 году, в Киеве, в то время как, к примеру, знаменитый поход Олега на Византию датируется 907-м годом.
Княжил Олег 33 года (красивое число), хотя плюс-минус тоже допускается (паспортов не было).
Путаницы много. Часто деяния одних исторических деятелей приписывают другим, которые жили хоть и где-то рядом, да все же в другое время. Или то, что случилось в одной битве, транслируется и накрепко прилепляется к другому сражению, иногда того же военачальника, иногда другого. Примеров множество, не буду называть, потому что не хочется отвлекаться и уходить о размышлений об Олеге Вещем.
Во-первых потому что хожу по знаменитой крепости — первой каменной крепости, построенной когда-то на Руси и возведенной именно Олегом.
(Фото ин-та)
Конечно, на этом месте все уже давно построено, достроено, перестрено. Но место все то же! Место силы!
А еще потому, что недалеко отсюда находится знаменитый курган Олега, куда непременно возят туристов.
И хотя точно не известно, где закончил свой жизненный путь Вещий Олег, но ладожане считают, что в этих местах.
Вроде бы он прибыл из Киева в Ладогу, будто для того, чтобы сложить свою буйну голову среди местных курганов. Нет опровержений того, что скончался он действительно от укуса змеи, тем более что после вдохновенных строк баллады А. С. Пушкина, в это поверили все. Однако есть и намеки на то, что гибель легендарного правителя подстроили волхвы, с которыми в последнее время, Олег вошел в противоречие (они могли и змею подпустить, но это, конечно же, домысел).
Рассказывая когда-то об Изборской крепости, я упоминала имена трех варягов, призванных на русскую землю: Синеус, Трувор и Рюрик.
Синеус сел князем в Белоозере, Трувор в Изборске, а Рюрик (Орик) в Ладоге, хотя некоторые говорят о Новгороде, но их опровергают. Исследователи всегда спорят. В таких научных спорах рождается истина.
Через два года правления, братья Рюрика закончили свой жизненный путь, и Рюрик остался единоличным правителем.
После смерти Рюрика, Олег (то ли воевода при Рюрике, то ли шурин — муж сестры Рюрика), по желанию и завещанию самого Рюрика, стал регентом малолетнего наследника. Так во время известной исторической Днепровской компании Олега, он якобы вышел с Игорем на руках и объявил, что именно тот является Рюриковичем, а не Аскольд и Дир, которые тогда правили в Киеве.
Здесь нужно заметить, что есть доказательства и того, что в Киеве восседал именно Аскольд, а Дира к нему просто прибавила фантазийная память. И вообще — существовал ли Дир!
Как бы там ни было, но Аскольд пал от руки Олега и тот утвердил власть новой династии, провозгласил легитимность Рюриков, стал действительно родоначальником русской державы.
Кроме того именно Олег нанес сокрушающий удар по всевластию хазарского Каганата — воин он был доблестный и бесстрашный.
А еще в годы его правления произошло утверждение грамотности на Руси, реформа письменности, принятие азбуки на основе кириллицы, да мало ли чего полезного и значимого сотворил Олег в то далекое время!
Так великие деяния создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, засветились на Руси именно в годы правления Вещего Олега.
Конечно, хотелось бы видеть Олега «безупречным», но в жизни так не бывает. Он был язычником и можно поверить, что был приглашен киевлянами, которые трудно уходили от языческих верований, не случайно. Пригласили они именно князя язычника, чтобы он свергнул Аскольда, который тогда был уже христианином и, видимо, принуждал киевлян к принятию иной веры. Однако ведь и Аскольд принял христианство не сразу. Но интересно, что его известный поход на Константинополь, на оплот Восточной Церкви, закончился не победой над христианами, а наоборот обращением и его, и его дружины в иную, христианскую веру. Об этом есть свидетельства в источниках.
Что-то похожее произошло и с Олегом, но значительно позднее, в 907 году.
И снова, как при осаде Царьграда Аскольдом, христиане сугубо молились Божьей Матери, и произошло чудо. Олег с его великой силой, почему-то не стал продолжать осаду, а отошел, прибив свой щит на воротах Константинополя — «Здесь был Олег»!
Было в этом жесте какое-то ребячество и примета духовного поражения.
А туристы на всех маршрутах своих путешествий, с тех пор стали стараться испачкать арт объекты своими автографами, типа «здесь был Вася» (шутка, конечно).
На самом деле, Олег в результате того похода приобрел очень много для своей державы. Впоследствии Византия пошла на мирный договор, русские купцы получили большие льготы в торговле, была заплачена невиданная дань русским и т. д. Летописи рассказывают об этом походе, как о победе.
Но что-то случилось с Вещим Олегом. Последние пять лет жизни, после похода, он перестал участвовать в военных сражениях, жил с миром и хотя точных свидетельств о том нет, но стал явно отходить от язычества, чем вызвал ненависть волхвов.
Крестился ли Олег? Свидетельств нет, хотя есть поиски ученых в решении этого вопроса и анализ имеющихся документов — того же мирного договора. Его формулировки (клятвы), вроде бы говорят о принятии Олегом веры в Единого Бога, но не будем стараться сейчас решить этот непростой вопрос нашей истории. Если бы не было сомнений и вопрошений, основанных на изучении документов, не было бы и научных дискуссий, а они продолждаются.
Кстати, наименование «Вещий», Олег якобы получил после того, как константинопольцы, решили, несмотря на договоренности, отравить его.
В знак «примирения», они вынесли ему отравленное вино, а он демонстративно вылил зелье, после чего христиане — жители непокоренного Константинополя задумались над тем, как близки они были к совершению злодеяния, которому Бог и Божья Матерь, по Их милости, не дали свершиться. А вот Олег, по-видимому, простил тех, кто поступил «неверно» — вопреки истинной вере и заповедям.
В результате после этой «последней проверки», Олега, почувствовавшего неладное, прозвали Вещим, а вскоре был заключен и выгодный мирный договор между русскими и Византией.
Я не буду перепечатывать свой же текст, который был опубликован здесь на сайте в 2016 году. Там рассказывается история крепости: https://www.tourister.ru/responses/id_15300
Ну, а я вернусь к своим «бродилкам» по небольшой территории крепости. И вас приглашаю продолжить, а по ссылки можно пройти позднее.
Как сейчас принято, кругом щиты, ориентирующие, рассказывающие, — очень полезно.
Однако мне показалось интересным сравнить картины, которые писали в крепости и в ее окрестностях великие художники, с тем, что стало сейчас.
Староладожская крепость манила многих художников, здесь писали картины И. К. Айвазовский, О. А. Кипренский, Н. К. Рерих, Д. И. Иванов, А. И. Воронихин и другие — долго перечислять.
С этой точки я не фотографировала, но интересно посмотреть на крепость глазами художника в 1809 году!
А это вот воротная башня и предположительно сам художник Д. И. Иванов (автопортрет)
А вот вид из Воротной башни Л. Ф. Лагорио.
Можно сравнить…
Но есть и уникальные фото начала 20 века, причем цветные фото. Их отснял в 1909 году С. М. Прокудин-Горский.
Это вид на речку Ладожку, которую стали называть Елена и Воротную башню.
(фото ин-та)
А это почти с того же места я сфотографировала сейчас.
Похоже, что панорама крепости с противоположного берега и Воротная башня были излюбленными объектами и для художников, и для фотографов.
Конечно же я зашла в церковь Дмитрия Солунского. Конечно же это новодел — где уж деревянной церкви сохраниться — века прошли!
Сейчас в церкви находится музей, где рассказывается о реставрации и в первую очередь фресок знаменитой Георгиевской церкви 12 века.
В церкви фрески не очень хорошо видятся, а здесь, на слайдах можно внимательно рассмотреть и фреску св. Николая Мирликийского.
И мою любимую, уникальную, где св. Георгий Победоносец запечатлен не с копьем, поражающий змея, а совсем в ином образе.
Освобожденная царевна Елисава ведет «присмиревшего» злодея на веревочке — он побежден не оружием, а силой молитвы святого Георгия!
А это то, что увидел В. А. Прохоров, когда посетил Старую Ладогу в 1850 году.
Я писала о его кропотливой работе по собиранию расколотых фресок, по кусочкам и склеивания их гипсом. Можно сказать первая попытка реставрации.
В 1114—1116 гг., в правление новгородского князя Мстислава Владимировича строится новая крепость, о которой мы знаем больше, чем о крепости, построенной Вещим Олегом.
Знаем, что она повторяла первоначальную планировку, и поскольку «обнимала» речную излучину, представляла собой неправильный треугольник.
(фото ин-та)
По периметру располагались пять башен.
Климентовская башня (изнутри и извне)
Стрелочная башня
Тайничная башня (то, что осталось)
Раскатная башня
Воротную башню я показывала уже не раз здесь. Мимо не пройдешь! Это вход с крепость.
Здесь на плане все хорошо видно.
(фото ин-та)
Тогда Мстислав Владимирович позаботился об укреплении крепости, толщина стен была увеличина едва ли не в два раза!
Какая крепость без тайн и тайных ходов!
Вот один из них — торговые ворота, а под ними тайный ход — он прорыт по дну Волхова.
Смельчаки лазили, но такой ужас описали, что и читать страшно. До конца не дошли — вернулись.
Сегодня крепость не перестает восхищать величием.
Для ее восстановления потрудились многие люди и среди них, одно из важных мест принадлежит Анатолию Николаевичу Кирпичникову, ученому, археологу, замечательному человеку.
Посмертно (2020 год) ему поставлен памятник, рядом с крепостью. Это заслуженная память.
Можно сказать, что крепость в ее современном виде — это результат труда многих реставраторов, археологов и строителей, которые старались воссоздать сооружение 16 века, как можно точнее — «ближе к тексту».
Хорошо бродить по крепости в то время, когда все туристы уже разъехались. Им нужно спешить — на КАДе всегда великие пробки.
Кто-то о напряженном движении на этом направлении знает, а кто-то думает, что это именно ему не повезло.
«Не везет». как правило всем, разница лишь в продолжительности заторов. Такое уж это направление — популярное!
Однако некоторые трудности не смущают и люди едут ежедневно, чтобы прикоснуться к истории.
Сегодня модно подобные места называть МЕСТОМ СИЛЫ.
Несомненно, Староладожская крепость полностью оправдывает это название.
(фото ин-та)