Веймар очаровал нас всем, но в первую очередь атмосферой: показалось, что здесь каждый найдёт место себе по душе. Хотите тишины и покоя — отправляйтесь в парк, хотите потолкаться в городе — пожалуйста, улицы полны туристов, хотите прикоснуться к истории и культуре — в Веймаре этого тоже хватает. Естественно, что за один день мы не успели всего увидеть, но о том, что увидели хочется рассказать подробнее, благо информацию накопать не составило труда.
Итак, после посещения библиотеки Анны Амалии (Anna-Amalien-Bibliothek)
мы очутились на площади Демократии (Platz der Demokratie), где установлен бронзовый конный памятник самому известному князю Веймара, великому герцогу Карлу-Августу Саксен-Веймар-Эйзенахскому (Fürst, Großherzog Carl-August von Sachsen-Weimar-Eisenach). Он и его мать, герцогиня Анна Амалия, основали веймарский классицизм, привлекая видных интеллектуалов того времени. Карл Август стал самым важным другом и сторонником Гёте. Сам он был несколько грубее своего любимца, любил охоту, любил флиртовать с крестьянскими девушками и, так как сам не мог позволить себе большую армию, служил в прусской армии.
Монумент показывает, как он возвращается в Веймар в форме прусского генерала как победитель освободительных войн против Наполеона. Памятник был открыт в 1875 году в ознаменование того факта, что Карл Август в возрасте 18 лет принял на себя управление своим княжеством 100 лет назад. Конная статуя была создана известным веймарским скульптором Адольфом фон Донндорфом (Adolf von Donndorf, 1835–1916). И место подходит как нельзя лучше — между Веймарским дворцом (Weimarer Schloss), библиотекой Анны Амалии и Музыкальной академией Ференца Листа (Franz-Liszt-Musikhochschule).
Главный корпус Музыкальной академии называют ещё «Княжеским домом».
Построенный как представительное здание для сословий, в 1770 году, он был резиденцией и местом жительства герцогской семьи в течение 28 лет после разрушительного пожара во дворце- резиденции в 1774 году — отсюда и название «Княжеский дом» — «Фюрстенхаус» (Fürstenhaus). После он служил для различных государственных целей, а также был резиденцией Свободной рисовальной школы (Domizil der Freien Zeichenschule) с 1808 по 1816 год. С 1848 по 1933 годы в «Княжеском доме» заседал парламент Великого герцогства Саксония-Веймар-Айзенах, а с 1920 года — Свободного государства Тюрингия. С 1933 по 1945 год здесь проживали гаулейтунг НСДАП, рейхсгубернатор Тюрингии и высшие органы СС и полиции.
Правительство земли и парламент земли Тюрингия работают в новой столице земли Эрфурте с 1950 года, как и Министерство внутренних дел, которое ранее размещалось в «Княжеском доме». В 1951 году руководству музыкальной академии удалось добиться передачи здания.
Однако капитальный ремонт частично обветшавшего здания провести не удалось, меблировка и самые необходимые меры по переоборудованию были осуществлены с трудом. Соседнее здание, примыкающее к площади под прямым углом, также было передано университету.
В период с 1992 по 1999 годы срочно был проведен необходимый капитальный ремонт здания. Значительная часть конструкции была заменена, середина здания была выпотрошена в 1997 году, чтобы можно было построить праздничный зал, который планировался в 1770 году, но так и не был построен. С апреля 1999 года здание объединяет под своей крышей учебный и культурный центры при Музыкальной школе. Оборудованы современная студия звукозаписи и студия электроакустической музыки, а на первом этаже — университетская библиотека и медиацентр. В здании репетируют струнники, пианисты и композиторы, отсюда исполнительный комитет управляет университетом.
Идём дальше, по направлению ко дворцу
и перед южным фронтоном Красного замка (учебный центр библиотеки герцогини Анны Амалии) видим Бюст Баха (создан в 1950 г.), установленный в 1995 г.
С переездом из Мюльхаузена в Веймар в 1708 году Иоганн Себастьян Бах стал придворным музыкантом. Он мгновенно «проглотил» библиотеку и, играя, наслаждался радостным вкусом итальянцев и элегантным вкусом французов. Будь то органные произведения нынешних парижских клавишников-виртуозов или свеженапечатанные концерты Антонио Вивальди: все служило ему образцом, он сочинял музыку и адаптировал ее.
В музыкальном плане органист из тюрингской провинции за несколько лет превратился в истинного европейца, чьи ранние веймарские произведения буквально оказались «сплавом» самых разных влияний. Однако в конце концов они оказались «полностью баховскими». Веймарский период Баха длился до 1717 года.
Ещё внимание многих туристов, проходящих мимо стены «Красного замка» в Веймаре, привлекают фонтанные фигуры — два красивых юноши и маленькая женская фигурка (на мою фотографию она не попала) в классическом греческом стиле, похожие на влюбленных из античных времён.
Это фонтан Ильдефонсо (Ildefonso-Brunnen), не удивляйтесь названию. Композиция повторяет мраморную скульптуру, найденную в XVII веке в городке Сан-Ильдефонсо (San Ildefonso), недалеко от Мадрида.
Оригинал сейчас находится в Прадо в Мадриде. Он датируется 1 веком нашей эры и был сделан в Италии. Образцами были греческие боги и герои V и IV веков до нашей эры, вершины греческого классицизма. Эта парная скульптура интерпретирована Лессингом (Lessing) как «сон и смерть», не спроста чаша фонтана перед парой имеет форму римского саркофага.
Фонтан сначала был установлен у входа в Парк на Ильме, позже отредактирован архитектором Кудре (Coudray), а затем перенесен на нынешнее место. Причина, по которой фигуры появились в Веймаре, вероятно, заключается в их красоте. Гёте видел иллюстрацию в музее Мангейма и заказал копии. Есть второй экземпляр, он находится в Веймарском дворце.
Так называемый Красно-Желтый замок (Rote und Gelbe Schloss), прямо напротив здания исторической библиотеки, с 2005 года стал помещением для нового учебного центра библиотеки герцогини Анны Амалии.
Уже в 1998 году библиотечные фонды выросли примерно до 910 000 томов. Поиск дополнительных помещений становится все более и более актуальным. Выбор падает на уже существующий ансамбль исторической застройки — Красно-Желтый замок. Строительные работы начались в 2002 году под руководством архитекторов Хильде Барц-Малфатти (Hilde Barz-Malfatti) и Карла-Хайнца Шмитца (Karl-Heinz Schmitz). Учебный центр был открыт в 2005 году. Около 170 000 томов научной литературы, отсортированных по темам, предлагаются читателям для справочного использования.
В учебном центре 17 июля 2021 года во внутреннем дворе учебного центра библиотеки герцогини Анны Амалии по адресу: Platz der Demokratie 4, 99423 открылся Веймарский портал приключений (Erlebnisportal Weimar). Он и должен оставаться на своем месте в течение пяти лет. Здесь предлагают открыть для себя Тюрингию как никогда раньше — всего за 15 минут!
Спроектированное берлинским архитектором Хельгой Блоксдорф (Helga Blocksdorf) экологически чистое здание из многослойных панелей из цельного дерева заполняет пробел между двумя сторожками над стеной Кудрей (Coudray-Mauer) на площади Демократии, входящих в список памятников архитектуры ансамбля Красного замка, Желтого замка и Новой гауптвахты.
Надстройка видна издалека, возвышаясь над стеной, как дерзкий настенный всадник в легком платье из бересты. Это одновременно и современный постановочный стаффаж на историческом фоне, и сцена для инсценировки самих посетителей: они могут подняться на смотровую площадку по лестничному пролету во внутреннем дворе учебного центра,
а оттуда открывается вид на парк на Ильме, библиотеку герцогини Анны Амалии и Городской дворец.
Необычный фасад из берестяных панелей подчеркивает временный характер, а также может быть истолкован как косвенная отсылка к другой архитектуре — берестяному дому в парке на Ильме.
Портал приключений знакомит гостей Веймара и Тюрингии с местами и историями, которые объединены в семь тематических туров. Спектр варьируется от культурно и социально важных мест до литературы и культуры проживания. Короткометражные фильмы были сняты режиссером из Дрездена Дэвидом Кампесино (David Campesino).
Тур 1. Взлёт Гете. Этот тур, как и последующие четыре, рассказывают о творческом тандеме Карла Августа и Иоганна Вольфганга фон Гете по спасению придворной культуры.
Тур 2. Прирученный пейзаж. Этот тур посвящен истории и дизайну парков Веймара.
Тур 3. Над верхушками деревьев. Этот тур следует по стопам Гете через леса Тюрингии вдали от городской жизни в Веймаре.
Тур 4. Поднять занавес. Тема этой экскурсии театр и закулисье. Много чего происходило не только на сцене, но и в приватной жизни. Узнайте, как кардинально изменился театральный пейзаж!
Тур 5. Удивление и изумление. Любопытство к экзотике возобладало в 17 веке. Результатом стали самые странные коллекции. Этот тур дает возможность заглянуть в хорошо укомплектованные сокровищницы Тюрингии.
Тур 6. Рождение демократии. В этом туре откройте для себя истоки демократии как формы общества и правительства, какими мы их знаем сегодня.
Тур 7. Художественная керамика. Керамические традиции прочно укоренились в Тюрингии. Доказательства этого мастерства можно найти повсюду. Веймарская школа прикладного искусства и Баухаус произвели революцию в этой традиции.
Дальше идём в город мимо Коллегиенгассе — это переулок на восточной стороне Желтого замка и Красного замка между рынком и зеленым рынком.
Следующая цель — отель Слон (Hotel Elephant).
Впервые упомянутый в документе в 1542 году, «Слон» является одним из старейших постоялых дворов Германии. Однако, были ли тогда кровати такими мягкими, а еда такой вкусной, сегодня мы можем только догадываться. Дело в том, что на протяжении веков «знаменитости» менялись и, чтобы понять «кто есть кто» в элите, достаточно прочитать список гостей отеля. Любого, кто спрашивал о Гёте, Шиллере, Гердере и Виланде (Goethe, Schiller, Herder und Wieland), немедленно отправляли в «Слон». Здесь болтали, пили и обедали все великие люди своего времени, входили и выходили деятели искусства Баухауза.
В 1937 году по прямому приказу Адольфа Гитлера дом был снесен, за исключением исторического подвала со сводчатым потолком, где, как говорят, Гете предавался своей страсти к Мадейре. Перестроенный всего год спустя архитектором Германом Гислером (Hermann Giesler), отель Elephant задал совершенно новые стандарты: среди прочего, он был оборудован автомобильным подъемником на многоэтажную автостоянку и считался одним из самых современных отелей в Европе. Кстати, балкон перед домом был создан специально для Гитлера.
Закрытый в течение долгого времени после Второй мировой войны, отель был возвращён к жизни «поцелуем» Томаса Манна (Thomas Mann). Мало того, что он пожелал здесь жить, так еще и заставил свою «Лотту в Веймаре» положить ее нежную головку на гостиничные подушки. Лили Палмер, в роли Лотты стала лучшей рекламой… Есть еще много известных гостей, которых нельзя не заметить — таких как рок-легенда Удо Линденберг (Udo Lindenberg). Названия улицы в Веймаре он не удостоился, но комната в которой он останавливался была названа «Udo-Lindenberg-Suite».
Да, забыла сказать что мы вышли на Рыночную площадь Веймара. Угодили на еженедельный базар, что меня не обрадовало.
По настоящему красив ДОМ КРАНАХА (Cranachhaus),
он был построен с 1547 по 1549 год как двухквартирный дом. В 1552 году в левый дом № 11 въехал придворный живописец Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach d. Ä.) к своему зятю, канцлеру Кристиану Брюку (Christian Brück).
Кранах жил и работал здесь до своей смерти в октябре 1553 года. Архитектура двух одинаково спроектированных домов с фронтонами, карнизами, пилястрами и арочными порталами является частью классического немецкого Возрождения.
Первоначально входом в дом служили только два средних портала на первом этаже. Только в 1865 и 1892 годах внешние арочные проемы в Кранаххаусе были добавлены в качестве витрин.
В подвале здания находится Веймарский кукольный театр.
Проход под рынком соединяет дом Кранаха с ратушей.
По соседству находится ГОРОДСКОЙ ДОМ (Stadthaus Weimar),
он был построен в 15 веке и передан ландграфом Фридрихом Простым (Landgraf Friedrich dem Einfältigen) городу Веймар в 1432 году. Первоначально это был городской дом с корчмой, позже дом советов и торговый дом. В период Гёте он впервые назывался городским домом и использовался для балов-маскарадов, концертов и лекций. Был полностью разрушен во время Второй мировой войны, реконструкция фасада с современным интерьером проведена с 1968 по 1971 год. Сегодня здесь ресторан Ratskeller и бюро туристической информации. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с соседними зданиями с восточной стороны рынка.
Коммерческое здание по адресу Markt 4, в котором с 1567 года располагалась ПРИДВОРНАЯ АПТЕКА (Hofapotheke).
Архитектор и год постройки его неизвестны. Зато в анналах двух старейших аптек Веймара, Hofapotheke am Marktplatz и Löwenapotheke am Goetheplatz, есть рецепты и счета, содержащие информацию о болезнях их известных клиентов. Например, возрасте от 47 до 52 лет, эрцгерцогу Карлу Августу (Erzherzog Carl August) выписывали лекарства от ревматизма, диареи, расстройства кишечника, запаха изо рта, кожных заболеваний и геморроя.
Великая княгиня Луиза (Großherzogin Luise), жена Карла Августа, получала из аптеки зрительный эликсир, лекарства от болезней кишечника, желудка, печени, желчи, а ещё лекарства от бессонницы и ассортимент косметики.
Интересно, что великий ученый, писатель и генеральный суперинтендант Иоганн Готфрид Гердер (Johann Gottfried Herder) приобретал в аптеке эротические стимуляторы.
Философ Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche, 1844–1900)В последний год своей жизни провел на попечении своей сестры в Веймаре, он получал лекарство, которое в то время применялось против сифилиса. К сожалению, эффективное лекарство от этого заболевания было изобретено лишь много лет спустя.
Эти записи свидетельствуют о том, что поколениям до нас также приходилось бороться с проблемами со здоровьем и что болезни не обходили и королевские дворы.
Жемчужина на рыночной площади Веймара — ФОНТАН НЕПТУНА (Neptun-Brunnen).
В Веймаре около 30 фонтанов, большинство из которых являются памятниками архитектуры. Старейший из них — фонтан перед Придворной аптекой на рыночной площади. Скульптура, украшающая его, определила называние: «Фонтан Нептуна», в честь римского бога воды и моря с трехконечным копьем, что символизирует мощь и силу.
Колодец существовал на нынешнем месте давным-давно. Впервые он упоминается в 1540 году. Примерно через 40 лет он был перестроен и снабжен фигурой льва. С тех пор его стали называть Львиным фонтаном. Фигура Нептуна, созданная придворным скульптором Мартином Готлибом Клауэром (Martin Gottlieb Klauer), была возведена в 1774 году и заменена копиями в 1928 и 1971 годах. Оригинальная скульптура сохранилась и сейчас находится в Веймарской художественной коллекции.
Восьмиугольная чаша фонтана сделана из песчаника Берка. Над ней возвышается прямоугольное основание из эльбского песчаника. Нептун, высечен также из песчаника, он держит в правой руке свой железный трезубец. У его ног сидит каменный мальчик. Он держит руками дельфина, изо рта которого вода течет в бассейн фонтана.
Под скульптурной группой, в основании вырезаны римские слова «Quos ego», означающие: «Я стану тобой» и являющиеся цитатой из эпической поэмы «Энеида» римского поэта Вергилия (70–19 гг. до н. э.). Этими словами Нептун призывает бушующие ветры к послушанию.
Если встать напротив фонтана Нептуна в Веймаре и повернуться по четырем сторонам света, то можно увидеть Старую придворную аптеку, Ратушу, отель «Слон» и дом Кранаха.
Веймарская РАТУША (Rathaus) с неоготическим фасадом на рыночной площади построена в 1841 году по проекту архитектора Генриха Гесса (Heinrich Hess).
Самая первая ратуша на этом месте упоминается еще в 1400 году, но она пала жертвой городского пожара.
Преемник, здание эпохи Возрождения, построенное между 1560 и 1583 годами, прожило до 30 ноября 1837 года и также сгорело. Сохранились только городской герб и два каменных портала, которые сегодня украшают вестибюли мэрии.
Так что нынешняя ратуша уже третья по этому адресу. Внутрь мы не попали, так как шёл полным ходом ремонт, а жаль: там есть что посмотреть. И на перезвон карильона мы тоже опоздали.
Не забудьте, в 10, 12, 15 и 17 часов над площадью, с башни Веймарской ратуши, разносится перезвон фарфорого глокеншпиля (Glockenspiel) — колоколов из мейсенского фарфора.
Говорят, что прекрасный звон фарфорового глокеншпиля с оригинальными колоколами Борнера (Поль-Эмиль Борнер(Paul-Emil Börner), великий художник по фарфору из Мейсена, чей колокол Святого Иоанна является одним из самых богатых колоколов в мире!) был слышен еще в 1929 году. В 1967 году 12 таких колоколов были найдены на чердаке Веймарской ратуши, и к ним были добавлены еще 23. Созданный таким образом карильон перекочевал во дворец Бельведер, но расположение было неудачным и через короткое время его разобрали. До 1980-х годов он пребывал в забытьи, но гражданин Веймара Дитер Каммер (Dieter Kammer) нашел колокола в угольном погребе дома садовника в Бельведере в 1983 году. 35 колоколов были переданы Мейсенскому фарфоровому заводу для осмотра, специалисты из Нидерау близ Дрездена фарфоровый карильон восстановили за четыре с половиной года. На этот раз они вернулись на башню Веймарской ратуши. Здесь глокеншпиль работает с оригинальной копией ратушных часов. Сейчас карильоном управляет программное обеспечение, воспроизводящее в общей сложности 14 мелодий, связанных с Веймаром, которые сгруппированы в три группы и исполняютсч в определенное время года. Особенность веймарских глокеншпилей заключается в том, что на них также можно играть как на инструменте, время от времени на них также играют вручную. Но даже карильону нужна передышка от этой «нагрузки», и особенно зимой, иначе фарфоровые колокольчики могут расколоться на сильном морозе, пауза обычно начинается 31 декабря и длится до конца марта.
Как я ни старалась, но уложиться в две части про Веймар, увы, не получилось, так что будет и третья …