Писатель Адольф Стар (Adolf Stahr) в 1871 году написал: «Веймар на самом деле парк, в котором находится город». Удивительно, но у меня в 2022 сложилось тоже такое впечатление. Возможно потому, что день в Веймаре начался и закончился с ПАРКА НА ИЛЬМЕ (Park An der Ilm).
Парк площадью 48 гектаров — это уникальный ландшафтный сад на окраине старого города Веймара, созданный между 1778 и 1828 годами. Герцог Карл Август и Иоганн Вольфганг Гёте реализовали здесь свои садовые идеи. Они создали произведение искусства с разнообразными ландшафтами, парковой архитектурой и местами для отдыха, которое до сих пор используется для отдыха, обучения и эстетического наслаждения природой.
Машину мы бросили у виллы по адресу Belvederer Allee 19
и оказались на входе в парк у РИМСКОГО ДОМА (Römisches Haus), на плане он под номером 13.
Римский дом в Парке на Ильме служил летней резиденцией герцогу Карлу Августу (Herzog Carl August). Он был построен как первое здание в стиле классицизма между 1792 и 1797 годами по проекту гамбургского архитектора и строителя Иоганна Августа Аренса (Johann August Arens). Руководил строительными работами Иоганн Вольфганг фон Гёте, который привез с собой из поездки в Италию идею храмового здания. Помимо дрезденского архитектора Христиана Фридриха Шурихта (Christian Friedrich Schuricht), к оформлению интерьера были привлечены художники из Веймара и Готы.
От расположенного на холме дома открывается обширный вид на долину Ильма. Вместе с садовым домиком Гёте на другом берегу Ильма, соединенным визуальной осью, он расставляет самые впечатляющие акценты в оформлении парка.
Римский дом является частью ансамбля «Классический Веймар», который был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1998 году. После завершения реставрационных работ он был вновь открыт в 1999 году, в нём представлена мульти-медиальная выставка о парке на Ильме.
и вон он — САДОВЫЙ ДОМИК ГЁТЕ (Goethes Gartenhaus), на плане он под номером 8.
Неприметный дом стал символом вклада Германии в мировую литературу.
«Он не выглядит дерзко,
Этот тихий садовый домик.
всем причастным к нему,
Дарует мужество».
(«Übermütig siehts’s nicht aus,
Dieses stille Gartenhaus.
Allen die darin verkehrt,
Ward ein guter Mut beschert»).
писал Иоганн Вольфганг фон Гёте о садовом домике на краю парка на Ильме в Веймаре, который его друг и покровитель герцог Карл Август подарил ему в 1776 году. С приобретением этого дома Гёте также получил веймарское гражданство и, таким образом, смог стать министром в маленьком герцогстве Саксен-Веймар-Эйзенах.
Гёте с любовью ремонтировал и поддерживал дом и окружающий его большой сад. Сегодняшняя скудная обстановка опровергает тот факт, что хозяин дома тратил большие суммы, чтобы сделать интерьер уютным и комфортным. Даже растения для сада прислала в подарок его мать Катарина Элизабет (Katharina Elisabeth) из Франкфурта.
«У меня прекрасный сад перед воротами на Ильм, красивые луга, внутри стоит старый дом, который я ремонтирую. Все цветет, все птички поют…« — написал подруге гордый домовладелец.
Гёте жил в садовом домике шесть лет, пока в 1782 году ему не удалось переместить свою главную резиденцию в величественное имение на Фрауэнплан (Frauenplan). Однако дом на Ильме продолжал служить ему убежищем, а иногда и гостевым домом. Он также взял сюда молодую модистку Кристиану Вульпиус и предавался здесь любовным утехам.
В садовом домике также устраивались праздники, дискуссии, философствования, сочинительство. Гёте написал там, среди прочего, поэмы «Странники» («Wanderers Nachtlied I»)(Ты с небес…) и «На Луну» («An den Mond»), драму «Братья и сестры»(«Die Geschwister»), а также части «Вильгельма Мастера» («Wilhelm Meister») и начало «Ифигении» «Iphigenie» и «Торквато Тассо» («Torquato Tasso»).
Сегодня садовый домик, который по-прежнему находится в идиллическом месте, каждый год является местом паломничества бесчисленных поклонников Гёте. Мы не настолько большие поклонники, осматривать дом, тем более что его можно посетить виртуально.
Зато по саду прогулялись с удовольствием.
Шар покоящийся на кубе, считается одним из первых беспредметных памятников в Германии и называется «Камень удачи». («Stein des guten Glücks»)
Гёте воздвиг его рядом со своим садовым домиком и называл «алтарь Агаты Тихе» (Stein des guten Glücks / Altar der Agathé Tyché). Тю́хе (Тихе, Тихэ, Тиха, Тихея, др.-греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию) — в древнегреческой мифологии богиня удачи и судьбы.
5 апреля 1777 года Гёте отметил в дневнике завершение работы: «Агата Tyche основана!»
Конструкция символична — в то время как куб является символом твердости и стабильности, сфера символизирует шаткость, непостоянство. Тихе может в равной степени представлять счастливый или неудачный поворот судьбы.
По словам Тимо Йона, этот памятник Гёте был «свидетельством его любви к Шарлотте фон Штайн, а с другой стороны, он был призван выразить его счастье в собственном доме и саду. Это был знак благодарности за благополучие».
Следуя указателям, мы решили взглянуть и на ДОМ «НА РОГЕ» (Haus Am Horn), что на плане под номером 12.
Модульный дом находится в восточной части парка в непосредственной близости от садового домика Гёте. Мы просто поднялись на гору. Поскольку заранее я об этом доме не поинтересовалась, то мы его не признали.
Ох, видела я этот дом, но снимать не стала, уж больно он примитивным показался по сравнению с соседними вилами.
Поэтому для вас фото из интернета и информация на случай, интересующимся архитектурой.
Прототип всех домов из каталога в мире стал дом-образец «Musterhaus am Horn»
Его построили по случаю первой выставки Баухауза в 1923 году для презентации на улице «Ам Хорн»- так он и вошёл в историю архитектуры — «Haus am Horn».
Вплоть до конца Первой мировой войны было принято сначала строить дом, а потом искать подходящего покупателя, который мог бы заплатить за него. Но Вальтер Гропиус (Walter Gropius), основатель Баухауза, пошел другим путем со своей идеей «крупномасштабных строительных блоков». Это послужило основой для модульного дома, спроектированного Георгом Мухе (Georg Muche) «Ам Хорн». Идея Гропиуса также заложила фундаментальную основу для всех быстровозводимых зданий этого типа. У покупателя теперь можно было спросить, сколько он готов заплатить за свой дом, ну, а дальше — «по Сеньке шапка».
Вальтер Гропиус объединил искусство с мастерством и создал этот дом в качестве примера, чтобы сделать разработки Баухауса ближе к публике. Кроме того, модульный «дом на Роге» представляет собой художественную школу Баухауза благодаря сотрудничеству различных мастерских по дизайну интерьера.
Вся концепция модульного дома ориентирована на повседневную жизнь семьи. Он лишь частично имеет подвал и может быть построен всего за 4 месяца. На цокольном этаже находится котельная, прачечная и небольшая кладовая для продуктов питания семьи.
Самая большая комната в доме — гостиная. Расположенная в центре дома и окруженная остальными комнатами на этом этаже, гостиная является центром семейной жизни.
Родители спят в отдельных спальнях, обе из которых примыкают к ванной комнате. Только женская спальня примыкает к детской и снабжена проходом, что позволяет женщине присматривать за детьми ночью, не нарушая сон мужчины. Ребенок спит подальше от улицы, на тихой стороне дома. Также есть гостевая комната и второй туалет рядом со входом в дом.
Модель «дома на Роге» — веха в истории архитектуры, потому что это первый сборный дом в мире и, таким образом, прототип всех домов для каталога.
Как бы то ни было, а мы вышли к ЗВЁЗДНОМУ МОСТУ (Sternbrücke), или его ещё называют Замковым (Schlossbrücke).
Это самое важное в Веймаре. Он считается старейшим сохранившимся историческим мостовым сооружением через Ильм и самым важным с архитектурной точки зрения, по крайней мере, в районе города Веймар.
Мост длиной 62 метра и шириной 7 метров был построен в 1651–1654 годах тюрингским мастером-строителем Иоганном Морицем Рихтером Старшим для нового строительства городского дворца, так называемого «Вильгельмсбурга» («Wilhelmsburg»), который почти полностью сгорел в 1774 г. за исключением нескольких частей. Мост должен был соединить городской дворец с охотничьими угодьями.
Первоначально это был трехарочный мост через Ильм с деревянным подъемным мостом. От него сохранились цепные столбы, увенчанные шарами, которые Клеменс Венцеслаус Кудрей (Clemens Wenzeslaus Coudray) включил в свой проект переделки перил в 1820 году. В 1794 году была добавлена четвертая известняковая арка, вместо подъемного моста. Затем в 1798 году герцог Карл Август Саксен-Веймар-Эйзенахский (Herzog Karl August von Sachsen-Weimar-Eisenach, 1757–1828) изменил ландшафт, приказав засыпать ров для плотов, который был здесь раньше.
Через восточную опору лестница ведет из парка в районе бывшей «Звезды» к мосту. Отсюда мост и получил свое название. По лестнице, в свою очередь, снова стало возможным ходить благодаря реконструкции, завершенной в 1995 году.
Мы ещё на правом берегу Ильма, и если встать лицом к реке, то по правую руку от моста обращает на себя внимание здание, совершенно не типичное для Тюрингии.
Кирпичное здание для Народных бань (Volksbad) назвали Парковыми банями (Parkbad) так как они были построены на территории, примыкающей к Парку на Ильме, где когда-то стоял Красный дом, сгоревший в 1785 г., по адресу: Über dem Kegeltor 1 (ранее Hans-Wahl-Straße 1). Это здание, первоначально известное как «прачечная и купальня», было построено по берлинскому образцу такого учреждения и весьма нетипично для Веймара, да и для Тюрингии в целом. Проект был скорее всего, был так называемым «берлинским импортом». В 1858 году Э. Ф. Эйзенаху (E. F. Eisenach), в качестве главного строителя города, было поручено взять на себя возведение здания общественной бани с душем (Volksbad), для бедного населения Веймара, чтобы люди могли мыться стирать белье. В XIX веке бани служили для сдерживания заразных болезней, особенно холеры, которые были очень распространены.
Перед этим Эйзенах изучил соответствующий образец для подражания в Берлине. Вероятно, он и руководил строительством и одновременно был архитектором. Здание построили в 1859/60 годах. Фасад здания украсили цветным глазурованным кирпичом и кассетами с розетками в качестве орнаментов. На фасаде также видны стилистические элементы итальянского Возрождения. В 1920-х годах это здание было реконструировано и расширено. В 1922 году Парковые бани были куплены и реконструированы медицинской страховой компанией Allgemeinen Ortskrankenkasse Weimar. Шатровая крыша с мансардой была возведена в 1922 г.
В настоящее время использование здания больше не соответствует его первоначальной цели. С 13 января 1996 года здесь открыли амбулаторный реабилитационный центр Sophien- und Hufeland-Klinikum Weimar.
Мы полюбовались на лебедей, прошли под мостом,
и оказались у очередных достопримечательностей парка — ГРОТА СФИНКСА С РОДНИКОМ ЛЁЙТРА И БЫЧЬЕГО ГЛАЗА (Sphinxgrotte mit Läutraquelle und Ochsenauge). На карте они обозначены номером 2.
Слово Leutra или Läutra происходит от средневерхненемецкого Liudraha (чистая вода).
Родники Лёйтра (Läutraquellen) и Бычий глаз (Ochsenauge) — небольшой оазис в парке на Ильме. С моста к ним можно спуститься по небольшой узкой лестнице в восточной опоре.
Бычий глаз и сфинкс, опирающийся на большой прямоугольный параллелепипед, были созданы в 1786 году придворным скульптором Мартином Готлибом Кловером (Martin Gottlieb Klauer) по проекту придворного художника Георга Мельхиора Крауса (Georg Melchior Kraus). Оба элемента обрамляют истоки Лёйтры.
Родники Лёйтры берут начало из геологического разлома на большой глубине. Сама известковая вода источников необычайно прозрачна и круглый год имеет постоянную температуру 8,5 градусов по Цельсию. Небольшой ручей Лёйтра впадает в Ильм всего через несколько метров.
Искусственно созданный каменный круг, давший этому месту название «Бычий глаз» («Ochsenauge»), когда-то служил местом для стирки.
Бычий глаз и сфинкс являются одними из старейших элементов дизайна парка. Это было любимое место Ференца Листа (Franz Liszt), он проводил здесь много времени.
Мы почти дошли до Звёзды,
но на другом берегу Ильма замаячил очередной красивый дом.
Оказалось это здание бывшего МАНЕЖА (Reithaus).Он находится между библиотекой Анны Амалии и жилым дворцом. В 1718 году здание было возведено в стиле барокко герцогским мастером-строителем Христианом Рихтером (Christian Richter, 1665–1722). Он был построен на руинах первоначального дома для верховой езды, разрушенного великим наводнением 1613 года.
Перед манежем был большой пруд, окруженный многочисленными вильгельмсбургскими хозяйственными постройками. После того как Вильгельмсбург (Wilhelmsburg) сгорел от удара молнии и был возведен новый замок, Генрих Генц (Heinrich Gentz, 1766–1811) в 1803 году приспособил манеж к классическому фасаду жилого дворца. Большой пруд перед манежем и хозяйственные постройки уступили место плацу, который позже был превращен в луг и с тех пор расширил парк. Барочный стиль герцогского мастера-строителя Христиана Рихтера с фасада манежа также исчез.
Помещения здания не использовались исключительно как манеж. С 1767 по 1768 год манеж служил складом театральной труппы Старка для пьесы Готхольда Эфраима Лессинга «Минна фон Барнхельм» («Minna von Barnhelm» von Gotthold Ephraim Lessing). Ещё он временно использовался как тюрьма.
В 1921 году Баухаус (Das Bauhaus) планировал построить в Манеже выставочные залы. Однако этот проект был отклонен, и Манеж был преобразован в административное здание земельного правительства. Тем не менее, Баухаус разработал для этого планы переоборудования, и имел две аудитории в Манеже до 1923 года.
После капитального ремонта с 1947 по 1948 год в помещение переехало Министерство здравоохранения и транспорта. С 1951 по 1989 годы, до падения стены, здесь находился детский культурный центр (Дом пионеров). После воссоединения Манеж до 1996 года был школьным досуговым центром. С 1999 года Города культуры здание было преобразовано в центр семинаров и мероприятий для Европейского молодежного центра образования и молодежных встреч в Веймаре.
Большой зал манежа имеет площадь около 280 квадратных метров и вмещает более 300 человек. Также в доме есть 3 комнаты для семинаров, каждая по 60 квадратных метров.
Ильм мы перешли по мосту и вышли к ГОРОДСКОМУ ДВОРЦУ (Stadtschloss).
Резиденция веймарских герцогов находится к северо-востоку от старого города, прямо на берегу Ильма и на самом деле выглядит не слишком привлекательно — как коробка. А вот более старые постройки на юго-западе приоткрывают кое-что из старой истории бывшего замка, они удивляют своими приземистыми пропорциями, своеобразной башней («Hausmannsturm»), основание которой еще от замкового комплекса времен 12/13 века. Желтые оконные рамы из прошлых веков кажутся загадочными и странными. Арка, ведущая к старому городу, также является пережитком старого замка. На самом деле, все эти элементы с их кривыми и разными формами крыш относятся к древнейшей части средневекового замка 15–16 века и эпохи ренессанса.
В 1547 году городской дворец стал главной резиденцией Эрнестинов из линии Веттинов и получил имя «Хорнштайн»(«Hornstein»). После Тридцатилетней войны (1618–1648) герцог Вильгельм IV (Herzog Wilhelm IV, 1598–1662) был одним из великих покровителей Веймара и приказал архитектору Морицу Рихтеру (Moritz Richter, 1620–1667) перестроить разрушенный замок в великолепный новый замок. После смерти герцогского покровителя городской дворец стал называться «Вильхемсбург» («Wilhemsburg»).
6 мая 1774 года, еще при жизни Гёте и герцога Карла Августа, удар молнии в крышу западного крыла вызвал катастрофический пожар и большая часть замка сгорела до фундаментных стен. Прошло 15 лет, прежде чем Карл Август в 1789 году исключил восстановление руин замка и поручил «комиссии по строительству замка», в которую входил и Гёте, построить новый замок из старых материалов.
Мария Павловна (1786–1859), невестка Карла Августа, привлекала к оформлению интерьеров ведущих деятелей искусства и архитектуры совершенного классицизма того времени, в т. ч. Карла Фридриха Шинкеля (Friedrich Schinkel, 1781–1841), выполнявшего работы в галерее Гёте. Битва при Йене и Ауэрштедте (1806 г.) и потрясения наполеоновской войны, затронувшие и Тюрингию, вынудили герцога Карла Августа прервать строительные работы на новом дворце.
Сейчас дворец со всеми выставками закрыт на реставрацию и капитальный ремонт.
Так, что не пришлось разрываться перед выбором: дворец или БИБЛИОТЕКА ГЕРЦОГИНИ АННЫ АМАЛИИ (Herzogin Anna Amalia Bibliothek), что на плане под номером 3.
Герцогская библиотека была основана в 1691 году с фондом в 500 томов и первоначально располагалась в Веймарской резиденции (Вильгельмсбург). С 1761 по 1766 год герцогиня Анна Амалия (Herzogin Anna Amalia) преобразовала Зеленый дворец в библиотеку с двумя галереями. План представительного зала в стиле рококо исходит от мастера-строителя Августа Фридриха Штрасбургера (Landbaumeister August Friedrich Straßburger).
Так называемая книжная башня была расширена между 1821 и 1825 годами под руководством старшего директора по строительству Клеменса Венцеслауса Кудре (Klemens Wenzeslaus Coudray, 1775–1845). Она содержит 10 000 ценных томов и доступен только во время специальных экскурсий.
Кстати, у библиотеки установлен бюст Александру Сергеевичу Пушкину.
После посещения библиотеки мы отправились взглянуть, собственно на сам город, о чём будет Часть II. Но в парк мы вернулись на обратном пути к машине. И сразу наткнулись на ПОМПЕЙСКУЮ СКАМЕЙКУ (Pompejanische Bank).
Во время поездки в Италию герцогиня Анна Амалия фон Саксен-Веймар-Эйзенах (Anna Amalia von Sachsen-Weimar-Eisenach) увидела возле места археологических раскопок в Помпеях полукруглую скамью, которая была построена у гробницы жрицы Мамии и служила местом отдыха для путешественников. Она была так впечатлена этой каменной скамёй, что попросила художника Тишбейна (Tischbein) нарисовать себя, сидящую на ней. После ее возвращения в Веймар скульптор из Майнца Шмидт (Schmidt) построил аналогичную скамью для герцогини в 1799 году в память о ее путешествии. Скамья стоит на своем нынешнем месте у входа в парк напротив дома госпожи фон Штайн с 1825 года. К сожалению, её первоначальное украшение «фигурными вазами и вазонами» быстро утратили. Скамья и её окрестности не реставрировались и не ремонтировались до 1999 года. Но и после той реставрации вандалы вновь разрушили украшательства. В последний раз скамью и прилегающую территорию приводили в порядок в 2004 году.
Раз уж упоминается дом госпожи фон Штайн (Haus der Frau von Stein), то сразу о нём: дом был построен в 1770 году под конюшни для герцогских гусар, а в 1776 году верхние этажи были преобразованы в жилой дом для герцогского главного конюшего Эрнста Йозиаса Фрейхера фон Штейна (Oberstallmeister Ernst Josias Freiherr von Stein) и его жены Шарлотты. Первый этаж здания служил конюшне до 1794 года, позже здесь всё перестроили под жищые помещения. Шарлотта фон Штайн (Charlotte von Stein) была фрейлиной герцогини Анны Амалии, а также другом и доверенным лицом Гёте. Она жила в этом доме до своей смерти в 1827 году. С 1996 года в нем размещался Гете-Институт.
У Дома фрау фон Штайн находится один из фонтанов Веймара, созданный Карлом Дорнбергером (Carl Dornberger) в 1847 году и подаренный Марией Павловной.
От скамейки я отправилась взглянуть на ИСКУССТВЕННУЮ РУИНУ (Künstliche Ruine), она на плане под номером 6.
Ещё один элемент дизайна парка на Ильме — искусственно созданные руины, простирающиеся между «Домом тамплиеров» («Tempelherrenhaus»), который был в значительной степени разрушен во время Второй мировой войны, мемориалом Шекспира и Боркенхойшен в парке на Ильме. Обьект восходит к тому времени, когда было принято украшать парки искусственными руинами в стиле английского сада.
В 1784 году по просьбе Иоганна Вольфганга фон Гёте в руину была превращена старая стрелковая стена, использовавшаяся веймарскими стрелками. Стена принадлежала расстрельному дому рядом с домом Листа и служила ловушкой для пуль.
Чтобы напомнить зрителю о распаде мира и тем самым символизировать эфемерность, в искусственных руинах были установлены архитектурные фрагменты из Веймарского Вильгельмсбурга, сгоревшего 6 мая 1774 года, а также созданы оконные проемы. В полу участка стены, ведущего вниз от искусственных развалин, была пропущена стрельчатая арка, снабженная сферическими солнечными часами (почему-то она не бросилась в глаза).
Зато ПАМЯТНИК ШЕКСПИРУ (Shakespeare Denkmal) пропустить не возможно.
Он установлен на небольшой площадке, на крутом склоне под искусственными руинами. Это, возможно, единственный на материковой Европе памятник, увековечивающий память великого поэта и драматурга. В Веймаре многое было сделано для того, чтобы Уильям Шекспир (1564–1616) был открыт и популярен среди немецких читателей и театралов. Кристоф Мартин Виланд (Christoph Martin Wieland, 1733–1813) перевел произведения Шекспира на немецкий язык, а Гёте как директор Веймарского театра поставил несколько из них.
Статуя была создана берлинским скульптором Отто Лессингом (Otto Lessing, 1846–1912). На нем изображен Шекспир, вырезанный из каррарского мрамора, высотой более двух метров на гранитном основании высотой 1,40 метра. Он держит свиток в правой руке и ветвь розы в левой. У его ног лежит череп в шутовской шапке и лавровом венке.
Мемориал был открыт в 1904 году в честь 40-летия Немецкого шекспировского общества. Сейчас он принадлежит обществу «Stiftung Weimarer Klassik».
Пару достопримечательностей я всё-таки пропустила, это Ушко иглы и Хижину из коры. Но дорогОй оказался проворнее и их тоже заснял.
УШКО ИГЛЫ (Nadelohr), на плане под номером 4, — узкая щель на пути к домику Гёте.
Если вы выберете кратчайший путь от Бетховенплац (Beethovenplatz) в направлении садового домика Гёте в парке на Ильме и спуститесь по естественным каменным ступеням к реке, вам придется пройти через узкую скалу, называемую Надельор (Nadelohr). Она искусственно создана и является частью парка, в концепцию которого лёг «Английский сад», то есть парк был заложен не в строгой структуре и геометрическом пропорциях, как в Версале, а максимально приближен к природе с разнообразным и захватывающим дизайном со множеством романтических штрихов. Цель английского сада заключалась в том, чтобы стать пейзажной картиной, которую можно было бы наслаждаться и по которой можно было бы ходить.
Гёте заказал «игольное ушко» у герцогского придворного садовника Карла Генриха Генцша Hofgärtner (Carl Heinrich Gentzsch) в связи с печальным событием: 17 января 1778 года 17-летняя девушка-подросток оказалась у «естественного моста», который тогда называли мостом-плотом (Floßbrücke), и покончила с жизнью самоубийством.
Это самоубийство взволновало население Веймара, возникла необходимость установить рядом с местом преступления памятник в память о девушке, которую общество, возможно толкнуло к этой последней черте. Сегодня имя погибшей предано забвению, а посетителям Веймара по-прежнему нужно преодолеть «игольное ушко» на пути к (домику) Гёте.
А ХИЖИНА ИЗ КОРЫ (Borkenhäuschen) на плане под номером 5 — круглая деревянная хижина, обшитая древесной корой.
Это оставшаяся часть декораций, созданных по инициативе Гёте в 1778 году к именинам Луизы, жены герцога Карла Августа. Там он разыграл аллегорическую пьесу в честь герцогини.
Комплекс, известный как «монастырь Луизы» («Luisenkloster»), первоначально включал в себя руины пороховой башни и остатки старой стены, перестроенной в готическом стиле.
Комплекс отвечал потребности времени в возвращении к природе в духе французского философа Руссо. Он служил фоном для театральных представлений под открытым небом, а дом из коры — местом хранения костюмов и реквизита. Карл Август использовал домик, как чайный, во время своих прогулок по парку, чтобы отвлечься от работы в кабинете, расслабиться, собраться с мыслями и встретиться с Гёте. «Луизенклостер» стал отправной точкой для дальнейшего развития парка на Ильме.
Ещё одни остатки неоготического храма — РУИНЫ ДОМА ТАМПЛИЕРОВ (Ruine des Tempelherrenhauses) мы осмотрели уже вдвлём.
Они находятся в парке на Ильме на западном берегу реки, между Римским домом, Парковыми пещерами и Жилым дворцом. Неоготический храм был создан из бывшей оранжереи в 1786 году и с тех пор служил веймарскому двору местом встреч для проведения мероприятий, выставок и концертов.
Через год после его постройки придворный скульптор Мартин Готлиб Клауэр (Martin Gottlieb Klauer) создал из дерева четыре статуи тамплиеров в натуральную величину. Они были размещены на угловых зубцах храма и позже дали название зданию.
В 1818 году статуи были заменены фигурами из песчаника, а деревянные статуи тамплиеров заняли свое новое место в углах салона.
В 1816 году по задумке Гёте с восточной стороны храма была построена башня. В том же стиле, что и окна, башня получила стрельчатые арочные въездные ворота. Теперь великолепный дом был достроен и использовался как концертный зал. Многие музыканты, в том числе Ференц Лист, услаждали слух веймарского двора. Лист иногда всю ночь играл в этом здании, так как его дом находился всего в нескольких метрах от Дома тамплиеров.
В течение многих лет Дом тамплиеров служил концертным залом и как ателье Баухауса (Atelier des Bauhauses), пока в марте 1945 года не был разрушен в результате взрыва бомбы во время Второй мировой войны. Сохранилась только башня храма, построенная в 1816 году и восстановленная в 1998 году. Некоторые фигуры из песчаника, говорят, все еще можно увидеть сегодня на руинах храмового дома. Я о них не знала, ну и проморгала.
И конечно, мы зашли на СОВЕТСКОЕ МЕМОРИАЛЬНОЕ КЛАДБИЩЕ (Sowjetischer Ehrenfriedhof), оно на плане под номером 9.
После окончания Второй мировой войны в парке на Ильме находится русское военное кладбище, широко известное как советское кладбище. Всего в 1945/46 г. здесь было захоронено 640 красноармейцев, погибших на войне или погибших в результате войны. Кладбище находится прямо у входа в парковую пещеру и дома Ференца Листа. После 1946 года оно больше не использовался для захоронений. Советская военная администрация устроила новое военное кладбище в близлежащем парке Бельведер и использовала его до вывода советских войск в 1994 году.
Кладбище в парке на Ильме состоит в основном из рядов безымянных каменных блоков. Возможно, это небольшое утешение для родственников погибших, что это культурно и исторически значимое место, где они нашли свое последнее пристанище.
Военные захоронения теперь понимаются в большинстве стран мира как памятники мира и международного взаимопонимания. Федеративная Республика Германия по договору обязалась перед государствами-правопреемниками бывшего Советского Союза чтить и заботиться о советских кладбищах, расположенных в Германии. Согласно информации федерального правительства, в 1998 году в Свободном государстве Тюрингия насчитывалось 17 661 советское воинское захоронение. Война здесь оставила многочисленные следы.
Нашли мы и вход в ПАРКОВУЮ ПЕЩЕРУ (Parkhöhle), она на плане под номер 10. Было закрыто. Может поздно подошли?
Под парком на Ильме находится далеко идущая система тоннелей и пещер. Вход в пещеру находится рядом с Домом Листа.
Герцог Карл Август любил пить холодное пиво, особенно очень терпкое темное пиво (sehr herbes Schwarzbier). Но подвалы герцога были просто слишком малы для него и его обширных вечеринок, и, поскольку более 200 лет назад было не так много возможностей для охлаждения продуктов, он приказал в 1797 году проложить на 12-метровой глубине примерно 500-метровую туннельную систему для охлаждения пива. А ещё он хотел построить подземную пивоварню.
Туннельная система была спроектирована таким образом, чтобы отводить пивоваренную воду из запланированной пивоварни, а также предоставляла достаточно места для хранения пива. Туннели, высота которых в то время составляла от 1,50 до 1,80 м с постоянной температурой 9°C, идеально подходили для этой цели.
Во время строительства пещеры на потолке пещеры были обнаружены многочисленные окаменелости ледникового периода и отпечатки растений и животных, которые более внимательно исследовал Иоганн Вольфганг фон Гёте. Эти древние находки свидетельствуют о древнем озере в этом месте.
После того, как планы по строительству подземной пивоварни провалились, в пещере началась добыча песка, гравия и травертина. Гете также нашел много окаменелостей в травертине, которые он включил в свою коллекцию. В результате разработок система тоннелей стала еще более разветвленной.
Во время Второй мировой войны и без того обширная система туннелей была расширена еще больше. Кроме того, сами коридоры были расширены, а стены пещеры укреплены. В конечном итоге комплекс расширился к западу от улицы Бельведерер Аллее (Belvederer Allee). Пещеры использовались населением как бомбоубежища во время войны. В туннели, созданные во время Второй мировой войны, в 1970-х годах доступ перекрыли.
Пещеры парка снова открыты для публики лишь с 1997 года. Но только не для нас.
Последней достопримечательностью стал ДОМ ЛИСТА (Liszt-Haus), на плане он под номером 11.
Он был построен в 1798/99 году как дом придворного садовника и перестроен в 1819 году мастером-строителем Клеменсом Венцеслаусом Кудре (1775–1845). С 1844 по 1852 год здесь жил Эдуард Петцольд (1815–1891), старший придворный садовник Великого герцогства Веймарского. С 1869 года здание служило летней резиденцией композитора Ференца Листа (1811–1886). Листа пригласил тогдашний великий князь Карл-Александр (Großherzog Karl-Alexander), который хотел сделать Веймар центром музыки после классического периода литературы. Лист был одним из самых влиятельных музыкальных интерпретаторов, педагогов и композиторов того времени. Его пребывание в Веймаре великокняжеский двор считал большой честью.
Жизнь Листа была такой же красочной и разнообразной, как и его обширное музыкальное творчество. До глубокой старости мужчиной с белоснежными волосами, спадающими на плечи, восхищались и обожали многие любители музыки, его ученицы, а также молодые женщины (см. анекдот «Маленький ли(з)тигр подумал»).
При посредничестве великого князя ему был отдан под резиденцию первый этаж придворного садоводческого центра на краю парка на Ильме. Лист жил там в трех комнатах и вел строго организованный образ жизни. Он вставал в 4 часа утра каждое утро, даже если накануне вечером у него была вечеринка. Потом ходил в церковь, в 5 часов пил кофе и ел сухие булочки. Затем он занимался своей обширной почтой и другой работой. В полдень он ложился отдохнуть.
Он давал уроки музыки в своей квартире три дня в неделю с 4 до 6. Его ученики ждали его во дворе или в коридоре его дома, благодарные, когда он высовывал голову из окна, чтобы посмотреть на них, или когда его слуга открывал дверь в квартиру. Лист поощрял молодые таланты, но, с другой стороны, он мог также стать резким и циничным, когда ему представлялись люди, которых он считал бездарными.
Mузей-квартира Листа теперь принадлежит фонду Weimar Classic Foundation. Она воссоздана в том виде, как Лист оставил её, когда он уехал в свое последнее путешествие в Байройт, чтобы навестить свою дочь Козиму, которая была замужем за композитором Рихардом Вагнером, умершим в 1883 году. В этой обстановке посетители и почитатели маэстро могут представить себя на месте учеников Листа…
200-летие Ференца Листа отмечалось в Веймаре широко в течение всего 2011 года.
Прямо по соседству с домом Листа, на идиллическом участке по адресу Marienstraße 17 A, живёт бывший директор парка Юрген Ягер (Gartendirektor i. R. Jürgen Jäger). Двор и сад всегда оформлены в соответствии с сезоном и радуют всех, кто умеет творчески общаться с природой.
Ну вот, кажется, и всё, что я хотела рассказать про Парк на Ильме, и его достопримечательностях.
В следующей части расскажу о том, что мы успели увидеть в городе.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия