Город Самора считается «Романским музеем» благодаря богатству романских зданий и памятников, которые украшают его улицы. Не могу сказать, что эти здания как-то особенно чудесны с архитектурной точки зрения, кроме Кафедрального собора, о котором написал перед этим. Но то, что они — исторические чудеса, это несомненно. К тому же, хорошо сохранились, что делает Самору важной остановкой на романском маршруте через Испанию и Португалию.
Более двадцати романских построек представляют собой лучшую концентрацию образцов архитектуры этого типа на полуострове. А также исторических фигур раннего Средневековья, следы в Саморе оставили Донья Уррака, король Альфонсо VI, Эль-Сид-Воин, Эль-Серко-де-Самора и многие другие.
Но о истории и городе как таковом я расскажу в следующем рассказе, а этот будет специализирован именно на романские постройки, которые — основная цель экскурсионного туризма в Саморе.
По пути к площади Пласа-Майор по узким мощёным улочкам можно полюбоваться прекрасным набором романских церквей, таких как церкви Сан-Ильдефонсо, Ла-Магдалена или Сан-Чиприано. Своды с готическими арками, апсиды и дверные проёмы, украшенные растительными мотивами, а также самые старые рельефы в городе — вот некоторые из драгоценностей, с которыми сталкиваешься во время этой прекрасной прогулки среди памятников. Стоит остановиться среди капителей и архивольтов всех романских церквей, которые встречаются на пути.
Мы начинаем наше архитектурное приключение на Пласа-Майор, или Главной площади. Романская жемчужина главной площади — церковь Сан-Хуан-де-Пуэрта-Нуэва XII века с самым элегантным окном-розеткой в Саморе на южной стороне.
На вершине башни виден флюгер, имитирующий популярный народный персонаж, известный как «Перомато».
Сан-Висенте на площади Фреско. Нынешнее здание находится между соседними постройками, но его пилястры и контрфорсы показывают, что когда-то оно было храмом с тремя нефами и четырьмя секциями. Башня когда-то была самой гламурной в Саморе, хотя верхние части представляют собой уже готические конструкции, увенчанные покрытым сланцем шпилем середины XVIII века.
Прогуливаясь по улице Коррал Пинтадо, мы доходим до площади Санта-Мария-ла-Нуэва, где можно увидеть романскую церковь того же названия.
Церковь состоит из двух частей — более старой конца XI века, от которой остался Южный портал, и конца XII века, сохранилась великолепная полукруглая апсида.
Алтарь скрывает в своём интерьере барочный Кристо Ясенте (Лежащий Христос). Этой потрясающей работой Франсиско Фермина можно также любоваться, если попасть на уличную процессию в ночь на Великий четверг.
Около остатков первой городской стены находится одна из старейших церквей города, о которой свидетельствует её примитивный стиль — Сан-Чиприано XI века. Квадратная тройная апсида представляет собой самую старую часть храма.
Из надписи на портале можно сделать вывод, что храм был немного перестроен в 1157 году. Этому периоду соответствуют главная арка, цилиндрический свод и свод часовни Послания, южный портал и башня.
Внутри можно увидеть три нефа, перестроенных в XIII веке.
У него есть несколько интересных капителей, темы — растения, библейские сцены, такие как Поклонение королей или Изгнание из рая.
Среди реликвий в этой церкви хранится драгоценный крест XIII века
Продолжая наш маршрут по улице Руа-де-лос-Франкос, мы наткнёмся на популярную излюбленную достопримечательность города — церковь Ла-Магдалена. Богато украшенный фасад делает храм одним из самых красивых в городе. Несмотря на несколько позднюю постройку, поскольку работы продолжались до XIII века, храм считается одним из самых элегантных и символичных представлений особого романского стиля Заморы, принадлежал рыцарям-госпитальерам святого Иоанна Иерусалимского.
Южный портал украшен растительным орнаментом, символизирующим небесный рай. В качестве курьёза — местная девичья традиция говорит, что если вы, пока считают до пяти, не увидите епископа, вырезанного на портале, никогда не выйдете замуж. …1.2.3.4.
Интерьер, как и весь храм, отличается изяществом и ощущением возвышенности. Примечательна романская гробница королевы Португалии Доньи Урраки, первой жены Фернандо II, чья лежачая фигура соседствует с двумя ангелами, которые несут её душу в рай.
Внутри бросается в глаза отсутствие запрестольных образов. Зато здесь есть ценное распятье XII века.
А также Богородица того же романского периода.
Напротив Магдалены находится монастырь Конвенто-дель-Трансито, который был построен на средства знатной семьи Осорио, правда монастырь поздний — XVI века.
Мы продолжаем идти по улице, пока не дойдем до церкви Сан-Ильдефонсо, чей неоклассический фасад скрывает за собой оригинальные романские стены.
Церковь была построена на месте античной вестготской церкви Святой Леокадии.
Дон Хуан де Агилар объявил этот романский храм XII века церковью протоиерея в 1500 году.
В XV веке храм претерпел изменения, которые мало что оставили от его романского происхождения.
Остались только южная стена, часть северной, полукруглая центральная апсида, фронтон, северный дверной проем, расположенный за нынешним неоклассическим, и южный дверной проем.
Между 1719 и 1723 годами был отремонтирован интерьер. Готические своды с большим пролётом относятся к последним годам XV века и построены по приказу епископа-кардинала Саморы.
Внутри церкви над Главным алтарём покоятся останки святого Ильдефонса -покровителя города.
Рядом с Главной часовней находится часовня Непорочного зачатия, которую приказали построить в 1678 году в стиле барокко как пантеон.
Продолжая движение на север по улице Постиго, мы наткнемся на романскую церковь Сан-Исидоро, которая восходит к временам короля Альфонсо VII и его сестры Санчи, XII век, и на строительство которой вдохновил перенос мощей святого Исидора из Севильи в Леон.
В церкви Сан-Исидоро много архаичных романских элементов. Это здание с одним нефом, в котором есть главная часовня с более поздним алтарём XVIII века
И последняя в моём обзоре — церковь Сантьяго-дель-Бурго. До конца XIX века храм принадлежал епархии Сантьяго-де-Компостела.
Это одна из самых харизматичных церквей в романском стиле Саморы с её тройным алтарем, с плоским фасадом и тремя нефами с четырьмя секциями, покрытыми приподнятыми крестовыми сводами.
Целиком в городе более 20 церквей романского периода, в основном в хорошем состоянии. Я не стал ими всеми наполнять рассказ, во многом они повторяют описанные мной здесь, некоторые закрыты или не такие ценные с исторической точки зрения. Я уверен, что на примере памятников архитектуры, вошедших в рассказ, можно отчётливо представить тот размер романского богатства, которым гордится Самора.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия