Первая часть рассказа здесь.
Первая часть рассказа здесь.
Следующей остановкой на маршруте был Петербург, но к нему плыли целый день. Во время длинных переходов команда судна начинала усиленно развлекать туристов. Занимались этим в основном директор программы с актерским образованием и опытом участия в мюзиклах, а также бойкая женщина средних лет (guest speaker), готовая выступать на любую тему (история Аляски, флора, фауна, ледники и т. д.). Был ещё дядечка, игравший на фортепьяно, с запасом нескольких программ (из репертуара Синатры, мюзиклы, «Угадай мелодию» и т. д.). Все это, конечно, можно было и игнорировать, а при желании — смотреть/слушать, не выходя из каюты, поскольку все транслировалось по выделенному каналу на ТВ. Ну и, как обычно, публика играла в картишки, в настольные игры, складывала пазлы и т. п.
Интернета на корабле не было. Выход в сеть было предложено осуществлять через смартфоны, что мы и делали. Но временами даже и они не помогали: в особо диких местах связи не было никакой (в том числе на переходе до Петербурга), иногда по полдня.
На подходе к Петербургу нам попалась большая группа горбатых китов и мы наблюдали удивительное явление, которое по-английски называется «Bubble-Net Feeding». Удачного описания этого феномена на русском, как и хорошего перевода самого названия, мы обнаружить не смогли. Попытаемся ликвидировать этот пробел.
Bubble-Net Feeding можно объяснить следующим образом. Это скоординированный и эффективный способ охоты на рыбу группой китов. Вначале несколько китов окружают косяк мелкой рыбы (крупную они не могут проглотить, несмотря на свои собственные размеры), и начинают поочередно выдыхать воздух, создавая в воде многочисленные пузырьки (bubbles). Это дезориентирует окруженную рыбу, производя впечатление, что они оказались в какой-то рыболовной «сети» (net). Затем один из китов подает сигнал: «пора обедать!» («feeding time!»), и все киты-участники одновременно плывут вверх с открытыми ртами, заглатывая по пути попавшую в эту ловушку рыбу и планктон. Так что «Bubble-Net Feeding» можно примерно перевести как «кормежка с помощью сети из пузырьков».
Петербург, или Питерсберг, был назван по имени Питера Бушманна (Peter Buschmann), норвежского иммигранта, который на месте нынешнего городка в конце 1890-х завел свой бизнес. Бушманн построил там лесопилку, док и консервный завод и показал себя очень успешным предпринимателем. К нему присоединились другие иммигранты-скандинавы.
Аляскинский Петербург к России никакого отношения не имеет, если не считать, что он расположен на острове Митькова (Mitkof Island), омываемого водами пролива Врангеля. Так что и в районе Петербурга — масса русских географических названий.
Барон Фердинанд Петрович Врангель (1796–1870) — российский военный и государственный деятель, мореплаватель и полярный исследователь, главный правитель Русской Америки в 1830—1835 гг. При нем на Аляске изучалась не только прибрежная зона, но и районы, находящихся внутри материка. Это привело к укреплению позиций России на Аляске, на южные острова которой претендовала также и британская компания Гудзон-Бей. Прокофий Платонович Митьков (1799–1866) — русский морской офицер, мореплаватель, исследователь северной части Тихого океана и берегов Аляски, вице-губернатор Русской Америки в 1836—1841 гг.
И сейчас многие жители аляскинского Петербурга имеют скандинавские корни, а город известен своими сильными норвежскими традициями. Из-за этого он даже получил прозвище «Малая Норвегия». В мае Петербург ежегодно празднует День Конституции Норвегии — с парадом, танцами, национальными костюмами.
По другую сторону пролива Врангеля, напротив Петербурга, находятся острова Купреянова и Воеводский. Остров Купреянова (Kupreanof Island) назван в честь вице-адмирала Ивана Антоновича Купреянова (1794–1857), губернатора Русской Америки с 1836 по 1840 год. Именем Купреянова также названа бухта на Алеутских островах, есть полуостров Купреянова, пролив и вершина его имени на островах Александровского архипелага, а также гора Купреянова на острове Кадьяк. Степан Васильевич Воеводский (1854–1859) — русский адмирал, управляющий Русско-американской компанией в 1854–1859 годы. Его именем названа Воеводская гавань, остров и озеро в архипелаге Александра.
Петербург — процветающий рыболовецкий поселок, с одним из самых больших рыболовецких флотов на Аляске. Уровень жизни в этом месте — и по статистике, и чисто визуально — выше, чем в других поселениях, которые мы посетили в ходе круиза. В Петербурге есть своя больница, в отличие от Хейнса и Хуны.
Рыбная ловля и переработка рыбы и морепродуктов — основа экономического процветания поселка. В Петербурге успешно работают целых 4 консервных завода, и их история — гордость местных жителей. Туризм тоже играет определенную роль в экономике поселка, хотя океанские лайнеры туда не могут заходить.
Архитектурой поселок не блещет, но выглядит вполне достойно.
Местная природная достопримечательность — ледник Леконт (LeConte Glacier), куда мы слетали на гидросамолете. Погода — слабое место этого поселка. Хотя климат здесь и мягкий, но осадков выпадает очень много — в среднем 3 м ежегодно. Была опасность, что тур к леднику могут отменить из-за плохой видимости, но пронесло.
Хотя погода в этот день была и не идеальная, но открывшиеся нам пейзажи вызвали непередаваемый восторг.
Ледник Леконт находится в 35 км от Петербурга и является самым южным приливным ледником Северного полушария. Приливными называют ледники, которые располагаются на суше, но при этом спускаются в море. От таких ледников часто откалываются айсберги.
С момента своего открытия в 1887 году этот ледник отступил почти на 4 км, хотя сегодня считается, что с 2002 года он находится в более-менее стабильном состоянии.
На приливные ледники, помимо изменений температуры воздуха, влияет и то, что происходит с морем-океаном, поскольку значительная часть каждого из таких ледников находится в воде. По недавним исследованиям, подтаивание подводной части ледника Леконт происходит сейчас гораздо быстрее, чем считалось раньше. Так что, видимо, текущая стабильность Леконта может быть вскоре нарушена.
После Петербурга маршрут круиза идет на север, в сторону Джуно. Но по пути у нас еще одна местная достопримечательность — фьорд Трейси-Арм (Tracy Arm). Погода над нами сжалилась, и день выдался неплохой, без дождя.
На картах этот фьорд выглядит тоненькой вьющейся ниточкой, как и положено фьорду. На самом деле, это ответвление, или рукав, не кажется таким уж узким (наш капитан вряд ли согласился бы с этим утверждением). Но он очень живописен!
По обе стороны — высокие отвесные скалы, которые, кажется, вырастают прямо из воды. И какие по этим неприступным каменным стенам струятся водопады!
От входа во фьорд до его конца — 48 километров, но айсберги начинают попадаться очень быстро, разных форм и размеров. И чем дальше, тем их становится все больше и больше — верный признак приближения к леднику.
Наша конечная цель во фьорде — двойня ледников под общим именем Сойер (Twin Sawyer Glacier): Северный Сойер и Южный Сойер, расположенные в самом конце рукава Трейси.
Ледник Сойер стал самым эпичным впечатлением в этот день. Точнее, Северный Сойер. Капитан корабля медленно развернул наше судно вокруг его оси, наверно раз 7, чтобы у всех была возможность налюбоваться ледником и сфотографировать его тысячу раз.
Сославшись на сложную обстановку с айсбергами возле Южного Сойера, капитан наш корабль туда не повел. Так что мы увидели этот ледник только на удалении. Путеводители также обещали разнообразную живность во фьорде, но увы, и с этим не сложилось в этот раз…
От Трэйси-Арм до Джуно — уже всего 72 км, и к вечеру мы — в порту. По программе круиза, эта ночь — последняя на корабле, а утром нас начинают развозить кого в аэропорт, кого в город. В заключение скажем, что в целом мы круизом остались довольны: и комфортом, и сервисом, и тем, что удалось увидеть. Погоду бы получше…
Вторая часть нашего путешествия по Аляске была автомобильной. Но поскольку Джуно (столица штата), где закончился наш круиз, с другими частями Аляски автодорогами не связан (!), нам пришлось оттуда сначала перелететь в Анкоридж. Там мы взяли в аренду машину и отправились в поездку. Наш самолет в Анкоридж был только вечером в день завершения круиза. Так что у нас оказалось в распоряжении несколько часов на дополнительный смотр столицы Аляски. Про наши впечатления о Джуно мы уже рассказали.
Ну, а дальше — про автомобильную часть нашей аляскинской поездки.