17 июля (воскресенье)
Этот день мы посвятили столичному Кызылу, где столичности, собственно, ни на йоту. Облик города характеризуется незамысловатостью и простотой, переносящей в какой-то мере в эпоху советского прошлого. Чтобы понимать, отчего в столице республики напрочь отсутствует столичный лоск, перенесусь на полтора века назад.
В данном рассказе будет много цифр. Но без них не обойтись. Только так можно понять, когда и как происходило становление и культурное развитие загадочной республики.
Вплоть до XX века тувинцы вели исключительно кочевой образ жизни, не стремились к оседлости, не обустраивали населенные пункты. Возвращаясь к упомянутому в первой части повествования поселению Туран, отмечу, что это первое русское поселение в Тыве, что основал в 1885 году минусинский купец Георгий Сафьянов. Это едва ли не первый за многие века стационарный поселок на данной территории. Русские добрались сюда достаточно поздно. Предки же современных тувинцев заселили эти земли еще в эпоху гуннов 2000 лет назад.
Территория Тывы входила в состав великих тюркских империй — Тюркского, Уйгурского и Киргизского каганатов. Затем наступила эпоха монголов, которая, как ни странно, позволила тувинцам обрести относительную независимость на несколько веков. С XVIII века Тыва попала под власть Цинского Китая. Печальный опыт впоследствии заставил тувинцев искать других покровителей. С чем не возникло проблем у русских колонизаторов Урянхайского края. Так называли Тыву монголы, что означало «земля оборванцев». По всей видимости, особенно богато здесь никогда не жили.
В 1913 году Тыва стала протекторатом России. В это время наши соотечественники основали город Белоцарск (современный Кызыл). Данные факты накладывают отпечаток на внешний облик и развитие тувинских поселений. Как и то, что с 1922 до 1944 года Тувинская Народная Республика существовала в качестве независимого социалистического государства, варясь в «собственном соку».
В состав СССР Тыва вошла лишь в 1944 году, имея за плечами собственный опыт независимости, гонений на религию и политических репрессий. Тыва — одна из немногих национальных республик, где титульная нация превалирует над остальными. Отсюда высокий уровень самобытности и сохранность многовековых традиций.
Проблема в том, что транспортная логистика не развита до сих пор, а уровень безопасности оставляет желать лучшего. Что существенно тормозит развитие туризма в регионе. С другой стороны, сей «минус» для любопытных, тувинцы же продолжают жить привычной сформированной веками жизнью с небольшими отступлениями в сторону прогресса.
Утреннюю прогулку по Кызылу начали с парка «Центр Азии», что разбит на берегу Енисея у того же променада на набережной имени Кужугета Шойгу, где провели предыдущий вечер.
Сопровождавшая группу Жанна вещала про скульптурные композиции, доминирующие в парке, а мы с Олей, отбившись от группы, метались между ними в поисках лучших ракурсов.
Не только парк, но и скульптурный комплекс именуется «Центр Азии». В Тыве действительно расположен один из географических центров Азии и чтобы его увековечить, в начале XX века в Кызыле установили соответствующий монумент. Возник вопрос: «Почему „один из“ и сколько „центров“ Азии вообще?». Оказывается, за звание «центра» Азии ведут борьбу два места.
Информация о том, что центр Азии находится в Кызыле, появилась в начале XX века в записках инженера-гидролога Всеволода Родичева. В 1910 году Родичев опубликовал «Очерк Урянхайского края (Монгольского бассейна реки Енисей)», где рассказал, как в 1890-х годах в китайскую провинцию Урянхай (территория современной Тувы) приехал английский путешественник. Центр Азии был его целью. Англичанин ездил по миру с желанием отметиться в центрах каждой части света.
Второй «центр» Азии появился позже, в 1992 году. После распада СССР китайские эксперты решили оспорить текущее расположение центра и, проведя свои расчёты, решили, что центр Азии находится на территории города Юнгфен, что на 700 км южнее Кызыла.
Отчего так вышло? Разнятся методики подсчёта. Подозреваю, что и без политики не обошлось. Не будем вдаваться в математические дебри и политическую подоплёку, ведь что такое «разночтение» в 700 км в мировых масштабах)))
Тывинский монумент необычен. Новый его проект взамен установленного в 1964 году и реконструированного двадцатью годами позже, разработал в 2014 году бурятский скульптор Даши Намдаков совместно с тувинскими художниками.
Ансамбль в скифских мотивах состоит из трёх арзыланов — мифических животных, подобных львам, что держат земной шар, увенчанный шпилем. Декор шпиля образуют символические животные, переплетающиеся в порыве восхождения к небу, вершину шпиля венчает «солнечный олень» — копия артефакта из археологического комплекса «Аржаан-2», о котором рассказывала.
Вокруг обелиска кружат 12 фигур космогонических анималистических образов, составляющих буддийский гороскоп.
От участка парка, где обустроен монумент, открывается вид на самую высокую статую Будды в России, что возвышается на шестнадцать метров над землей на горе Бельдир в месте слияния Большого и Малого Енисея. На светящуюся в вечерних сумерках статую обратили внимание прошлым вечером, но добраться до Будды проблематично. Катера бегают до неё по определенному расписанию, добыть которое не вышло.
Появление статуи связано с именем Сергея Шойгу, по чьей инициативе к 100-летнему юбилею республики, что отмечали в прошлом году, фондом имени Кужугета Шойгу преподнесён сей подарок. Как отметила учредитель фонда Ирина Шойгу, место слияния двух Енисеев шаманы издревле считали сакральным и энергетически сильным. Обращаясь к тесному взаимодействию и взаимопроникновению шаманизма и буддизма, лучшего места в черте города для символа буддизма не сыскать.
Трепетать от восторга заставил ещё один монумент авторства Намдакова, что расположен поблизости. Композицию «Царская охота» Даши ваял в знаменитых мастерских художественного литья Италии «Мариани» и «Массимо Дель Кияро». Возможно поэтому детали получились на итальянский манер излишне утончёнными. Однако скульптурный сюжет полностью национальный — монумент посвящён героическому мифу древних кочевников Евразии.
Перед глазами возникли всадники, царь и царица, в торжественном облачении для соколиной охоты. Композиция выстроена на сочетании статики (обелиск со сферой, поддерживаемой фигурами хищников), и динамики (стремительный галоп всадников, сопровождаемых двумя барсами, летящими над землёй).
Работа уникальнейшая, создающая ощущение неудержимости движения и быстрой скачки благодаря точному пространственному соотношению масс и выразительной пластики: положение фигур всадников, ловкая посадка и полное величественной грации движение корпуса при стрельбе на всём скаку формируют яркий эпический образ. Динамичное устремление вперёд подчеркнуто вытянутой рукой с луком несущегося вскачь героя, только что спустившего тетиву.
В скульптуре застыло мгновение: тугая тетива отправила в полёт невидимую стрелу, и впечатление настолько реально, что кажется, слышны свист летящей стрелы и ветра, овевающего разгорячённых коней, и топот конских копыт, под которыми ложится степной ковыль.
Судя по всему, талант Намдакова набирает бешеную популярность. Достойные работы скульптора уже не раз мелькали в материалах авторов Туристера из различных мест необъятной Родины. К слову, за «Царскую охоту» автор удостоен высокого признания взыскательного итальянского культурного сообщества «Фрателли Россели», отметившего скульптора международной премией «Пьетрасанта и Версилия».
Сложно было оторваться от яркого примера оригинальной монументальной пластики изысканного скульптурного ансамбля, но нужно было двигаться дальше.
Загадочным явлением представляется нынешняя религия Тывы. В современном мире тувинцы являются единственными в мире буддистами из тюркских народов. Основу верований образует тибетский буддизм в сочетании с элементами культуры древних шаманов.
Процесс проникновения буддизма носил в Тыве волнообразный характер, чередуясь с периодами упадка и расцвета. Тибетский буддизм основательно проник в Тыву ещё в XVII веке из Монголии, пока не стал официальной религией в XVIII веке. Буддизм здесь носит синкретический характер. Религиозная иерархия в тувинских представлениях тесно связана с монгольскими канонами, что перенимались практически без изменений. Само же мировоззрение тувинцев уникально, поскольку издавна основой духовенства этих земель были шаманы, чьему влиянию не перечат.
Обе традиции со временем сплелись воедино. Особенно любима тувинцами буддистская мистерия Цам — ежегодное торжественное служение, вобравшее в себя черты шаманских обрядов. Шаманы в свою очередь при проведении обрядов используют буддистские обычаи и атрибутику. Часто для проведения обрядовых служб ламы приглашают шаманов, а шаманы — лам.
Тувинцы называют свою религию «сарыг шажын» — «желтая вера», по цвету ритуальных шапок лам. Ядром её является гармония отношений «человек-природа». Всё, что в шаманизме и буддизме отвечает древним воззрениям и сложившимся традициям, составляет «желтую веру» тувинцев.
Строительство на территории Тывы монастырей, что именуются хурээ, стало важнейшим свидетельством распространения буддизма. Первый монастырь возвели в 1772 году. При монастырях открывали школы для детей-послушников, что изучали тибетский, монгольский язык и буддийскую философию. Наиболее способные штудировали тибетскую медицину.
Религиозным достоянием столичного Кызыла служит храм Цеченлинг, куда нас доставили в целях продолжения знакомства с традициями буддизма. Храм построили недавно в рекордно короткие сроки: первый камень заложил президент Тывы в 1998, а меньше чем через два года свежевозведённый храм освятил Его Святейшество Джампэл Намдролом Чокьи Гьялцэн, глава буддистов Монголии того времени.
Цеченлинг — буддийский «Феникс» Тывы, символ возрождения культа. Во времена репрессий активно уничтожались любые храмовые постройки, в том числе и хурээ. Появление небольшого, но неординарного храма стало ярким событием духовной жизни республики.
Цеченлинг выглядит аккуратно и скромно, словно олицетворяя буддистское смирение. Белоснежное здание, «охраняемое» такими же собачками, что встречались на Бурган — Изи, оттенено яркими флажками, повязанными на трепещущих в воздухе нитях.
Флажки всё так же, как и тряпочки на деревьях, подвязывают повыше, чтобы ветер быстрее доносил молитвы до обитающих на небесах богов.
У лестницы, что убегает ввысь до входной двери в молитвенный зал, установлены специальные приспособления с расположенными друг за другом барабанами. Их нужно последовательно покрутить, чтобы получить глухое звучание, отвечающее тем же целям быстрейшего донесения молитвы до небес. Вездесущие ступы здесь тоже присутствуют. Слившиеся воедино в ряд, будто сиамские близнецы.
Мы вошли в молитвенный зал, не задумываясь о соответствии внешнего вида местным религиозным традициям. Кстати, до сих пор не изучила, как следует одеваться для посещения буддийских храмов. До следующего посещения надо бы пробелы наверстать.
В храме проводилась служба, но ни один из прихожан не посмотрел на нашу ввалившуюся гурьбой толпу осуждающим взглядом. Осмотрев помещение, мы старались протиснуться поближе к месту, где восседал лама. Тувинцы же приглашали дружелюбными жестами присоединиться к ним и присесть на скамьи. А лама и вовсе нас не замечал, погруженный в заунывные монотонные речитативы, что могут погрузить в транс задолго до того, как достигнешь просветления. А, может, просветление именно в том и есть.
Одним словом, как бы мы ни выглядели и что бы в храме не делали, никто на нас не цыкнул, как любят некоторые бабульки в христианских церквях, и даже взглядом не показал, что мы здесь нежеланные гости. Умиротворение ощущалось повсюду.
Оторвавшись от религиозных традиций, вернулись к светской жизни и переместились на площадь Арат. В периметре обозначены интересные здания, отсылающие к культурной и административной жизни города. Буддийский атрибут здесь тоже есть. С него и начну.
В центре площади размещён огромный стокилограммовый молитвенный барабан, изготовленный монахами индийского монастыря Гьюдмед в знак благодарности за строительство предметов их культа. Святыня находится внутри сооруженной над ней пагоды, что эффектнее с архитектурной точки зрения, чем сам барабан.
Конструкция представляет собой четыре колонны, увенчанные двухъярусной крышей. Как и у любых зданий, выполненных в классическом восточном стиле, уголки крыши загнуты вверх. Внешний декор пагоды соответствует стилистике барабана, они дополняют друг друга. С четырех сторон пагоды имеется небольшая пятиступенчатая лестница, ведущая к святыне. Кто не успел покрутить барабаны в Цеченлинге, приложиться можно и здесь)
Суть использования молитвенных барабанов сводится к гармонизации мыслей и действий. Если физическая и мыслительная активность приходят в согласие, молитва трансформируется в упорядоченный поток мыслей, дарит спокойствие и умиротворение. В таком уравновешенном состоянии можно чётко осознать свои истинные цели, мечты и желания.
Мыслительные и физические активности пребывали в диссонансе, посему, игнорируя возможности барабана, я побежала по площади наискосок за очередной порцией пейзажных фотографий. Ничего экстраординарного не увидела, но самые основные здания республики сосредоточены именно здесь: Музыкально-драматический театр имени В. Кок-Оола, оформленный в современных стилях экстерьера, Тувинский государственный университет, Республиканский Хурал и Здание Администрации Тывы. Вся троица в стиле классицизма. Монументальный Ильич тоже цел. Избавиться от советского прошлого не так-то просто.
Музыкально-драматический театр имени В. Кок-Оола
Здание Администрации Тывы
Украшают площадь фонтаны, обихоженные клумбами на гранитных постаментах. Цветочки незатейливы, но окрестный вид вкупе с фонтанами оживляют.
Погружаясь в автобус для дальнейшего переезда, наблюдали удивительное оптическое явление, именуемое галло. Знать бы тогда, что появление в небе двух «солнц», или опоясывающей солнце радужной дуги люди в древности считали предвестником бед и неприятностей, в Монголию можно было бы не ехать))) Но пребывая в счастливом неведении, отправились в Национальный музей Тывы.
В экспозиции представлены уникальные особенности этно-культурного быта и исторического прошлого территории. Чего только стоят золотые находки из гробницы скифских царей, пролежавшие под землей 9 веков! Одним словом, при случае визит в музей обязателен. Материал о музее здесь.
Напротив музея построили оригинальное здание Молодежного культурного центра.
И здесь же можно увидеть традиционную тувинскую войлочную юрту, стелы в «золоте» трем тувинским буквам, что имеются в исконно тувинских словах, и монумент основателю тувинской государственности Монгушу Буяну-Бадыргы.
На этом культурная программа в Кызыле завершилась, но с республикой не прощались. Территориально перемещались на восток, к небольшому городу Чадан, что ближе остальных к границе с Монголией.
По пути завернули к комплексу Алдын-Булак (Золотой Источник). Саша заинтриговал, расписывая этнокультурный комплекс, выполненный в виде макета Вселенной, символизирующего движение планет в Галактике. Солнце и планеты представлены в виде юрт: семь юрт выстроены вокруг четырех, а четыре — вокруг центральной.
Юрточный бивак расположен здесь неслучайно. Много лет назад в ложбине располагалась ставка верховного хана джунгаров, затем действовал буддистский монастырь-хурээ. Жаль, что пройтись по комплексу не удалось. Во второй раз вмешались «высшие» силы в виде тувинских управителей, спутавших наши планы. На базу нагрянула правительственная делегация, и вход для туристов перекрыли.
Мы поднялись на смотровую, обустроенную на вершине холма, возвышающегося над поймой реки Улуг-Хем (Верхний Енисей или Великая река).
В этом месте Енисей делает крутой изгиб, живописно петляя на местности.
Сюда стекаются для фотосессий свадебные кортежи, разбавленные симпатичными подружками невесты в монохромных нарядах, порхающими и щебечущими словно птички. Настроение живенького, абсолютно не пафосного девичника передалось и нам. Мы улыбались, общались и фотографировались вместе, словив эмоции момента.
За женихом и невестой тоже подглядывали, не без этого. Почему-то сразу стало понятно, кто станет «хозяином» в доме сочетавшейся узами брака пары)))
Следующую остановку сделали у священной горы Хайыракан недалеко от одноименного села в Улуг-Хемском районе.
Почитаемая в республике святыня обладает мистической силой и способностью врачевания. В Тыве есть ещё две одноименных горы, но именно Улуг-Хемская манит к себе паломников со всех концов Тывы и России.
Хайыракан — устаревшее название медведя, что у тувинских шаманов считается предком человека, хранителем и хозяином местных земель. Медведю поклонялись охотники, он защищал их и приносил удачу. Нельзя было поднимать оружие на медведя, иначе охотника ожидала беда. При встрече должно было поклониться зверю и угостить его.
Гора является центром притяжения шаманов и буддистов. Обряды здесь проводят и одни, и другие. Во время посещения этого места Далай-Ламой XIV в. конце прошлого века он освятил гору. Лама утверждает, что место привиделось ему во сне. Лама нарёк Хайыракан «Сердцем Тывы» и с тех пор у подножья горы стоят два субургана (ритуальные сооружения буддистов).
Ежегодно в сентябре здесь собираются верующие и проводят кору (тибетский ритуальный обход святыни).
Петляющая среди плюшевых холмов дорога привела в долину Хемчика на правом берегу реки Чадан.
В уединенной от населённых пунктов долине находится один из самых старинных, крупных и известных буддийских монастырей.
Цогчен Уусту-Хурээ имеет уникальную историю. Главный его храм Цокчин построил в 1905—1907 гг. богатый и влиятельный нойон Хайдып. Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче при участии китайских мастеров. Монастырь стал венцом буддийского строительства. Подобного ему не было не только в Туве, но и на территории всего бывшего Союза.
Монастырь был одним из самых богатых, но отнюдь не самым большим. Тем не менее, именно он признан центром духовности и колыбелью государственности Тывы. На территории хурээ заложена основа тувинского алфавита и отчеканена первая монета Тувинской Народной республики.
Существовавший до 1937 года хурээ впоследствии разрушили по решению советских органов, но молельная юрта продолжала работать ещё 20 лет. Многих проживавших здесь лам расстреляли. Последний спасшийся перевёз буддийские атрибуты в Краеведческий музей в Кызыле, где они пребывают до сих пор. От главного храма остались мощные глинобитные стены первого этажа, возвышающиеся посреди обширного луга.
Спустя чуть меньше полувека правительство России одумалось, признавая историческую и архитектурную ценность уникального для республики объекта. Было решено восстанавливать монастырь. Учитывалось и то, что здесь находилось родовое имение Буян-Бадыргы, разделившего участь поруганного храма.
Архитектурный стиль нового монастырского храма соединяет в себе строительные приемы Тибета и Китая. Скошенный низ типичен для тибетских построек, лёгкий деревянный павильон второго яруса — для китайских.
В новом храме просторно и ярко. Многочисленные атрибуты буддийского культа можно свободно рассмотреть.
Как и золочёные статуэтки Будды, что разместили вдоль стен у алтаря. Жанна сказала, что сейчас храм известен под названием «Храма тысячи Будд». Не пересчитывали, поверив Жанне на слово.
Местный лама согласился по просьбе Жанны пообщаться с группой. Помолился за нас и сказал, что мы преодолеем все трудности.
Многочисленные вопросы о сущности буддизма остались невыясненными. Переводила Жанна, а переводчик из неё, надо признать, так себе.
Путешествуя впоследствии по Монголии, вспоминали монастырского ламу. Уж не нагнал ли он сам тех самых трудностей. Ведь слов, что бормотал себе под нос, никто не понимал. Но это, конечно же, шутки. Освоив азы буддизма, сформировала для себя вывод, что буддизм столь же добрая и человечная религия, как и христианство.
Ближе к вечеру мы прибыли в Чадан, известный как малая Родина Сергея Кужугетовича Шойгу. Здесь ещё безопаснее, чем в Кызыле, не смотря на то, что в одном из ресторанов в центре города гуляли на праздничном мероприятии местные, употребляя алкоголь. Помятуя о том, что у монголоидов не активен фермент, обезвреживающий ацетальдегид (токсичный продукт, в который превращается алкоголь), быстренько прошествовали мимо ресторана, стараясь не замечать радушные на первый взгляд улыбки и приветственные выкрики чаданцев. Поди знай, что у них, пребывающих навеселе, в голове.
В Кызыле продажа алкоголя запрещена в выходные дни, а в будние после 15.00 можно найти только пиво. И то, если очень долго искать. В глубинке, похоже, с жесткими алкогольными ограничениями не сталкиваются.
В Чадане ничего особенного нет. Типичный районный центр местного масштаба с пересекающимися в определённой точке центровыми улицами, безликими пустотами междомовых пространств, невзрачными домишками и снующими повсюду неприкаянными дворнягами, схомякавшими вмиг продовольственные припасы, закупленные в Томске.
Взглянули на дом-музей, где родился и жил Шойгу, и вернулись в отель.
Дом, где родился и вырос С.К. Шойгу
Именовать место ночлега отелем, пожалуй, опрометчиво. Общажного типа двухэтажного здание с комнатами на четверых и удобствами на этаже повергло в шок.
Успокоились тем, что крыша над головой есть, спасибо и на том. Справедливости ради в столовой при «отеле» кормили вкусно. К приезду нашему подготовились, и подали свежую, не разогретую еду.
И всё же что-то пошло не так… Неприятные ощущения в желудке почувствовала поздним вечером. Заглушив спазмы безобидным активированным углем, забылась сном, ведь следующим утром предстоял ранний подъём и переход границы с Монголией. А там уже началась полная приключений и сложностей дикая кочевая жизнь. Но это другая история.
Продолжение следует…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм