Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
К. М. Симонов
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
К. М. Симонов
В первой части я рассказ про несколько достопримечательностей встретившихся мне на маршруте из Тулы в город Кинешма. Ивановский уикенд ч.1 — дорога в Кинешму
Наступил второй день. Я проснулся рано и отправился гулять по утренней Кинешме. Справа дебаркадер, где прошла ночь.
В это время был рассвет, но немного с пасмурным настроением.
Накануне вечером шёл дождь и поэтому утром мне посчастливилось увидеть Кинешму в зеркальном исполнении.
Если есть лужи, то я частенько люблю в них заглядывать, чтобы увидеть не один, а сразу два города.
Прогуливался я недолго, но зато получил творческое наслаждение. На фото — Винный магазин Бобкова, конец XIX века.
Теперь немного общей информации. Кинешма находится недалеко от границы Ивановской области с Костромской и Нижегородской областями, в 400 км северо-восточнее Москвы, в 100 км от областного центра Иваново.
Город расположен на правом берегу Волги (Горьковское водохранилище), в месте впадения в неё реки Кинешемки и занимает площадь 48,9 км², протянувшись вдоль берега реки более чем на 11 километров.
Имеет порт и железнодорожную станцию. Старая часть города расположена на левом берегу Кинешемки, близ её устья. Главные улицы вытянуты вдоль Волги.
Кинешма находится в зоне так называемой «Волжской Швейцарии», ландшафтные и природно-климатические условия благоприятны для отраслей, связанных с оздоровлением и туризмом.
Точная дата основания Кинешмы неизвестна. По мнению историка К.Е. Балдина, она возникла в период монголо-татарского ига.
Костромской краевед князь А.Д. Козловский в своём историческом труде (1840) упоминает Кинешму и Солдогу в числе городов, разграбленных во время похода казанского царевича (сына хана) Махмуда в 1429 году, ссылаясь при этом на «Древний русский летописец» Михаила Ломоносова и «Царственный летописец».
Первое упоминание о волости Кинешма относится к 1504 году, когда волость была названа в духовной грамоте великого князя Ивана III Васильевича в числе владений (в том числе город Лух), которые он пожаловал князю Фёдору Ивановичу Бельскому в вотчину.
В Кинешме снимались эпизоды таких фильмов как: «Весенний поток» (1940), «Яков Свердлов» (1940), «Мичурин» (1948), «Васса Железнова» (1953), «Призвание» (1956), «Семья Ульяновых» (1957), «Вторжение» (1980), «Китайский сервиз» (1999), «Русские деньги» (2006), «Хозяйка тайги» (2009), «Овсянки» (2010), «Явление природы» (2010), «Ургюм-река» (2020).
Среди купеческой и православной архитектуры особо выделяется Кинешемский драматический театр. Он представляет собой один из старейших театров провинциальной России. Основан в 1897 году.
Это единственный театр, который носит имя А.Н. Островского с первого дня своего существования и создан при участии членов семьи драматурга. Современное здание театра было построено в 1978 году.
Ещё одна не типичная достопримечательность это Никольский мост. Городская легенда утверждает, что мост в качестве компенсации за причинённый войной ущерб, был привезён из побеждённой Германии — строили его пленные немцы, и что по ошибке привезли слишком широкий мост, который предполагал укладку железнодорожных путей.
Михаил Васильевич Калинин, один из создателей моста, впоследствии главный архитектор Кинешмы в 1960-х годах, опровергает эту легенду.
Проект моста разрабатывал проектный институт Ленгипрогор, подрядчиком выступал московский трест «Мостострой», железобетонные конструкции изготавливались в Воронеже. Калинин был откомандирован в Ленинград, где он занимался разработкой проекта, затем ездил с проектом в Москву для его утверждения.
На этом, наверное, закончу мини прогулку по Кинешме. Рекомендую приехать сюда минимум на пару дней в тёплое время года, покататься на катере по Волге, посетить музеи города и не спеша познакомиться с его достопримечательностями.
Любители заброшенных усадеб, не забудьте посетить Дачу П. Ф. Севрюгова. Она находится на берегу Волги всего лишь в нескольких километрах от Кинешмы.
В усадьбе Севрюгова сочетается два стиля: модерн через общую композицию и основные объёмы, а также неоклассицизм через отдельные элементы (колонны, полукруглая лоджия, лестница с балюстрадами). Дача представляет собой качественный памятник региональной архитектуры модерна и неоклассицизма.
Главный дом, особняк «Отрадное», был сооружён в 1904–1905 годах по заказу владельца бумагопрядильной фабрики, Павла Фёдоровича Севрюгова.
В 1898 году в Дюнихинской волости Кинешмы была выстроена бумагопрядильная и ткацкая фабрика П.Ф. Севрюгова и Ф. Елагина.
Фёдор Елагин, крупный московский подрядчик по сооружению каменных церквей и домов, руководил постройкой ткацкого корпуса в два этажа, который был открыт к 25 апреля 1898 года.
Фабричное производство росло, однако после того, как в 1901 году Фёдор Елагин отказался от своей доли прав на фабрику, название поменялось с «Торговый дом Севрюгова и Елагина» на «Бумагопрядильная фабрика наследников Павла Фёдоровича Севрюгова».
После смерти основателя владение перешло к старшему сыну Владимиру Павловичу Севрюгову, который жил в Москве, а в Кинешме работал второй сын — Николай Севрюгов. В сентябре 1918 года фабрика была национализирована.
Едем дальше. Совсем скоро на пути из Кинешмы в Иваново показался город Вичуга. Вчера мы были в Старой Вичуге, чтобы посмотреть усадебный комплекс генерала Татищева. Сегодня я решил заскочить в другую Вичугу.
Город Вичуга образовался 6 июня 1925 года постановлением Президиума ВЦИК путём объединения трёх десятков населённых пунктов (19 рабочих посёлков, 5 промзон, одного села и 5 деревень).
Развитые инфраструктуры вокруг трёх главных фабричных центров до сих пор сохраняют относительную самостоятельность, что является особенностью города.
Вичуга — место зарождения в XIX веке крупных купеческо-промышленных династий, в основном, фабрикантов Коноваловых, Разорёновых, Миндовских, Морокиных, Пелёвиных.
В результате их деятельности в XIX — начале XX века была создана крупная текстильная промышленность в городе Вичуге и районе, а также в Кинешме, в Наволоках, в Заволжске и Юрьевце.
Здесь несколько примечательных объектов. Например Коноваловский дворец. Первоначальный статус (1915–1917): Народный дом. Заказчик: фабрикант А.Коновалов.
А это Коноваловские ясли. Первоначальный статус (1912–1917): фабричные ясли «Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном». Заказчик: фабрикант А. Коновалов.
Но, больше всего помимо мозаики представленной выше, мне хотелось увидеть вот эту достопримечательность.
Это Коноваловский пруд и центральный дом (бетонный корпус) текстильной мануфактуры. Жаль, не застал зеркального отражения интересной постройки. Ну хотя бы с плавающими утками повезло.
Ещё одно примечательное сооружение Вичуги — Храм Воскресения Христова (Красная церковь). Один из крупнейших храмов Центральной России, памятник русского культового зодчества начала XX века в неорусском стиле, сохранивший уникальное оформление фасадов майоликовыми панно.
Церковь возведена по проекту московского архитектора Ивана Кузнецова на средства местного фабриканта Ивана Кокорева в память о трагически погибшей дочери.
8 июня (26 мая по старому стилю) 1907 года 19-летняя младшая дочь И. Кокорева Лидия перед сном поправляла у иконы лампадку. Внезапно подул ветер из открытого окна, и от стоящих на столе свечей на девушке вспыхнула одежда. Она скончалась от сильных ожогов спустя пять дней. 30 мая 1908 года в годовщину смерти Лидии проведена торжественная закладка храма. Строительство закончилось в 1911 году.
Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентированное на формы архитектуры Успенского собора Московского Кремля, очень своеобразно варьирует тип соборного храма, пятиглавого и трёхнефного, но без столбов.
Низкая крытая паперть соединяет западный фасад с высокой пятиярусной колокольней — прототипом которой является столп Ивана Великого в Кремле. Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского Кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале XX века), но немного выше (высота — около 90 м) московского прототипа (это было личное пожелание Ивана Кокорева).
После Кинешмы и Вичуги следующей важной точкой стал город Иваново. Я был в нём много лет назад по работе. Но, с тех времён, у меня не осталось отсюда ни одной фотографии. По большей части из-за этого фактора я и затеял эту поездку.
Для полноценного, повторного знакомства конечно надо был здесь забронировать ночь. Тогда я бы смог поснимать Иваново на закате и на рассвете.
Но, в последний момент я передумал. Хотелось заночевать ближе к Туле, чтобы успеть вернуться не поздно домой. Так что по Иваново я катался и гулял в дневное, после обеденное время. Полный фото обзор будет в отдельной заметке.
А сейчас прощаемся с Иваново и мчимся в православно игрушечный Суздаль.
Я здесь не был много лет. Город изменился. Он стал чище, наряднее и ещё более туристичнее.
Хотя это был выходной день и конечно же в хорошую погоду тут было очень много народу.
Повезло, что я попал на закатное время. Получил колоссальное удовольствие от созерцания подобных картинок.
Времени было в обрез, поэтому я в основном катался по Суздалю на машине. Выходил из неё лишь пару раз. Вот например здесь церквушку с отражением можно было снять только с пешеходной дорожки моста.
Внутрь храмов тоже не ходил, но зато впервые побывал в ряде точек города.
Суздаль прекрасен в любое время года. Жаль, не застал тут по-настоящему золотую осень. Увидел только переходный период.
После Суздаля мне оставалось проехать 42 километра до ночлега на окраине города Владимир. В ресторане отеля красивый и насыщенный день закончился.
Завтра нам предстояло вернуться домой. Но, по дороге мы посетили кое-что интересное. Об этом, в заключительной, третьей части…