Одна из визитных карточек Питера — это его сленг. То, что у других бордюр у питерцев «поребрик», у всех шаурма, а в Питере шаверма. А то, что во всей России называют «подъездами», в Санкт-Петербурге сохранило дореволюционный флер — «парадные». А это уже другая визитная карточка северной столицы.
Парадным подъездом до 1917 года традиционно называли часть улицы или специально построенную дорожку к дому, куда прибывали кареты с господами. Через богато украшенное дворцовое крыльцо хозяева и их гости попадали на парадную лестницу, ведущую в покои.
В советский период словосочетание «парадная лестница» претерпело сокращение и стало «парадное». Во всей остальной стране в это же время сложилось устойчивое название лестничного проема с входом в квартиры — «подъезд».
Удивительно, что интерьер многих петербургских парадных пережил постреволюционное время, блокаду, советские перестройки и даже «вандальные» девяностые годы. Некоторыми из них можно любоваться даже посторонним. Для своих прогулок я выбрала такие парадные, которые расположенны в различных административных зданиях, кафе и прочих конторах. И так как жилых квартир в домах нет, то и реплике «Ходят тут всякие, а потом ложки пропадают!» прилететь неоткуда.
Еще дома я решила, что начну в эту поездку знакомство с питерскими парадными. Почему начну? Потому что в предыдущие свои поездки этой темой даже не интересовалась, а в эту не планировала охватить все, да это и невозможно. Многие из них закрыты, в некоторые платный вход. Изначально хотела взять экскурсию и даже нашла одну на нужные даты, но что-то отзывы не понравились, т. к. некоторые из них были откровенно негативные. Поэтому от затеи с экскурсией отказалась еще на этапе планирования. Решила, что самостоятельно зайду в те, которые открытые и расположены в центре и то после того, как выполню обязательные пункты намеченной программы моего пребывания в северной столице. Т. е. оставила на потом. Но так получилось, что в первый же день столкнулась с этим питерским явлением чисто случайно.
Мучаясь от аллергии, обнаружила, что таблетки в сумке отсутствуют, т. к. остались в аптечке, которая в ручной клади, а та в свою очередь была оставлена в хостеле. На Невском проспекте уже сил этот приступ терпеть не было и, увидев надпись «Аптека», я рванула в первую попавшуюся. А там…
Я вначале даже опешила, думала, что, обливаясь слезами и соплями, не в ту дверь зашла. Но увидев надпись со стрелочкой, поняла, что туда куда надо и поднялась по лестнице. И тут вспомнился мем с котами про рыбов. Вы лекарства продаете? Да. А еще показываем… красивое, парадное… Короче, неожиданно, хоть и выглядит как новодел. К тому же, аптека тоже оказалась под стать: высокие потолки, старинные шкафы и витрины банкетки под старину. За что и люблю Питер. Вот так зайдешь (пойдешь в аптеку за лекарствами) за угол, свернув с проторенных маршрутов и можно случайно наткнуться на какую-нибудь красоту. Вот как эти девушки-русалки… Реально были обнаружены за углом на Садовой.
Но вернемся к парадным. Следующая моя встреча с этим питерским явлением состоялась через 4 дня.
На 5-й день моего пребывания в северной столице установилась самая настоящая мерзопакостная питерская погода. Температура воздуха упала с +29 до +9 градусов. Хляби небесные разверзлись и изливали из себя потоки воды разной степени интенсивности. В этот день у меня к счастью была запланирована музейная программа. И одним из ее пунктов был музей РОСФОТО по адресу Большая Морская ул., 35, в который, опять же таки к счастью ну хоть какая-то компенсация за мерзкую погоду и мокрые ноги каждую последнюю среду бесплатный вход для всех категорий посетителей. И в тот день там проходила выставка «Картины природы».
А причем здесь парадные? Спросите вы. А при том, что это доходный дом страхового общества «Россия». В здании, построенном в 1907 году архитекторами В. В. Ильяшевым и А. А. Гимпелем в модном стиле модерн, кроме страхового общества размещались магазины, а на верхних этажах — квартиры.
Парадная была оформлена барельефами по рисункам Николая Рериха, причем тематика была посвящена временам года, а зимняя часть первого этажа — коренным народам Севера.
Сохранились кованные ограждения лестницы и печи. Причем последние абсолютно разные. Самая первая из них встречает уже у входа в здание, другие можно увидеть в музее РОСФОТО.
Вот даже не знаю, что больше зацепило печи или фотографии… Сложно сказать. Разглядывала я внимательно и то и другое.
Но главная достопримечательность здания — это красочные витражи.
И тут сложно удержаться и не сделать хотя бы пару фото с собственной персоной.
Но так как я была одна, то фотографировать меня было некому. И тут пригодился трипод. Моя возня с ним на лестнице даже не привлекла внимание охраны. Думаю, что они уже привыкли к подобным любителям архитектуры, парадных и селфи. Для таких любителей рядом с витражами размещено объявление с просьбой бережно относиться к архитектурному наследию. Но мыслей даже прикоснуться рукой к этой красоте не было, если только пылинки сдувать…
Зайти в парадную можно в часы работы музея «Росфото» — в понедельник, среду, субботу и воскресенье с 11:00 до 19:00; во вторник, четверг и пятницу — с 12:00 до 21:00. Музей тоже не стоит игнорировать, т. к. там бывают интересные выставки. Ну и печи, конечно же, посмотреть можно, только попав в залы музея. А чтобы это ничего вам не стоило, то помните, что каждую последнюю среду месяца его посещение бесплатное.
Через три дня меня опять потянуло к прекрасному парадным. И хотя планы были погулять и посмотреть другие объекты, но отметки на карте в мапс ми показали, что можно совместить красивое с полезным красивым. И первым объектом, который был по пути в Александро-Невскую лавру оказался особняк Каншина на Кузнечном пер., 6. Год постройки: 1860 с переделкой внутреннего убранства в 1869–1870.
Небесно-голубая парадная с белой лепниной и позолотой — одна из самых изысканных, доступных и популярных парадных города.
Как я поняла шансы осмотреть ее в гордом одиночестве, особенно в выходной день равны нулю. В первую попытку я попала на экскурсию, а если точнее, то на две индивидуальных экскурсии. В небольшом помещении независимо друг от друга вещали об архитектурных особенностях экскурсоводы. А посмотреть здесь есть на что. Парадное смотрится роскошно: лепнина на стенах и потолке, купидоны и кариатиды.
Задумка архитектора интересна сочетанием деталей в типично барочном стиле с декором в стиле модерн. Вестибюль выполнили в стиле барокко, а вот лестница четко относится к стилю модерна. Скорее всего, она взята из совершенно другого дома и изначально была ограждением на балконе. Подслушала экскурсовода. Особняк перестраивался по заказу богатого петербургского коллежского регистратора. Архитектором был выбран Ф. Г. Барч. Каншин подарил особняк дочери на свадьбу. Кстати, что интересно, на Кузнечном переулке Каншин владел не только этим домом. По сути, с самого начала Кузнечного все дома принадлежали ему. Конечно, у него 13 детей было, если я не ошибаюсь… Надо же где-то всех разместить…
Возникает вопрос, откуда столько денег? Каншин родом из Тамбовской губернии, в столицу переехал только к тридцати годам. Стал купцом, заимев полезных знакомых, и к пятидесяти годам добился дворянского статуса… который когда-то, в эпоху Петра Великого, его род лишился. Причем получил он самый низкий дворянский чин, будучи уже миллионером и «водочным королем». Но для самого Василия стать дворянином было самой главной целью, из-за которой он и переехал в Санкт-Петербург. Уже после получения титула он оставил откупное дело, вложил накопленные деньги в золотые прииски на Амуре (удачно, кстати, вложил), ну и стал покупать дома в Петербурге.
В советское время здесь располагались коммуналки, и еще несколько лет назад особняк представлял печальное зрелище. Реставрация перед заездом Школы джаза и мюзикла превратила его в настоящий дворец. Была восстановлена бело-голубая отделка стен, кариатиды и медальоны с купидонами на фризах в тамбуре, богатая лепнина с растительным орнаментом на стенах. Впечатление смазывается пластиковой перегородкой для комнаты охраны перед подъемом на второй этаж. Что удивительно, дом никогда не видел капитального ремонта и официально даже не является объектом, представляющим историко-архитектурную ценность. Но дом всё равно хорошо сохранился. Самое интересное, что остальные два дома — № 4 и № 2, принадлежащие Кузнецову, признаны объектами историко-архитектурного наследия.
Попасть в парадную можно ежедневно с 10:00 до 22:00.
А моя попытка номер два остаться наедине с прекрасным так же не увенчалась успехом. В Александро-Невской лавре я встретилась с коллегой. И мы продолжили гулять вместе. И так как голубая парадная была по пути, то я решила ее ей показать. Но мы попали на фотосессию, постояли около двери, любуясь на лепнину, а потом отправились к следующей точке маршрута.
Недалеко от особняка Каншина на Рубинштейна, 20 находится доходный дом, в котором есть парадное. Так как внутри расположен ресторан и отель, то попасть сюда не составит труда. Архитектор: А. С. Баранкеев. Год постройки: 1901.
С трудом отыскав вход, т. к. фасад здания находится в состоянии ремонта, зашли внутрь и наткнулись на сурового охранника. Не решаясь зайти дальше порога, стояли, разглядывая издалека бережно отреставрированный интерьер классического стиля, пилястры, лепнину, фасад голландской печи, скульптуры «под античность» и великолепные цветные оконные витражи (последние мне показались новоделом).
И тут охранник говорит:
— Что стоите? Пришли смотреть, так заходите, смотрите.
— Так мы стесняемся. Не знаем можно или нельзя.
Короче, можно. Если зайдете, то не смущайтесь охранника, как мы, а смело идите рассматривать красивую парадную в персиковых тонах. Она открыта с 13:00 до 23:00. И при желании сфотографируйтесь в огромном зеркале.
С Рубинштейна идем на Невский. Здесь нас интересует дом № 65. Дом Рюль-Блокка. Дома в Петербурге было принято называть по имени собственника. А если владельцы менялись, то по имени первого и последнего. Именно поэтому этот дом и был известен как «дом Рюль — Блокка». Но вот что удивительно, чаще всего этот дом фигурирует как особняк Блокка. Хотя он не был последним владельцем, но именно при нем до приобрел свой нынешний вид, ко всему прочему Блокк был очень интересным персонажем.
В 1820-х гг. участок принадлежал купцам Д. и Т. Дементьевым.
Трехэтажный дом с четырехэтажными дворовыми флигелями был построен арх. Я. Я. Фрейбергом в 1833—1834 гг. для жены тайного советника Рюль.
По заказу банкира Г. Г. Блокка арх. Л. Л. Фуфаевский в 1902—1904 гг. возвел на этом месте шестиэтажное здание (с частичным использованием старых стен).
В 1902 году строительные работы были завершены. Спустя год была изменена архитектурно-художественная отделка здания, построенного в стиле модерн с элементами эклектики. Стены были украшены лепниной и вставками из натурального камня, на фронтоне установлены скульптуры, вазы и кованые решётки.
Нижние три этажа с витринными окнами предназначались для контор, среди которых был банкирский дом «Генрих Блокк». На верхних этажах располагались квартиры. В одной из них жил и сам банкир, в других — состоятельные арендаторы.
Парадная должна была демонстрировать респектабельность финансиста. Внешне её убранство кажется лаконичным, но оно очень разнообразно. Мы увидели мраморную лестницу необычной формы. Между этажами полукруглые эркеры.
На полу — историческая метлахская плитка. Перила поддерживает подлинная кованая решётка с причудливым узором. Потолок и стены украшены различными элементами декора.
Тут и лепнина с растительным орнаментом, и пилястрами, и лепными медальонами с изображением купидонов.
В древности у маскаронов была сакральная функция — защищать пространство от тёмных сил и всяческих бед. Однако владельца дома они не смогли защитить. О нем стоит сказать пару слов, т. к., повторюсь, персонаж он интересный.
Генриха Блока иногда называют прототипом Остапа Бендера и это сравнение неслучайно. Родился Блокк в Петербурге, но нарочито называл себя румынским князем и турецким подданным. Он одним из первых создал финансовую пирамиду.
Начав карьеру мелки служащим в банкирской конторе, в 24 года без стартового капитала Блокк нелегально открывает свою собственную, специализирующуюся на продаже лотерейных билетов. Система работала по принципу финансовой пирамиды, ставка была сделана на провинциальных клиентов.
Позже Блокк узаконил свой бизнес и получил право продажи ценных бумаг и облигаций внутренних займов. Прошло ещё какое-то время, и реклама гласила: Банкирский дом «Генрих Блокк» производит все банковые операции. Кстати, в то время никто в России не рекламировал свою деятельность так активно, как Блокк.
Блокк был великим комбинатором и махинатором. Постепенно его контора превратилась в крупный банкирский дом с годовым оборотом, превышавшим миллион рублей (огромная сумма по тем временам).
Жил банкир на широкую ногу. Но… В марте 1906 года его обнаружили повесившимся в его собственном кабинете в доме на Невском, 65. В сейфе и кассе банка после его смерти нашли меньше тысячи рублей. Задолженность банкира клиентам составляла почти полтора миллиона.
Такая вот печальная история. А сейчас в этот особняк легко попасть, т. к. второй этаж занимает Почта России. А на третьем расположился культурный центр Елены Образцовой.
Когда заходишь в подъезд, то первое впечатление, ошиблась дверью. Но поднявшись по ступенькам чуть выше, понимаешь, что нет. Это оно. Тусклое освещение делает лепнину более загадочной, а также обязательно смотрите под ноги: здесь уцелела историческая плитка, но реставрация парадной тут явно не помешает.
Некоторые ступеньки и плитка местами заметно отбиты.
Под лестничными маршами были замечены необычные элементы. Я так и не поняла, носят они чисто декоративный характер или есть какая-то практическая функция? Но ведь красота!
Рассмотреть интерьеры парадной, а также старинной лестницы с круглыми эркерами просто, так как на втором этаже дома находится 25-е почтовое отделение, работающее с 8:00 до 20:00 (воскресенье — с 9:00 до 18:00).
Далее мы прошли в музей Карла Буллы, о котором я уже писала здесь. А после с Невского свернули на Большую Конюшенную. Здесь нас интересовал дом № 9 — особняк Слепцова, построенного все тем же архитектором Л. Л. Фуфаевским в 1899 с переделкой фасада в 1902.
Здание красиво как снаружи, так и внутри, хоть и утратило часть декора со временем. Эклектичное внутреннее убранство парадной представляет лестницу необычной формы при входе,
закругленные эркеры между этажами, выходящие во двор,
оригинальную кованую решетку ограждения и аутентичную половую плитку.
Но не спешите уходить. Стоит подняться выше, т. к. на последнем этаже будет отличный ракурс на полукруглый выступ с круглыми окнами-иллюминаторами и лепниной.
Новую жизнь особняк получил в 2017 году с открытием в формате лофта после реконструкции. В него заехали несколько кафе, кофейня на первом этаже,
отель и другие организации, поэтому доступ — круглосуточный.
Дальше мы отправились на улицу Чайковского. Заглянули в мозаичный дворик. Я для себя это место открыла в 2015 году, а вот моя коллеге, которая живет уже полгода в Питере, о нем не знала. Налюбовавшись на яркие мозаики дворика и Малой академии художеств, отправились к дому № 32 — особняку Гейденрейха.
Особняк долгое время был недоступен для посетителей, но теперь внутри находится ВТБ-банк и зайти туда не проблема. Вот только я абсолютно потеряла чувство времени и напрочь забыла, что банк круглосуточно не работает. Поэтому дошла и поцеловала дверь.
Еще один облом у меня случился с Домом городских учреждений, который удалось рассмотреть только снаружи. Здание интересное как снаружи, так и внутри.
С множеством удивительных декоративным элементов, отсылающих к готике. Его история полна скандалов и про амбициозного с тяжелым характером архитектора Лишевского, и про разбирательства комиссии и даже драку с участие все того же вспыльчивого архитектора. Обо всем этом можно узнать, а так же совершить виртуальную экскурсию на Открытом городе. А вот вживую мне это сделать не удалось, т. к. я не нашла вход в парадную — он же МФЦ.
Это те немногие из красивых парадных, куда удалось попасть. Тут главное помнить, что режим работы, расположенных там контор, не круглосуточный.
Парадные Санкт-Петербурга — интересный экскурсионный маршрут для тех, кто видел основные достопримечательности и хочет узнать о городе больше. И если вас заинтересовала тема, то вот источник, которым я пользовалась как при написании рассказа, так и при составлении маршрута.
Теги:
Самостоятельные путешествия