«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Нет в этом отзыве пойдет речь не о любимой усадьбе Пушкина Михайловское, а о совсем другом месте. Хотя, эти слова, выбранные в качестве заголовка подходят музею Карла Буллы просто идеально.

Все туристы, приехавшие в Питер, обязательно совершают прогулку по Невскому проспекту. Многие из них обращали внимание на Памятник фотографу, стоящий с торца дома номер 54.

3
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Но вот не многие из туристов знают, что этот памятник здесь стоит не случайно. И кто этот человек с фотоаппаратом. А про музей-фотосалон Карла Буллы туристы, приехавшие в первый, и даже второй раз слышали вряд ли. А, тем не менее, это замечательный музей, в который стоит заглянуть. Хотя бы ради открывающегося вида на Невский проспект со смотровой площадки музея.

3
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Но, как оказалось, в этом музее, кроме смотровой площадки, можно увидеть много чего интересного.

Уже на входе вдоль лестницы встречают замечательные старые фотографии Петербурга и знаменитостей того времени. Каждый снимок уникален, и многие из них ранее встречались на открытках, в журналах и книгах о Петербурге.

Приготовьтесь к тому, что подъем на 4-й этаж у вас может затянуться на некоторое время, ведь хочется рассмотреть каждый снимок.

Сначала Вы попадаете в холл с красивыми растениями, старым фотоаппаратом и лестницей наверх. Так вот, это еще не начало экспозиции. Поднимаемся еще выше.

После шумного Невского здесь просто какой-то приют спокойствия и благодати, царит приятная атмосфера искусства фотографии, переплетающаяся одновременно с историей и современностью. Музей-фотосалон Карла Буллы обставлен стилизованной мебелью, обстановка дополнена цветами и деревьями. Главным украшением являются работы фотографа Карла Буллы, кроме этого, здесь периодически проходят не менее интересные временные экспозиции.

3
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

И прежде чем рассказать, что же можно увидеть в музее. Давайте познакомимся с его владельцами в прошлом и настоящем.

Фотоателье на месте нынешнего Фонда было создано в 1850-е годы, точная дата неизвестна, установлено лишь, что это было до 1858 года (по информации на обороте сохранившейся фотографии). Первый владелец его — Карл Людвигович Кулиш. Первоначально фотоателье имело длинное название — Фотография Кулиша в Петербурге на Невском проспекте против Александрийского театра в доме Демидова № 55. Демидов — это хозяин всего дома, купец, а № 55 — потому что это было до перенумерации домов 1858 года. Сохранилось лишь несколько фотографий-портретов малого формата этого мастера.

В 1866 году владелец сменился — ателье приобрёл фотограф-итальянец Иван (Джованни) Бианки. Он в числе первых фотографирует город, работает в жанре фоторепортажа. Впоследствии, начиная с 1872 года, фотоателье неоднократно меняло владельцев. В 1882–1883 годах здание, в котором располагалось ателье, было перестроено по проекту Павла Сюзора. Примерно в 1906–1908 годах (точная дата неизвестна) владельцем фотоателье становится Карл Карлович Булла, которому помогали сыновья Виктор и Александр.

5
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Даже если вы никогда не слышали его имя, то вы наверняка видели его работы. История Петербурга, история империи и личные снимки самых выдающихся людей конца XIX — начала XX века были сделаны этим удивительным человеком. В его объектив в разное время попали: Лев Толстой, как один, так и с семьей, императорская семья, Матильда Кшесинская, Федор Шаляпин, Максим Горький и другие.

Это был человек удивительной судьбы! Существует несколько версий, как этот немецкий мальчик попал в Петербург в возрасте 10 лет, один или с родителями. Но факт заключается в том, что в столь юном возрасте он начинает работать в фотофирме Dupant. Юношей он был любознательным и ревностно осваивал фоторемесло. Сначала служил рассыльным, потом подмастерьем и лаборантом в фотостудии.

В 1875 году Булла отрыл свое первое фотоателье на Садовой 61. Там он в течении десяти лет занимался павильонной портретной фотографией. Тогда чуть ли не в каждом доме на Невском и Садовой располагались фотосалоны. И как при такой огромной конкуренции завоевать расположение публики? Но тут Булле пришла на помощь его природная контактность и легкость общения. Он мог располагать к себе даже незнакомых людей и в отличии от большинства фотографов, требовавших от клиентов абсолютной неподвижности, Булла просил моделей: «Будьте поживее, не сидите натянуто!». Из-за этого люди на снимках не выглядят как манекены, а наоборот, сделанные в его салоне фотографии получались живыми и непринужденными.

Вскоре Булла начал интересоваться уличной съемкой. В 1886 году он подал соответствующее прошение и получил разрешение «на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» при условии, что «при производстве означенной работы не было причинено стеснение публики и экипажей».

Так в биографии фотографа открылась новая страница, он осваивает новый жанр. С громоздким оборудованием выходит на улицы Петербурга и снимает жизнь города. Сам того не осознавая, он становится одним из пионеров жанра фоторепортажа.

3
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Репортажная съемка длительное время не являлась коммерчески выгодной. Но всё изменилось в 1894 году, когда Министерство внутренних дел разрешило выпуск почтовых открыток. Это давало возможность фотографам существенно увеличить тиражи изображений. Булла моментально открывает собственную типографию для выпуска открыток и начинает усердно заниматься выездной съемкой. Многие издательства печатают открытки по его фотографиям.

В конце XIX века Карл Булла, не оставляя павильонной съемки, становится, по сути, фоторепортером-универсалом. В объектив его камеры попадают не только люди, но и здания, улицы, события и происшествия.

2
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Камера маэстро «ловила» и запечатлевала жизнь во всех ее аспектах и направлениях. Он не стремился показать только будни или только праздники. Неудивительно, что на сегодняшний день его работы высоко ценятся специалистами самых разных областей: реставраторами, историками и даже создателями кинокартин.

3
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

В 1896 году Карл Карлович получил звание «фотограф Императорского Двора» и специальный знак «фотограф Санкт-Петербурга».

Кроме того, мастер создал целую галерею портретов исторических личностей: писателей, художников, актеров, балерин, ученых, членов императорской семьи, государственных деятелей. Благодаря его творчеству современники могут на несколько часов «заглянуть в гости» к легендарному Льву Толстому и другим людям из мира творчества.

Сыновья Карла Буллы тоже стали фотографами и помогали отцу. В 1917 году Карл Булла оставил фирму на сыновей, покинул Петербург и уехал с женой в Эстонию на остров Сааремаа, где вел тихую жизнь, продолжая снимать. Там фотограф и умер в 1929 году.

Александр, и Виктор достигли вершин мастерства. То самое исключение из общего правила, согласно которому природа на детях отдыхает. Виктор прошёл все ужасы русско-японской войны. И стал основателем ещё одного направления в российской фотографии — военного фоторепортажа.

В 1909 году братья занялись, и вполне успешно, производством документальных фильмов.

Тридцатые годы прошлого века. Немецкие корни, отец — фотограф императорского двора. Развитие событий ужасающе предсказуемо. Старший, Александр канул в ссылке, судьба его неизвестна. Младший, Виктор был расстрелян в 1938 году.

А в 2000-х один доктор купил эту квартиру. И мог бы хоромы себе соорудить, да не стал. А на собственные средства провёл грандиозную реконструкцию помещения и открыл Музей исторической фотографии. Звали этого доктора Валентин Евгеньевич Эльбек. В 2002 году по его инициативе и на его средства к 300-летию Санкт-Петербурга в фотосалоне была проведена полномасштабная реставрация съемочных павильонов, в которых творили Карл Булла и его сыновья.

3
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Теперь это уютное место с особой атмосферой. Сам музей небольшой (всего несколько залов с экспонатами, оранжерея и маленькая терраса с видами на Невский проспект), но внутри есть множество старинной фототехники и сами фотографии. Работы огромной эмоциональной силы. Фотопортреты настолько яркие, живые! Чуть воображения, чуточку знаний и чувствуешь человека из прошлого.

3
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Особый антураж придаёт каждый элемент в интерьере. Вы как будто погружаетесь в старину. У вас появляется возможность познакомиться с историей и искусством фотографии.

3
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Здесь в витрине представлена не только фототехника династии Буллы, но и более поздних годов выпуска, которую интересно рассматривать.

1 из 5

Оказавшись в оранжерее со стеклянным куполом, так и тянет сделать фотографию. Сложно удержаться. Здесь много света. Он льется со всех сторон. И огромное количество живых растений.

6
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

В музее периодически организуют интересные временные выставки. Я, правда, так и не поняла какая из них временная, а какие постоянные. В момент нашего посещения была выставка фотографии в стиле ню для категории лиц 18+.

Чтобы попасть на эту выставку, нужно подняться ещ выше по лестнице, где находится уютная и небольшая комната. В ней обустроена экспозиция эротической фотографии. В рамках этой необычной выставки посетители могут увидеть эротические ретроспективы. Еще один плюс данного помещения на Невском проспекте — шикарный вид из окна. Только ради него сюда стоит заглянуть хотя бы на пару минут.

1 из 2

Уже на выходе между двумя этими экспозициями перед вами раскрывается панорама Санкт-Петербурга. Верхняя панорама сделана неизвестным фотографом в 1861 году. Нижняя — известным петербургским фотографом Сергеем Компанийченко в 1998 году. Обе панорамы сделаны с одной точки: с балкона у основания шпиля башни Адмиралтейства. Интересно рассматривать. Искать глазами изменения, которые прошли за более чем 100 лет.

Этот музей будет интересен не только тем, кто увлечен фотографией. Но прежде всего, конечно же, им.

Цена за вход чисто символическая для северной столицы — всего 100 рублей. Пенсионерам — 50. Детям — бесплатно. Фотосъемка — бесплатно. А часы работы очень удобные с 10 до 20 часов.

Здание, в котором расположился музей, тоже примечательное, что неудивительно, мы же в Санкт-Петербурге. Здесь куда ни глянь везде архитектурные красоты и интересные истории. К слову, именно здесь в 1843 году знаменитый писатель Иван Тургенев познакомился со своей роковой пассией Полиной Виардо. И как уже упоминалось выше, оно прославилось как дом Демидовых. К этому зданию приложили руку такие известные архитекторы как: Трезини, Пель, Сюзор.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Фотосалон-музей имени Карла Буллы

Невский проспект, 54 Подробнее об объекте
Санкт-Петербург: полезная информация