Северо — западный регион Испании, известный под названием Кастилия и Леон, объединяет девять провинций. Особенность его в том, что центры отдельных провинций, такие, как Саламанка, Сеговия, Авила гораздо более знакомы путешественникам, чем столица всего региона — Вальядолид. Я задумывался над этим феноменом, но так и не нашёл однозначного ответа.
Изысканный Вальядолид предлагает возможность познакомиться с классическим испанским городом в традиционном католическом сердце страны. Достаточно упомянуть, что в нём произошли ключевые события европейской истории: здесь поженились Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, великие католические монархи. Здесь родился Филипп II — один из великих испанских королей периода расцвета испанской-де-факто империи. Здесь провёл последние годы и умер Христофор Колумб. Вальядолид был домом для Сервантеса между 1603 и 1606 годами, и именно здесь он завершил свой знаменитый роман «Дон Кихот».
Вальядолид с более чем 300 000-м населением — это город с большой буквы, полный жизни. Куда бы вы ни пошли, везде люди на улицах, на террасах и в парках в хорошую погоду. Прежде всего, он полон молодёжи. Может быть, в нём нет больших топовых памятников из путеводителей, но в целом это очень красивый город, а что касается памятников — здесь есть совершенно уникальные здания и настоящие жемчужины испанской готики и ренессанса.
Как в городе с впечатляющим историческим и культурным наследием, в Вальядолиде есть чем заняться в гораздо менее суетливой и многолюдной атмосфере, чем в некоторых других городах Кастилии. Жители Вальядолида очень любезны, и так как это прежде всего испанский город для испанцев, а не для туристов, вы можете быстро почувствовать себя частью сообщества.
Мне Вальядолид понравился. Я думаю, что это город, в котором есть много достоинств. Например, он удачно расположен географически, находясь на полпути между севером и столицей Испании Мадридом. Находясь прямо в центре автономного сообщества Кастилия и Леон, он граничит со всеми остальными провинциями Сообщества (за исключением провинции Сориа). Это город среднего размера, он не стал большим европейским городом, но это и не маленькая туристическая столица, такая как Сеговия или Авила, которые мы конечно тоже посетили во время нашей поездки. Сюда не приезжаешь ради архитектурных монументов или музеев, всё это есть, но осматривается не специально, прежде всего, а попутно. Пока прогуливаешься по полным жизни красивым улицам, Вальядолид — прежде всего жизнь.
Здесь один из престижных университетов, молодёжь заполняет кварталы вокруг него. Офисы, банки на каждом шагу. Улицы и парки ухожены, даже в удалённых от оживлённого центра кварталах. Я думаю, для испанцев жизнь в Вальядолиде является синонимом благополучия!
Так отправимся в прогулку по Вальядолиду, на неё уйдёт минимально два рассказа. В этом — северная часть исторического центра.
Первое, что встретилось на пути, когда мы перешли реку в направлении старого центра, была отремонтированная церковь Святого Августина, которая являлась частью монастыря, основанного в 1407 году. Первоначальная церковь была заменена другой, начатой в 1550 году со строительства трансепта и двух часовен. Работы завершились в 1664 году фасадом, на котором был изображён герб графов Вильямедиана, покровителей монастыря с 1606 года. В XIX веке здание использовалось в качестве казарм для французской оккупационной армии. Позже после приобретения городским советом и реконструкции используется как муниципальный архив.
Строительство храма, который ныне носит имя Святителя Николая, было начато ещё в 1732 году, а в 1764 году рядом с ним построили женский монастырь. Весь комплекс расположен на краю небольшого живописного парка.
В церкви нет особых артефактов, первоначальный главный запрестольный образ сгорел во время пожара 1893 года, после чего был сделан нынешний алтарь, завершённый в 1895 году.
Правда, в верхней нише, над скульптурой Святого Николая XVIII века, находится ценная скульптура Богоматери Прадо XIII века.
Справа ещё один алтарь в стиле барокко с изображением Святого Михаила, который сделан около 1780 года. Он увенчан нишей с маленькой Богородицей Милосердия XVIII века.
Этот дворец являлся символом власти и богатства его владельца, банкира из Вальядолида итальянского происхождения Фабио Нелли де Эспиноса. Это красивый и превосходный пример архитектуры Возрождения в Вальядолиде.
Хуан Гонсалес-де ла Ластра начал его строительство в 1576 году. Фасад здания, работа Педро де Масуэкоса в 1595 году, имеет элементы платереско и привносит элементы итальянского вдохновения — симметричный фасад с двумя башнями и центральной дверью. Позже на фасад был добавлен герб маркиза-де ла Вега, следующего владельца дворца.
Лестницу спроектировал Педро-де ла Маза. В 1967 году здание было полностью отреставрировано для размещения коллекции археологии и изобразительного искусства Провинциального археологического музея, который теперь называется Музеем Вальядолида.
Нельзя сказать, что музей особо примечательный, и здесь, похоже львиную долю ценностей когда-то присвоили мадридские музеи, но то немногое, что осталось в городе, со вкусом оформлено в нескольких залах.
Церковь Сан-Бенито-эль-Реаль бенедиктинского ордена является одним из старейших храмов Вальядолида и была построена на месте старого Королевского Алькасара. Хотя её основной стиль — готический, фасад в виде башни-портика более поздний: он был спроектирован Родриго Хилем де Онтаньоном в 1569 году. Первоначально двойная башня была выше на два этажа, которые были снесены в XIX веке из-за угрозы разрушения.
Монастырь был самым важным для бенедиктинского ордена, имел филиалы в других городах Испании, Англии, Австрии, Португалии и Новом Свете. Благодаря богатству, полученному от выращивания виноградников и продажи вина, ордену было позволено нанимать лучших художников того времени, которые собирали произведения искусства и ценности, которые сейчас можно увидеть в музеях Мадрида.
Размеры храма впечатляют. Огромные арки окружены гигантскими восьмиугольными колоннами, которые приветствуют нас в прозрачном, просторном интерьере, создающем ощущение вертикальности.
В 1571 году была установлена ограда, закрывающая три нефа и крестообразно разделяющая храм на две иерархические части: нижнюю, предназначенную для простолюдинов, и головную, предназначенную для монахов. Решётка — работа Томаса Селмы, достойный образец металлоконструкций того времени.
Главный запрестольный образ алтаря — работа Алонсо Берругете и представляет собой основную художественную достопримечательность внутреннего нефа.
К церкви Сан-Бенито примыкает одноименный монастырь, который после нескольких ремонтов в настоящее время находится в идеальном состоянии. Работы над монастырём продолжались вплоть до XVIII века, объединяя различные архитектурные стили. После конфискации он использовался как казарма до 1965 года. В настоящее время в части монастыря размещаются офисы городского совета Вальядолида.
По дороге к Главной площади заглянем ещё в боковую улочку, где находится церковь Иисуса из Назарета. Она была построена по просьбе Религиозного Братства Отца нашего Иисуса Назарянина во второй половине XVII века. Первоначально имела план латинского креста, но в 1885 году церковь перестроили в связи с изменением схемы дороги. В том же году архитектор Руис Сьерра построил новый кирпичный фасад с центральной частью и двумя боковыми крыльями в неороманском стиле.
Квартал вокруг Пласа-Майор — одна из самых красивых частей Вальядолида. Это самая важная точка в историческом центре города, которую характеризуют здания красноватого цвета.
Это одно из любимых мест прогулок местных жителей и туристов. Здесь стоит красивая городская ратуша, более известная как Дом Консистори.
В течение года на площади проходят многочисленные мероприятия, от шоу до концертов и мероприятий на свежем воздухе для всех возрастов. Вот и в наш приезд вся внутренняя территория Пласы-Майор была занята огромным фанерным амфитеатром, поэтому с внутренней стороны ратушу можно было сфотографировать только вдоль фасада.
Вальядолид когда-то соперничал с Мадридом за звание столицы Испании, в том числе и своей архитектурой. Пласа Майор и весь район вокруг неё великолепны. Это большая площадь, окружённая аркадными зданиями, и первая в своём роде площадь, построенная в Испании.
Пласа-Майор будет в течение дня несколько раз в центре нашего внимания. С её аркадными зданиями, в основном окрашенными в тёмно-красный цвет, и внушительной ратушей она очень красива. Заполнена барами и ресторанами, и это отличное место, где можно остановиться, чтобы перекусить.
Район, который сейчас занимает Главная площадь, когда-то был рынком в раннем средневековье, хотя до этого здесь были Пшеничные ворота. Это была рабочая зона купцов и торговцев, а также место, где проводились празднества. На одной из её сторон, напротив нынешней ратуши, в 1620 году был построен давно исчезнувший монастырь Святого Франциска.
Сама Пласа-Майор известна с 1561 года, когда город был уничтожен пожаром, после чего испанский монарх Филипп II приказал построить площадь, первую в Испании правильной формы. От площади ведут десять улиц и переулков, которые по праву можно назвать самыми красивыми улицами старого Вальядолида.
Церковь Креста — это штаб-квартира старейшего покаянного братства Страстной недели в Вальядолиде, изначально связанного с уходом за заразными пациентами. Братья заказали работу Педро де Мазуэкосу в 1581 году. Это не её первоначальный вид, так как церковь претерпела изменения, такие как вмешательство Диего де Правеса, который добавил балкон к фасаду около 1595 года или расширение нефа в XVII веке.
Дворец архиепископа — здание XVI века, также известное как Дворец маркиза Вилласанте, последнего дворянина, владевшего этим зданием. На фасаде выгравированы гербы Луиса-де ла Ластры, первого архиепископа Вальядолида, и королевы Изабеллы II.
Нынешняя церковь Скорбящей Богоматери начала строиться в 1597 году и была закончена в 1604 году. Архитектору Хуану де Натесу помогал мастер-строитель Мартин де Уриарте. Фасад дополнен накладной архитектурой, имитирующей схемы Палладио.
Впечатляющий главный алтарь был сделан между 1602 и 1605 годами.
И вот мы вышли на площадь Свободы, где стоят сразу два знаменательных городских объекта. Первый — Кафедральный собор. Собор Успения Пресвятой Богородицы выполнен в эррерианском стиле с элементами барокко. В городе его называют просто — Незаконченный собор, «ла Инконклуза». Это так, собор так и не был закончен из-за экономических проблем. Внутри находится могила графа Ансуреса, основателя Вальядолида.
Собор был построен на месте, где стояла готическая коллегиальная церковь. В 1582 году Хуан де Эррера спроектировал по основному плану прежнего строения церковь, состоящую из трёх нефов и трансепта. В 1596 году по приказу Филиппа II Вальядолид получил статус города, тем самым создав свою епархию и повысив статус главной церкви до собора.
В XVIII веке Альберто Чурригера взял за основу эррерианскую схему и добавил свой собственный своеобразный отпечаток барокко. Башня, поврежденная землетрясением 1755 года, рухнула в 1841 году.
Вопреки первоначальному проекту Эрреры, стоящая сегодня башня была возведена с противоположной стороны, восьмигранная по форме, и увенчана позже, в 1923 году, статуей Иисуса.
В интерьере выделяется главный запрестольный образ Хуана де Хуни.
С другой стороны площади находится церковь Санта-Мария-де-ла-Антигуа XI века, которая выделяется своей элегантностью. Под этой церковью были обнаружены остатки древнеримских бань I–III веков, что подтверждает присутствие римлян в городе. Часть храма была перестроена в XIV веке по инициативе Альфонсо XI Кастильского в готическом стиле с заметным влиянием собора Санта-Мария-де-Бургос.
Фасад и атриум Университета Вальядолида. Старое здание было в готическом стиле. Во времена католических монархов был построен главный фасад, которого больше нет, а нынешний фасад был возведён в XVIII веке по планам кармелитского монаха Педро-де ла Визитасьона. Скульптурный ансамбль был создан Антонио Томе и его сыновьями. По бокам от двери Риторика и Геометрия; на двери богословие, окруженное канонической наукой и юридической наукой; Астрология, Медицина, Философия и История расположены в центральной части мансарды; Мудрость изображена в нише, а в боковых пилястрах устроились короли, имевшие непосредственное отношение к истории университета.
Памятник Сервантесу Николаса Фернандеса де Олива, профессора скульптуры Школы изящных искусств в Вальядолиде, был сделан в 1877 году как дань памяти писателю, который жил в Вальядолиде во время пребывания при дворе у Филиппа II. Сервантес, одетый по моде того времени, с мечом, прикрепленным к поясу, с книгой в левой руке и пером в правой, отлитый из железа, стоит на высоком каменном постаменте с надписью «Вальядолид Мигелю де Сервантесу, почётному жителю этой столицы». Это была вторая статуя, посвящённая Сервантесу во всей Испании на то время.
Переходим на площадь Сан Пабло, где я завершу первую часть рассказа о Вальядолиде.
Упомяну разве что ещё о памятнике Филиппу II, стоящему на этой площади. Бронзовая работа Франсиско Кулло была установлена здесь в 1964 году. Она расположена напротив бывшего Паласио-де-Пиментель, месте рождения монарха, слева от церкви Сан-Пабло, где он был крещён.
Сама же резиденция королей Карлоса V, Изабеллы Португальской, Филиппа III, Жозе I или Альфонсо XII, построенная доном Франсиско-де лос Кобос, секретарём императора Карлоса V, под руководством архитектора Луиса де Веги в начале XVI века, уже давно не выглядит помпезно. Бесконечные модификации постепенно превратили дворец в его нынешнее состояние административного здания, а ведь когда-то это был один из самых великолепных дворцов в Вальядолиде.