Сегодня на Урале выпал первый снег… Лето закончилось, но оставило после себя прекрасные воспоминания о насыщенном автопробеге по Северо-Западу.
Почему такое название у цикла? Вообще-то, я давно мечтал о поездке в Карелию. Очень давно. Еще в конце 1960-х, мальчишкой увидев в журнале «Вокруг света» фотографию Преображенской церкви в Кижах, был поражен красотой этого многоглавого храма. Тогда и появилась мечта наяву увидеть это великолепие.
Шли годы… И вот в наступившем 2022 пасьянс наконец-то сложился. Во время подготовки, на карте помимо Кижей, добавилось много других точек. Постоянно что-то менялось — одни вычеркивались, другие прибавлялись. И лишь за месяц до путешествия маршрут был окончательно «утвержден». Кроме Карелии были Архангельская, Ленинградская, Вологодская области. А это все территория бывшей Олонецкой губернии, существовавшей с 1801 по 1922 годы.
Сразу скажу, что в этом цикле мои читатели практически не увидят мест, исхоженных массовым туристом и распиаренных СМИ. Да и топовые места вы увидите немного не в том ракурсе, как их показывают гиды.
В обзорном отчете использованы выдержки из моего путевого дневника и размышления после поездки о каждом дне этого двухнедельного путешествия. Наиболее заинтересовавшие меня места будут удостоены отдельных рассказов. Поехали?
День 1. 4 сентября.
Боюсь сглазить, но, вроде бы, моя Карелия наконец-то станет реальностью! Сколько лет какие-то причины не пускали меня в этот край? То домашние дела, то отсутствие надежного попутчика, то реставрация в Кижах, то еще что-то. Этот день наступил! Ясный, яркий, погожий!
Знакомый уже до каждого поворота Московский тракт до Перми. У нас в области ремонт полным ходом — скоро стыковка с новой магистралью Москва — Казань — и дальше…
Поля убраны, лишь валки соломы еще не состогованы.
На подъезде к Перми, похоже, попадем под ливень… Впереди что-то уж сильно черно на небе.
Обошлось, казавшаяся издалека грозовым фронтом туча минула нас.
Два региона позади. Заезжаем в Кировскую область.
Еще свежи в памяти воспоминания об июньской Вятке. Особенно о некоторых участках дороги… Но, чудо! Нацпрограмма «Дороги» действует! Почти весь Кировский участок М7 «Волга» отремонтирован. Только кое-где осталось реверсивное движение.
К сожалению, эти реверсы нам не на руку. Уже вечереет, и хотя часы перевелись на московское время, до запланированной стоянки мы засветло не успеем. Татьяна о своих обязанностях штурмана не забывает — быстро находит в навигаторе подъезд к берегу довольно большого озера возле Белой Холуницы. И пусть подход к воде оказался заросшим и заболоченным,
поляна была очень приличной, и, главное, не загаженной.
День 2. 5 сентября.
Не люблю тупой доездинг до точки, лишь бы побыстрей… Надо же по пути и достопримечательности какие-то осмотреть. Утром оказалось, что рядом с нашим импровизированным ночлегом стоит небольшая часовенка во имя Николая Чудотворца.
Хороший знак — Никола Угодник поможет путешествующим! Часовня совсем свежая, лет 7 всего. До уреза воды метров 10, здесь же и небольшой причал.
Редкие рыбаки в этот утренний час уже на воде, спешат ухватить удачу за карасий хвост. Мы же спешим дальше, надо наверстывать вчерашний недоезд.
Границу Кировской области и Республики Коми проехать мимо невозможно. Еще не встречал таких информационно насыщенных площадок на стыке двух регионов. В лучшем случае — каменная стела. Обычно — простой дорожный указатель. Здесь же, помимо большой стелы с названиями регионов,
уже на территории Коми большая площадка, где размещены и информационный стенд о республике,
и деревянные скульптуры — символы этого края.
Здорово, ничего не скажешь!
С границы Коми — Архангельская область начинаются более — менее знакомые места.
Да и погода напоминает ту, трехлетней давности.
Поляна в лесу, не доезжая Черевково, тоже не изменилась. Лишь пара сосен, поваленных сильным ветром, добавилась. Словно вчера уехали отсюда…
В прошлый раз почему-то не разглядел, что сосны на угоре неестественной формы, с уродливо изогнутыми стволами и ветвями. Ветра здесь, видимо, не шуточные дуют.
День 3. 6 сентября.
Что изменилось за эти 3 года, так это дорога вдоль Северной Двины. Помню ужасный грейдер, где почти на каждом километре сидели в песчано-глиняном покрытии этой «трассы» фуры. Сейчас почти везде новый асфальт. Завтракали в «Печке» на повороте на Верхнюю Тойму.
Увы, не то… Как там у Карцева? «Те, вчера, по 5 рублей, ну очень большие! А сегодня по 3, но маленькие…»
По новому-то асфальту и график стали опережать. Почему бы не свернуть к берегу Северной Двины? Больше ведь в этот раз возможности увидеть великую северную реку не будет. Поворачиваю куда-то на грунтовку и неожиданно оказываемся у паромной переправы. Зачем нам паром? Паром нам не нужен, успеем еще, прокатимся в другом месте.
Небо хмурое, от этого и река темная, неприветливая.
Вроде бы не грешил… Кто-то там, наверху, решил проверить меня в очередной раз. До Няндомы немного не доехали, «кореец» замолчал… График маршрута трещит по швам… Спасибо ангелу — хранителю, все как-то быстро разрешилось. Определили «корейца» в автобольничку, а сами определились в добротной по-советски гостинице.
День 4. 7 сентября.
С утра мастер Дима пообещал до обеда машинку вылечить. Пошли гулять по Няндоме. Очень приятно удивил этот пристанционный городок! Как прекрасно восстановили модерновые деревянные домики!
А какой, оказывается, классный музей!
Сдается мне, не просто так железный коняшка взбрыкнул перед Няндомой. Ему на пользу стоянка пошла, а мы много новой информации получили. И тема для отдельного материала образовалась!
Еще раз спасибо няндомским ребятам с золотыми руками!
В Каргополь заезжать не стали.
В прошлый раз хорошо по нему погуляли, да и ждали нас в Гавриловской. Но урочище Красная Ляга проехать мимо не могли. Огромное поле, как забором огороженное высокими деревьями и таким же огромным борщевиком.
Когда-то здесь, около небольшого озерца (ляга, по В. Далю, «лужа, ямина с водой», а красная — от красивая) стояло небольшое село. Нет уже этого карстового озера, нет и села. А уникальная Сретено — Михайловская церковь, построенная в 1655 году, стоит.
Стоит творение мастеров — плотников назло всем непогодам и назло табличке «Охраняется государством». Держатся на стенах резные орнаменты, крест, шикарные наличники.
На восьмерике сруба шатровая крыша с луковкой на барабане даже не отклонилась в сторону.
Вот только внутрь не попасть… Да и пусто там. Изумительное по красоте трехярусное «небо» давно в Каргопольском музее,
иконостас и утварь тоже где-то растворились… Свежие леса все же наводят на мысль, что не пропадет храм, дадут люди ему вторую жизнь. По своей архитектуре церковь уникальна — шатровые восьмерики считаются в русском деревянном зодчестве одними из самых древних. В своей поездке в 2019 году по Архангелогородчине я встречал только одну аналогичную — в деревне Погост (Ошевенское). Но та церковь гораздо ниже и срублена с выносом алтаря и трапезной.
С небольшой грустинкой едем дальше. Вот они, дороги российской глубинки! Не зря на автофорумах не советуют ездить из Каргополя в сторону Пудожа. То грейдер — гребенка, то неровно уложенные плиты. Тыгы-дым, тыгы-дым…
Деревня Гавриловская, входящая в куст деревень Лядины. До 2013 года была известна своим ансамблем — тройником, стоящем на погосте. Из-за молнии 5 мая того года сгорели колокольня и Покрово-Власьевская церковь 1761 года постройки. Деревянных тройников после этого на Севере осталось только 6…
Мы же едем сюда в гостевой дом и музей «Лядинские узоры».
Ухоженная деревенская улица. 200-летние дома-корабли.
В одном из них стараниями местной жительницы Надежды Федоровны Ворощук и расположен музей северного деревенского быта недалекого прошлого.
Хозяйка сама проводит экскурсию по этому народному музею.
Русская печь делит избу на 3 части. Небольшая кухонка, где на стеллажах и в шкафах разместилась нехитрая утварь — горшки, чашки, берестяные емкости.
Над печкой полочка с каргопольскими игрушками, а под ней на печи «важничают"пузатые самовары и угольные утюги.
Один из таких утюгов, с трубой (кажется, их «пароходами» называли, или что-то вроде), мне очень знаком. Но Надежда сделала для меня открытие, указав на дверцу-задвижку. На ней изображен Лев Толстой! Оказывается, это делали в начале прошлого века, после предания писателя анафеме. «Гори ты в геенне огненной!»
Большая гостиная с обилием домотканых ковриков и занавески с северной вышивкой.
Две небольшие спаленки, в которых и размещаются на ночлег гости.
В хозяйственной части дома, куда ведет дверь из избы, конечно, все переделано под музей. Не живет сейчас здесь скотинка, и в помещении собрано то, что было необходимо для жизни. Столярные инструменты, изделия бондарей, охотничьи и рыбацкие принадлежности, то, без чего не обойтись на сенокосе.
В хлеву все устроено максимально правдоподобно, даже муляжи кур и овечки присутствуют.
Выйдя во двор, сильно повеселился от скамеечки в виде тещиной головы с прибитой огромным гвоздем языком!
Увы, переночевать в этом древнем доме нам не удалось. Все-таки осень, и протопить такую домину для двух человек довольно накладно. Надежда разместила нас в другом, небольшом домике. Пусть и современный, но внутри деревенский дух присутствует. Все в стиле пэч-ворк, как сейчас говорят.
И банька рядышком!
Пока не стемнело, прошлись по деревенской улочке до уцелевшей в пожаре церкви Богоявления Господня.
Двенадцатиглавый храм по архитектуре схож с Покровской церковью в Кижах. Построенный в 1793 году, ныне храм на реставрации. Внутреннее убранство тоже, только у местных жителей сомнения в том, что вернутся «небо» и иконы, спрячут их в запасниках музеев. Звездное «небо» вот только под крышей крыльца и останется…
День 5. 8 сентября.
Попрощавшись наутро с хозяевами, двинулись в сторону Пудожа. Почти сразу за Гавриловской началась территория Кенозерского нацпарка, его Морщихинского сектора. Ох, и поматерился, трясясь по колдобинам… Дирекция парка специально, что ли, не ремонтирует дороги? По принципу: хуже дороги — меньше народу — целее природа? И, как по мановению волшебной палочки, с окончанием территории парка, возник асфальт. Ну, здравствуй, Карелия!
В Пудоже заправился 92-м по умопомрачительной для меня цене — 49.85 за литр. Дома-то на Башнефти по 44.20 бензин лью.
С Пудожа начинается наша Онежская кругосветка. Против часовой стрелки обогнем третье по величине озеро в России. А точек-то сколько в навигаторе краснеет!
Первой стоит отметка в деревне Пяльма. Именно деревня, которая стоит на берегу одноименной речки. А то некоторые путают с поселком, расположенным дальше по трассе.
Проехали деревню и остановился у моста через реку. Вроде бы и основание у сооружения крепкое, и машины на том берегу стоят, но… Не поехал, пешком прогуляемся.
Спокойная речушка, с небольшими перекатами, по берегу — просто северная идиллия. Дома-корабли, баньки…
Взгляд чуть в сторону, и за огромным домом, на деревенском погосте, вырисовывается силуэт небольшой часовни.
Часовня Илии Пророка, построенная в начале 18 века по клетскому типу. Двускатная крыша над молельным помещением и небольшая шатровая звонница над сенями.
В Кенозерье много аналогичных. Часовня в 80-е годы прошлого века была подреставрирована, отсюда, наверное, и хорошо сохранившиеся элементы — полотенца, серьги.
Дверь на задвижке с воткнутой палочкой — еще раз здравствуй, Север! Внутри чисто, обихожено. Рама иконостаса, вроде бы, сохранившаяся старинная, только в рамках вставлены репродукции икон.
Забрался на звонницу. Удивительно, но висит небольшой колокол. Практически ни в одной часовне со звонницей колоколов не видел.
Сверху стало видно, в каком состоянии обшитая тесом крыша и коньковые балки. Нужен срочный ремонт…
Ильинская часовня стоит совсем недалеко от устья реки, впадающей в Онего-озеро. Но за густым лесом оно нам так и не показалось. Встреча откладывалась.
На этом прервусь, хоть день далеко не закончился. Лимит фото, понимаешь ли.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия