Вторая остановка на маршруте в Испанию — всё же более 2000 км, после Оберне, была запланирована в Лиможе. Может быть, стоило бы остановиться и в более известном для туристов городе, но в этой части Франции мало на самом деле выбора так, чтобы разбить маршрут примерно на две равные части.
И хотя Лимож административно находится уже в регионе Нувель-Аквитания, географически он — часть Французского среднегорья с центром в Клермон-Ферране. Огромного, но самого бедного на туристические цели географического региона. Да и относительно бедного вообще в сравнении с другими частями Франции.
Лимож сегодня является вторым по численности населения городом после Бордо в регионе Нувель-Аквитания, но разве можно его сравнить по популярности с Бордо? В местном отеле мы были единственные нефранцузы. Возможно, дело в том, что Лимож достаточно удалён как от Парижа, так и от Лазурного берега. Но и в том, что несмотря на его облик большого города, нет как в самом городе, так и в окрестностях всемирно-известных памятников. Что отразилось и на инфраструктуре, даже на центральной площади с трудом нашёлся более-менее приличный ресторан для ужина, а не фестфуд.
С великим готическим собором, множеством мощёных улочек и железнодорожным вокзалом, который часто называют одним из самых красивых во всей Франции, вроде Лимож неплох, но не хватает в нём того инградиента, который заставляет забредшего туриста воскликнуть от восторга, как во многих иных городах Франции. Так что немудрено, что город остаётся в значительной степени неизведанный туристами.
Лимож в самой Франции скорее наиболее известен с экономической стороны, своим производством фарфора и лимузенским скотом, которого можно повсюду увидеть на холмистых зелёных холмах, окружающих город. Вполне простительно, что вы никогда не слышали о Лиможе, но если вы хотите познакомиться с французской глухой провинцией, то я рекомендую посетить Лимож. Если, конечно, маршрут проходит невдалеке, специально добираться сюда и тратить драгоценное время — на большого любителя подробного изучения Франции.
Лиможский фарфор был впервые произведен в конце XVIII века, и, в отличие от других видов фарфора, отличается методом изготовления, а не конкретным производителем. Сегодня город является одним из крупнейших производителей фарфора и сопутствующих изделий во Франции. Но опять — и здесь, в отличие от того же Мейсена, например, не встретишь зазывающую рекламу, фарфоровых витрин. Перед приездом была мысль купить какую-нибудь сувенирную фарфоровую безделушку, но во всём центре не встретилось ни одной лавки, которая могла бы что-то предложить.
Лимож, расположенный в предгорьях Центрального массива, получил свое название от кельтского племени лемовисов, поселившегося там до времени римского завоевания. Позже римляне основали город Аугусторитум. Ещё позже, во время переселения народов, было варварами построено городище. Вокруг него сформировалось ядро современного города.
Были построены некрополь, замок и одновременно монастырь Святого Марциала. Он стал известным центром декоративно-прикладного искусства, книжной росписи и особенно эмали. Также прославились дубовые бочки из древесины местных лесов, использовавшиеся при производстве коньяка.
Одно время Лимож принадлежал известному дворянскому роду Анжу, несколько раз англичанам. Когда горожане восстали против них в 1370 году, Эдуард, принц Уэльский, который более известен как Чёрный принц, приказал казнить большое количество горожан. Оценки разнятся, один источник называет 300, другой — до 3000 жертв. Однако город Лимож оправился от этой резни. Со временем он снова поднял восстание и стал частью Франции.
Вскоре поблизости было обнаружено месторождение каолина, необходимого для производства фарфора. Сырьё оказалось очень высокого качества и могло конкурировать со знаменитой китайской глиной. Людовик XV хорошо знал об этой редкости и во время его правления производство фарфора стало королевской прерогативой, и практически всё население в той или иной мере в Лиможе зависело от него.
По правде говоря, самое лучшее, что можно сделать в Лиможе, — это побродить по очень красивому кварталу Бушери, центр которого находится на главной улице под названием «Рю-де ла Бушери». Район назван так потому, что когда-то здесь существовала Гильдия Мясников.
Это настоящий шаг назад во времени. В лабиринте раскидистых мощёных улочек и небольших домов находится небольшая часовня, посвященная святому Орелиану. Причудливая часовня построена между XIV и XVII веками для реликвий Святого Орелиана, второго епископа Лиможа. Он покровитель мясников.
В значительной степени этот пешеходный район восходит к средневековью, а некоторые дома датируются XIV веком. Сегодня здесь всё ещё есть множество домов с деревянным каркасом и мощёных улочек, по которым интересно побродить.
Кур дю Тампль — общественный внутренний двор XVII века. Его название происходит от близости церкви Сен-Мишель-де-Лионс, следовательно, Храма Бога. Часть мощения внутреннего двора состоит из «газетт», которые можно найти на других улицах Лиможа. Это керамические формы, использовавшиеся в старых фарфоровых печах.
Церковь Сен-Мишель-де-Лионс XIV века с колокольней в стиле Лимузена, шпиль которой увенчан медным шаром содержит алтарь реликвария святого Марциала Лиможского.
Два античных льва и фонтан охраняют выход на крохотную площадь Сен-Мишель.
Также рядом с церковью Сен-Мишель, на площади Мотт, можно посетить крытый рынок Лиможа. Рынок находится на окраине квартала Бушери. Здание с металлическим каркасом было построено под вдохновением от архитектуры Гюстава Эйфеля. Здание украшено 328 фарфоровыми панелями, являющимися прекрасным образцом архитектурного фарфора.
Площадь Президиума граничит с несколькими общественными и частными зданиями, построенными в XVII–XIX веках, в ту эпоху здесь располагался административный и судебный округ Лиможа.
Этот бывший особняк, расположенный под церковью Сен-Мишель, был занят семьёй Малент, глава которой был казначеем Франции. С его открытым двориком, с галереями и классическими воротами, это типичный образец провинциальной гражданской архитектуры XVII-го века, построенной под влиянием Ренессанса.
На восточной окраине этого квартала мы дошли до площади Дени Дюссуба. Эта площадь необычна, потому что она круглая и представляет собой одно из немногих оживлённых мест в Лиможе, в привлекательных зданиях цвета охры которой сейчас расположены кафе и рестораны.
Совсем рядом ещё одна площадь — Николаса д’Айна, построенная когда-то по заказу Королевского интенданта и расположенная на месте одних из ворот города. Здесь здания XVIII века с аркадными цокольными этажами. На востоке площадь обрамляют здания, возведенные после пожара 1864 года, а к западу она граничит со зданием суда.
На противоположной стороне этого исторического квартала Лиможа находится церковь Сен-Пьер и павильон Вердурье. Павильон Вердурье — прекрасное здание, украшенное цветочным орнаментом и керамической мозаикой — вы не могли бы догадаться, что изначально он был построен как холодильная камера для мяса, импортируемого из Аргентины! В настоящее время он используется для художественных выставок.
Четырёхнефная церковь Сен-Пьер-дю-Куарруа восходит к XIII веку. В 2013 году была отреставрирована включая замечательный витраж, часть которого датируется XVI веком.
Рядом — лицей Ги-Люссак. Этот бывший иезуитский колледж был построен в два этапа — первый при Людовике XIII и второй при Людовике XV. Его главный фасад XVIII века был спроектирован архитектором из Лимузена Джозефом Бруссо.
Площадь Республики новая, была заложена в 1960-х годах. Под огромной пустой площадью в археологическом склепе находятся остатки древнего некрополя, гробницы святого Марциаля Лиможского и аббатства его имени, которое имело значительное влияние в средневековой Аквитании. Открыт только для специалистов.
Второй исторический квартал в Лиможе называется Сите, и главное здесь — собор Сент-Этьен. Собор был начат в 1273 году, на его завершение ушло шесть столетий. Это большой собор в готическом стиле, что необычно для этой части Франции, поскольку обычно они находятся только к северу от Луары.
В V веке на месте собора была построена первая палеохристианская базилика, посвящённая святому Этьену. В XI веке её заменили романским собором, от которого сейчас сохранились только его склеп и первые три уровня колокольни.
Резиденция епископа Лиможского включает в себя также элементы ренессансного и романского архитектурных стилей. В 2005 году при раскопках в соборе был обнаружен необычный баптистерий, один из крупнейших во Франции.
От собора спускаемся к реке по улице Понт дю Сент-Этьен. Эта улица, тоже вымощенная фрагментами керамических коробок, используемых для обжига фарфора, сохранила дом, в котором родился маршал Журдан, памятник которому стоит на площади немного севернее квартала Сите.
Ещё ближе к реке — так называемый район стиральщиц, когда-то находившийся под властью аббатства Сент-Мари-де-ла-Регль, этот район сохранил свои извилистые улочки и скромные фахверковые дома. А когда-то давно этот район народ называл просто — «овраг»
Построенный в XIII веке мост Сент-Этьен когда-то пересекали тысячи паломников, чтобы по пути Святого Иакова в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела остановиться у могилы Марциала Лиможского. Через него же Чёрный Принц в 1370 году въехал в город, чтобы лично наблюдать за его разграблением.
В непосредственной близости от собора можно обнаружить этот сквер, который помимо прекрасных прогулок откроет великолепный вид на реку Вьенну. Здесь, занимая площадь около 2 гектаров, находится ботанический сад, Лиможский музей изящных искусств в здании бывшего Епископского дворца.
Большие формальные сады, основанные в XVIII веке, с лужайками и прудами так и называют — Епископские сады. Здесь приятно в жаркий день, сам ботанический сад не впечатлил — тускленько и бедно, особенно с точки зрения информации. Хотя пишут, что здесь можно найти более 1200 видов растений!
Севернее от квартала Сите находится площадь Журдана, созданная в конце XVIII века и располагавшаяся на въезде в город.
Эта площадь отличается монументальной архитектурой конца XIX — начала XX века.
Иначе — это площадь монументов, здесь можно познакомиться со статуей маршала Журдана,
памятником погибшим в 1870 году и памятником погибшим в Первой мировой войне.
Для полноты необходимо упомянуть ещё два выдающихся здания. Первое — грандиозная и внушительная мэрия, расположена на окраине исторического старого города. Построенная между 1876 и 1883 годами по образцу ратуши в Париже, ратуша Лиможа — здание, в котором сливаются многие стили от Людовика XIII до неоренессанса.
Второе — главный вокзал Лиможа, который называют Бенедиктинским вокзалом. Он был спроектирован архитектором Роджером Гонтье и завершён в 1929 году. Вокзал построен из железобетона, облицованного известняком и увенчанного медным куполом. А название говорит о том, что на его месте когда-то был монастырь, приютивший братьев-бенедиктинцев.